Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Влияние экономического кризиса на коллективное трудовое право Испании и Италии (Сыченко Е.В.)

Влияние экономического кризиса на коллективное трудовое право Испании и Италии (Сыченко Е.В.)

Дата размещения статьи: 04.04.2017

Влияние экономического кризиса на коллективное трудовое право Испании и Италии (Сыченко Е.В.)

Политика объединенной Европы традиционно поддерживала развитие централизованного коллективного регулирования, но с момента начала экономического кризиса позиция ЕС резко изменилась в сторону поддержки децентрализации <1>. Подписанный большинством стран ЕС в марте 2011 г. Пакт Евро плюс обозначил пересмотр степени централизации в коллективных переговорах в качестве одной из ключевых мер по содействию конкурентоспособности. На тот момент процесс пересмотра был уже запущен во многих странах ЕС, наиболее пострадавших от экономического кризиса. В частности, изменения, позволяющие предусматривать в коллективных договорах менее благоприятные условия по сравнению с коллективными соглашениями, начали принимать в Греции, Ирландии и Испании в 2010 г. В Италии и Франции подобные изменения были приняты в 2012 и 2013 гг. соответственно. Национальные власти больше не способствуют ведению коллективных переговоров в качестве предпочтительной модели регулирования трудовых отношений в государственном секторе, что отражается и на частном секторе <2>. В настоящей статье будут рассмотрены особенности реформирования коллективного трудового права в Испании и Италии в период кризиса в качестве иллюстрации к охватившему европейские страны процессу децентрализации коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.
--------------------------------
<1> Maarten Keune, Less governance capacity and more inequality: the effects of the assault on collective bargaining in the EU. In: Wage bargaining under the new European Economic Governance: Alternative strategies for inclusive growth Guy Van Gyes, Thorsten Schulten ETUI, 2015. P. 284.
<2> Marginson P. The changing nature of collective employment relations // Employee Relations. 2015. T. 37. N. 6. С. 654.

1. Италия

Реформы итальянского трудового права были инициированы Европейским центральным банком. В письме <3>, направленном правительству Италии, были изложены требования европейских властей по ужесточению критериев для расчета пенсий, обеспечению большей гибкости рынку труда, упрощению процедуры увольнения, изменению системы коллективных переговоров при повышении роли локальных соглашений.
--------------------------------
<3> Текст письма опубликован см.: URL: http://www.ilsole24ore.com/art/notizie/2011-09-29/testo-lettera-governo-italiano.

Во исполнение требований Европейского банка 12 августа 2011 г. был принят Декрет No. 138, который предусмотрел возможность при заключении коллективных соглашений отступать от норм как коллективных соглашений, заключенных на секторальном или национальном уровне, так и от правил, предусмотренных законодательством. Заключение таких специальных соглашений допускается, чтобы "увеличить количество рабочих мест, улучшить качество условий труда, положить конец использованию нелегальной рабочей силы, для повышения конкурентоспособности и оплаты труда, для преодоления промышленного кризиса, для поощрения новых инвестиций и внедрения новых видов деятельности". Данное соглашение должно быть подписано профсоюзными организациями, функционирующими в компании на основании закона и соглашений, заключенных между конфедерациями. Эти специальные соглашения распространяются на всех работников при условии, что были подписаны большинством профсоюзных организаций на предприятии. Изменения возможны в следующих областях: рабочее время; трудовые обязанности работников и классификация должностей; срочные трудовые договоры, договоры о работе на неполный рабочий день, регулирование "заемного" труда; изменение трудовых договоров, увольнение работников (за некоторыми исключениями, например дискриминационное увольнение, увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до одного года, увольнение во время свадебного отпуска или тех, кому предоставлен родительский отпуск) <4>.
--------------------------------
<4> Stefan Clauwaert, Isabelle Schomann. The crisis and national labour law reforms: a mapping exercise. European Trade Union Institute (ETUI). Brussels, 2012. P. 22.

Данная реформа была названа итальянскими учеными-трудовиками "настоящей революцией в системе источников трудового права" <5>, а также предвестием "смерти трудового права в Италии" <6>. В результате реформы стороны имеют право проводить коллективные переговоры об изменении условий труда с целью их ухудшения. Единственное установленное ограничение - это необходимость соответствия Конституции Италии нормам ЕС и международным требованиям.
--------------------------------
<5> Valerio Speziale, Adalberto Perulli, L'articolo 8 della legge 14 settembre 2011, n. 148 e la "rivoluzione di Agosto" del Diritto del lavoro. WP-CSDLE "MassimoD'Antona". IT 132 (2011), c. 23.
<6> Carla Ponterio, Riverso Roberto, L'articolo 8 della legge 14 settembre 2011, n. 148 e la morte annunciata del diritto del lavoro. Questione giustizia (2011), c. 63 - 75.

В качестве примера реализации на практике данных нововведений можно привести соглашение, заключенное в Телеком (Италия) в декабре 2011 г., когда в коллективный договор было включено условие, изменяющее максимальный срок срочного трудового договора, установленный законодательством, с 36 до 63 месяцев <7>.
--------------------------------
<7> Guzzo Silvio, Gli accordi di prossimita, fra efficacia soggettiva ed inderogabilita del contratto collettivo. Tesi di laurea magistrale. Universita di Pisa. 2015. C. 19. URL: https://etd.adm.unipi.it/t/etd-06232015-202924.

Нельзя не отметить, что сформулированные законодателем цели, которым должно соответствовать заключение специальных соглашений, могут быть истолкованы чрезвычайно широко. А в условиях кризиса могут использоваться, на наш взгляд, для злоупотребления работодателем своими правами и ухудшения условий труда.

2. Испания

В Испании реформа коллективных отношений была начата в 2011 г. Был принят закон, вносящий изменения в Положение о трудящихся (Estatutodelos Trabajadores), который является основой трудового права Испании <8>. Новая ст. 84.2 предусмотрела возможность при заключении коллективных соглашений отступать от норм коллективных соглашений, заключенных на секторальном или национальном уровне по некоторым вопросам, в случае если данные соглашения предусмотрят передачу соответствующих полномочий на локальный уровень. Спектр вопросов, по которым было возможно передать нормотворчество на уровень предприятия, был ограничен, в частности, вопросами заработной платы, рабочего времени, классификации должностей. Возможность изменения условий труда в коллективных договорах путем ухудшения условий, содержащихся в национальных и отраслевых соглашениях, была ограничена, в отличие от Италии, нормами закона.
--------------------------------
<8> Основные изменения в коллективное трудовое право были внесены путем принятия RealDecreto-Ley 7/2011 в 2011 и Ley 3/2012 в 2012 г.

Реформа 2012 г. о соотношении норм коллективных соглашений различного уровня привела к изменению юридической природы этих соглашений таким образом, что условия локального коллективного договора стали абсолютной императивной нормой, которая не может быть изменена коллективными переговорами на каком-либо ином уровне <9>. Новые нормы также предусмотрели возможность отходить на региональном уровне от условий, предусмотренных в секторальных коллективных соглашениях, даже в области обеспечения безопасности труда <10>.
--------------------------------
<9> Balaguer, MercedesLopez, Limites materiales a la prioridad aplicativa del convenio de empresa: a proposito de la sentencia del tribunal superior de justicia de navarra de 30 de Julio de 2014. Revista Boliviano de Derecho 21(2016), c. 298.
<10> Gimenez, Amparo Garrigues, Derivas De La Reforma De La Negociacion Colectiva En Espana: Un Adios A La Intangibilidad In Peius De Las Normas Minimas En Materia De Prevencion De Riesgos Laborales Establecidas Por Los Convenios Sectoriale. European Scientific Journal, ESJ 10.8 (2014).

В 2012 г. был принят Закон, предусматривающий право работодателя отказаться от исполнения условий коллективных договоров (отраслевых и даже локальных) в случае снижения доходов или продаж за шесть месяцев подряд при соблюдении процедуры консультации с представителями работников. Данное право распространяется на регулирование вопросов заработной платы, рабочего времени и не ограничено во времени. Согласно новым нормам ухудшение условий труда по сравнению с установленными коллективными соглашениями может действовать вплоть до окончания срока самого соглашения <11>.
--------------------------------
<11> Antoine Jacobs, Decentralization of labour law standard setting and the financial crisis. In: Niklas Bruun, Klaus Lorcher, Isabelle Schomann (editors). The Economic and Financial Crisis and Collective Labour Law in Europe, Bloomsbury Publishing. 2014. C. 180.

Оценка данных реформ неоднозначна. В 2014 г. Министр Испании по вопросам занятости Фатима Баньес утверждала, что с момента вступления в силу реформы коллективного трудового права в 2012 г. было 4 900 отступлений от коллективных соглашений на локальном уровне, при этом 99% - в результате соглашения между сторонами, что привело, по словам Министра, к сохранению более 300 000 рабочих мест <12>. При этом оценки со стороны научного сообщества менее позитивны. Ученые утверждают, что результат данных реформ выразился в конкуренции на основе снижения уровня социальной защиты и понижение заработной платы стало основным фактором в конкурентной борьбе <13>. Отмечается, что новые нормы привели на практике к ухудшению условий труда и ослаблению коллективного регулирования трудовых отношений <14>.
--------------------------------
<12> Carlos J. Fernandez Rodriguez, Rafael Ibanez Rojo and Miguel Martinez Lucio, The Reform of Collective Bargaining in the Spanish Manufacturing Sector with Reference to the Metal and Chemical Sectors: Legacies and Risks in the Reform of Regulation since 2008. URL: www.research.mbs.ac.uk/ewerc/Portals/o/Documents/SDDTEC/Spain%20Final%20.pdf.
<13> Jose Manuel Gomez Munoz, Evolution and Deconstruction Of Spanish Trade Unionism In The Constitutional Era And In The Economic Crisis. URL: http://www.unibocconi.it/wps/wcm/connect/05c6c67d-8533-4178-94bb-fea9b0959cl8/EVOLUTION+AND+THE+LABOR+Deconstruction+ERA+SPANISH+IN+CONSTITUTIONAL+AND+ECONOMIC+CRISIS.pdf?MOD=AJPERES.
<14> Rodriguez, Carlos J. Fernandez, Rafael Ibanez Rojo, and Miguel Martinez Lucio. Austerity and collective bargaining in Spain: The political and dysfunctional nature of neoliberal deregulation // European Journal of Industrial Relations (2016): 0959680116643433.

Заключение

Изученный опыт Испании и Италии является лишь одной из иллюстраций общего процесса децентрализации коллективного регулирования трудовых отношений. Поддерживаемый не только работодателями, но и политиками как на национальном, так и на европейском уровне, этот процесс будет иметь глубокие последствия для трудового права в целом. Он приведет к еще большему снижению количества работников, на которых распространяется действие коллективных соглашений (в Испании, например, эта цифра с 85% до кризиса снизилась до 57,8% в 2011 г. <15>) и, как утверждают некоторые исследователи, к разрушению коллективного трудового права <16>. Децентрализация приведет к еще большему ослаблению правового положения и без того слабой стороны трудового договора - работника <17>, к усилению неравенства в обществе и подрыву социальной стабильности <18>.
--------------------------------
<15> Maarten Keune, Less governance capacity and more inequality: the effects of the assault on collective bargaining in the EU. In: Wage bargaining under the new European Economic Governance: Alternative strategies for inclusive growth Guy Van Gyes, Thorsten Schulten ETUI, 2015, c. 287.
<16> HYMAN R., Three scenarios for industrial relations in Europe. International Labour Review, 2015 (154), c. 5 - 14. doi: 10.1111/j.1564-913X.2015.00221.
<17> См., например, развитие данного утверждения на примере шведского опыта: Thornqvist, Christen The decentralization of industrial relations: the Swedish case in comparative perspective // European Journal of industrial relations 5.1 (1999): 71 - 87.
<18> См., напр.: Maarten Keune, Less governance capacity and more inequality: the effects of the assault on collective bargaining in the EU, c. 293.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑