Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 24.08.2017
(Комментарий к Федеральному закону от 01.05.2017 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")
Все мы не застрахованы от болезней. А заболев, вынуждены или вызывать врача на дом, или идти в поликлинику. Временно утративший трудоспособность работник, за которого работодатель платит взносы в ФСС России, является застрахованным на случай болезни. Это следует из подпункта 1 части 1 и части 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". В пункте 1, в частности, сказано, что лица, работающие по трудовым договорам, подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Страхованию подлежат:
- россияне, постоянно или временно проживающие на территории РФ;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением приглашенных на работу высококвалифицированных специалистов).
Пациент (застрахованное лицо), временно утративший трудоспособность, имеет право на страховое обеспечение, а проще говоря, на соцстраховское пособие. А для того, чтобы такое пособие получить, застрахованный должен представить страхователю-работодателю достоверные подтверждающие документы. Одним из таких документов является листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме и в установленном порядке. Этим документом работник подтверждает также обоснованность временного отсутствия на рабочем месте.
До недавнего времени большая часть медучреждений выдавали только бумажный больничный лист, являющийся защищенной полиграфической продукцией (степень защиты уровня В).
Ситуация поменялась с принятием Федерального закона от 01.05.2017 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Внесенные Законом поправки начинают действовать с 1 июля 2017 года. С этой даты пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам можно назначать и выплачивать на основании электронного больничного листа. Каков механизм формирования такого документа? Какие выгоды принесет нововведение медикам, временно нетрудоспособным гражданам и работодателям?
Предыстория введения электронного больничного
Перед тем как внедрять электронный больничный, ФСС России изучил опыт применения такого документа в зарубежных странах, в частности в странах Прибалтики.
В России электронные листки нетрудоспособности в качестве эксперимента стали выдаваться с 2014 года в некоторых субъектах РФ. В пилотном проекте "Электронный листок нетрудоспособности" участвовали медицинские организации, наиболее оснащенные необходимым техническим оборудованием (компьютерами) и программным обеспечением. Это медучреждения Москвы, Саратовской области и других регионов. После успешного тестирования с 2015 года электронные листки нетрудоспособности стали выдавать и в других регионах, а с принятием Закона N 86-ФЗ электронная форма больничного листка законодательно закреплена и действует на всей территории РФ.
Механизм формирования электронного больничного
Пока четкого описания процесса формирования электронного листка нетрудоспособности нет. Порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа должно утвердить Минздравсоцразвития. Пока что из имеющейся в свободном доступе информации можно констатировать следующее.
Медицинская организация формирует электронный листок нетрудоспособности при первом обращении пациента с его письменного согласия. С помощью программного обеспечения врач вносит необходимые данные в электронную карту пациента и в электронную форму больничного, которая полностью соответствует по реквизитному составу листку нетрудоспособности в бумажной форме. Полный перечень отражаемых сведений и необходимых отметок сейчас указан в форме листка нетрудоспособности, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности".
Сформированный электронный листок нетрудоспособности врач заверяет усиленной квалифицированной электронной подписью своей и медучреждения и направляет в единую интегрированную информационную систему "Соцстрах" ФСС России (далее - ЕИИС "Соцстрах"). Информация в систему поступает по защищенным от постороннего вмешательства каналам связи.
К базе данных этой системы получат определенный доступ страхователи-работодатели, ставшие участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. С помощью программного обеспечения работодатель заполняет необходимые данные и реестр сведений на выплату пособий, а также заверяет электронные документы усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в ЕИИС "Соцстрах".
Назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам непосредственно осуществляют территориальные органы ФСС России на основании информации о страховых случаях, содержащейся в ЕИИС "Соцстрах".
Напомним, что застрахованные обеспечиваются пособием по временной нетрудоспособности в случаях:
- утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения;
- необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
- карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;
- осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;
- долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории РФ, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
Как сказано в статье 1 комментируемого Закона N 86-ФЗ, для назначения и выплаты указанных пособий застрахованное лицо должно представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей).
Если пособия назначает и выплачивает территориальное отделение ФСС России, то для их назначения и выплаты нужно представить справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж. Надо полагать, эти документы со временем будут представляться в рамках межведомственного обмена по каналам связи и пациенту не придется бегать с бумагами в фонд. Такой вывод можно сделать из новой редакции части 5 статьи 13 Закона N 255, в которой сказано, что порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа должно утвердить Правительство РФ.
Преимущества
Как заверяют представители фонда и законодатели, от введения электронного больничного выиграют все - медики, фонд, работодатели и пациенты.
Для медицинских учреждений плюсы состоят в том, что данные о владельце листка нетрудоспособности будут храниться в информационной базе и их не придется каждый раз вводить заново. Это высвободит время врача на непосредственное общение с пациентом, ведение лечебно-диагностического процесса, систематизацию данных об уровне заболеваемости той или иной патологией и о причинах временной нетрудоспособности. Меньше станет испорченных больничных листов, что приведет к экономии средств. Электронные больничные должны значительно снизить возможность мошенничества и представления поддельных листков нетрудоспособности недобросовестными гражданами.
У работодателей не будет причин для задержки выплаты пособий, меньше будет ошибок при расчетах пособий, так как расчет можно будет проверять с помощью программного калькулятора.
В территориальных отделениях ФСС России уменьшится количество проверок, поскольку все данные оперативно можно отслеживать в информационной системе. Высвободившихся работников можно будет использовать на других направлениях деятельности фонда.
Минусы внедрения
Наряду с положительными моментами остаются вопросы и минусы, возможно временные, от внедрения электронных больничных.
Не до конца ясно, например, как будет оформляться электронный больничный, если пациент вызвал врача на дом. В этом случае врача должны снабдить современным гаджетом, обучить правилам пользования им. А это все не так быстро и недешево. Среди участковых терапевтов много лиц пенсионного возраста, которым освоить компьютерные программы будет непросто. А те врачи, которые освоят новую систему, не застрахованы от ошибок в оформлении электронных документов.
Как показали недавние события, из-за вирусных атак (в данном случае не на людей, а на компьютерную технику) происходят серьезные сбои в работе как медицинских учреждений, так и других организаций. При этом большинство специалистов-медиков не могут вести прием пациентов до устранения неполадок.
Возможные дополнительные траты
Наконец, у всех участников системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования электронного листка нетрудоспособности возможны дополнительные расходы. Это затраты на приобретение дополнительных компьютеров, программного обеспечения. Придется заключать договоры с удостоверяющими центрами, оказывающими услуги по изготовлению и обслуживанию сертификатов электронной подписи для подписания электронных листков нетрудоспособности. Потребуется подготовить пакет документов для получения сертификата ключа проверки электронной подписи.
Напомним, что отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Согласно этому Закону (п. 1, 2 ст. 2) электронная подпись - это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию. Сертификат ключа проверки электронной подписи - это электронный документ или документ на бумажном носителе, выданный удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающий принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи.
Услуги по изготовлению сертификатов, созданию самих ключей электронной подписи оказывают удостоверяющие центры. Как правило, сертификат выдается на год и требуется его своевременно продлять. Если этого не сделать, то ключ проверки будет аннулирован на следующий день после окончания срока действия сертификата.
Удостоверяющий центр - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, государственный орган или орган местного самоуправления, осуществляющие функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей, а также иные функции, предусмотренные Законом N 63-ФЗ (п. 7 ст. 2). Удостоверяющие центры подлежат аккредитации. Для этого, в частности, стоимость чистых активов, необходимых удостоверяющему центру для получения аккредитации, должна быть не менее 7 млн рублей. Сумма финансового обеспечения ответственности за убытки, причиненные третьим лицам, теперь составляет до 30,5 млн рублей за каждое место осуществления лицензируемого вида деятельности, если количество таких мест превышает 10, но не более 100 млн рублей. Если количество мест не превышает 10, финансовое обеспечение составляет 30 млн рублей.
Вводится необходимость наличия у удостоверяющего центра, претендующего на получение аккредитации, порядка реализации функций удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей, установленного удостоверяющим центром.
Удостоверяющие центры создают сертификаты ключей проверки электронных подписей и выдают такие сертификаты лицам, обратившимся за их получением (заявителям), при условии установления личности получателя сертификата (заявителя) либо полномочия лица, выступающего от имени заявителя, по обращению за получением данного сертификата, с учетом требований, установленных в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 8 Закона N 63-ФЗ.
С 31 декабря 2017 года Федеральным законом от 30.12.2015 N 445-ФЗ часть 1 статьи 13 Закона N 63-ФЗ дополняется новым пунктом 1.1. Он наделяет удостоверяющие центры правом осуществлять в соответствии с правилами подтверждения владения ключом электронной подписи подтверждение владения заявителем ключом электронной подписи, соответствующим ключу проверки электронной подписи, указанному им для получения сертификата ключа проверки электронной подписи.
Ключ электронной подписи изготавливается, как правило, на флэшке. На нее записывают код защиты, программу "КриптоПро" и сертификат.
"КриптоПро CSP" представляет собой криптопровайдер, средство криптографической защиты, предназначенное для обеспечения целостности программных приложений при помощи методов шифрования. Это программное обеспечение позволяет защитить конфиденциальную информацию при обмене данными через Интернет и обеспечить юридическую достоверность электронных документов.
Лицензия на неисключительное право пользования программой обычно выдается на год или бессрочно. Сертификат электронной подписи действует в течение года и требует своевременного обновления.
Приобретенную флэш-карту (ключ электронной подписи) отражают в учете записью:
Дебет 10 Кредит 60 (76)
- оприходована флэш-карта с ключом электронной подписи.
При передаче в эксплуатацию себестоимость флэш-карты списывают на расходы производства (п. 5, 7, 8, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) и отражают проводкой:
Дебет 20 (26) Кредит 10
- передана в эксплуатацию флэш-карта с ключом электронной подписи.
Факт приемки услуг удостоверяющего центра по изготовлению ключей, сертификатов подтверждает акт, который подписывают стороны договора (ст. 720, 783 ГК РФ).
Расходы на приобретение квалифицированной электронной подписи в бухгалтерском учете отражают в составе прочих расходов в период их осуществления на основании пунктов 11, 17 и 18 ПБУ 10/99.
На основании заключенного договора и акта приема-передачи оказанных услуг эти расходы отражают следующей записью:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы", Кредит 60 (76)
- отражены расходы на приобретение квалифицированной электронной подписи.
В целях налогообложения прибыли расходы на оплату услуг по изготовлению и обслуживанию сертификата ключа подписи при условии соответствия требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Данные расходы следует подтвердить договором и первичными учетными документами (актами сдачи-приемки оказанных услуг, отчетами, счетами).
Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть Интернет и иные аналогичные системы).
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщика, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее суммы стоимости амортизируемого имущества (100 000 руб.), определенной пунктом 1 статьи 256 НК РФ.
К прочим расходам относятся другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Как видим, перечень прочих расходов открыт и налогоплательщик может учесть расходы на приобретение сертификата ключа проверки электронной подписи в составе других расходов.
Другие поправки
Закон N 86-ФЗ внес изменения и в две статьи Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Дополнение внесено в статью 59 Закона N 323-ФЗ, регулирующую порядок экспертизы временной нетрудоспособности.
В соответствии с частью 2 этой статьи экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до пятнадцати календарных дней включительно. В определенных случаях фельдшеры и зубные врачи могут единолично выдавать больничные листы, но на меньший срок, до десяти календарных дней включительно. В соответствии с частью 3 статьи 59 Закона N 323-ФЗ продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии. Ее назначает руководитель медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.
С 1 июля 2017 года в соответствии с новым пунктом 3.2 статьи 59 Закона N 323-ФЗ листок нетрудоспособности может выдаваться в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия пациента) в виде электронного документа. Электронный больничный должен быть подписан с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.
Изменения коснулись и статьи 78 Закона N 323-ФЗ, которой определены права медицинских организаций. До внесения поправок медицинские организации имели право:
- вносить учредителю предложения по оптимизации оказания гражданам медицинской помощи;
- участвовать в оказании гражданам РФ медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;
- выдавать рецепты на лекарственные препараты, справки, медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- осуществлять научную и (или) научно-исследовательскую деятельность, в том числе проводить фундаментальные и прикладные научные исследования;
- создавать локальные информационные системы, содержащие данные о пациентах и об оказываемых им медицинских услугах, с соблюдением установленных законодательством РФ требований о защите персональных данных и соблюдением врачебной тайны.
С 1 июля 2017 года право выдавать листки нетрудоспособности из пункта 3 исключили. Перечисленные в этом пункте лекарственные препараты, медицинские изделия, а также оформляемые на них формы рецептурных бланков выдают в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110. Этот порядок разработан в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и в целях обеспечения граждан, в том числе имеющих право на получение государственной социальной помощи, набором социальных услуг. В перечень таких услуг входит и обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Что касается права медицинских организаций на выдачу больничных листов, то оно перекочевало в новый пункт 3.1 статьи 78 Закона N 323-ФЗ. И в этом пункте уже речь идет о праве выдавать листки нетрудоспособности не в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а в порядке, установленном законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В соответствии со статьей 13 Закона N 255-ФЗ такой порядок был утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н. Порядок устанавливает правила внесения записей в бумажный листок нетрудоспособности и его выдачи при разных страховых случаях.
Надо ожидать, что этот документ также будет обновлен после начала действия поправок, внесенных комментируемым Законом в отношении порядка выдачи электронных листков нетрудоспособности.