Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 12.04.2017
(Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году")
В начале нового года бухгалтеры не только подводят итоги года прошедшего, но и принимаются осваивать законодательные новшества. К числу таковых относится ежегодная индексация ряда социальных пособий, в том числе в связи с материнством и на детей.
Предыстория и взгляд в будущее
Второй год в этой части учета действуют новые правила, предыстория которых такая. Впервые в 2008 году законодательно была закреплена ежегодная индексация (пересчет) установленных фиксированных размеров пособий гражданам, имеющим детей (ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"). Эта норма предусматривает увеличение пособий на коэффициент прогнозируемого уровня инфляции, который устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период. Этим же Законом устанавливается и срок индексации.
Но в 2015 и 2016 годах этот порядок был "заморожен". Причины всем известны: негативные внешнеполитические и внутрироссийские факторы, нехватка средств. В прошлом году индексация пособий проводилась по скорректированным правилам (на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и уровнем, установленным в 2015 году законом о федеральном бюджете) и не с начала года, а с 1 февраля (Постановление Правительства РФ от 28.01.2016 N 42 "Об установлении с 1 февраля 2016 г. размера индексации выплат, пособий и компенсаций").
В 2016 году положение дел вроде улучшилось. Под влиянием принятых Правительством РФ мер по насыщению рынков, благодаря проводимой тарифной и денежно-кредитной политике потребительская инфляция в России снизилась до однозначных значений. По данным Росстата, по итогам 2016 года инфляция составила 5,4%, а потребительские цены в среднем за год выросли на 7,1% (в 2015 году - 12,9 и 15,5% соответственно). Хотя честно признаюсь: по моим субъективным ощущениям как потребителя, рост цен в 2016 году был куда выше. И трудно освободиться от мысли, что статистики как-то "химичат". Но не в вопросе "где же правда" мы сейчас разбираемся.
В 2017 году "заморозка" действия отдельных положений 24 Федеральных законов, устанавливающих порядок индексации социальных выплат, пособий и компенсаций, была продлена до 1 января 2018 года. А далее с указанной даты будет действовать единый порядок индексации выплат - один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из коэффициента индексации, определяемого Правительством РФ в соответствии с фактическим индексом потребительских цен за предыдущий год. По мнению Кабинета министров (разработчика новой нормы), такой порядок позволит установить механизм индексации, который обеспечит учет влияния инфляционных процессов на размеры выплат и сохранит их покупательную способность. Единый порядок индексации пособий закреплен в новой редакции статьи 4.2 (абз. 1 ч. 1) Закона N 81-ФЗ после принятия Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Но вернемся из будущего в настоящее, к инфляции 2016 года и к тому, как она сказалась на размере пособий в 2017 году.
Индексация-2017
Инфляция приводит к потере покупательной способности денег, а восстанавливают ее власти с помощью индексации.
Комментируемым Постановлением от 26.01.2017 N 88 "Об утверждении размера индексации выплат, пособий и компенсаций в 2017 году" Правительство РФ установило с 1 февраля 2017 года размер индексации 1,054. Это значит, что размер пособий нужно увеличить на уровень инфляции 2016 года - 5,4%.
Как следует из Постановления, увеличению подлежат выплаты, пособия и компенсации, правоустанавливающие документы по которым указаны в части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 06.04.2015 N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Указанная статья содержит перечень из 24 Федеральных законов, в числе которых упомянут и Закон N 81-ФЗ (п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона N 68-ФЗ).
Установленные этим Законом в фиксированных суммах пособия с 1 февраля 2017 года проиндексированы до следующих размеров:
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - 613,14 руб. (581,73 руб. x 1,054);
- единовременное пособие при рождении ребенка - 16 350,33 руб. (15 512,65 руб. x 1,054);
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью - 16 350,33 руб. (15 512,65 руб. x 1,054);
- минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет:
3 065,69 руб. (2 908,62 руб. x 1,054) - на первого ребенка;
6 131,37 руб. (5 817,24 руб. x 1,07) - на второго и последующих детей.
К минимальным размерам ежемесячного пособия по уходу за ребенком помимо индексации применяется районный коэффициент в случаях, если этот вид пособия выплачивают застрахованным лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Пособия выплачивают в новых суммах, если страховые случаи наступили 1 февраля 2017 года и позднее.
Пример 1. В октябре 2016 года на одиннадцатой неделе беременности (ранний срок - до 12 акушерских недель) женщина встала на учет в женской консультации. Женщина работает и подлежит социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Справку о ранней постановке на учет от 3 октября 2016 года женщина представила работодателю 20 февраля 2017 года одновременно с листком нетрудоспособности в связи с беременностью и родами и заявлением на декретный отпуск.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет в ранние сроки беременности представляется одновременно с документами, указанными в пункте 16 порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, далее - порядок).
В этом случае пособие в связи с постановкой на учет в женской консультации в ранние сроки беременности женщине следует выплатить в проиндексированном размере - 613,14 руб.
Это пособие работодатель выплачивает за счет средств ФСС России (абз. 2 ч. 1 ст. 4 Закона N 81-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", п. 23 порядка). Пособие не облагается страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ), взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). С суммы пособия не нужно исчислять НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).
Начисление и выплату пособия (если в регионе пособия выплачивает работодатель) в бухгалтерском учете отражают следующими записями:
Дебет 69, субсчет "Расчеты по социальному страхованию", Кредит 70
- 613,14 руб. - начислено единовременное пособие за счет средств соцстраха;
Дебет 70 Кредит 50 (51)
- 613,14 руб. - выплачено пособие из кассы (перечислено на банковский счет).
При выплате единовременного пособия при рождении ребенка следует ориентироваться на дату рождения малыша.
Пример 2. Сотрудница родила ребенка 6 января 2017 года. Необходимые для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка документы (заявление о назначении пособия, справку о рождении ребенка, выданную органами ЗАГС, справку с места работы отца о том, что пособие ему не назначалось) сотрудница представила работодателю через месяц - 7 февраля 2017 года. Поскольку страховой случай - рождение малыша - пришелся на период до 1 февраля 2017 года, единовременное пособие следует выплатить в размере, установленном до индексации, - 15 512,65 руб.
С 1 февраля 2017 года нужно пересмотреть размеры назначенных и выплачиваемых ежемесячных пособий по уходу за ребенком, если они не достигают проиндексированного минимального размера указанного пособия.
Если до принятия Постановления N 88 пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, исчисленное в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода), выплачивалось из минимальных размеров, то с 1 февраля пособия должны выплачиваться из новых минимальных значений.
Пример 3. Сотрудница находится в отпуске по уходу за вторым ребенком с декабря 2016 года до момента достижения ребенком возраста 1,5 лет. На момент назначения размер пособия, исчисленного в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода), составил 5 800 руб. Это значение было меньше законодательно установленного минимального размера (5 000 < 5 817,24). В декабре 2016 года и январе 2017 года пособие было выплачено исходя из минимального размера - 5 817,24 руб. С 1 февраля 2017 года размер пособия следует пересмотреть, установив его из нового минимального значения - 6 131,37 руб.
При индексации максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком данное пособие, исчисленное из 40% от среднего заработка (дохода) и выплачиваемое в максимальном размере, установленном до принятия Постановления N 88, с 1 января 2017 года подлежит перерасчету в процентном выражении от среднего заработка (дохода), но не выше максимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, проиндексированного на коэффициент 1,054.
Максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, исчисляемого в процентном выражении (40%) от среднего заработка (дохода), в 2017 году составляет 23 120,66 руб. ((((670 000 руб. + 718 000 руб.) : 730) x 40% x 30,4), где 670 000 руб. и 718 000 руб. - предельные величины базы для начисления страховых взносов в 2015 и 2016 годах соответственно).
В заключение отметим также, что с 1 февраля 2017 года на коэффициент 1,054 проиндексированы:
единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 25 892,45 руб. (24 565,89 руб. x 1,054);
ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, - 11 096,76 руб. (10 528,24 руб. x 1,054).