Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > К вопросу о понятии и видах государственной службы в Российской Федерации (Алексеева И.С.)

К вопросу о понятии и видах государственной службы в Российской Федерации (Алексеева И.С.)

Дата размещения статьи: 13.04.2017

К вопросу о понятии и видах государственной службы в Российской Федерации (Алексеева И.С.)

Государственная служба призвана обеспечить реализацию основных функций государства, исполнение которых возлагается на государственных служащих, находящихся на службе в органах публичной власти. Следует отметить, что в научной литературе не существует единого подхода к определению понятия "государственная служба". Характерными определениями термина "государственная служба" являются <1>:
- инструмент и технология государственного управления, реализации функций государства;
- механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и управления;
- публичный институт реализации государственной власти;
- система государственных органов, имеющих служащих для выполнения государственных задач;
- единство правового, социального и организационного институтов, регулирующих осуществление государственной власти;
- способ и форма реализации связей и отношений между государством, гражданским обществом и человеком;
- система юридически регулируемой деятельности и отношений служащих органов государственной власти по обеспечению и исполнению их полномочий;
- публично-правовое отношение между государством как работодателем и госслужащим как наемным работником;
- совокупность процессов и процедур государственно-служебных отношений;
- особый вид профессиональной, управленческой деятельности - административной или аппаратной.
--------------------------------
<1> См.: Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. С. 45.

Некоторые ученые под государственной службой понимают практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах <2>.
--------------------------------
<2> См.: Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. 2-е доп. изд. М., 2008. С. 113.

Вместе с тем государственная служба рассматривается как деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции РФ и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу <3>.
--------------------------------
<3> См.: Государственное управление в современной России: Учебно-методический комплекс. М., 2008. С. 35.

По нашему мнению, под государственной службой принято понимать:
- институт административного права (совокупность правовых норм), устанавливающий и регулирующий общественные отношения по поводу установления требований к государственным должностям государственной службы, определения содержания статуса государственного служащего, установления условий и порядка прохождения государственной службы, порядка прекращения прохождения государственной службы;
- профессиональную деятельность государственных служащих на государственных должностях, не являющихся выборными, с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти;
- совокупность людей, находящихся на службе государства, исполняющих свои профессиональные обязанности на контрактной основе за соответствующее вознаграждение.
Наиболее широким из представленных выше понятий является институт административного права, который охватывает собой понимание государственной службы и как вида деятельности, и как совокупности людей, замещающих должности государственной службы.
Впервые нормативное понятие государственной службы было закреплено в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" <4> (ныне утратившего силу). В Законе указывалось, что государственная служба - профессиональная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Федерации.
--------------------------------
<4> См.: Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

В Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" государственная служба Российской Федерации определяется как профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Федерации; органов государственной власти субъектов Федерации, иных государственных органов субъектов Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституциями РФ, уставами, законами субъектов Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов <5>.
--------------------------------
<5> См.: Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 13.07.2015) // СПС "КонсультантПлюс".

Для современной организации государственной службы характерна ее принципиально новая система с видовой классификацией, установленная Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации". Отличие заключается в следующем. Ранее государственная служба структурировалась только по уровням - федеральный уровень и уровень субъектов Федерации. Вместе с тем в настоящий момент она структурируется на три вида - правоохранительную, военную и гражданскую. При этом государственная гражданская служба подразделяется на два уровня - на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации. Военная и правоохранительная службы наряду с государственной гражданской службой считаются видами федеральной государственной службы.
В соответствии с установленным делением государственной службы принимаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о видах государственной службы, а также законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации о государственной гражданской службе этих субъектов.
По сравнению с Федеральным законом от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" введен новый термин "государственная гражданская служба", который отражает и введение нового института государственной гражданской службы в законодательную практику <6>.
--------------------------------
<6> Алексеев И.А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3. С. 27 - 31.

В Конституции РФ не содержится такого понятия, как "государственная гражданская служба". В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О системе государственной службы РФ" государственная гражданская служба является одним из видов "государственной службы", а потому является частным понятием по отношению к понятию "государственная служба", которая в соответствии с п. "т" ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации <7>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. от 03.07.2016) // СПС "КонсультантПлюс".

Можно сказать, что государственная гражданская служба учреждена федеральным законодателем для обеспечения исполнения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таким образом, по своим задачам данный вид службы является противоположным правоохранительной и военной службе <8>.
--------------------------------
<8> Алексеев И.А. К вопросу об отличиях муниципально-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 9. С. 40 - 45.

Как отмечается в Комментарии к законодательству, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" закрепляет гражданскую службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий государственных органов, распоряжаться государственными средствами и предоставлять государственные услуги. Таким образом, Закон регулирует гражданскую службу в качестве всеобъемлющего института государственного управления. Закон определяет предмет деятельности гражданских служащих, принципы организации гражданской службы, учреждает организационную структуру гражданской службы - систему должностей; определяет обязанности, подотчетность и дисциплинарную ответственность гражданских служащих <9>.
--------------------------------
<9> См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. А.Ф. Ноздрачева // СПС "КонсультантПлюс".

Важно отметить, что введение в России института государственной гражданской службы является частью административно-правовой реформы, связанной в том числе и с реформированием института государственной службы в Российской Федерации. Вообще, реформа системы государственной службы осуществляется в тесной взаимосвязи с проводимым реформированием федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов.
Стабильность и эффективность гражданской службы непосредственно связана с оптимизацией и стабилизацией системы и структуры государственных органов и их аппаратов, разграничением задач, функций, полномочий и ответственности государственных органов и их подразделений.
В настоящее время государственная служба в Российской Федерации обладает следующими характерными признаками: государственный характер деятельности; профессиональный характер деятельности; деятельность по обеспечению полномочий государственных органов; публичный характер службы; осуществляется только в государственном органе.
В целом современная система государственной службы с ее видовой классификацией учитывает не только федеративное устройство страны, но и специфику условий гражданской, военной и правоохранительной службы.

Литература

1. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 13.07.2015) // СПС "КонсультантПлюс".
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в ред. от 03.07.2016) // СПС "КонсультантПлюс".
4. Государственное управление в современной России: Учебно-методический комплекс. М., 2008. 548 с.
5. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. А.Ф. Ноздрачева // СПС "КонсультантПлюс".
6. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. 2-е доп. изд. М., 2008. 476 с.
7. Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. 679 с.
8. Алексеев И.А. К вопросу об отличиях муниципально-правовой ответственности от иных видов юридической ответственности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 9. С. 40 - 45.
9. Алексеев И.А. К вопросу о становлении и развитии российского законодательства о юридической ответственности органов публичной власти // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2016. N 3. С. 27 - 31.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑