Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Регламентирована работа налоговых комиссий по контролю за выплатами зарплаты (Желонкина М.Н.)

Регламентирована работа налоговых комиссий по контролю за выплатами зарплаты (Желонкина М.Н.)

Дата размещения статьи: 12.03.2018

Регламентирована работа налоговых комиссий по контролю за выплатами зарплаты (Желонкина М.Н.)

Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ (далее - Письмо N ЕД-4-15/14490@) детально регламентирует работу комиссий по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам. Цель такой работы - увеличение поступлений по налогу на доходы физических лиц и страховых взносов. Отбор плательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основе анализа, который почти полностью формирует программа. Поэтому учреждения также могут быть вызваны на комиссию.

Примечание. Отменено письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 "О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы" (с учетом изменений, внесенных письмом ФНС России от 21.03.2017 N ЕД-4-15/5183@).

Особенности отбора налоговых агентов

В отбор для вызова на заседание комиссии попадут учреждения - налоговые агенты по НДФЛ, которые:
- имеют задолженность по перечислению указанного налога;
- снизили оплату НДФЛ по сравнению с предыдущим отчетным (налоговым) периодом более чем на 10% (с учетом изменений среднесписочной численности).
Для выявления таких учреждений программа сопоставляет за отчетный период:
- показатели, отраженные в расчетах по форме 6-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@);
- данные расчетов по страховым взносам.
При этом идет сравнение общих сумм выплат в пользу работников с их численностью. Кроме того, суммы, удержанные по данным расчетов 6-НДФЛ, программа сравнивает с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках "Расчеты с бюджетом" за конкретный отчетный период. Дополнительно по итогам года будут проанализированы показатели справок по форме 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@).
Отметим, что если учреждение имеет обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, то отбор будет произведен в целом по налоговому агенту. Такую возможность обеспечивает федеральный информационный ресурс "Расчеты с бюджетом".
Еще одна категория кандидатов для вызова на комиссию - учреждения, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Поскольку заработная плата рассчитывается с учетом коммерческого сектора экономики, то средний уровень зарплаты может быть гораздо выше того, что установлен в учреждениях. Однако, если заработная плата начислена хотя бы не ниже регионального прожиточного минимума, учреждение, скорее всего, будет исключено из отбора.

Каких плательщиков страховых взносов вызовут на комиссию?

Учреждение вызовут на комиссию, если обнаружат, что по страховым взносам, начисленным учреждением:
- образовалась задолженность;
- снизились поступления относительно предыдущего отчетного (расчетного) периода при постоянном количестве работников.
Отбор учреждений в указанных случаях также основан на сопоставлении. Однако при этом сравнивают исключительно две выборки по страховым взносам:
- исчисленные и уплаченные суммы взносов за отчетный (расчетный) период, отраженные в расчетах по страховым взносам, представленных учреждением в налоговый орган за период начиная с 1 января 2017 года;
- поступления страховых взносов, отраженные в карточках "Расчеты с бюджетом".
Отметим, что при отборе по признаку снижения поступлений программа анализирует динамику с учетом информации из имеющейся в налоговом органе сведений о среднесписочной численности и расчетов:
- по страховым взносам за соответствующий отчетный (расчетный) период, представленным в налоговые органы за периоды начиная с 1 января 2017 года;
- по форме 6-НДФЛ за соответствующий отчетный (расчетный) период.
Как и в случае с НДФЛ, отбор учреждений, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, осуществляют в целом.

Сокращение штата

Учитывая активную разработку и реализацию в регионах программ оптимизации расходов бюджетов субъектов РФ, большинству учреждений не избежать очередного сокращения штата. При этом, если снижение численности работников в течение отчетного периода произойдет более чем на 30% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, учреждение попадет в отбор.

Для отбора программа сопоставляет количество физических лиц в представленных за истекший год и за предыдущий год начиная с 1 января 2017 года расчетах страховых взносов и формах 6-НДФЛ.
При отборе программа анализирует динамику с учетом информации, которую налоговый орган получает также из справок по форме 2-НДФЛ, и отчетов о среднесписочной численности.

Ранжирование налогоплательщиков

Согласно Письму N ЕД-4-15/14490@ налоговые инспекции обязаны осуществлять ранжирование результатов отбора, выделяя те организации, которые в первоочередном порядке подлежат вызову на заседание комиссии. Однако в основе ранжирования отнюдь не принадлежность к коммерческой сфере или к сектору государственного управления. Инспекторы будут исходить из предполагаемых сумм налога (страхового взноса), подлежащего уплате.
Однако, как это следует уже из наименования комиссии, на ее заседаниях проводят оценку наличия реализация теневых схем оплаты труда за счет:
- неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности (далее - ФХД) налогоплательщика (налогового агента, плательщика страховых взносов);
- занижения фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.
Учитывая сведения к минимуму в учреждениях наличного денежного оборота, бухгалтеру нетрудно будет доказать, что учреждение не применяет:
- выплату заработной платы "в конвертах";
- иные теневые схемы обналичивания денежных средств.
Однако для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны иные плательщики, если соблюдено два условия:
- предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства;
- назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности.
Очевидно, что в категорию таких организаций вполне могут попасть и учреждения.

Аналитические и контрольные мероприятия в рамках подготовки материалов

Аналитические и контрольные мероприятия по каждой группе плательщиков инспекторы проводят в целом на основе имеющейся в налоговом органе информации, а также по всем налогам.
При этом инспекторы не учитывают признаки ранжирования плательщиков по группам, которые определены Письмом N ЕД-4-15/14490@. Отметим, что из всех аналитических материалов, которые используют инспекторы, для учреждений актуальны лишь жалобы и заявления физических лиц.
Формы, по которым инспекторы проводят анализ учреждений, приведены в приложениях N 1 - 6 и 7 к Письму N ЕД-4-15/14490@ (далее - приложения). Заполняя форму, рекомендованную в приложении N 1 (учетные сведения), инспектор не может не заметить, что анализирует организацию сектора государственного управления, а не коммерческую фирму. Также проводят анализ показателей:
- бухгалтерской отчетности (баланса);
- уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ;
- исполнения обязанностей по исчислению и перечислению страховых взносов.
На основании первых четырех форм инспектор должен сделать вывод о наличии или отсутствии налоговых рисков и отразить сводные результаты анализа по форме, рекомендованной в приложении N 6. Если в отношении учреждения все же установили наличие налоговых рисков, то дополнительно будет проведен также анализ уровня налоговой нагрузки по форме, рекомендованной в приложении N 7.
Заключительный этап анализа - оценка соответствия показателей ФХД учреждения критериям оценки рисков. Такой анализ проводят в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Концепция).

Письма учреждению от налоговой инспекции

Налоговые инспекторы не только проводят анализ деятельности организаций, но и побуждают в том числе руководителей и бухгалтеров учреждений к самостоятельному анализу:
- результатов коммерческой деятельности;
- причин низкой налоговой нагрузки;
- занижения базы по страховым взносам;
- низкой заработной платы;
- задержек в погашении задолженности по НДФЛ и страховым взносам;
- возможности исправления ошибок (искажений) налоговой отчетности.
О необходимости провести такой анализ учреждение узнает из информационного письма по форме, рекомендованной в приложении N 8, в котором будут:
- отражены факты, отклонения, противоречия и иные вопросы, выявленные в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые комиссия планирует получить в ходе рассмотрения деятельности учреждения;
- предложение уточнить налоговые обязательства (либо обязательства по уплате страховых взносов) в порядке, установленном статьей 81 НК РФ;
- предложение провести самостоятельную оценку рисков в соответствии с Концепцией.
Несмотря на то что рассмотренное письмо будет получено учреждением примерно за месяц до предполагаемой даты проведения заседания комиссии, для активных действий ему отведено лишь 10 дней. За декаду со дня получения письма учреждению необходимо:
- принять решение о предоставлении уточненных деклараций (расчетов);
- погасить задолженность по НДФЛ и страховым взносам;
- представить пояснения.
Если в течение указанного срока учреждение не предпримет никаких действий или эти действия налоговая инспекция расценит как недостаточные, оно получит еще одно письмо с приглашением на комиссию. Уведомление о вызове налогоплательщика должно быть по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (далее - Приказ N ММВ-7-2/189@).

Особенности процедуры заседания

Заседания комиссии в отношении учреждения будут проходить в индивидуальном порядке, но по обобщенной схеме.

Предложения, рекомендации и рассылки информации

Так, должностному лицу (представителю) учреждения будет предложено представить пояснения по выявленным фактам, несоответствиям и уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях:
- улучшения показателей ФХД;
- недопущения нарушений норм законодательства о налогах и сборах.
По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации:
- по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы (баз), базы для исчисления страховых взносов (как правило, представление уточненных деклараций и расчетов);
- принятию мер, направленных на привлечение плательщика к уплате задолженности по НДФЛ, страховым взносам.
Рекомендации должны содержать конкретный срок устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ (страховым взносам). Рекомендуемый срок - 10 рабочих дней с даты рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии.
По результатам рассмотрения деятельности плательщика на заседании комиссии должен быть составлен протокол (возможно использование технических средств) за подписью председателя и секретаря комиссии. Рекомендуемая форма протокола приведена в приложении N 9.
С протоколом представитель учреждения должен быть ознакомлен под подпись, так как именно в протоколе будут зафиксированы:
- рекомендации комиссии;
- срок для устранения нарушений (искажений) в ведении учета, повлекших занижение налоговой базы по НДФЛ, базы для исчисления страховых взносов.
Копия протокола будет вручена учреждению, только если его представитель выскажет такое желание.
Также по результатам рассмотрения деятельности учреждения на заседании комиссии может быть направлена информация в правоохранительные, контролирующие и иные органы, например:
- в органы внутренних дел;
- территориальные органы Федеральной миграционной службы;
- государственные инспекции труда (далее - ГИТ).
Указанные органы в соответствии с их компетенцией также примут конкретные решения в отношении учреждения.
Особое внимание комиссия обязана уделять информации о выплате заработной платы, которая ниже прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.
Такую информацию налоговым органам предписано ежеквартально направлять для принятия соответствующих мер в органы местного самоуправления (на территориальном уровне), а также в ГИТ и органы по труду и занятости субъектов РФ (на региональном уровне).
В случае неявки налогоплательщика, налогового агента, плательщика страховых взносов на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае повторно направляется уведомление по форме, утвержденной Приказом N ММВ-7-2/189@.

Последствия неявки

Неявка представителя учреждения будет зафиксирована в протоколе заседания комиссии. В случае неявки без уважительной причины надлежащим образом уведомленного учреждения на комиссию к ним в обязательном порядке будут применены меры ответственности, предусмотренные статьей 19.4 КоАП РФ. Причем это может быть не только предупреждение, но и наложение административного штрафа на должностных лиц учреждения - от 2 тыс. до 4 тыс. руб.
Кроме того, комиссия вновь будет решать вопрос о целесообразности проведения в отношении учреждения следующих мероприятий:
- повторный вызов;
- проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;
- подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.
Если же неявка будет по уважительной причине, заседание комиссии, скорее всего, будет перенесено.

Последующий мониторинг

Основная цель работы комиссии - обеспечение дополнительного поступления в бюджет НДФЛ и страховых взносов. Поэтому последующая работа в отношении всех учреждений, рассмотренных на комиссии, заключена в проведении мониторинга по нескольким направлениям. Прежде всего, это ежеквартальный мониторинг в разрезе НДФЛ и страховых взносов:
- анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций (расчетов по форме 6-НДФЛ, расчетов по страховым взносам) с увеличением налоговых обязательств (увеличением суммы страховых взносов, исчисленных к уплате в бюджет) и определением сумм НДФЛ (страховых взносов), дополнительно поступивших в бюджет (по форме приложений N 10, 11, 15);
- контроль за погашением задолженности по НДФЛ и страховым взносам (приложения N 12, 16);
- динамика численности и заработной платы (по форме приложения N 13);
- динамика показателей налоговой нагрузки (по форме приложения N 7).
Кроме того, ежемесячный мониторинг налоговая инспекция будет проводить в отношении изменения поступления в бюджет в случае, если учреждение:
- имеет задолженность по перечислению НДФЛ (страховых взносов);
- выплачивает заработную плату ниже среднего уровня по коду видов экономической деятельности.
Для такого мониторинга предназначены формы, рекомендованные приложениями N 14 и 17.
Весь пакет документов по учреждениям, рассмотренным на комиссии, будет передан в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса о включении в план выездных налоговых проверок в случае, если по результатам мониторинга:
- не выявлено положительных тенденций;
- должностные лица учреждения не представили обоснованные пояснения.
Таким образом, к представлению пояснений и работе с комиссией необходимо отнестись очень серьезно.

Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 с изменениями, вступившими в силу с 01.07.2017).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017 с изменениями, вступившими в силу с 10.08.2017).
3. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (ред. от 10.05.2012 с изменениями, вступившими в силу с 10.05.2012).
4. Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".
5. Письмо ФНС России от 25.07.2017 N ЕД-4-15/14490@ "О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам".

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑