Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Изменения в трудовом законодательстве (Ремизова О.Н.)

Изменения в трудовом законодательстве (Ремизова О.Н.)

Дата размещения статьи: 19.07.2015

Изменения в трудовом законодательстве (Ремизова О.Н.)

С 2015 г. действует целый ряд поправок, внесенных в Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ТК РФ).

Так, Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ в ст. 62 ТК РФ внесены изменения, касающиеся выдачи документов, связанных с работой. В данной статье разъясняется, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое).

Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно. Работник обязан не позднее трех рабочих дней со дня получения трудовой книжки в органе, осуществляющем обязательное социальное страхование (обеспечение), вернуть ее работодателю.

Таким образом, в предыдущей редакции трудовая книжка выдавалась на руки работнику только при его увольнении, в настоящее время оригинал трудовой книжки может выдаваться, к примеру, при оформлении пенсии. Чтобы избежать претензий со стороны проверяющих органов, лучше указать в заявлении цель выдачи трудовой книжки (например, для назначения пенсии).

Выходное пособие и среднемесячный заработок на период трудоустройства, выплачиваемые работникам при увольнении, с 1 января 2015 г. освобождены от страховых взносов только в трехкратном размере среднего месячного заработка (для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, - в шестикратном размере). Об этом написано в пп. "а" п. 3 ст. 2, пп. "а" п. 1 ст. 5, ст. 6 Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования". Напомним, что в 2014 г. рассматриваемые выплаты в полном объеме не облагались страховыми взносами при условии, что они были предусмотрены трудовым договором.

В этом году вступили в силу поправки в законодательство, регулирующие взаимоотношения предприятия с работниками, увеличилась ответственность за незаключение трудового договора или его подмену договором гражданско-правового характера. Так, Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ ст. 5.27 "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (КоАП РФ) изложена в новой редакции.

Пункт 3 ст. 5.27 КоАП РФ разъясняет, что уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.

Повторное нарушение обернется для руководителя штрафом от 10 до 20 тыс. руб. или дисквалификацией на срок от одного года до трех лет. Работодатель-предприниматель уплатит штраф в размере от 10 до 40 тыс. руб., а организация - от 50 до 200 тыс. руб. (п. п. 4 и 5 ст. 5.27 КоАП РФ). Ранее штраф на должностных лиц составлял от 1 до 5 тыс. руб. на предприятие - от 30 до 50 тыс. руб., либо ему грозило административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.11.2014 N 333-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения положений, устанавливающих преимущества для отдельных хозяйствующих субъектов" сотрудникам дано право самим выбирать банк, через который они хотят получать зарплату.

Изменения внесены в ст. 136 ТК РФ, где было прописано: работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода зарплаты не позднее чем за пять рабочих дней до дня ее выплаты. Если сотрудник предоставит реквизиты своего счета, работодатель обязан принять заявление, проверить его, в частности удостовериться в правильности содержащихся реквизитов. Заявление сотрудник может написать в произвольной форме, так как утвержденного образца бланка-заявления не предусмотрено. Если оно содержит верные реквизиты банка или банковской карты и представлено не позднее чем за пять рабочих дней до выдачи заработной платы, работодатель должен перечислять вознаграждение по указанным в заявлении реквизитам. В случае когда работник представил заявление позже пятидневного срока до выплаты зарплаты, его исполнение организация может отложить до следующей выплаты. Поскольку сотрудник должен представить реквизиты уже открытого счета, то у работодателя не возникает расходов, связанных с выпуском и обслуживанием банковской карты.

В этом году, отправляя работника в служебную командировку, не нужно больше оформлять командировочное удостоверение, а также составлять служебное задание и отчет командированного о выполненной работе, что позволило сократить количество документов, необходимых для оформления командировки и подтверждения командировочных расходов, а также облегчило жизнь большому количеству работников, которые часто ездят в командировки, а также снизило нагрузку на бухгалтеров. Кроме того, из-за неправильно оформленных командировочных удостоверений налоговые органы могли не принять командировочные расходы в целях налогообложения прибыли.

Ранее командировочные удостоверения использовались при совершении служебных поездок по территории России, а в зарубежных командировках удостоверения хождения не имели, поскольку при въезде и выезде пограничные органы и так проставляют отметки о пересечении госграницы. Исключение составляли командировки в страны СНГ, с которыми у России заключены межправительственные соглашения, не предусматривающие отметок о пересечении границы.

При направлении работника в командировку работодатель обязан издать приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (ч. 1 ст. 166 ТК РФ, абз. 2 п. 3 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 - далее Положение N 749). В этом документе нужно указать такие реквизиты, как:

- фамилия, имя, отчество и должность работника;

- место назначения командировки (страна, город, организация);

- срок командировки (количество календарных дней);

- даты начала и окончания командировки;

- цель командировки;

- служебное поручение работнику (включение этого реквизита в приказ целесообразно для того, чтобы не было налоговых споров по поводу обоснованности служебной поездки и экономической оправданности командировочных расходов).

Согласно п. 7 Положения N 749 фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки. В случае проезда работника к месту командирования и (или) обратно к месту работы на личном транспорте (легковом автомобиле, мотоцикле) фактический срок пребывания в месте командирования отмечается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевым листом, счетами, квитанциями, кассовыми чеками и др.).

Таким образом, по возвращении из командировки в течение трех рабочих дней сотрудник должен представить лишь авансовый отчет об израсходованных в командировке суммах и произвести окончательный расчет по выданному ему перед отъездом денежному авансу на командировочные расходы. К авансовому отчету он обязан, как и прежде, приложить документы о найме жилого помещения, фактических затратах по проезду (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и иных расходах, связанных с командировкой.

Из-за большого наплыва мигрантов в Россию на основании Федерального закона от 01.12.2014 N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" в ТК РФ добавилась гл. 50.1 "Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства". В ней разъясняются требования к заключению трудового договора, перечень документов, предъявляемых при приеме на работу, особенности временного перевода, отстранения от работы, прекращения трудового договора, выплаты выходного пособия.

Ранее российские работодатели, вступая в трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства, руководствовались общими положениями ТК РФ, установленными для граждан РФ, и Федеральным законом от 22.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон 115-ФЗ), если международным договором РФ не было предусмотрено иное. Появление гл. 50.1 этого порядка не отменяет, просто необходимо дополнительно учитывать нововведения ТК РФ.

В п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ приведены основные понятия, применяемые в целях исполнения данного Закона, например:

- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;

- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;

- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Согласно ст. 327.1 ТК РФ работодатель заключает с достигшим 18-летнего возраста иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудовой договор на неопределенный срок. Заключить с названной категорией лиц срочный трудовой договор можно в случаях, прописанных в ст. 59 ТК РФ:

- на время исполнения обязанностей отсутствующего работника;

- на время выполнения временных (до двух месяцев) работ;

- для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона);

- в некоторых других случаях.

Однако трудовой договор между иностранным гражданином или лицом без гражданства и работодателем не может быть заключен, если в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации работодатель не вправе привлекать к трудовой деятельности работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства.

В трудовом договоре с иностранцем наряду со сведениями о фамилии, имени, отчестве работника и документах, удостоверяющих его личность, необходимо с учетом положений ст. 327.2 ТК РФ дополнительно отразить следующие сведения:

- о разрешении на работу или патенте (в отношении временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства);

- о разрешении на временное проживание (если работником является временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства);

- о виде на жительство (при заключении трудового договора с постоянно проживающими в Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства).

В договоре с временно пребывающим в Россию лицом обязательно должно быть указано основание оказания работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора (реквизиты полиса добровольного медицинского страхования либо заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг).

Перечень предъявляемых при заключении трудового договора документов установлен ст. 65 ТК РФ, в соответствии с которой лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

- страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

- документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в ст. 327.3 ТК РФ сказано: наряду с документами, предусмотренными ст. 65 ТК РФ, названные лица предъявляют работодателю:

- договор (полис) добровольного медицинского страхования (за исключением случаев, когда работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику);

- разрешение на работу или патент (для временно пребывающих в Российской Федерации) либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство (для постоянно проживающих в Российской Федерации иностранцев).

Теперь организации не нужно сообщать в налоговую инспекцию о приеме на работу иностранного гражданина (ст. 1 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пп. 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ). Но уведомить об этом миграционные органы работодателю все же придется. Также необходимо сообщить и о прекращении действия договора в течение трех дней с даты расторжения договора.

Пункт 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ разъясняет, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с этим иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

После получения уведомления территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Также ст. 13 Закона N 115-ФЗ дополнена п. 9, где говорится, что на основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

Дополнительные основания прекращения трудового договора с иностранным работником установлены ст. 327.6 ТК РФ. Напомним, что переводы на другую работу российских сотрудников без их согласия регулируются ч. 2 и 3 ст. 72.2 ТК РФ. То есть работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя:

1) для предотвращения (или устранения последствий):

- катастрофы природного или техногенного характера;

- производственной аварии;

- несчастного случая на производстве;

- пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

2) в случаях простоя, необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если эти события вызваны перечисленными выше чрезвычайными обстоятельствами (при этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника).

В силу ч. 2 и 3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) временный перевод работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается без учета профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте, на основании которых такой работник осуществляет трудовую деятельность, и не более чем один раз в течение календарного года.

Если по окончании срока временного перевода работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, невозможно предоставить прежнюю работу, трудовой договор с ним прекращается в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ (невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода). Кроме того, в ст. 327.6 ТК РФ появились дополнительные основания для увольнения работника-иностранца, а именно:

- приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- аннулирование или окончание срока действия разрешения на работу или патента, а также разрешения на временное проживание, вида на жительство в России;

- окончание срока действия договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо окончание действия договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, заключенного работодателем;

- превышение численности работников-иностранцев над установленными ограничениями.

С 2015 г. ограничено число иностранцев, которых можно привлекать к некоторым видам работ. Ограничения по количеству сотрудников-иностранцев на 2015 г. приведены в Постановлении Правительства РФ от 19.12.2014 N 1420.

В частности, в этом году число иностранцев, которых можно привлекать к работе в розничной торговле алкогольными напитками, табачными изделиями, составляет не более 15% от общей численности работников, а в деятельности, связанной с овощеводством, автомобильным грузовым транспортом, доля иностранцев составляет не более 50%. Однако есть виды деятельности, где вообще не предусмотрен труд иностранцев. Например, это розничная торговля фармацевтическими товарами (код ОКВЭД 52.31), розничная торговля в палатках и на рынках (код ОКВЭД 52.62), прочая розничная торговля вне магазинов (код ОКВЭД 52.63).

С начала этого года на иностранцев, а также на лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России (кроме высококвалифицированных специалистов), распространяются положения об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Соответствующие поправки Федеральный закон от 01.12.2014 N 407-ФЗ внес в Федеральные законы от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Теперь организации обязаны начислять с выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных работников, временно пребывающих в России, страховые взносы в ФСС по тарифу 1,8%. Иностранец сможет получать пособие по временной нетрудоспособности только при условии, что в течение шести месяцев, предшествующих страховому случаю, с его зарплаты начислялись страховые взносы. Те иностранцы, которым выдано разрешение на временное проживание или вид на жительство, получают страховое обеспечение так же, как российские работники - без соблюдения срока о шестимесячном перечислении взносов.

В Письме Минфина России от 17.03.2015 N 03-04-06/14003 приводятся разъяснения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудника организации - высококвалифицированного специалиста, не признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 30% в отношении большинства доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых, в частности, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста согласно Закону N 115-ФЗ, в отношении которых налоговая ставка составляет 13%. Это означает, что налогообложению по ставке 13% подлежат не любые доходы, получаемые физическим лицом - высококвалифицированным специалистом, а доходы от осуществления трудовой деятельности в РФ.

При налогообложении доходов такой категории сотрудников, не относящихся к доходам от осуществления трудовой деятельности, например в виде сумм оплаты организацией коммунальных расходов, применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 30%.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑