Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

29.03.2018

Цель законопроекта - гарантировать реализацию прав граждан на труд, справедливую оплату труда, позволяющую оплачивать расходы на воспроизводство рабочей силы, оплачивать обязательные платежи и иные расходы. В связи с этим предлагается с января 2019 года повысить минимальный размер оплаты труда до 25 000 рублей в месяц.

подробнее
23.03.2018

Цель законопроекта - создание физическим лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, максимально равных условий по исчислению и уплате страховых взносов с плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с учетом изменений, принятых Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ

подробнее
28.02.2018

Законопроектом предлагается внесение изменений в ст. 275 ТК РФ, расширяющих перечень лиц, представляющих представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, включив в него также заместителей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, лиц, претендующих на данную должность, поскольку заместители руководителей осуществляют организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, а также вправе возглавлять контрактную службу учреждения.

подробнее
Все статьи > Трудовой договор > Правомерность выплат денежных средств сотрудникам бюджетных учреждений при прекращении трудового договора по соглашению сторон (Бырдина Т.И.)

Правомерность выплат денежных средств сотрудникам бюджетных учреждений при прекращении трудового договора по соглашению сторон (Бырдина Т.И.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Правомерность выплат денежных средств сотрудникам бюджетных учреждений при прекращении трудового договора по соглашению сторон (Бырдина Т.И.)

Трудовой кодекс РФ в ст. 77 предусматривает среди общих оснований прекращения трудового договора соглашение сторон. Стоит отметить, что данному основанию посвящена только одна статья ТК РФ. Причем законодатель немногословен в описании процесса оформления такого увольнения. Так, согласно ст. 78 ТК РФ трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.

В настоящее время этот вариант прекращения трудового договора достаточно распространен, так как часто в целях достижения взаимного согласия работодатель и работник договариваются о выплате "отступных" при увольнении по соглашению сторон. Стоит заметить, что выплата эта не является обязательной, но представляет собой действенную меру в случае необходимости увольнения неугодного сотрудника при его отказе от расторжения договора по собственной инициативе и невозможности его увольнения за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей либо однократное грубое нарушение трудовых обязанностей.

Сейчас все чаще встает вопрос о законности выплат денежных средств сотрудникам бюджетных учреждений (далее также - учреждение) при их увольнении по соглашению сторон. Вопрос возникает по причине неэффективности использования средств учреждением по осуществлению дополнительных выплат при увольнении. Но дело не только в этом. Устанавливая выплаты денежных средств при увольнении по соглашению сторон одним сотрудникам и отказывая в этом другим сотрудникам в случае того же увольнения по соглашению сторон, учреждение, с одной стороны, нарушает основной принцип правового регулирования, закрепленный в ст. 2 ТК РФ, - равенство прав и возможностей работников, с другой стороны, согласно п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения, а поскольку учреждение вправе самостоятельно распоряжаться средствами от приносящей доход деятельности, осуществление выплат работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон из средств, полученных от приносящей доход деятельности, не нарушает требований действующего законодательства.

В силу положений ст. 2 ТК РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является сочетание государственного и договорного регулирования. В то же время ч. 1 ст. 9 ТК РФ устанавливает правило, согласно которому в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров, а в силу ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Следовательно, прежде чем сделать вывод о правомерности либо неправомерности выплат денежных средств сотрудникам учреждений при увольнении по соглашению сторон, необходимо ответить на ряд вопросов.

1. Существует ли у бюджетного учреждения право производить выплаты при расторжении трудового договора по соглашению сторон?

В статье 178 ТК РФ предусматриваются случаи выплаты выходных пособий, а также допускается установление повышенных размеров выплаты выходных пособий. В данном перечне случай выплаты выходного пособия при расторжении трудового договора по соглашению сторон не предполагается, но согласно ч. 4 ст. 178 ТК РФ трудовым или коллективным договором могут определяться другие случаи выплаты выходных пособий (кроме как в случае увольнения работника по инициативе работодателя), а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий. Таким образом, трудовое законодательство предусматривает возможность установить непосредственно в индивидуальном трудовом договоре либо коллективным договором другие случаи выплаты выходных пособий, в том числе при расторжении трудового договора по соглашению сторон. Причем стоит отметить, что данный пункт распространяется как на коммерческие, так и некоммерческие организации, т.е. у бюджетного учреждения существует право производить выплаты при расторжении трудового договора по соглашению сторон.

2. Из каких денежных средств бюджетное учреждение вправе производить выплаты при расторжении трудового договора по соглашению сторон?

В соответствии с п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Согласно абз. 2 п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение "вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения".

Таким образом, имущество учреждения в зависимости от правового режима составляют:

- имущество, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения;

- имущество, поступившее в самостоятельное распоряжение учреждения.

Имущество, в том числе денежные средства, в отношении которых учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, составляют в силу п. 1 ст. 78.1 БК РФ денежные средства, направленные исполнительными органами государственной власти на финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания в виде субсидий из бюджета субъекта. В самостоятельное распоряжение учреждения согласно ст. 298 ГК РФ поступают доходы, полученные от приносящей доход деятельности.

Сказанное выше позволяет сформулировать вывод о том, что бюджетное учреждение вправе производить выплаты при прекращении трудового договора по соглашению сторон только из средств, полученных от приносящей доход деятельности.

3. Всем ли работникам при расторжении трудового договора по соглашению сторон полагаются выплаты выходного пособия?

Нет, в противном случае все работники намеревались бы вместо расторжения трудового договора по инициативе работника расторгнуть его по соглашению сторон.

4. Обязан ли работодатель установить в локальном нормативном акте перечень оснований, предусматривающих случаи выплаты выходных пособий при прекращении трудового договора по соглашению сторон?

Согласно ч. 4 ст. 178 ТК РФ трудовым или коллективным договором могут предусматриваться другие случаи выплаты выходных пособий (кроме как в случае увольнения работника по инициативе работодателя), а также устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.

Исходя из толкования данной статьи, работодатель может определить в трудовом или коллективном договоре случаи выплаты выходных пособий, в данной ситуации это будет случай выплаты выходного пособия в связи с прекращением трудового договора по соглашению сторон. Однако этого будет не достаточно, так как каждый работник будет намереваться расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон. В связи с этим также необходимо закрепить в трудовом или коллективном договоре перечень оснований, при наличии которых при увольнении работника по соглашению сторон ему будет выплачиваться выходное пособие.

5. Должна ли сумма выходного пособия устанавливаться локальным нормативным актом?

Да, причем вопрос этот должен быть урегулирован трудовым или коллективным договором. По каждому основанию расторжения трудового договора по соглашению сторон должен быть предусмотрен размер выплаты выходного пособия. Это связано с необходимостью соблюдения принципа равенства прав и возможностей работников и запрещения дискриминации в сфере труда.

Таким образом, выплата выходных пособий в бюджетном учреждении при прекращении трудового договора по соглашению сторон допускается при наличии следующих условий:

- выплата установлена трудовым договором или коллективным договором;

- трудовым или коллективным договором предусмотрен перечень оснований, при наличии которых работнику причитается выплата;

- трудовым или коллективным договором определен размер выплаты;

- выплата производится из средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета. 1998. 12 авг.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 дек.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек.

References

1. Biudzhetnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 31.07.1998 N 145-FZ // Rossiiskaia gazeta. 1998. 12 avg.
2. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaia): Feder. zakon ot 30.11.1994 N 51-FZ // Rossiiskaia gazeta. 1994. 8 dek.
3. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federatsii: Feder. zakon ot 30.12.2001 N 197-FZ // Rossiiskaia gazeta. 2001. 31 dek.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2018. Все права защищены
Создание сайта - Webstudio 73
↑