Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Определение базы по страховым взносам (Лермонтов Ю.М.)

Определение базы по страховым взносам (Лермонтов Ю.М.)

Дата размещения статьи: 24.08.2017

Определение базы по страховым взносам (Лермонтов Ю.М.)

Как показывает анализ судебной практики, между налоговыми органами и учреждениями часто возникают споры относительно включения тех или иных сумм в базу для начисления страховых взносов, в частности сумм единовременных муниципальных выплат, произведенных работникам в рамках Программы поддержки молодых специалистов с целью компенсации расходов на повышение их квалификации. Расскажем на примере постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.03.2017 N Ф01-468/2017 по делу N А17-5648/2016.

 

Суть дела 

В соответствии с п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

На основании п. 2 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.

Муниципальное бюджетное учреждение обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - регионального отделения ФСС РФ об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Спорными являются суммы единовременных муниципальных выплат, произведенных работникам в рамках Программы поддержки молодых специалистов с целью компенсации расходов на повышение их квалификации. По мнению Фонда, единовременные выплаты молодым специалистам не являются государственными пособиями и не соответствуют понятию компенсационных выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами, следовательно, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.

Суд, удовлетворяя требование учреждения, указал, что данные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы (условий, отклоняющихся от нормальных), не являются поощрительными и стимулирующими выплатами, а также оплатой труда работников (вознаграждением за труд), объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

 

Комментарий к постановлению 

В анализируемом судебном решении дается совокупный и системный анализ норм Закона N 125-ФЗ и Трудового кодекса РФ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

На основании ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Как указывает суд, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Также в силу ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на реализацию полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 данного Закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Таким образом, из системного анализа вышеприведенных норм следует вывод, что суммы единовременных муниципальных выплат, произведенных работникам в рамках Программы поддержки молодых специалистов с целью компенсации расходов на повышение их квалификации, не относятся к выплатам, связанным с трудовой деятельностью, они не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Выводы, аналогичные тем, что изложены в комментируемом судебном решении, также получили выражение:

- в Определении Верховного Суда РФ от 22.09.2015 по делу N 304-КГ15-5000, А70-5458/2014;

- постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.02.2017 N Ф02-7686/2016;

- постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2017 N Ф04-285/2017.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑