Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Расплата за мигранта (Бодрова О.)

Расплата за мигранта (Бодрова О.)

Дата размещения статьи: 06.04.2017

Расплата за мигранта (Бодрова О.)

Одной из основных проблем, связанных с трудовой миграцией, является то, что многие из прибывших иностранцев работают нелегально. В связи с этим государством проводится ряд мер по пресечению и выявлению незаконных мигрантов, а также ужесточаются правила официального трудоустройства мигрантов. В 2015 - 2016 годах введены новые правила въезда мигрантов в Россию.

Правила ужесточаются

Согласно статистическим данным Российская Федерация входит в пятерку наиболее привлекательных стран для трудовых мигрантов. В основном речь идет о гражданах стран СНГ и ближнего зарубежья. Несмотря на непростое экономическое время для государства, миграционный поток не иссякает.
По данным Росстата, в 2015 году в Россию въехали 6734523 человека из стран СНГ и других зарубежных стран, и это только официально зарегистрированные люди, которые приехали на ПМЖ или трудоустроились на законных основаниях. Причиной столь массового прибытия иностранных граждан стала неблагоприятная политическая и экономическая ситуация на Украине.
Одной из основных проблем, связанных с трудовой миграцией, является то, что многие из прибывших иностранцев работают нелегально, следовательно, государственная казна не получает налоги, а денежные средства выходят за пределы страны. Этой же причиной объясняется рост преступности в некоторых регионах.
В связи с этим государством проводится ряд мер по пресечению и выявлению незаконных мигрантов, а также ужесточаются правила официального трудоустройства мигрантов.
В 2015 - 2016 годах введены новые правила въезда мигрантов в Россию. С 1 января 1015 года граждане Таджикистана, Узбекистана, Молдовы, Туркменистана, Азербайджана, Украины смогут въехать в Россию исключительно по заграничным паспортам, без визы. Граждане Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии смогут посещать РФ по внутреннему паспорту, поскольку они входят в ЕАЭС.
Ужесточается "правило 90/180", принятое в январе 2014 года. Раньше мигранты могли находиться в РФ без оформления миграционной карты 90 дней, после чего благополучно оформляли въезд-выезд, чтобы отсчет дней пребывания начался заново, и таким образом обходили закон стороной. Теперь при введении "правила 90/180" такая хитрость не пройдет. Если по истечении 90 дней мигрант выедет из России, вернуться назад он сможет лишь через 90 дней. Иногда еще удается мигрантам выехать на пару дней из России и беспрепятственно вернуться обратно, но следующий въезд в Россию будет запрещен обязательно, только на более длительный срок.
В связи с политической ситуацией на Украине для ее мигрантов периодически делают послабления в отношении "правила 90/180" и паспортного режима.
В случае отсутствия миграционной карты в течение 180 дней (6 месяцев) мигрант понесет наказание в виде запрета на въезд в Россию на 5 лет. Если же мигрант находится в России без оформления миграционной карты более 280 дней, запрет на въезд в Россию устанавливается на 10 лет. Помимо запрета, предусмотрены штрафные санкции.
В некоторых случаях срок в 90 дней для нахождения в РФ без миграционного учета может быть увеличен: например, служба по контракту в ВС России (срок постановки на миграционный учет равен сроку контракта); получен вид на жительство; обучение в РФ; имеется оформленный патент; есть разрешение на временное проживание.
Для мигрантов из стран СНГ с января 2016 года отменены квоты. Мигранты должны получить патент (разрешение на работу) сроком до 1 года. По этому патенту мигранты могут работать как у юридических, так и у физических лиц.
Мигранты со стран СНГ перед въездом в РФ должны сдать экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. Они же могут получать выплаты по листкам нетрудоспособности, правда, в меньшей сумме, чем россияне. В случае рождения ребенка никаких пособий им не выплачивается. Водителям с иностранным в/у работать на коммерческом транспорте запрещено. У мигранта обязательно должен быть полис ДМС.
С 2016 года миграционная госпошлина на получение РВП составит 1000 - 1600 руб., на ВНЖ - с 2000 - 3500 руб. Оформление патента на работу также должно оплачиваться: в среднем сумма составит 1600 - 4000 руб. в зависимости от региона и востребованности профессии.
С 1 января 2016 года введена обязательная процедура дактилоскопии для предотвращения въезда в страну мигрантов с поддельными документами.
В 2016 году на территорию России въехало: из Узбекистана - более 2 млн. человек, с Украины - более 2 млн. человек, из Таджикистана - около 1 млн., из Казахстана - 45 тыс. человек, из Армении - 30 - 35 тыс. человек.

Принимающую сторону накажут

Российским законодательством предусмотрена административная ответственность как для самих мигрантов, так и для принимающей стороны.
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение штрафа:
- на граждан - от 2000 до 5000 руб.;
- на должностных лиц - от 25000 до 50000 руб.;
- на юридических лиц - от 250000 до 800000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение штрафа:
- на граждан - от 2000 до 5000 руб.;
- на должностных лиц - от 25000 до 50000 руб.;
- на юридических лиц - от 250000 до 800000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.
3. Неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение штрафа:
- на граждан - от 2000 до 5000 руб.;
- на должностных лиц - от 35000 до 50000 руб.;
- на юридических лиц - от 400000 до 800000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность за нарушение законодательства

1. В соответствии со ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
2. Статья 18.9 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение миграционного законодательства. Так, согласно указанной статье нарушение миграционного законодательства организацией как принимающей стороной влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 40000 до 50000 руб.;
- на юридических лиц - от 400000 до 500000 руб.
3. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета влечет наложение административного штрафа:
- на граждан - в размере от 2000 до 4000 руб.;
- на должностных лиц - от 40000 до 50000 руб.;
- на юридических лиц - от 400000 до 500000 руб.

Ответственность за нарушения порядка въезда и выезда

Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
По сложившейся традиции повышенный спрос на рабочую силу наблюдается в строительной сфере и тяжелой промышленности. По итогам исследований НИУ ВШЭ, полученных исходя из данных Росстата и Роструда, выяснилось, что наиболее привлекательным для трудовых мигрантов является Ямало-Ненецкий автономный округ - там число заявок на трудоустройство к общей численности проживающих составило 11,1%, далее за ним следуют Москва и область, а также Санкт-Петербург.
В большинстве случаев мигранты задействованы в тех сферах, где не хватает рабочих рук. Строительная сфера охватывает более 45,8% мигрантов, в обрабатывающей промышленности занято около 13,5%, в сферах торговли и отельно-ресторанного бизнеса задействованы около 10,6% иностранцев. Наименьшее количество заявок подают на работу в сфере образования, финансового сектора и медицины.
Несмотря на кризис в Российской Федерации, по-настоящему плачевное состояние экономик некоторых соседних государств вынуждает их граждан ехать на заработки в Россию подчас на низкооплачиваемую физическую работу. Задачами нашего государства являются соблюдение баланса в миграционной сфере и недопущение массового потока иностранных граждан, так как это может негативно сказаться на рынке труда для российских граждан, а также способствовать межнациональной розни и росту преступности.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑