Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Трудовая миграция: актуальные вопросы (Баранов В.А., Приженникова А.Н.)

Трудовая миграция: актуальные вопросы (Баранов В.А., Приженникова А.Н.)

Дата размещения статьи: 14.04.2017

Трудовая миграция: актуальные вопросы (Баранов В.А., Приженникова А.Н.)

В настоящее время правовую основу национального миграционного законодательства Российской Федерации составляют более 240 нормативных правовых актов РФ <1>. Активным началом развития миграционного законодательства стала утвержденная Президентом РФ в 2012 г. Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года (далее - Концепция). Данная Концепция содержит три этапа.
--------------------------------
<1> Иванова А.А. Актуализация миграционной политики (на материале миграционных законодательств России и США) // Миграционное право. 2013. N 2; СПС "КонсультантПлюс".

Первый этап (2012 - 2015 годы) включает в себя следующие мероприятия:
а) разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) разработка и апробация программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) создание центров содействия иммиграции в Российскую Федерацию и медицинского освидетельствования иммигрантов, в том числе за рубежом;
г) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства;
д) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
е) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции.
Второй этап (2016 - 2020 годы):
а) принятие программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) реализация и мониторинг принятых программ в рамках осуществления основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
в) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
г) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе уточнение программы статистических и аналитических работ в области внутренней и международной миграции.
Третий этап (2021 - 2025 годы):
а) оценка эффективности принятых программ в рамках реализации основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации;
б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и корректировка соответствующих программ.
Таким образом, Концепция представляет собой, с одной стороны, фундамент миграционной политики, с другой - в документе отмечается, что "система привлечения временных трудовых мигрантов и определения потребности в иностранной рабочей силе нуждается в совершенствовании" (п. 14 разд. II). В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г., разработанном Минэкономразвития России, подчеркивается, что реализация положений, которые отражены в Концепции, позволят усовершенствовать миграционное законодательство, в этой связи упростится порядок въезда, выезда и пребывания квалифицированных иностранных специалистов, предпринимателей и инвесторов, усовершенствуется механизм осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов у российских физических лиц и т.д. <2>.
--------------------------------
<2> Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // СПС "КонсультантПлюс".

Авторы считают, что для более качественного регулирования трудовой миграции и привлечения высококвалифицированной рабочей силы необходимо осуществить определенный комплекс мер. Например, необходимо: во-первых, выявить и устранить противоречия и пробелы в действующих нормативных правовых актах; во-вторых, провести систематизацию нормативных правовых актов; в-третьих, миграционный учет должен быть реальным (для этого каждый работодатель обязан осуществлять постановку на миграционный учет иностранных работников); в-четвертых, объединить все нормативные правовые акты, регулирующие миграционные отношения, в один нормативный правовой акт.
На страницах научной литературы ведутся дискуссии по вопросу принятия Миграционного кодекса РФ. Существуют два мнения: одни авторы говорят о необходимости принятия данного Кодекса <3>, другие считают, что принятие такого кодекса преждевременно <4>.
--------------------------------
<3> См.: Жеребцов А.Н. Авторская концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации // Миграционное право. 2011. N 1. С. 15 - 19; СПС "КонсультантПлюс"; Казакова Т.В. Правовое регулирование миграционных процессов: проблемы и перспективы развития // Юридический мир. 2014. N 5; СПС "КонсультантПлюс"; Сандугей А.Н. Некоторые теоретические вопросы миграционного права России в отечественной правовой системе // Российский следователь. 2008. N 23. С. 37 - 39; Степанов А.В. Миграционное право как новое структурное формирование в системе права Российской Федерации: за и против (анализ точек зрения) // Административное право и процесс. 2014. N 11; СПС "КонсультантПлюс"; Телешина Н.Н. Понятие и место миграционного права в системе права Российской Федерации // Российская юстиция. 2012. N 1. С. 10 - 13; СПС "КонсультантПлюс".
<4> См.: Жеребцов А.Н. Авторская концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации // Миграционное право. 2011. N 1. С. 15 - 19; СПС "КонсультантПлюс"; Кузьминов Я. И все-таки зачем России мигранты? // Миграция. XXI век. 2011. N 2 (5). С. 2.

Представляется, что принятие миграционного кодекса РФ может а) устранить противоречия в нормативных актах; б) сосредоточить весь разрозненный массив законодательного регулирования в рамках единого документа; в) позволить миграционное законодательство сделать простым и понятным; г) позволить разобраться в таких понятиях, как "мигрант", "миграция" и др. В этой связи миграционный кодекс должен включать, во-первых, общие положения, закрепляющие законодательство о миграции, основные понятия, цели, задачи, основные принципы, действие законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц; во-вторых, процедуру привлечения иностранного гражданина, права, обязанности; в-третьих, ответственность за правонарушения в сфере миграции; в-четвертых, эффективное осуществление контроля, надзора и государственного управления в сфере осуществления миграционной политики Российской Федерации <5>.
--------------------------------
<5> Баранов В.А., Приженникова А.Н. Особенности регулирования рынка труда иностранных работников: актуальные вопросы // Zbior artykutow naukowych "Economy. Panstwo i Prawo. Dyskusje o wspolczesnej nauki". Люблин. 30.08.2015 - 31.08.2015.

Для успешного сосуществования миграционного института необходимо постоянно производить мониторинг правоприменительной практики, анализировать действующее состояние миграционного процесса.
Трудовые правоотношения, в соответствии с трудовым законодательством РФ, возникают путем заключения трудового договора. При заключении трудового договора необходимо руководствоваться Рекомендацией N 86 Международной организации труда "О трудящихся-мигрантах" (1949 г.). Согласно Рекомендации МОТ в трудовой договор можно включить, например, условия об оплате труда; оговорить характер работы; срок действия договора; порядок покрытия расходов по возвращении в страну постоянного проживания в зависимости от случая; основания, разрешающие досрочное расторжение трудового договора, и т.д.
Представляется необходимым обратить внимание на язык составления трудового договора. Договор составляется на языках обеих сторон. Согласно Рекомендации МОТ трудовой договор переводится на понятный мигранту язык, т.к. в соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории России является русский.
Следует также иметь в виду, что в рамках трудовых отношений на территории РФ применимым правом всегда будет российское, за исключением тех случаев, когда международным договором предусмотрено иное (ч. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 11 ТК РФ).
Обращаем внимание на п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", в котором отражено, что если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, но в ходе судебного разбирательства будет установлено, что он фактически регулирует трудовые отношения между работником и работодателем, то к таким отношениям в силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения Трудового кодекса РФ. Данное правило распространяется и на трудовые отношения с иностранными работниками.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ трудовой договор с работником должен содержать все обязательные условия (ст. 57).
Расторжение трудового договора с иностранными работниками оформляется так же, как и с российскими работниками, в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ.
Мы раскрыли общие требования порядка заключения трудового договора, о его содержании и прекращении. Обращаем внимание, что в соответствии с ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" указано условие о том, что работодатель обязан уведомить компетентные органы о привлечении иностранных граждан к трудовой деятельности на территории РФ, а также расторжении с иностранным гражданином трудового договора. При нарушении данного условия у работодателя наступает административная ответственность.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) также предусмотрен такой вид наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации. Какие же возможны проблемы при рассмотрении данного вопроса: сжатые сроки; непредоставление переводчика; процедура исполнения такого наказания, как административное выдворение; срок содержания в специальных местах в соответствии с законодательством субъектов РФ не определен; условия содержания, финансирования и др.
В заключение можно сделать следующие выводы. Так, необходимо:
во-первых, усовершенствовать законодательство Российской Федерации, создать условия для цивилизованной миграции;
во-вторых, усилить ответственность за нарушение российского законодательства;
в-третьих, усовершенствовать работу по оснащению современными научно-техническими средствами миграционных и пограничных служб;
в-четвертых, развивать правовую и институциональную инфраструктуры в целях осуществления административного выдворения за пределы страны;
в-пятых, создать единую систему учета обработки и анализа данных по мигрантам. Это будет способствовать обеспечению бесперебойного получения текущей статистической информации и оперативному формированию унифицированных отчетов, необходимых для объективной оценки ситуации и прогнозирования перспектив ее развития.

Литература

1. Баранов В.А., Приженникова А.Н. Особенности регулирования рынка труда иностранных работников: актуальные вопросы // Zbior artykutow naukowych "Economy. Panstwo i Prawo. Dyskusje o wspolczesnej nauki". Люблин. 30.08.2015 - 31.08.2015.
2. Жеребцов А.Н. Авторская концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации // Миграционное право. 2011. N 1. С. 15 - 19; СПС "КонсультантПлюс".
3. Иванова А.А. Актуализация миграционной политики (на материале миграционных законодательств России и США) // Миграционное право. 2013. N 2; СПС "КонсультантПлюс".
4. Казакова Т.В. Правовое регулирование миграционных процессов: проблемы и перспективы развития // Юридический мир. 2014. N 5; СПС "КонсультантПлюс".
5. Кузьминов Я. И все-таки зачем России мигранты? // Миграция. XXI век. 2011. N 2 (5). С. 2.
6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Сандугей А.Н. Некоторые теоретические вопросы миграционного права России в отечественной правовой системе // Российский следователь. 2008. N 23. С. 37 - 39.
8. Степанов А.В. Миграционное право как новое структурное формирование в системе права Российской Федерации: за и против (анализ точек зрения) // Административное право и процесс. 2014. N 11; СПС "КонсультантПлюс".
9. Телешина Н.Н. Понятие и место миграционного права в системе права Российской Федерации // Российская юстиция. 2012. N 1. С. 10 - 13; СПС "КонсультантПлюс".

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑