Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Полная материальная ответственность водителя (Пономарева О.А.)

Полная материальная ответственность водителя (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 15.05.2017

Полная материальная ответственность водителя (Пономарева О.А.)

Учреждения в ряде случаев заключают с водителями или водителями-экспедиторами договор о материальной ответственности. Однако, как показывают последние примеры судебной практики, полная материальная ответственность за автомобиль по таким договорам невозможна.

Виды материальной ответственности

Трудовое законодательство возлагает на работника материальную ответственность за ущерб, причиненный работодателю (ст. 238 Трудового кодекса РФ), предусматривая при этом два вида материальной ответственности:
1) ограниченную (материальная ответственность работника в пределах своего среднего месячного заработка);
2) полную (обязанность возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере).
Полная материальная ответственность может быть возложена на работника лишь в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами (ст. 242 ТК РФ). К самым распространенным случаям можно отнести недостачу ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу (ст. 243 ТК РФ). Как правило, учреждения заключают такие договоры с кладовщиками и снабженцами. Другие категории работников, а также работы, при выполнении которых необходимо заключать договоры о полной материальной ответственности, представлены в перечнях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85 (далее - Постановление N 85), во исполнение:
- статьи 244 ТК РФ, регулирующей заключение письменных договоров о полной материальной ответственности работников;
- порядка утверждения перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 N 823.
В рамках настоящей статьи мы будем рассматривать лишь один Перечень, утвержденный как приложение N 1 к Постановлению N 85 (далее - Перечень N 1). В нем перечислены должности и работы, замещаемые или выполняемые работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества.

Водитель собирает оплату

Оплату за автотранспортные перевозки от населения вполне может принимать водитель. Для этого не обязательно даже устанавливать в кабине контрольно-кассовую технику, так как плату за услуги населению можно принимать по бланкам строгой отчетности, причем до 1 июля 2018 года <1>. В таком случае с водителем можно заключить договор о материальной ответственности. Именно такая ситуация рассмотрена в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 07.09.2016 по делу N 33-9710/2016.
--------------------------------
<1> Подробнее читайте в статье М.Н. Желонкиной "Выдача БСО вместо чека ККТ в условиях отмены ОКУН" в журнале "Советник в сфере образования", N 8 за 2016 год. Статья включена в систему "Советник бухгалтера" и доступна по коду подписчика на нашем сайте.

Суд рассматривал требование работодателя к водителю возместить стоимость ремонта поврежденного при исполнении трудовых обязанностей автомобиля. При этом работодатель настаивал на необходимости взыскания полной стоимости ремонта на основании договора о полной материальной ответственности. Основанием для заключения такого договора послужил тот факт, что в обязанности водителя входил сбор с пассажиров платы за проезд.
Как правило, учреждения не осуществляют организованные пассажирские перевозки, однако как таковые перевозки нередко входят в перечень дополнительных платных услуг социальных учреждений, учреждений здравоохранения и некоторых образовательных учреждений. Для таких учреждений выводы, сделанные Алтайским краевым судом, вполне применимы.
В частности, суд указал, что само по себе исполнение обязанностей по управлению служебным транспортом не позволяет распространить на работника правила, предусмотренные статьей 244 ТК РФ. Поскольку в число видов работ Перечень N 1 включает получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей, то суд сделал вывод о том, что договор о полной материальной ответственности может быть заключен с водителем, исполняющим обязанности экспедитора. Однако даже в этом случае сохранность транспортного средства не может быть предметом договора, так как данный материальный объект:
- необходимо рассматривать как техническое средство, при помощи которого транспортируются материальные ценности;
- не отнесен к транспортируемому имуществу (его перемещение само по себе не является целью перевозки).
Отметим, что аналогичные выводы есть и в других судебных решениях. Так, суды отмечают, что работа в должности водителя-экспедитора - по своей сути совмещение двух разных профессий водителя и экспедитора, у каждой из которых разные условия (характеристики, ответственность). Например, об этом сказано в определении Оренбургского областного суда от 26.07.2016 N 33-5678/2016.
Некоторые судьи отмечают, что отличительный признак должностей и работ, указанных в Перечне N 1, - осуществление функций по перевозке материальных ценностей. Само по себе исполнение обязанностей по управлению служебным транспортом не позволяет распространять на них правила, предусмотренные статьей 244 ТК РФ.
Так, например, водитель-экспедитор:
- отвечает за сохранность и целостность вверенного перевозимого груза (материальных ценностей);
- несет ответственность за причинение по его вине ущерба данному грузу (материальным ценностям).
Соответственно, водитель и не может быть привлечен к полной материальной ответственности за причинение ущерба транспортному средству, с помощью которого он перевозит вверенные ему материальные ценности в качестве экспедитора (Определение СК по гражданским делам Ленинградского областного суда от 18.12.2013 N 33-5730/2013).
Таким образом, возложение на водителя полной материальной ответственности за управляемый им автомобиль на основании соответствующего договора неправомерно. Поскольку иных предусмотренных статьей 243 ТК РФ оснований для привлечения работника к полной материальной ответственности в ходе рассмотрения спора установлено не было, суд пришел к выводу о возможности взыскания с работника ущерба в сумме, ограниченной размером его среднемесячного заработка.

Экспедитор - не единственное упоминание в Перечне N 1

По мнению автора, не все выводы Алтайского краевого суда однозначны. Безусловно, неправомерно возложение на водителя полной материальной ответственности за управляемый им автомобиль на основании соответствующего договора. Однако нельзя согласиться с утверждением о том, что договор о полной материальной ответственности с водителем можно заключать только в том случае, если указанный работник исполняет обязанности экспедитора.
Помимо функций, присущих экспедиторам, раздел I Перечня N 1 содержит упоминание о водителях-инкассаторах, а также, например, о работниках, которые выполняют следующие функции:
- операции с денежной наличностью при обслуживании клиентов;
- пересчет денежной наличности;
- перевозку (транспортировку) денежных средств; функции, аналогичные перечисленным.
Так как в Перечне указано обобщенное понятие "работники", то к таким работникам может быть отнесен и водитель.
Раздел II Перечня N 1 перечисляет работы, которые также может выполнять водитель, в частности:
- прием и выплату всех видов платежей;
- расчеты при продаже (реализации) товаров, продукции и услуг (в том числе не через кассу, через кассу, без кассы через лицо, ответственное за осуществление расчетов);
- хранение всех видов билетов, талонов, абонементов (включая абонементы и талоны на отпуск пищи (продуктов питания)) и других знаков (документов), предназначенных для расчетов за услуги;
- куплю (прием), продажу (отпуск, реализацию) услуг, товаров (продукции);
- доставку груза, багажа, почтовых отправлений и других материальных ценностей;
- транспортировку ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов, других химических веществ, бактериологических материалов, оружия, боеприпасов, комплектующих к ним, взрывчатых веществ и другой продукции (товаров), запрещенных или ограниченных к свободному обороту.
В отношении указанных функций (работ), выполняемых водителем, а также водителями-инкассаторами, также может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Когда экспедитора нельзя привлечь к ответственности

Если ущерб нанесен не транспортному средству, а материальным ценностям, то и в этом случае водителя, выполняющего функции экспедитора, не всегда можно привлечь к ответственности. Разъяснения о применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю, даны, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 (далее - Постановление N 52). К примеру, в соответствии с пунктом 5 указанного Постановления работник не может быть привлечен к материальной ответственности, если ущерб возник вследствие:
- обстоятельств непреодолимой силы;
- нормального хозяйственного риска (действия работника, соответствующие современным знаниям и опыту, когда поставленная цель не могла быть достигнута иначе, работник надлежащим образом выполнил возложенные на него должностные обязанности, проявил определенную степень заботливости и осмотрительности, принял меры для предотвращения ущерба и объектом риска являлись материальные ценности, а не жизнь и здоровье людей);
- крайней необходимости или необходимой обороны;
- неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

Примечание. К прямому действительному ущербу могут быть отнесены, например, недостача денежных или имущественных ценностей, порча материалов и оборудования, расходы на ремонт поврежденного имущества, выплаты за время вынужденного прогула или простоя, суммы уплаченного штрафа.

Пунктом 4 Постановления N 52 определены обстоятельства, которые:
- имеют существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником;
- обязан доказать работодатель, а не работник.
В частности, в отношении водителя, совмещающего со своей основной профессией должность экспедитора, работодатель должен доказать:
- отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника;
- наличие прямого действительного ущерба;
- размер причиненного ущерба;
- соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Если суд сочтет доказательства недостаточными, то привлечь водителя-экспедитора к ответственности будет невозможно.

Возмещение материального ущерба

Апелляционное определение Московского областного суда от 30.05.2016 по делу N 33-14348/2016 - пример реализации полной материальной ответственности, когда материальный ущерб удалось взыскать полностью. Суд установил, что с водителем-экспедитором были заключены трудовой договор и договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
В соответствии с должностной инструкцией, представленной суду, водитель-экспедитор обязан:
- выполнять выгрузку и сдачу доставленного груза;
- оформлять приемо-сдаточную документацию;
- участвовать в составлении актов и других документов на недостачу, порчу грузов и прочее;
- нести полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему для перевозки материальных ценностей, за порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества и причинение материального ущерба.
Из-за утраты ключей работодатель понес дополнительные расходы на общую сумму 42 944,13 рубля. Например, для осуществления разгрузки пришлось вызвать, в частности, кран-манипулятор. При рассмотрении дела было установлено, что:
- данный случай не признали страховым;
- выплата страхового возмещения по факту утраты комплектов ключей от перевозимых автомобилей не осуществлялась.
Таким образом, работодатель был вправе требовать от сотрудника возмещения ущерба. Определяя его размер, суд исходил из документов, подтверждающих оплату произведенных расходов, в том числе государственной пошлины. Так как работодатель дополнительно требовал учесть упущенную выгоду (в понятие полной материальной ответственности не входит), то госпошлина для взыскания с работника была определена в размере, пропорциональном удовлетворенной части требований.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑