Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 05.09.2017
Вознаграждение нотариуса за его услуги складывается из нотариального тарифа и платы за правовую и техническую работу (ст. 22 Основ о нотариате). Размеры тарифов за совершение различных нотариальных действий установлены ст. 22.1 Основ о нотариате и ст. 333.24 НК РФ. Вознаграждение за выполнение правовой и технической работы нотариус устанавливает самостоятельно с учетом расценок, рекомендованных нотариальной палатой соответствующего субъекта Российской Федерации.
Споры в части применения нотариальных тарифов, размеры которых регламентированы законом и не могут быть изменены нотариусом, достаточно редки. Конечно, нотариусы заинтересованы в увеличении своей выручки от выполняемой работы, поэтому порой они пытаются изыскать основания для взимания большей суммы там, где это возможно. Нотариальные палаты стараются этому противодействовать.
Статьей 24 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для отчуждения всеми участниками долевой собственности на недвижимое имущество своих долей по одной сделке предусмотрена обязательная нотариальная форма. При удостоверении указанных сделок нотариус взимает нотариальный тариф в соответствии со ст. 333.24 НК РФ с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ.
За удостоверение договоров, предмет которых подлежит оценке, если такое удостоверение обязательно в соответствии с законодательством Российской Федерации, государственная пошлина (нотариальный тариф) взимается в размере 0,5% суммы договора, но не менее 300 руб. и не более 20 000 руб. (подп. 5 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ими в равных долях (ст. 333.18 НК РФ).
Возможность взимания государственной пошлины (нотариального тарифа) в ином размере, в случае удостоверения одной сделки по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество несколькими лицами, главой 25.3 НК РФ не предусмотрена. Таким образом, при удостоверении договора отчуждения всеми участниками долевой собственности на недвижимое имущество своих долей нотариальный тариф (государственная пошлина) взимается однократно исходя из суммы договора, а не из количества участников долевой собственности, отчуждающих свои доли (Письмо Федеральной нотариальной палаты от 22.06.2016 N 2173/03-16-3).
В случае выезда нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы законом предусмотрена обязанность заинтересованных в такой услуге физических и юридических лиц возместить ему фактические транспортные расходы, а также уплатить государственную пошлину в размере, увеличенном в 1,5 раза (п. 1 ч. 1 ст. 333.25 НК РФ). На практике нотариусы этим не ограничиваются. Если они и соглашаются прибыть к клиенту для совершения тех или иных нотариальных действий, то ни о какой компенсации транспортных расходов речь не идет, тем более если нотариальная контора расположена в шаговой доступности от места жительства или места нахождения клиента. Вместо этого нотариус выставляет клиенту фиксированное вознаграждение за выезд. В столице, например, его сумма может составить 10 000 руб.
В ст. 22 Основ о нотариате такая возможность прямо не предусмотрена, но она и не исключается, поскольку в ней речь идет о компенсации транспортных расходов, что не лишает нотариуса права поставить вопрос о выплате ему дополнительной денежной суммы по согласованию с клиентом. В данном случае нотариус оказывает клиенту самостоятельную услугу, которая для него имеет потребительскую ценность, не является стандартной операцией, которую нотариус обязан совершить в силу закона, поэтому установление платы за ее оказание не противоречит закону. Конечно, взаимосвязанные нормативные предписания ст. 22 Основ о нотариате и п. 1 ч. 1 ст. 333.25 НК РФ могут быть истолкованы ограничительно как лишающие нотариуса возможности взимать дополнительное вознаграждение за выезд к клиенту. Право у него есть только на те выплаты, которые прямо установлены законом, и уплата государственной пошлины в увеличенном размере должна рассматриваться в качестве достаточной компенсации.
Однако поскольку нотариус не обязан оказывать такую услугу, отказ выехать к клиенту он может мотивировать либо доводом о большой загруженности, либо тем, что такие услуги не оказываются, либо даже не утруждать себя какими-либо объяснениями.
Деятельность нотариуса не является предпринимательской, по обращениям клиентов он совершает от имени государства нотариальные действия, а не оказывает услуги, поэтому у клиентов отсутствует возможность понуждать его к совершению тех или иных действий. Нотариус в принципе может оказывать не все услуги, поскольку закон не обязывает его, получив данный статус, совершать все нотариальные действия, предусмотренные Основами о нотариате.
Подать на нотариуса жалобу в ФАС России нельзя даже в том случае, если он работает по рекомендованным соответствующей нотариальной палатой ценам, поскольку в любом случае отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства (ст. 22 Основ о нотариате).
Нотариуса можно попробовать обязать к совершению нотариальных действий в соответствии с законом в судебном порядке, но это займет время и не всегда будет эффективным.
Так, например, официальный нотариальный тариф за удостоверение доверенности составляет 200 руб. (п. 6 ч. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате). Очевидно, что нотариус за такие деньги работать не будет. "В нагрузку" к тарифу клиенту придется заплатить дополнительное вознаграждение за правовую и техническую работу, которое у разных нотариусов неодинаковое - от 1 500 до 2 400 руб. и даже больше. Цена зависит от того, кто будет выступать в качестве заявителя (гражданин или организация), какими полномочиями наделяется поверенный, сколько поверенных будет указано в доверенности и др.
Под правовой и технической работой применительно к данному нотариальному действию нотариусы понимают составление проекта документа на основании запроса клиента и его перенос на официальный бланк. Совершая данное нотариальное действие, нотариус выясняет действительную волю доверителя, проверяет его право- и дееспособность, составляет нужный текст в соответствии с требованиями действующего законодательства и представляет его на подпись доверителю. Такие операции, в принципе, охватываются самим существом нотариального действия по удостоверению доверенности, поэтому если клиент приносит нотариусу уже заранее подготовленный проект документа, проведения какой-либо дополнительной работы не требуется.
Даже проверка представленного проекта документа перед тем, как оформить готовый вариант на официальном бланке, внесение в него при необходимости уточнений и дополнений, исключение тех или иных положений не относятся к самостоятельным услугам, поскольку это стандартный набор процедур, предшествующий оформлению доверенности.
Удостоверение доверенности всегда предполагает согласование и утверждение с клиентом окончательной редакции, даже если нотариус использует свои стандартные образцы, поскольку в зависимости от конкретной ситуации в документ всегда могут вноситься определенные коррективы. В связи с этим при удостоверении доверенности нотариус совершает нотариальное действие, за которое вправе взимать государственную пошлину согласно утвержденному тарифу, но не вправе навязывать дополнительные услуги, которые в данном случае им в пользу клиента даже не оказываются.
Относительно правомерности взимания дополнительной платы за удостоверение доверенности в судебной практике существуют две принципиально противоположные позиции.
Первая позиция. Согласно ст. 9, 16, 48 и 50 Основ о нотариате нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 N 272-О-О).
Доводы нотариуса о невозможности удостоверения проекта доверенности, который ему передал сам клиент, без предоставления услуг технического характера, а именно переноса текста доверенности на установленный бланк единого образца, предназначенный для совершения нотариальных действий, суд посчитал неправомерными, поскольку законом или иным нормативным правовым актом данное действие не отнесено к технической услуге. Перенос текста доверенности на бланк единого образца, в том числе и с использованием технических средств нотариуса, суд расценил в качестве операции, которая является непосредственно документальным оформлением нотариального действия и не может рассматриваться как оказание дополнительной (факультативной) услуги по отношению к нотариальным действиям (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 10.07.2012 N 33-9692/2012).
Нотариус не вправе взимать вознаграждение за совершение тех публичных действий, которые для него являются обязательными в силу закона (Апелляционное определение Липецкого областного суда от 01.07.2013 по делу N 33-1634/2013). В том случае, если проект представленного заявителем документа не соответствует закону, в частности в проекте доверенности не ясен объем полномочий представителя, имеются иные недостатки, нотариус должен устно сообщить о них заявителю и дать ему возможность их исправить или в крайнем случае указать на них в качестве основания для отказа в совершении нотариального действия в соответствующем постановлении, чтобы заявитель смог их устранить либо обжаловать данное постановление при несогласии с ним (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 24.09.2013 по делу N 33-7843/13).
Вторая позиция (практика московского региона). Законом прямо предусмотрена возможность выполнения нотариусом для клиента правовой технической работы. Сам факт совершения нотариального действия с оплатой заявителем государственной пошлины по тарифу и дополнительных услуг суды расценивают как безусловное согласие их получения на добровольной основе (Определение Московского городского суда от 15.02.2016 N 4г-0620/2016).
В такой ситуации по факту оказания данных услуг заявитель уже не может доказать, что они были ему навязаны, поскольку при несогласии с размером их оплаты он имел возможность отказаться от совершения нотариального действия и обратиться к другому нотариусу (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2015 по делу N 33-42587/2015). При отсутствии доказательств понуждения заявителя к получению дополнительных услуг его требования о возврате уплаченных сумм не подлежат удовлетворению (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.04.2015 по делу N 33-13702).
В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 15 Закона г. Москвы от 19.04.2006 N 15 "Об организации и деятельности нотариата в городе Москве" Московская городская нотариальная палата рекомендует объем и стоимость правовой и технической работы нотариусов по составлению проектов сделок, заявлений и других документов, изготовлению копий документов и выписок из них, а также по разъяснению вопросов совершения нотариальных действий, что само по себе указывает на возможность взимания с граждан платы за правовую и техническую работу, выполненную нотариусом.
Взимание тарифов за выполнение частнопрактикующими нотариусами такой работы не противоречит требованиям закона, наличие требования нотариуса о взимании денежных средств за правовую и техническую работу правомерно, в связи с чем оснований для признания действий нотариуса незаконными не имеется.
Исходя из системного толкования положений ст. 17 и ч. 1 ст. 80 Основ о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, несет полную имущественную ответственность за вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица не только в результате неправомерного отказа в совершении нотариального действия, а также разглашения сведений о совершении нотариальных действий, но и в результате совершения нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации. С учетом указанного требования действия нотариуса связаны также и с законностью сведений, содержащихся непосредственно в изготавливаемом документе, поскольку нотариус несет ответственность за соответствие содержания изготавливаемого документа закону.
Учитывая, что документы, представляемые для совершения нотариального действия, должны соответствовать требованиям закона, а нотариус должен осуществить действия по правовой экспертизе документа, суд пришел к выводу, что нотариус имел право требовать уплату за оказание услуг правового и технического характера (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2012 по делу N 11-7863/11).
Суды, занимающие представленную правовую позицию, указывают на то, что требование о признании незаконным отказа нотариуса в совершении нотариальных действий по мотиву нежелания оплачивать правовую и техническую работу заявитель также не может обосновать наличием у него права на получение льготы при уплате государственной пошлины в соответствии с п. 5 ст. 333.38 НК РФ.
Вместе с тем данное положение налогового законодательства предусматривает освобождение только от уплаты небольшой по размеру государственной пошлины за совершение нотариальных действий, а не освобождение от оплаты услуг нотариуса правового и технического характера, которые стоят существенно дороже (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 03.12.2015 по делу N 33-8649/2015).
По нашему мнению, со второй позицией нельзя согласиться по следующим причинам. Оценка представленных самими участниками гражданского оборота документов входит в содержание нотариального действия. Так, например, в ст. 45 Основ законодательства о нотариате применительно к удостоверению сделок прямо указано, что нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона.
Здесь не может идти речь и о какой-то дополнительной правовой и технической работе, поскольку действия нотариуса по оценке проекта сделки, представленной сторонами, на соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации изначально полностью охватываются содержанием соответствующего нотариального действия. В качестве примера самостоятельных услуг нотариуса можно рассматривать предоставление консультаций по правовым вопросам, выходящим за предмет совершаемых нотариальных действий. Если заявитель не возражает против оказания ему таких дополнительных услуг и согласен с размером платы за них, то нотариус вправе их оказывать и получать вознаграждение. Однако в приведенных нами примерах действия нотариусов полностью охватываются содержанием нотариального действия, не выходя за его рамки. Никакие дополнительные услуги правового и технического характера им не оказываются, несмотря на наличие о том записи в удостоверительной надписи.
Обязанность нотариуса возместить вред, причиненный совершаемыми им нотариальными действиями, сама по себе не означает, что он вправе взимать вознаграждение за фактически навязываемые правовые и технические услуги. Необходимость их оплаты он не может обосновать риском наступления своей ответственности, поскольку нотариальное действие предполагает соблюдение всех необходимых процедур, выполнение которых нотариусом исключает возможность возложения на него ответственности за наступившие неблагоприятные последствия.
В связи с этим взимать дополнительное денежное вознаграждение за действия, к совершению которых он обязан в силу закона, нотариус не вправе, что соответствует положениям п. 3.1.11, 3.2.2, 3.2.6 и 4.2 Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, в силу которых нотариус обязан соблюдать рекомендации нотариальной палаты по взиманию платы за оказание услуг правового и технического характера, не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров, произвольно изменять размер нотариального тарифа, понуждать лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, получать услуги технического характера, в том числе по подготовке проектов документов, изготовлению копий, сканированию документов, у лиц, не являющихся работниками нотариуса.
Статьей 15 Основ о нотариате установлено, что нотариус имеет право составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписок из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. Вместе с тем тарифы за предоставление нотариусами указанных услуг законодательством не установлены.
За оказание услуг правового и технического характера плата должна взиматься с учетом себестоимости затрат на составление документов (Письмо Минфина России от 19.01.2012 N 03-05-06-03/01).
Недостаточное законодательное регулирование данного вопроса создает условия для возникновения проблем, связанных с определением размера и порядка взимания нотариусами платы за соответствующие действия. В целях исключения конкуренции в нотариальном сообществе нотариальными палатами субъектов Российской Федерации нотариусам рекомендованы примерные тарифы за выполнение работ правового и технического характера.
Лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, при несогласии с размером тарифа, установленного нотариусом, может самостоятельно составить проект сделки и других документов, а также объявить о полной юридической осведомленности относительно содержания и последствий совершения нотариального действия.
По нашему мнению, для преодоления сложившейся ситуации целесообразно увеличить нотариальный тариф до приемлемого, экономически обоснованного уровня с установлением ответственности нотариусов за навязывание клиентам дополнительных услуг, в которых они не нуждаются.
Литература
1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [утверждены ВС РФ 11 февраля 1993 г. N 4462-1, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".