Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Декларация по налогу на прибыль (Петров Е.)

Декларация по налогу на прибыль (Петров Е.)

Дата размещения статьи: 14.04.2017

Декларация по налогу на прибыль (Петров Е.)

Плательщики налога на прибыль организаций независимо от наличия у них обязанности по уплате данного налога и особенностей его исчисления и уплаты обязаны по истечении налогового периода - календарного года (п. 1 ст. 285 НК РФ) представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 289 НК РФ, налоговые декларации в порядке, определенном все той же статьей 289 НК РФ (п. 1 ст. 289 НК РФ).

Напомним, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 1 ст. 80 НК РФ):
- об объектах налогообложения;
- о полученных доходах и произведенных расходах;
- о налоговой базе;
- о налоговых льготах;
- об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Примечание. Налоговые декларации по налогу на прибыль по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ). Налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2016 год его плательщикам надлежит подать не позднее 28 марта 2017 года.

Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде и прилагаемых к ним документов в соответствии с НК РФ утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ). ФНС России при этом не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов. Исключением из этого являются:
- вид документа - первичный (корректирующий);
- наименование налогового органа;
- фамилия, имя, отчество физического лица или полное наименование организации (ее обособленного подразделения);
- номер контактного телефона налогоплательщика.
При оформлении налоговой декларации по налогу на прибыль за 2016 год налогоплательщикам надлежит использовать форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденную Приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@ (приложение 1 к Приказу). Данным Приказом также утверждены:
- порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций;
- формат представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме (приведены в приложениях 2, 3 к Приказу ФНС России N ММВ-7-3/572@).

Примечание. Налоговые декларации представляются в налоговый орган (п. 3 ст. 80 НК РФ) по установленной форме на бумажном носителе либо по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым ФНС России.

Пунктом 3 Приказа установлено, что он вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования. Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 28 ноября 2016 года. Следовательно, упомянутый Приказ начал действовать за четыре дня до наступления 2017 года.
Приведенное положение пункта 3 Приказа соответствует введенной в середине прошлого года норме абзаца 2 пункта 5 статьи 5 НК РФ (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"). Ею предусмотрено вступление в силу нормативных правовых актов, предусматривающих утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов) не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию по налогу на прибыль в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям (п. 5 ст. 289 НК РФ).
Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода (п. 2 ст. 289 НК РФ).

Примечание. Налоговые декларации в электронной форме обязаны представлять:
- налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
- вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек.

Увеличение объема

Общее количество страниц новой формы налоговой декларации возросло до 37. В ранее используемой форме декларации (утв. Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@) таковых было 29.
В форме декларации появились два новых листа - 08 и 09.
Лист 08 "Доходы и расходы налогоплательщика, осуществляющего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку" (на одной странице) используют для корректировок налогоплательщики, которые занизили налог из-за нерыночных цен в сделках с зависимыми контрагентами.
Налоговая база по прибыли признается заниженной, если в сделке с взаимозависимыми покупателями применяются цены ниже рыночных. В этом случае организация обязана пересчитать налог на прибыль и отразить сумму самостоятельной корректировки (п. 1, 4, 6 ст. 105.3 НК РФ) в декларации в новом разделе. В ранее используемой форме декларации сумма самостоятельной корректировки заносилась по строке 107 приложения 1 к листу 02.
Кроме самостоятельных корректировок на листе 08 отражаются симметричные (если контрагенту доначислили доходы, можно увеличить расходы) и обратные корректировки налоговой базы (если решение о доначислении доходов было впоследствии отменено).
Лист 09 "Расчет налога на прибыль организаций с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании" и приложение 1 к листу 09 должны заполнять налогоплательщики, признаваемые в соответствии с НК РФ контролирующим лицом контролируемой иностранной компании. И заполняются указанный лист и приложение к нему в отношении дохода в виде прибыли такой контролируемой иностранной компании, признаваемого внереализационным доходом данного налогоплательщика в соответствии с пунктом 25 статьи 250 НК РФ.
На шести из оставшихся новых страниц декларации размещены разделы листа 09:
- раздел А "Сведения о контролируемой иностранной компании" (на одной странице);
- Б1 "Расчет суммы налога на прибыль с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании, определенной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации" (на одной странице);
- Б2 "Расчет суммы налога с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании, определенной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации" (на двух страницах);
- Б3 "Расчет прибыли (убытка) контролируемой иностранной компании по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке, и производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке" (на двух страницах).
На последней новой странице разместилось приложение 1 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу по налогу с доходов в виде прибыли контролируемой иностранной компании" к листу 09.
Положения по порядку заполнения разделов листа 09 и приложения к этому листу приведены в разделе XVI порядка заполнения декларации.
Наличие дополнительных страниц декларации обусловлено тем, что с 1 января 2015 года в НК РФ Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" введено понятие контролируемых иностранных компаний и установлен механизм включения их прибыли в состав прибыли (дохода) российского резидента с дальнейшим налогообложением. Так:
- часть первая НК РФ дополнена главой 3.4 "Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица";
- в статье 7 "Международные договоры по вопросам налогообложения" НК РФ появилось понятие "лицо, имеющее фактическое право на доходы";
- статья 105.2 "Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации" НК РФ была дополнена пунктами 3.1, 3.2, 3.3;
- глава 16 "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение" НК РФ:
пополнилась статьями 129.5 "Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании" и 129.6 "Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях";
статьи 126 и 129.1 НК РФ подверглись изменению в части возможности взыскания штрафа с контролирующего лица и налогоплательщика - иностранной организации при осуществлении ими неправомерных деяний, приведенных в указанных статьях;
- глава 25 "Налог на прибыль" части второй НК РФ дополнена статьями 246.2 "Организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ" и 309.1 "Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний". Одновременно уточнены нормы статей 250, 251, 277, 309, 312 НК РФ.
Впоследствии федеральными законами:
- от 06.04.2015 N 85-ФЗ "О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" и от 08.06.2015 N 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)";
- от 15.02.2016 N 32-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" - были внесены уточнения в нормы НК РФ, введенные упомянутым Законом N 376-ФЗ.

Примечание. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган (п. 4 ст. 80 НК РФ):
- лично или через представителя;
- направлена в виде почтового отправления с описью вложения;
- передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Учет торгового сбора

Появление дополнительных строк на листе 02 "Расчет налога" (строки 265, 266, 267) и в приложениях:
- 5 к листу 02 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения";
- 6 к листу 02 "Расчет авансовых платежей и налога в бюджет субъекта Российской Федерации по консолидированной группе налогоплательщиков";
- 6а к листу 02 "Расчет авансовых платежей и налога в бюджет субъекта Российской Федерации по участнику консолидированной группы налогоплательщиков без входящих в него обособленных подразделений и (или) по его обособленным подразделениям"
(строки 095, 096, 097) вызвано введением с начала 2015 года в часть вторую НК РФ главы 33 "Торговый сбор" (п. 30 ст. 2 Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"). Торговый сбор со второго полугодия 2015 года был установлен только в Москве (ст. 1 Закона г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе").
Одновременно упомянутым Законом N 382-ФЗ были внесены изменения в две статьи главы 25 НК РФ.
Организации, являющиеся плательщиками торгового сбора и налога на прибыль, согласно дополнению, внесенному в пункт 19 статьи 270 НК РФ, не вправе включать уплаченную его сумму в расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку таковая отнесена к расходам, не учитываемым в целях налогообложения.
Введенный же в статью 286 НК РФ пункт 10 позволяет налогоплательщику в случае осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого в соответствии с главой 33 НК РФ установлен торговый сбор, уменьшить сумму налога на прибыль (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, зачисляемую в консолидированный бюджет субъекта РФ, в состав которого входит муниципальное образование (в бюджет города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя), в котором установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, фактически уплаченного с начала налогового периода до даты уплаты налога (авансового платежа).
Воспользоваться же правом на уменьшение налога могут только плательщики торгового сбора, представившие в налоговый орган уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма N ТС-1, утв. Приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@) (абз. 2 п. 10 ст. 286 НК РФ).
Плательщику сбора такое уведомление надлежало представить в ИФНС России по месту своего учета или месту учета используемого объекта недвижимости не позднее пяти рабочих дней с даты возникновения объекта обложения сбором (п. 2 ст. 416 НК РФ).

Примечание. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

Дата уплаты сбора - 25-е число месяца, следующего за периодом обложения, которым является квартал (п. 2 ст. 417, ст. 414 НК РФ), - наступает ранее даты уплаты авансового платежа по налогу на прибыль - 28 календарных дней после окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и налога - 28 марта года, следующего после окончания налогового периода (п. 1 ст. 287, п. 3 ст. 289, п. 2 ст. 285 НК РФ). Поэтому добросовестный налогоплательщик, уплативший торговый сбор, вправе уменьшить исчисленную за отчетный (налоговый) период составляющую авансового платежа по налогу на прибыль (налога), зачисляемую в бюджет города Москвы на перечисленную сумму сбора.

Примечание. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Поскольку сумма авансового платежа определяется исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 286 НК РФ), то в случае, если сумма сбора за квартал превысила составляющую исчисленного за отчетный период авансового платежа по налогу на прибыль, направляемую в бюджет субъекта РФ, оставшаяся часть может быть учтена в уменьшение суммы авансового платежа за следующий отчетный период или налога на прибыль за год.
Возможность учета разницы между суммами торгового сбора и исчисленного по итогам отчетного периода авансового платежа по налогу на прибыль при исчислении суммы соответствующего авансового платежа по итогам следующего отчетного периода или налога на прибыль за текущий налоговый период подтверждена в письмах Минфина России от 20.03.2015 N 03-03-06/1/15560, ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14174@.

Пример. Организация в 2016 году занималась помимо прочего развозной торговлей на территории города Москвы с использованием автолавки, в каждом из кварталов ею использовалось для торговли одно транспортное средство. Сумму торгового сбора за первый, второй и третий кварталы налогоплательщик уплатил 18 апреля, 11 июня, 14 октября, за четвертый квартал - 18 января 2017 года. Величина исчисленного организацией авансового платежа по налогу на прибыль в бюджет города Москвы за первый квартал составила 37 467 руб., за полугодие - 83 691 руб., за 9 месяцев - 124 560 руб., сумма же налога за год - 157 689 руб.
Ставка сбора при развозной торговле установлена в расчете на объект осуществления торговли. Таковой у организации один. Исходя из этого по итогам каждого квартала 2016 года ею начислен торговый сбор в сумме 40 500 руб. (40 500 руб/об. x 1 об.), которые были уплачены в бюджет города в установленный срок.
Уплаченная организацией сумма торгового сбора за первый квартал, 40 500 руб., превзошла исчисленную величину авансового платежа по налогу на прибыль 39 467 руб., направляемую в бюджет города. Исходя из этого составляющая налога, направляемая в бюджет города, уменьшается до 0, оставшаяся же разница 3 033 руб. (40 500 - 37 467) при этом не учитывалась.
Поскольку налог на прибыль исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года, то исчисленное его значение в бюджет города Москвы может быть уменьшено на совокупность уплаченных сумм торгового сбора за кварталы отчетных и налогового периодов.
Сумма авансового платежа по налогу на прибыль, направляемая в бюджет города Москвы за полугодие и 9 месяцев, 83 691 и 124 560 руб., превосходит совокупность уплаченных сумм торгового сбора соответственно за первый и второй кварталы (83 691 руб. > 81 000 руб. (40 500 + 40 500)) и первый, второй и третий кварталы (124 560 руб. > 121 500 руб. (81 000 + 40 500)). Исходя из этого каждая из них уменьшается на совокупность уплаченных сумм торгового сбора за кварталы отчетного периода - 83 691 на 81 000 руб., 124 560 на 121 500 руб. Сумма налога к доплате в бюджет города Москвы за полугодие составила 2 691 руб. (83 691 - 81 000), за девять месяцев - 369 руб. (124 560 - 121 500 - 2 691).
По итогам 2016 года совокупность уплаченных сумм торгового сбора за кварталы года, 162 000 руб. (121 500 + 40 500), превысила размер исчисленной составляющей налога на прибыль, направляемой в бюджет города (162 000 > 157 689). И это поспособствовало уменьшению суммы исчисленного налога на прибыль в бюджет г. Москвы до нуля.
Разность же между приведенными величинами, 4 311 руб. (162 000 - 157 689), организация может учесть в уменьшение суммы рассматриваемой составляющей авансового платежа по налогу на прибыль за I квартал 2017 года.
Совокупность же перечисленных в бюджет города авансовых платежей за полугодие и девять месяцев, 3 060 руб. (2 691 + 369), также может быть учтена в счет уплаты авансового платежа по налогу на прибыль в бюджет города за I квартал 2017 года.

Ранее действующая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также порядок ее заполнения не предусматривали возможность отражения в ней суммы торгового сбора, уплаченного в течение текущего налогового (отчетного) периода, с целью уменьшения величины налога на прибыль (авансового платежа по налогу), направляемого в бюджет субъекта РФ.
Руководство ФНС России в упомянутом письме N ГД-4-3/14174@ разъяснило порядок отражения уменьшения суммы авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль), направляемой в бюджет субъекта РФ, в котором введен торговый сбор, на величину уплаченного сбора.
Для отражения торгового сбора фискалы предлагали использовать:
- строки листа 02 "Расчет налога":
240 "Сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога согласно порядку, установленному статьей 311 Налогового кодекса Российской Федерации";
260 "в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации";
- строку 090 "Сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации и засчитываемая в уплату налога" приложения 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения" к листу 02.
Сумму уплаченного торгового сбора организации, не имеющей обособленных подразделений, как было сказано выше, надлежало учитывать при формировании показателей, заносимых по строкам 240 и 260 листа 02. Сумма учитываемого торгового сбора при этом не могла превышать величину авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль), исчисленного для уплаты в бюджет города Москвы, которая приводилась по строке 200 "Сумма исчисленного налога, в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации" листа 02 декларации.
Если сумма торгового сбора превышала величину исчисленного по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода авансового платежа (налога на прибыль), то торговый сбор предлагалось учитывать в налоговой декларации в пределах этой исчисленной величины.

Продолжение примера. Поскольку уплаченная сумма торгового сбора за I квартал 2016 года превзошла исчисленную величину авансового платежа по налогу на прибыль, направляемую в бюджет города Москвы (40 500 > 37 467) (последняя величина приведена по строке 200 листа 02 ранее используемой формы налоговой декларации по налогу на прибыль за I квартал 2016 года), то по строкам 240 и 260 листа 02 организация занесла 37 467 руб.

В строках 240 и 260 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль суммы указывались нарастающим итогом с начала налогового периода. Поэтому при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль за последующие отчетные периоды в этих строках указывалась совокупность уплаченных сумм торгового сбора за I и II кварталы и за I, II и III кварталы 2016 года при условии их перечисления соответственно до 28 апреля, 28 июля и 28 октября 2016 года.
Если налогоплательщик производил зачет налога, уплаченного за пределами РФ, и уплачивал торговый сбор, то суммы засчитываемого налога и торгового сбора для заполнения строк 240 и 260 листа 02 налоговой декларации суммировались. При этом их совокупность, приводимая по указанным строкам листа 02, не могла превышать сумму налога (авансового платежа), занесенную по строке 200 листа 02 налоговой декларации.
Для исключения двойного учета сумм торгового сбора при исчислении налога на прибыль (авансовых платежей) нарастающим итогом и определения налоговых обязательств с учетом ранее начисленных авансовых платежей при расчете показателя по строке 230 "Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период, в том числе в бюджет субъекта Российской Федерации" листа 02 величина начисленных авансовых платежей уменьшалась на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение налога (авансового платежа) в налоговой декларации за предыдущий отчетный период.
Уменьшение же показателя строки 230 влечет за собой и уменьшение суммы, вносимой по строке 210 "Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период - всего".

Продолжение примера. Исчисленная величина налога на прибыль, направляемая в бюджет города Москвы, за полугодие превышала совокупность уплаченных сумм торгового сбора за первый и второй кварталы (83 691 > 81 000). Поэтому в налоговой декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2016 года по строкам 240 и 260 листа 02 приводится 81 000 руб.
По строке 230 листа 02 декларации по налогу на прибыль за первое полугодие в качестве суммы начисленного авансового платежа за первый квартал указывался 0, хотя в самой декларации за этот период по строке 200 "Сумма исчисленного налога в бюджет субъекта РФ" было приведено 37 467 руб. Уменьшение суммы начисленного авансового платежа за первый квартал производилось на 37 467 руб. для незадваивания этой величины, поскольку она входит в сумму торгового сбора, приводимую по строке 240 и 260 листа 02 (81 000 руб. (40 500 + (37 467 + 3 033))).
По строке же 210 листа 02 в таком случае повторяется сумма начисленного авансового платежа за первый квартал, направляемая в федеральный бюджет, которая указана в строке 220 этого листа, - 4 163 руб. (37 467 руб. : 18% x 2%).
Исчисленная величина налога на прибыль, направляемая в бюджет города Москвы, за девять месяцев также превышала совокупность уплаченных сумм торгового сбора за первый, второй и третий кварталы (124 560 > 121 500). Поэтому в налоговой декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2016 года по строкам 240 и 260 листа 02 приводилось 121 500 руб.
По строке 230 листа 02 декларации по налогу на прибыль за девять месяцев в качестве суммы начисленного авансового платежа за первое полугодие указывался 2 691 руб., хотя в самой декларации за этот период по строке 200 был приведен 83 691 руб. Уменьшение суммы начисленного авансового платежа за первое полугодие производилось на 81 000 руб. для незадваивания этой величины, поскольку она входит в сумму торгового сбора, приводимую по строкам 240 и 260 листа 02 (81 000 руб. (40 500 + 81 000)).

Если сумма исчисленного налога на прибыль для уплаты в бюджет города Москвы по итогам года превысит совокупность уплаченного торгового сбора за первый, второй, третий и четвертый кварталы, то в налоговой декларации за календарный год торговый сбор может быть учтен в уменьшение исчисленной суммы налога в указанной совокупности.
Перечисление суммы торгового сбора за IV квартал 2016 года в бюджет города Москвы в январе 2017 года позволяет организации уменьшить:
- исчисленный налог на прибыль, направляемый в бюджет города, в налоговой декларации за 2016 год;
- либо исчисленный авансовый платеж в бюджет города Москвы в налоговой декларации за I квартал 2017 года.
Такой вариантностью организация может воспользоваться в случае, когда совокупность уплаченных сумм торгового сбора за год будет превосходить составляющую исчисленного налога на прибыль за налоговый период, направляемую в бюджет субъекта РФ.
Как было сказано выше, на листе 02 новой формы декларации введены дополнительные строки:
- 265 "Сумма торгового сбора, фактически уплаченная в бюджет субъекта Российской Федерации с начала налогового периода";
- 266 "Сумма торгового сбора, на которую уменьшены авансовые платежи в бюджет субъекта Российской Федерации за предыдущие отчетные периоды";
- 267 "Сумма торгового сбора, на которую уменьшены исчисленные авансовые платежи (налог) в бюджет субъекта Российской Федерации за отчетный (налоговый) период".
По каждой из них организации, уплатившей торговый сбор, надлежит указать соответствующие суммы. При этом необходимо учитывать следующее.
По организациям:
- не имеющим обособленных подразделений;
- либо имеющим обособленные подразделения, находящиеся на территории только одного субъекта РФ, и при уплате налога применяющим положения абзаца 2 пункта 2 статьи 288 НК РФ о возможности выбора одного обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ, -
по строке 267 указывается сумма уплаченного торгового сбора, отраженная по строке 265.
Если сумма уплаченного торгового сбора (строка 265) превышает сумму исчисленного по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода авансового платежа (налога) (строка 200), то торговый сбор учитывается по строке 267 в пределах этого исчисленного авансового платежа (налога).
Таким образом, показатель строки 267 не может быть больше показателя строки 200.

Окончание примера. Сумма торгового сбора, фактически уплаченная в бюджет города Москвы с начала налогового периода за все кварталы прошлого года, 162 000 руб. (121 500 + 40 500), приводится по строке 265 листа 02 декларации по налогу на прибыль за 2016 год.
По итогам года их совокупность превысила размер исчисленной составляющей налога на прибыль, направляемой в бюджет города (162 000 > 157 689). Поэтому по строке 267 отражается исчисленная сумма авансового платежа по налогу на прибыль, направляемая в городской бюджет, 157 689 руб.
Для незадваивания сумм торгового сбора, уплаченных за первый, второй и третий кварталы, величина начисленного авансового платежа в бюджет города за девять месяцев, 124 560 руб., уменьшается на их совокупность 121 500 руб., которая и заносится по строке 266 листа 02.
Разность же между приведенными величинами, 3 060 руб. (124 560 - 121 500), приводится по строке 230 листа 02 декларации.
Остаток неучтенной суммы торгового сбора, 4 311 руб. (162 000 - 157 689), организация может учесть в уменьшение составляющей налога на прибыль за I квартал 2017 года, направляемой в бюджет города Москвы.

Отметим, что в устных разъяснениях специалисты Минфина России считали возможным учет организацией уплаченной в январе суммы торгового сбора за четвертый квартал частями в уменьшение составляющей, направляемой в бюджет города Москвы:
- налога на прибыль за отчетный год;
- авансового платежа по налогу на прибыль за первый квартал следующего отчетного периода.
Если налогоплательщик производит зачет налога, уплаченного за пределами Российской Федерации (строка 260), и учитывает уплаченный торговый сбор (строка 267), то суммы засчитываемого налога и торгового сбора в совокупности не могут превышать сумму авансового платежа (налога), отраженного по строке 200.
Если организацией по итогам налогового (отчетного) периода получен убыток (отрицательная разница между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ), то в данном налоговом (отчетном) периоде налоговая база в силу пункта 8 статьи 274 НК РФ признается равной нулю. Исчисленная сумма налога (авансового платежа по налогу), как и обе ее составляющие, направляемые в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, в таком случае также равна нулю. В связи с этим невозможно и уменьшение налога (авансового платежа по налогу), зачисляемого в бюджет субъекта РФ, на уплаченную сумму торгового сбора.

- у плательщиков из других регионов

У плательщиков торгового сбора - немосквичей при осуществлении видов предпринимательской деятельности с использованием объекта движимого или недвижимого имущества, в отношении которых установлен торговый сбор, в городе на объекте торговли создаются рабочие места. Это, в свою очередь, приводит к образованию обособленного подразделения в Москве.
Уплата авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений. Определяются же они исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Данная же доля, в свою очередь, исчисляется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику (п. 2 ст. 288 НК РФ).
Следовательно, на какую-то часть уплаченного торгового сбора (а может быть, и всю сумму) плательщик налога на прибыль сможет уменьшить исчисленную сумму авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль) в бюджет города Москвы. Меньшую из сумм торгового сбора и исчисленного авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль), направляемого в бюджет города, ФНС России в упомянутом письме N ГД-4-3/14174@ предлагала указывать в ранее используемой форме налоговой декларации по строке 090 приложения 5 к листу 02.
Сама же сумма исчисленного авансового платежа по налогу на прибыль (налога на прибыль) отражается по строке 070 "Сумма налога" приложения 5 к листу 02.
При зачете налогоплательщиком налога, выплаченного за пределами РФ, совокупность сумм засчитываемого налога и торгового сбора не могла превышать величину исчисленного авансового платежа (налога), приводимую по строке 070 приложения 5 к листу 02.
При определении показателя по строке 080 "Начислено налога в бюджет субъекта Российской Федерации" приложения 5 к листу 02 величина начисленных авансовых платежей уменьшалась на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период. Так, на сумму торгового сбора, учтенного по строке 090 указанного приложения в уменьшение авансовых платежей за предыдущий отчетный период, уменьшался показатель по строке 080 приложения 5 к листу 02 налоговой декларации за текущий отчетный период.
Помимо отражения в приложении 5 к листу 02 в налоговых декларациях организаций, у которых в Москве образовались обособленные подразделения в связи с рассматриваемыми видами торговой деятельности, уплаченный торговый сбор учитывается при расчете показателей листа 02. Так, в листе 02 уплаченный торговый сбор учитывался при формировании показателей по строкам 240 и 260, а при расчете показателей для строк 210 "Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период - всего" и 230 начисленные суммы авансовых платежей уменьшались на сумму торгового сбора, учтенного в уменьшение авансового платежа в налоговой декларации за предыдущий отчетный период.
В приложении 5 к листу 02 новой формы налоговой декларации для отражения сумм торгового сбора, фактически уплаченных в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения организации без входящих в нее обособленных подразделений, обособленных подразделений (группы обособленных подразделений) в муниципальных образованиях (городах федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в которых установлен указанный сбор, предназначены строки:
- 095 "Сумма торгового сбора, фактически уплаченная в бюджет субъекта Российской Федерации с начала налогового периода";
- 096 "Сумма торгового сбора, на которую уменьшены авансовые платежи в бюджет субъекта Российской Федерации за предыдущие отчетные периоды";
- 097 "Сумма торгового сбора, на которую уменьшены исчисленные авансовые платежи (налог) в бюджет субъекта Российской Федерации за отчетный (налоговый) период".
Положения по заполнению строк 095 и 097 аналогичны приведенным выше правилам заполнения строк 265 и 267 листа 02 декларации.
В общем случае по строке 097 приводится сумма уплаченного торгового сбора, отраженная по строке 095.
Если же сумма уплаченного торгового сбора (строка 095) превышает сумму исчисленного по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода авансового платежа (налога) (строка 070), то сумма торгового сбора, приводимого по строке 097, равна исчисленной величине авансового платежа (налога). Следовательно, показатель строки 097 не может быть больше показателя строки 070.
Если организация производит зачет налога, уплаченного за пределами РФ (строка 090), и учитывает уплаченный торговый сбор (строка 097), то суммы засчитываемого налога и торгового сбора в совокупности не могут превышать сумму авансового платежа (налога), отраженного по строке 070.
При нахождении на территории субъекта РФ нескольких обособленных подразделений организации, по которым составляются отдельные приложения 5 к листу 02 декларации, уплаченная сумма торгового сбора и сумма торгового сбора, на которую уменьшаются исчисленные авансовые платежи (налог) в бюджет этого субъекта РФ, распределяются налогоплательщиком между указанными обособленными подразделениями самостоятельно. При этом совокупная сумма торгового сбора, уменьшающего (с учетом сумм засчитываемого налога, уплаченного за пределами РФ) авансовые платежи (налог) (строки 090 и 097), не может быть больше суммы исчисленных авансовых платежей (налога) для уплаты в бюджет указанного субъекта РФ (строка 070).
Большинство оставшихся листов налоговой декларации практически не изменилось по сравнению с листами ранее используемой формы налоговой декларации.
В упомянутом листе 02 добавлены еще строки:
- 350 "Объем капитальных вложений, осуществленных в целях реализации инвестиционного проекта";
- 351 "Разница между суммой налога, рассчитанной по налоговой ставке 20%, и суммой налога, исчисленной с применением пониженных налоговых ставок".
Их заполняют участники региональных инвестиционных проектов, исчисляющих налог на прибыль для уплаты в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ по налоговым ставкам в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 статьи 284.3 НК РФ.
Показатель по строке 351 приводится начиная с налогового периода, в котором, в соответствии с данными налогового учета, была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.
Появился еще один код для заполнения поля "Признак налогоплательщика (код)" листа 02 и приложений к этому листу. Код 6 должны заносить в указанное поле соответствующих страниц декларации организации - резиденты территорий опережающего социально-экономического развития.
Несколько слов о составе налоговой декларации, представляемой налоговикам. Всем налогоплательщикам в обязательном порядке надлежит включить в нее титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 раздела 1, лист 02, приложения 1 и 2 к листу 02.
Подразделы 1.2 и 1.3 раздела 1, приложения 3, 4, 5 к листу 02, а также листы 03, 04, 05, 06, 07, 08, 09 и приложение 1 к листу 09, приложения 1 и 2 к налоговой декларации включаются в ее состав и представляются в налоговый орган, только если налогоплательщик имеет доходы, расходы, убытки или средства, подлежащие отражению в указанных подразделах, листах и приложениях, является налоговым агентом или в его состав входят обособленные подразделения.
В случае необходимости включения в декларацию подраздела 1.2 "Для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежи" раздела 1 и приложения 4 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу" к листу 02:
- подраздел 1.2 в состав декларации за налоговый период не включается;
- приложение 4 включается в декларацию только за I квартал и налоговый период.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑