Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Конфликт интересов на государственной гражданской службе: изменения правового регулирования (Колобова С.В.)

Конфликт интересов на государственной гражданской службе: изменения правового регулирования (Колобова С.В.)

Дата размещения статьи: 10.04.2017

Конфликт интересов на государственной гражданской службе: изменения правового регулирования (Колобова С.В.)

Система государственной службы согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" [10] включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов. Закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право на свободное распоряжение своими способностями к труду может быть реализовано путем не только заключения трудового договора, но и прохождения гражданской службы, службы в правоохранительных органах, поступления на военную службу [2, с. 51].

Одним из частных проявлений коррупции является конфликт интересов на государственной службе, проблемы правопонимания которого волнуют не только ученых, но и правоприменителей. Для реализации механизма правового регулирования вопросов борьбы с коррупционными проявлениями необходимо определить основные термины, понятийный аппарат.

Статья 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ) [7] среди основных обязанностей гражданского служащего указывает обязанность сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта. Закон N 79-ФЗ неоднократно редактировался и дополнялся. Хотелось бы остановиться более подробно на некоторых изменениях, внесенных Федеральным законом от 05.10.2015 N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" (далее - Закон N 285-ФЗ) [6], по вопросам урегулирования конфликта интересов на гражданской службе.

Содержащиеся в ст. 19 Закона N 79-ФЗ в первоначальной редакции определения понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность" законодателем были несколько изменены. Теперь Закон N 79-ФЗ не содержит таких определений, а части 1 и 2 ст. 19 указывают, что для целей Закона N 79-ФЗ используются понятия "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", установленные частями 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ) [9]. В настоящее время под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Проводя сравнение предыдущей и действующей редакции ст. 19 Закона N 79-ФЗ, обратим внимание на то обстоятельство, что законодателем уточнены разновидности личной заинтересованности, о чем свидетельствует указание в скобках слов "прямая или косвенная". Сделано это было с целью исключения каких-либо неверных толкований на практике. В данном случае речь может идти не только о непосредственном получении служащим дохода в настоящее время, но и о создании условий для получения им возможного дохода в будущем.

Рассматривая антикоррупционное поведение государственных служащих, можно констатировать, что госслужащие нередко попадают в ситуацию, характеризующуюся конфликтом интересов, помимо своей воли, не совершая при этом никаких противоправных действий [3, с. 42].

В новом определении наряду с характеристикой объективного исполнения должностных обязанностей также указаны "надлежащее и беспристрастное" исполнение обязанностей (осуществление полномочий). Заметим, что перечень обязанностей гражданского служащего является открытым и может быть конкретизирован должностным регламентом госслужащего.

Законом N 285-ФЗ было уточнено понятие "личная заинтересованность". Личная заинтересованность - это возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) госслужащим и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми госслужащий и (или) лица, стоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. В литературе высказано мнение о том, что определение личной заинтересованности наконец "доросло" до европейских стандартов антикоррупционного законодательства [11, с. 23].

Известно, что эффективность государственного управления обеспечивает высококвалифицированный кадровый состав государственной службы. Безусловно, такие изменения свидетельствуют о совершенствовании действующего законодательства и будут способствовать устранению проблем правопонимания. Обратим внимание на тот факт, что определение понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность" из Закона N 273-ФЗ признаны универсальными и распространяются на работников государственных корпораций и государственных компаний, особенности регулирования труда которых предусмотрены ст. 349.1 Трудового кодекса РФ.

В научной литературе высказано мнение, что не следует трактовать институт конфликта интересов исключительно как противодействие коррупции, ибо он связан с конфликтом не только публичного, но и частного интереса [1, с. 16].

В практической деятельности возникают определенные сложности в установлении факта наличия конфликта интересов. В этой связи кроме указанных ранее федеральных законов, на наш взгляд, необходимо изучить типовые условия возникновения конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации, которые рассмотрело Министерство труда и социальной защиты РФ в 2012 году [5], подготовив комментированный обзор таких ситуаций. Вот наиболее явные из них:

1) нарушение запретов, установленных Законом N 79-ФЗ (к примеру, использование какой-либо служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий от иностранных государств и др.);

2) выполнение отдельных функций государственного управления в отношении родственников или иных лиц (друзей государственного служащего и друзей его родственников), с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего (заметим, что законодательство не относит к иным лицам друзей государственного служащего и друзей его родственников);

3) получение подарков и услуг;

4) владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

5) выполнение иной оплачиваемой работы;

6) судебные разбирательства и имущественные обязательства;

7) трудоустройство после прекращения служебного контракта и увольнения с государственной службы; взаимодействие с бывшими работодателями.

Разберем ситуацию, когда гражданский служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой госслужащий осуществляет отдельные функции государственного управления. Определим, какие меры предотвращения и урегулирования могут быть в такой ситуации.

Государственный служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Законодательством предусмотрен уведомительный порядок направления государственным служащим представителю нанимателя информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу, который не требует получения согласия представителя нанимателя. Представитель нанимателя не вправе запретить государственному служащему выполнять иную оплачиваемую работу. Вместе с тем в случае возникновения у госслужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, госслужащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя и своего непосредственного начальника, причем обязательно в письменной форме.

При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения государственному служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет функции государственного управления.

В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации государственный служащий уже выполнял или выполняет в ней иную оплачиваемую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в данной организации.

Если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники государственного служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, то госслужащему также следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

В случае если государственный служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в отношении организации, в которой государственный служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу.

Минтруд России, комментируя названную выше ситуацию, указывает на ч. 2 ст. 14 Закона N 79-ФЗ, согласно которой гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. При этом условия, при которых гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, являются типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность гражданского служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Законом N 79-ФЗ установлен запрет государственным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей какое-либо вознаграждение от физических и юридических лиц. Вместе с тем представители проверяемой организации могут попытаться подарить государственному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например в связи с днем рождения. Подарок в такой ситуации не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей, и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит госслужащего в ситуацию конфликта интересов. Ведь полученная выгода может негативно повлиять на исполнение госслужащим должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности государственного служащего и тем самым нанести ущерб не только репутации государственного органа, но и государственной службе в целом.

Заметим, что действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ (бесплатных услуг, скидок, ссуд, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) родственниками госслужащих. Но несмотря на это следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и, конечно же, повлиять на действия и решения госслужащего. В этой связи в числе мер предотвращения и урегулирования конфликта интересов можно назвать следующие.

Государственному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарков от организаций, в отношении которых госслужащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении госслужащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении госслужащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного государственным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение государственным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения государственным служащим своих должностных обязанностей.

Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то госслужащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками госслужащего подарков от физических лиц и (или) организаций, в отношении которых государственный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется: указать государственному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов; предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость; до принятия государственным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить государственного служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Таким образом, предотвращение или урегулирование конфликта интересов на гражданской службе может проявляться в изменении служебного (должностного) положения госслужащего - стороны конфликта интересов, в его отстранении от исполнения служебных (должностных) обязанностей, в его отказе от той выгоды, которая является причиной возникновения конфликта интересов. Если гражданский служащий не принимает соответствующих мер для предотвращения или урегулирования конфликта интересов, то законодательство допускает его увольнение с гражданской службы. Такое бездействие гражданского служащего является правонарушением согласно ч. 3.2 ст. 19 Закона N 79-ФЗ.

Кроме нарушений основных прав и обязанностей гражданского служащего и несоблюдения ограничений, связанных с гражданской службой, среди типичных коррупционных нарушений можно выделить следующие: непредставление (представление недостоверных) сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера; формирование конкурсных комиссий с нарушением установленных требований, непроведение либо нарушение условий проведения конкурса при поступлении на службу (замещении должности); несоблюдение квалификационных требований к должностям гражданской службы; отступление от требований к служебному поведению гражданского служащего; нарушение запретов, связанных с гражданской службой; принятие нормативных правовых актов, противоречащих федеральному или региональному законодательству; нарушение правил урегулирования конфликта интересов на гражданской службе [4, с. 10].

Основываясь на положениях ст. 19 Закона N 79-ФЗ, проблема конфликта интересов на гражданской службе должна разрешаться с участием комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Именно в целях соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов правовым актом государственного органа создается комиссия по урегулированию конфликта интересов. Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821 [8] утверждено соответствующее Положение о таких комиссиях.

Нельзя не согласиться с Т.В. Казиной в том, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов в системе государственной службы является профилактикой коррупционных правонарушений, а также одним из направлений борьбы с коррупционными проявлениями в сфере государственного управления [1, с. 15].

Список литературы

1. Казина Т.В. Конфликт интересов в системе государственной гражданской службы // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 9. С. 15, 16.
2. Колобова С.В. Некоторые вопросы правового регулирования служебных отношений // Гражданин и право. 2013. N 2. С. 51.
3. Комахин Б.Н. Стратегия антикоррупционного поведения государственных служащих: административно-правовая характеристика // Административное право и процесс. 2014. N 1. С. 42.
4. Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовое противодействие коррупции в системе государственной службы и в деятельности сотрудников полиции Российской Федерации и зарубежных государств // Полицейская деятельность. 2011. N 1. С. 10.
5. Письмо Минтруда России от 15.10.2012 "Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования" // СПС "КонсультантПлюс".
6. Федер. закон от 05.10.2015 N 285-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления обязанности лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов" // СПС "КонсультантПлюс".
7. Федер. закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.
8. Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (ред. от 22.12.2015)) // СПС "КонсультантПлюс".
9. Федер. закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 15.02.2016) // СПС "КонсультантПлюс".
10. Федер. закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 13.07.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
11. Шалаев А.В. Личная заинтересованность и конфликт интересов: обзор изменений правового регулирования // Делопроизводство и кадры. 2015. N 10. С. 23.

References

1. Kazina T.V. Konflikt interesov v sisteme gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2015. N 9. S. 15, 16.
2. Kolobova S.V. Nekotorye voprosy pravovogo regulirovanija sluzhebnyh otnoshenij // Grazhdanin i pravo. 2013. N 2. S. 51.
3. Komahin B.N. Strategija antikorrupcionnogo povedenija gosudarstvennyh sluzhashhih: administrativno-pravovaja harakteristika // Administrativnoe pravo i process. 2014. N 1. S. 42.
4. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Administrativno-pravovoe protivodejstvie korrupcii v sisteme gosudarstvennoj sluzhby i v dejatel'nosti sotrudnikov policii Rossijskoj Federacii i zarubezhnyh gosudarstv // Policejskaja dejatel'nost'. 2011. N 1. S. 10.
5. Obzor tipovyh situacij konflikta interesov na gosudarstvennoj sluzhbe Rossijskoj Federacii i porjadka ih uregulirovanija: informacija Mintruda Rossii ot 19.10.2012 // SPS "Konsul'tantPljus".
6. Feder. zakon ot 05.10.2015 N 285-FZ "O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti ustanovlenija objazannosti lic, zameshhajushhih gosudarstvennye dolzhnosti, i inyh lic soobshhat' o vozniknovenii lichnoj zainteresovannosti, kotoraja privodit ili mozhet privesti k konfliktu interesov, i prinimat' mery po predotvrashheniju ili uregulirovaniju konflikta interesov" // SPS "Konsul'tantPljus".
7. Feder. zakon ot 27.07.2004 N 79-FZ "O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii" (red. ot 30.12.2015) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2004. N 31. St. 3215.
8. Polozhenie (utv. Ukazom Prezidenta RF ot 01.07.2010 N 821 "O komissijah po sobljudeniju trebovanij k sluzhebnomu povedeniju federal'nyh gosudarstvennyh sluzhashhih i uregulirovaniju konflikta interesov" (red. ot 22.12.2015)) // SPS "Konsul'tantPljus".
9. Feder. zakon ot 25.12.2008 N 273-FZ "O protivodejstvii korrupcii" (red. ot 15.02.2016) // SPS "Konsul'tantPljus".
10. Feder. zakon ot 27.05.2003 N 58-FZ "O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii" (red. ot 13.07.2015) // SPS "Konsul'tantPljus".
11. Shalaev A.V. Lichnaja zainteresovannost' i konflikt interesov: obzor izmenenij pravovogo regulirovanija // Deloproizvodstvo i kadry. 2015. N 10. S. 23.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑