Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Новые правила для отпусков муниципальных служащих (Пономарева О.А.)

Новые правила для отпусков муниципальных служащих (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 24.08.2017

Новые правила для отпусков муниципальных служащих (Пономарева О.А.)

Для отдельных категорий муниципальных служащих с 12 мая 2017 года вступили в силу ограничения длительности отпусков. Однако, несмотря на изменения, график отпусков на 2017 год можно оставить прежним.

 

Обзор изменений 

Неприятные для муниципальных служащих изменения внесены Федеральным законом от 01.05.2017 N 90-ФЗ в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ). Изменения претерпели части 3 и 4 статьи 21 Закона N 25-ФЗ. Кроме того, указанная статья дополнена новой частью 5.1.

Так, в части 3 статьи 21 Закона N 25-ФЗ после внесения изменений в прежнем виде оставлено лишь первое предложение, которое ограничивает ежегодный основной отпуск 30 календарными днями. Превышения указанного срока для отдельных групп должностей муниципальной службы на основании региональных законов стали недопустимы.

Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальному служащему, снижена с 15 до 10 дней. При этом введен новый вид ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска - за ненормированный служебный день. Такой отпуск может составлять только три календарных дня.

 

Переходный период 

Правила переходного периода можно разделить на две группы с одной отправной точкой - 12 мая 2017 года.

В первую группу войдут муниципальные служащие, у которых на указанную дату остались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или их части. Эти отпускные дни по-прежнему сохранены. Муниципальный служащий вправе:

- использовать остаток для отдыха;

- получить компенсацию за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или их части.

Вторая группа переходных положений затрагивает муниципальных служащих, которые на 12 мая уже замещали должности муниципальной службы. Для таких служащих исчислять продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков по новым правилам необходимо начиная с их нового служебного года.

 

Как определить служебный год 

Между определениями года как "служебный" и "рабочий" большой разницы нет:

- понятие "рабочий год" применимо к работникам, заключившим трудовой договор;

- понятие "служебный год" применяют по отношению к государственным служащим, заключившим служебный контракт.

Таким образом, служебный год нужно считать со дня поступления служащего на службу. Такой вывод следует из статьи 37 Закона N 25-ФЗ, которая регламентирует применение законов и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе в связи с вступлением в силу самого Закона N 25-ФЗ.

Так, в соответствии со статьей 122 Трудового кодекса РФ сотруднику должен быть предоставлен отпуск за каждый год работы и, соответственно, службы. Указанное положение трудового законодательства означает, что у каждого сотрудника свой индивидуальный служебный год, за который ему предоставляют отпуск. Этот год отражают в приказе на отпуск (графа "За период").

Служебный год, как правило, не совпадает с календарным, потому что начало первого рабочего года отсчитывают с момента приема сотрудника на работу. Например, если сотрудник принят на службу 1 декабря 2015 года, то его первый служебный год ограничен датами:

- 1 декабря 2015 года;

- 30 ноября 2016 года.

Второй рабочий год - с 1 декабря 2016 года по 30 ноября 2017 года. Однако в некоторых случаях служебный год рассчитывают в особом порядке - в отношении периодов, которые не входят в стаж, дающий право на отпуск. К таким периодам относят время, когда сотрудник:

- отсутствовал на службе без уважительных причин, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 76 ТК РФ;

- брал отпуск по уходу за ребенком до достижения им трех лет;

- использовал отпуск без сохранения зарплаты, превышающий в совокупности 14 календарных дней в служебном году. 

Примечание. У муниципальных служащих на время отпуска сохраняется денежное содержание. Размер такого содержания определяйте исходя из средней зарплаты, рассчитанной по Постановлению Правительства РФ от 24.12.2007 N 922. 

Все остальное время согласно статье 121 ТК РФ включается в стаж, дающий право на основной отпуск, входит в служебный год, в том числе время, когда работник:

- фактически осуществлял службу;

- отсутствовал на службе с сохранением за ним в соответствии с законодательством места (болезнь, ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности и родам, праздничные дни, медосмотр и прочее);

- имел вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от службы и последующем восстановлении;

- использовал отпуск без сохранения зарплаты, не превышающий в совокупности 14 календарных дней в служебном году.

К служебному году отнесены и другие периоды времени, предусмотренные локальным актом учреждения, трудовым или коллективным договорами.

 

Ждите разъяснений 

Аналогичные изменения были внесены в 2016 году в законодательство о государственной службе. Каким образом применять изменения, не смогло сразу разъяснить даже профильное министерство. Так, письмо Минтруда России от 18.01.2016 N 18-4/10-/В-179 пришлось заменить письмом ведомства от 21.03.2016 N 18-4/10-/В-1771.

Отметим, что в мартовском письме министерство разъяснило, что включает в себя служебный год, а также пояснило, что изменения продолжительности отпусков соответствуют:

- положениям ратифицированной Российской Федерацией Конвенции Международной организации труда N 132 "Об оплачиваемых отпусках" (принята в Женеве 24.06.1970);

- аналогичным нормам Трудового кодекса РФ.

Такой вывод сделан на основании того, что изменения не затронули права служащих на отпуск, так как стандартный отпуск составляет 28 календарных дней.

Также было еще раз подчеркнуто, что все вопросы, которые не урегулированы федеральным законодательством о госслужбе, регулирует Трудовой кодекс РФ. На основании статьи 123 ТК РФ был рассмотрен вопрос о графике отпусков, который:

- должен быть составлен на очередной год не позднее чем за две недели до окончания текущего года (ст. 123 ТК РФ);

- предоставлен служащему для ознакомления под подпись;

- включает в себя все ежегодные оплачиваемые отпуска;

- может включать в себя неиспользованные дни оплачиваемых отпусков за предыдущие периоды.

Случаи изменения графика отпусков в связи с изменением законодательства ТК РФ не предусматривает. Более того, утвержденный график отпусков обязателен как для представителя нанимателя, так и для самого служащего (ст. 123 ТК РФ).

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑