Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Федеральные государственные образовательные стандарты как элемент регулирования образовательных услуг в России (Лосева Н.А., Петрова Н.П.)

Федеральные государственные образовательные стандарты как элемент регулирования образовательных услуг в России (Лосева Н.А., Петрова Н.П.)

Дата размещения статьи: 11.04.2017

Федеральные государственные образовательные стандарты как элемент регулирования образовательных услуг в России (Лосева Н.А., Петрова Н.П.)

В статье рассматриваются регулирование образовательной деятельности в России, федеральные государственные образовательные стандарты как элемент регулирования образовательных услуг, требования законодательства об образовании и образовательных стандартов. 

Система образования представляет собой сложный социально-экономический комплекс. Несмотря на разные периоды в развитии образования в России, государство сохранило свою роль регулятора этой социальной сферы.

Образование - многоаспектный сложный объект управления, который включает образовательные учреждения, образовательные программы, образовательный процесс и его результаты. Особенностью регулирования высшего образования является его общественно-государственный характер. Значительная часть государственных функций (лицензирование, аттестация и аккредитация, экспертиза работ и др.) выполняется с привлечением вузовской общественности.

Федеральный орган исполнительной власти в лице Министерства образования и науки РФ имеет право (в соответствии с Положением о Министерстве образования) привлекать для проработки вопросов его сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов, создавать координационные и совещательные органы. Например, в работе диссертационных и экспертных советов участвуют известные ученые со всей страны; в состав комиссии по лицензированию включаются представители вузовской общественности и т.д. Это предусмотрено законодательством об образовании и иными нормативными актами: Типовым положением о совете ректоров вузов Российской Федерации [4], положениями о лицензировании и государственной аккредитации образовательной деятельности [2].

С момента образования Российской Федерации и до 1996 года руководство образованием осуществляли: в области начального и среднего образования - Министерство образования РФ (1991 - 1996); в области высшего и послевузовского образования - Министерство науки, высшей школы и технической политики РФ (1991 - 1993) и Государственный комитет по высшему образованию РФ (1993 - 1996). После 1996 и до 2004 г. функции управления образованием были сосредоточены в Министерстве общего и профессионального образования (1996 - 1999), позже преобразованном в Министерство образования РФ (1999 - 2004).

В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Эта система сложилась в ходе реформы исполнительной власти в 2004 г. С 2004 по 2010 г. существовало также подчиненное Минобрнауки Федеральное агентство по образованию (Рособразование), упраздненное в связи с передачей его функций в непосредственное ведение министерства.

Примером общественно-государственного регулирования в высшем образовании могут служить процедуры, связанные с разработкой и внедрением государственных образовательных стандартов.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1, ст. 2, п. 6].

К образовательным стандартам, принятым до 2009 г., применялось название "Государственные образовательные стандарты". До 2000 г., до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направлению подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровня подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.

Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 г. с введением Закона Российской Федерации "Об образовании", ст. 7 которого была посвящена государственным образовательным стандартам.

В редакции, предложенной разработчиками Закона "Об образовании" в 1992 г., федеральный компонент образовательного стандарта состоял из пяти элементов:

- цели образования на каждой ступени обучения;

- требования к базовому содержанию основных образовательных программ;

- предельно допустимый объем аудиторной учебной нагрузки;

- требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих различные ступени школы;

- требования к условиям образовательного процесса.

Позднее эта редакция была сокращена до трехсоставной формулы: "Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников".

В результате этого из ст. 7 Закона, посвященной образовательным стандартам, исчез целевой блок; требования к базовому содержанию основных образовательных программ были заменены "обязательным минимумом"; исчезло понятие предельно допустимой аудиторной нагрузки; исчезли требования к условиям образовательного процесса [6].

Оставшаяся в Законе трехмерность федерального компонента образовательного стандарта, по мнению некоторых ученых, уже вскоре оказалась недостаточной. И в 1996 г. при принятии Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" произошел частичный возврат к исходному замыслу Закона "Об образовании". В п. 2 ст. 5 Закона вновь появились требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ и к условиям их реализации.

Обязательность принятия федерального государственного образовательного стандарта была установлена Конституцией Российской Федерации, принятой на всероссийском голосовании 12 декабря 1993 г.

В 1993 - 1999 гг. разрабатывались временные образовательные и федеральные компоненты государственного образовательного стандарта. С 2000 г. стали разрабатываться ГОС первого поколения (для общего образования) и первого, и второго поколений (для высшего образования). С принятием изменений в Закон "Об образовании" в 2009 г. стали разрабатываться стандарты нового поколения - федеральные государственные образовательные стандарты. Именно они стали федеральными. Стандарты предыдущих поколений по существу федеральными государственными образовательными стандартами не являлись, а были лишь его компонентами.

ФГОС высшего образования обязательны к применению всеми имеющими государственную аккредитацию вузами Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 N 259-ФЗ "О государственном университете" и Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- духовно-нравственное развитие и воспитание.

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Стандарт является основой:

- разработки примерных основных образовательных программ;

- разработки программ учебных предметов, курсов, учебной литературы, контрольно-измерительных материалов;

- организации образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу в соответствии со стандартом, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности;

- разработки нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу, формирования государственного (муниципального) задания для образовательного учреждения;

- осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования;

- проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся;

- построения системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении;

- организации деятельности работы методических служб;

- аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных учреждений;

- организации подготовки, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования.

Каждый стандарт согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" включает три вида требований:

- требования к структуре основных образовательных программ, в том числе к соотношению частей основной образовательной программы и ее объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям;

- требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Понятие "компетентностный подход" получило распространение в начале XIX в. в связи с дискуссиями о путях модернизации российского образования. Компетентностный подход предполагает не усвоение отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Компетентностное образование реализуется благодаря усвоению и формированию у учащихся компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах, определяющих успешность функционирования выпускников в будущих условиях жизнедеятельности.

Сегодня российская система образования призвана решать следующие основные задачи:

- создавать для всех граждан условия для их широкой образованности, культуры и квалификации;

- обеспечить формирование культурного слоя широких слоев населения;

- обеспечить выявление, отбор и подготовку наиболее талантливых людей.

Развитие творческих способностей обучаемых должно выступать одной из главных задач на всех уровнях образования: дошкольное образование, общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и послевузовская профессиональная переподготовка. Процесс образования должен быть непрерывным, что особенно важно в условиях инновационной экономики, когда амортизация полученных знаний ускоряется. Все уровни образования должны быть взаимосвязаны, иметь общие исправления и одновременно решать общие и специфические задачи. Если первые два уровня призваны создать в стране широкий слой образованных и культурных людей, то следующие три уровня - среднее, высшее образование и профессиональная переподготовка - должны обеспечить кадровое сопровождение процесса создания инновационной экономики.

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу, включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.

Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на постановку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд. Порядок разработки и утверждения ФГОС утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" [3].

Министерство образования и науки РФ обеспечивает разработку проектов стандартов и вносимых в стандарты изменений с привлечением учебно-методических объединений в системе образования, образовательных, научных и иных организаций, представителей работодателей, а также органов исполнительной власти и иных заинтересованных лиц. Проекты стандартов направляются в Министерство образования и науки РФ, которое размещает их на своем официальном сайте в сети Интернет для обсуждения с участием представителей заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, научно-педагогических сообществ, объединений работодателей, и направляет их на независимую экспертизу.

Министерство образования и науки РФ организует проведение независимой экспертизы проектов стандартов организациями, федеральными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, а именно:

а) объединениями работодателей, научными и иными организациями, осуществляющими деятельность в соответствующей сфере, - в отношении проектов, касающихся среднего профессионального и высшего образования;

б) общественными организациями, действующими в системе общего образования, органами исполнительной власти, субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, - в отношении проектов, касающихся общего образования;

в) Министерством обороны РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, - в отношении проектов, содержащих вопросы подготовки граждан к военной службе.

Независимый эксперт проводит экспертизу проекта стандарта и направляет в Министерство экспертное заключение, подписанное руководителем или уполномоченным им должностным лицом, в течение 15 дней со дня получения проекта. Проекты ФГОС, замечания и экспертные заключения к ним обсуждаются Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам, который принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, доработке, либо к отклонению. Министерство образования и науки РФ принимает собственное решение относительно утверждения стандарта.

Кроме того, в целях обеспечения учета в стандартах профессионального образования положений соответствующих профессиональных стандартов в случае утверждения профессиональных стандартов Министерством труда и социальной защиты РФ последнее представляет в Министерство образования и науки РФ информацию об утвержденных профессиональных стандартах в течение 10 дней со дня их вступления в силу.

Министерство образования и науки РФ в течение 20 дней со дня получения этой информации направляет информацию о профессиональных стандартах разработчикам, которые в месячный срок проводят анализ указанной информации и направляют в Министерство образования и науки РФ сведения о том, что положения профессиональных стандартов учтены в стандартах профессионального образования. При необходимости разработчики проводят указанный анализ во взаимодействии друг с другом.

Министерство образования и науки РФ в месячный срок рассматривает указанные сведения, полученные от разработчиков, и при необходимости обеспечивает разработку и рассмотрение проектов стандартов профессионального образования не позднее года после утверждения соответствующих профессиональных стандартов. Проекты стандартов профессионального образования, доработанные в целях обеспечения учета положений соответствующих профессиональных стандартов, до их утверждения направляются Министерством образования и науки РФ в Национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

В настоящее время идет разработка ФГОС четвертого поколения [5]. Обновление государственных стандартов определяется системными изменениями, которые происходят в методологии профессионального образования. Эти изменения отражают сущность новой образовательной парадигмы, направленной на реализацию идеи "образование через всю жизнь". Методологической основой проектируемых ФГОС является модульно-компетентностный подход. В условиях поиска путей инновационного развития экономики и социальной сферы эта методологическая основа в большей степени ориентирована на реализацию потребности государства и общества в специалистах, имеющих не только качественную профессиональную подготовку, но и способных самостоятельно определять задачи личностного развития, планировать повышение своей квалификации. Актуальным представляется участие работодателей в формировании заданий производственной практики и т.п.

Проект Концепции разработки Федеральных государственных образовательных стандартов учитывает недостаточную реакцию действующих стандартов на изменения в производственной сфере и подчеркивает необходимость формирования профессионального цикла основных профессиональных образовательных программ усилиями не только образовательного сообщества, но и более эффективным участием в этом процессе работодателей.

В свою очередь, Концепция профессиональных стандартов основана на необходимости решить проблемы рынка труда и в рамках государственно-частного партнерства удовлетворить запрос работодателей на специалистов определенных профессий.

В настоящее время в России расширяется практика участия работодателей в образовательной деятельности учебных заведений и оценке качества образований, так как работодателям нужны гарантии того, что на рынке труда они смогут найти специалистов нужной квалификации, способных сразу приступить к работе. Работодатели участвуют в формировании заказа на подготовку специалистов нужного им профиля и квалификации и в оценке качества содержания и подготовки выпускников. Поскольку в основе заказа и оценки результатов обучения лежат прямые требования работодателей, то заказ и оценка будут выходить за рамки требований государства в сфере образования, которые определяются ФГОС. Таким образом, в настоящее время работодатель становится доминирующим заказчиком и оценщиком качества образования [7, с. 58].

Основной эффект оценки качества образования заключается в том, что создаются условия, в которых все заинтересованные стороны находятся в режиме постоянного мониторинга и взаимодействия с учебными заведениями, фиксируются и наблюдаются закономерности и тренды - позитивные и негативные - развития учебного заведения, составляется мнение о том, что оно собой представляет в статическом и динамическом формате [8, с. 54].

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности", от 18.11.2013 N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности".
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений".
4. Решение Минобразования РФ от 10.11.1998 N 2803/50-28 "Об утверждении типового положения о совете ректоров высших учебных заведений Российской Федерации".
5. Проект Концепции разработки Федеральных государственных образовательных стандартов 4-го поколения. Доступ с сайта: http://fgosvo.ru.uploadfiles/sovet27/K_Voprosu1.docx.
6. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования. http://avkrasn.ru/article-1066.htme/.
7. Лосева Н.А., Петрова Н.П. Актуальные вопросы развития высшего образования в современных экономических условиях // Аудитор. 2016. N 9. С. 58.
8. Лосева Н.А., Петрова Н.П. Социально-экономическое содержание, правовая регламентация, тенденции развития образовательных услуг // Аудитор. 2016. N 3. С. 54.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑