Все о трудовом праве

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

28.12.2021

Целью законопроекта является ликвидация внутренних противоречий, в Трудовом кодексе РФ, выявившихся в его правоприменительной практике, защита трудовых прав работников, а также содействие росту эффективности труда.

подробнее
25.12.2021

Законопроектом предлагается, путем внесения изменений в Закон о занятости, унифицировать подход к признанию занятыми граждан, обучающихся по очно-заочной форме обучениями, обеспечив единообразное толкование и практику применения законодательства о занятости.

подробнее
23.12.2021

Целью законопроекта является установить дополнительную возможность направления заявления гражданами РФ и гражданами государств-членов ЕАЭС о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Обновлено отраслевое соглашение в сфере социально-трудовых отношений (Пономарева О.А.)

Обновлено отраслевое соглашение в сфере социально-трудовых отношений (Пономарева О.А.)

Дата размещения статьи: 20.12.2017

Обновлено отраслевое соглашение в сфере социально-трудовых отношений (Пономарева О.А.)

Письмо Роструда от 05.06.2017 N 2181-ТЗ содержит уведомление о регистрации Отраслевого соглашения, в частности, в отношении федеральных государственных бюджетных (автономных, казенных) учреждений, находящихся в ведении Минздрава России на 2017 - 2019 годы (далее - Соглашение-2017). Указанный документ утвержден Минздравом России и Профсоюзом работников здравоохранения РФ 19 мая 2017 года.

Технические правки

Напомним, что на период с 2013 по 2016 год действовало Отраслевое соглашение по вопросам оплаты труда, режимов труда и отдыха, повышения квалификации работников, мер социальной поддержки, условий и охраны труда, развития социального партнерства (далее - Соглашение-2013), заключенное 20 сентября 2013 года между Минздравом России и Профсоюзом работников здравоохранения РФ.

Соглашение-2017 по сравнению со своим "предшественником" более четко очерчивает сферу своего действия, так как в нем перечислены все организации, подведомственные Минздраву России, непосредственно в названии и первом же пункте.
Министерство и профсоюз взяли на себя обязательство обеспечивать комплексный подход к решению вопросов кадровой политики, социально-экономической и профессиональной защиты, создавать условия для благоприятного морально-психологического климата в учреждениях Минздрава России. Действие Соглашения распространяется на всех работников и работодателей федеральных государственных бюджетных и казенных учреждений, которые находятся в ведении Минздрава России (далее - учреждения).

От собственных средств - к финансовым возможностям

Положения Соглашения-2017 по-прежнему не ограничивают права работодателей в расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам.
Однако единственное ограничение - наличие собственных средств для обеспечения такого расширения (п. 1.4 Соглашения-2017) на 2017 - 2019 годы заменено на наличие финансовых возможностей. Таким образом, на улучшение положения работников вполне можно направлять, например, средства целевых субсидий, если это соответствует целям, на которые они выделены.
Потребность в таких субсидиях может возникнуть также, если будут приняты изменения в Трудовой кодекс РФ, а также в иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права.
Изменения, которые могут привести к корректировке Соглашения-2017 (п. 1.6):
- должны быть приняты в период действия указанного Соглашения;
- улучшать правовое и социально-экономическое положение работников;
- расширять действие соответствующих пунктов Соглашения-2017 с момента вступления их в силу.

Контроль выполнения

В Соглашении-2017 контролю посвящен пункт 1.9, а не пункт 1.11, как это было в Соглашении-2013. Кроме изменения номера пункта произошли и более важные изменения:
- контроль за выполнением Соглашения-2017 осуществляют только стороны соглашения и их представители, без каких-либо органов по труду (как и в Соглашении-2013);
- при проведении указанного контроля стороны соглашения предоставляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию, касающуюся хода выполнения Соглашения-2017 по запросу (предыдущее соглашение предполагало ежегодное предоставление информации его сторонами).
Также изменен порядок рассмотрения выполнения условий соглашения на совместных заседаниях коллегии Минздрава России и центральной комиссии Профсоюза.
Так, согласно пункту 1.14 Соглашения-2013 информацию о его выполнении рассматривали ежегодно. Причем должно было быть принято соответствующее решение. В аналогичном пункте 1.12 нынешнего соглашения отмечено лишь, что вопросы его реализации при необходимости могут быть рассмотрены на указанных совместных заседаниях также с оформлением соответствующего решения.

Обязательства сторон

В нынешнем Соглашении сокращены не только контрольные функции сторон, но и обязательства. Например, исчезли такие обязательства, как:
- обеспечение комплексного подхода к решению вопросов реализации кадровой политики в здравоохранении;
- совместная аналитическая и экспертная оценка проектов нормативных правовых актов, затрагивающих профессиональные, социально-экономические интересы работников системы здравоохранения.
Некоторые обязательства исчезали в связи с их исполнением, например:
- разработка отраслевого стандарта аттестации рабочих мест по условиям труда;
- учреждение совместной Почетной грамоты Минздрава России и Профсоюза в целях поощрения работников, добившихся значительных результатов в повышении эффективности здравоохранения, принимающих активное участие в общественной жизни;
- утверждение типовой отраслевой программы, направленной на совершенствование системы управления охраной труда в медицинских организациях.
Однако при этом появилось, в частности, обязательство разработать типовое отраслевое положение о системе управления охраной труда в подведомственных организациях.
В целях реализации отдельных положений Трудового кодекса РФ и других нормативных правовых актов РФ в обязательства входила подготовка предложения по вопросам:
- реформирования пенсионного законодательства РФ;
- расширения мер социальной защиты для медицинских работников;
- обеспечения экономических, социально-трудовых прав и интересов медицинских и фармацевтических работников.
В Соглашении-2017 осталось только последнее обязательство, а первые два заменены на одно обязательство - подготовка обоснований для установления тождественности профессиональной деятельности в соответствии:
- со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
- с Постановлением Правительства РФ от 28.08.2014 N 869 "Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости".
Изменилась и сфера мониторинга сторонами соглашения. Так, в отношении мониторинга "эффективного контракта" не упомянуты:
- зависимость оплаты от результатов и качества труда работников;
- учет обеспечения гарантий в сфере оплаты труда, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ;
- анализ лучших практик внедрения "эффективного контракта".
Стороны соглашения по-прежнему при необходимости готовят обоснованные предложения в Правительство РФ и Минтруд России.
Однако направление предложений частично изменено. Теперь это внесение изменений в профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников. Еще одно направление - выделение бюджетных ассигнований из федерального бюджета, необходимых для обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Кроме того, в обязательства вошло внесение изменений в законодательство РФ, регулирующее специальную оценку условий труда. Изменения направлены на объективную и качественную оценку условий труда на рабочих местах медицинских работников в медицинских организациях. И последнее обязательство - разработка правил (типовых инструкций) по охране труда для медицинских работников, осуществляющих отдельные виды деятельности.

Оплата труда

Перечень нормативных актов, которые необходимо использовать при установлении систем оплаты труда (далее - СОТ), приведен в Отраслевом соглашении - 2017 только для работников федеральных казенных учреждений, подведомственных Минздраву России (далее - ФКУ). В него вошли:
- Положение об оплате труда работников ФКУ по виду экономической деятельности "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", утвержденное Приказом Минздрава России от 31.10.2014 N 696н, которое носит для ФКУ обязательный характер (абз. 2 п. 2 Положения об установлении СОТ работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583);
- примерные положения об оплате труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений (далее - федеральные учреждения) по видам экономической деятельности, утверждаемые Минздравом России;
- единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях СОТ работников государственных (муниципальных) учреждений, ежегодно утверждаемые Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений;
- мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.

Подпунктом 3.2.9 Отраслевого соглашения - 2017 приведены рекомендации по разработке показателей и критериев эффективности работы работников федеральных учреждений, подведомственных Минздраву России. Так, предложено:
- использовать показатели и критерии эффективности работы, которые включены в примерные положения об оплате труда работников указанных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемые Минздравом России;
- при установлении работникам выплат стимулирующего характера предусматривать увеличение доли выплат за наличие квалификационной категории в общем объеме стимулирующих выплат;
- установление выплат стимулирующего характера заместителям руководителей подведомственных организаций с учетом показателей эффективности работы, устанавливаемых с 2017 года не руководителем, а коллективными договорами, локальными нормативными актами подведомственных организаций, трудовым договором.
Изменены условия по формированию фонда оплаты труда работников. Его необходимо формировать исходя из:
- объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда ФКУ;
- размеров субсидий, в частности, бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минздраву России, на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания;
- объемов средств государственных внебюджетных фондов, направленных на возмещение затрат на оказание медицинских услуг;
- средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
В пункте 3.3 Соглашения-2017 о соблюдении работодателями ТК РФ, иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, дополнительно подчеркнуто, что указанные акты гарантируют своевременность выплаты заработной платы работникам.

Режимы труда и отдыха

В пункт 4.3 Соглашения-2017 о медицинских работниках введено напоминание о том, что продолжительность рабочей недели таких работников не зависит от результатов специальной оценки условий труда (ст. 350 ТК РФ). Кроме того, в пунктах 4.4 - 4.5 Соглашения-2017 рассмотрены особенности рабочей недели работников:
- не из числа медицинских и педагогических работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда;
- из числа женщин, работающих в сельской местности и в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях).
Для первой группы установлена рабочая неделя в зависимости от классов:
- 3.3 - 36 часов в неделю;
- 3.4 - 35 часов в неделю;
- 4.0 - 34 часа в неделю.
Работа женщин в сельской местности регламентирована Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1, которым установлена 36-часовая рабочая неделя, за исключением случаев, когда меньшая продолжительность рабочего времени предусмотрена статьями 262, 263 ТК РФ.
Такая же продолжительность рабочей недели и у женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако она должна быть установлена коллективным или трудовым договором, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами.

Примечание. В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Не менее подробно рассмотрены и отпуска, предоставляемые указанным категориям работников. Предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, напротив, рассмотрено в Соглашении-2017 более сжато. По сути, лишь перечислены работники, которым положены такие отпуска, - это работники:
- занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- имеющие ненормированный рабочий день;
- работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,
- а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Никаких подробностей и ссылок на нормативные акты Отраслевое соглашение при этом не содержит.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2022. Все права защищены
↑