Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 27.03.2018
Коррупция остается одной из системных угроз безопасности России. Ее своевременное предупреждение, выявление, устранение причин и условий коррупционных правонарушений, минимизация и ликвидация их последствий - важнейшие задачи деятельности прокуратуры Чеченской Республики.
Правовая составляющая этой работы динамично развивается и закреплена в положениях Конституции РФ, федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции и подзаконных актов, основанных на принципах и нормах международного права. Надзор на этом участке организован в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции и профильными приказами Генерального прокурора РФ.
Развитие и совершенствование относительно молодого антикоррупционного законодательства требует усиления прокурорского надзора за его исполнением. Особую актуальность это принимает в условиях Чеченской Республики, органы государственной власти которой сформированы сравнительно недавно, а местного самоуправления - только в 2010 г. Служащие этих органов вынужденно осваивают в сжатые сроки механизмы противодействия коррупции, являющиеся привычными для других регионов.
Отсутствие наработанной практики и традиционной преемственности способствует нарушениям антикоррупционного законодательства, основная нагрузка по устранению которых приходится на прокуроров. При этом прокуратура республики последовательно реализует организационные мероприятия в сфере надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции исходя из требований Генеральной прокуратуры России.
Так, в 2007 г. учреждена должность старшего помощника прокурора республики по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, создана специализированная постоянно действующая межведомственная рабочая группа (далее - МРГ). В результате принятых мер в 2008 г. выявлено 2 210 нарушений коррупционной направленности, 2009 г. - 2 753, 2010 г. - 4 777, 2011 г. - 4 731 и 2012 г. - 8 673. Соответственно увеличилось число вынесенных актов прокурорского реагирования: 2008 г. - 1 060, 2009 г. - 928, 2010 г. - 1 687, 2011 г. - 2 250 и 2012 г. - 3 237. Таким образом, объем работы при осуществлении надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции вырос в разы. Вместе с тем обусловлена эта тенденция не ухудшением состояния законности, а усилением надзорных позиций с охватом практически всех направлений противодействия коррупции.
Сохранение результативности борьбы на этом направлении диктует необходимость повышения эффективности работы всех субъектов противодействия при координирующей роли прокуратуры.
Постоянная трансформация форм и методов коррупции требует принятия на системной основе мер, адекватных ее характеру. Обусловлено это еще и совершенствованием законодательства о противодействии коррупции, его внедрением в различные сферы правоотношений с повышенными рисками.
С учетом названных закономерностей в 2013 г. прокурором республики увеличена штатная численность профильного подразделения до 3 единиц. Расширен состав МРГ с включением в нее руководителей всех правоохранительных и основных контрольно-надзорных органов.
Ежеквартальные заседания МРГ под председательством прокурора республики проводятся с участием прокуроров районов и руководителей территориальных подразделений правоохранительных органов, которые заслушиваются по мере необходимости. Деятельность коллегиального органа освещается на официальных сайтах, других информационных ресурсах сети Интернет, а также в СМИ.
Принятые меры позволили преодолеть возникающие трудности, в значительной степени повысить практическую, методическую и профилактическую составляющую работы, а также уровень взаимодействия.
Так, в 2013 г. прокуратурой республики выявлено 9 281 коррупционное нарушение законодательства, 2014 г. - 7 223, 2015 г. - 9 516 и 2016 г. - 11 636. Число вынесенных актов прокурорского реагирования составило в 2013 г. - 4 481, 2014 г. - 4 709, 2015 г. - 5 840 и 2016 г. - 7 016.
Примером усиления превентивной функции прокуратуры стало внедрение практики регулярных проверок досрочно представленных справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с объявлением при наличии оснований предостережения о недопустимости нарушения закона.
Своевременное вынесение актов прокурорского реагирования уберегло 1 556 служащих от совершения нарушения, влекущего ответственность вплоть до увольнения в связи с утратой доверия.
Кроме того, в целях активизации работы правоохранительных органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности, прежде всего со взяточничеством, практикуется ежемесячный анализ состояния законности на этом участке и направление в адрес руководства МВД по ЧР писем с возникающими нареканиями и представлений об устранении нарушений закона, а также причин и условий, им способствующих.
Для обеспечения единого подхода и оперативности учета коррупционных преступлений прокуратурой разработан проект совместного приказа с СУ СК РФ по ЧР и МВД по ЧР, которым предусмотрены форма и положение о порядке ведения реестра сообщений и уголовных дел о преступлениях указанной категории. Благодаря его изданию в 2013 г. на территории республики выявлено 225 коррупционных преступлений, из них 19% составило взяточничество, в 2014 г. - 175 (25%), 2015 г. - 243 (26%) и 2016 г. - 261 (32%).
Приоритетом надзорной деятельности является реализация новелл антикоррупционного законодательства. Особое внимание уделяется исключительным полномочиям прокурора по административному преследованию за коррупционные деликты, институту контроля расходов лиц, замещающих определенные должности.
В частности, организовано ежеквартальное поступление в прокуратуру республики из поднадзорных государственных органов списков уволившихся лиц, анализ содержащихся в них данных, в том числе с привлечением оперативно-розыскных подразделений правоохранительных органов, что позволило выявить латентные административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего). Таким образом в 2014 г. выявлено 10 рассматриваемых проступков, в 2015 г. - 32 и 2016 г. - 46. Аналогичная картина складывается в сфере административного преследования юридических лиц за незаконные передачу, предложение или обещание вознаграждения от их имени (ст. 19.28 КоАП). Названных правонарушений выявлено в 2014 г. - 1, 2015 г. - 2, 2016 г. - 5. Проводимая работа анализируется на каждом заседании МРГ с акцентом на уплату назначенных штрафов, что обеспечило их своевременное погашение в полном объеме.
Для повышения результативности прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ) в развитие организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ в прокуратуре республики издано соответствующее указание.
В рамках исполнения решений МРГ налажено поступление в прокуратуру из Росреестра и ГИБДД МВД по ЧР сведений о фактах регистрации дорогостоящего имущества и формирование пофамильного реестра служащих республики, что позволяет отслеживать их крупные расходы в режиме "онлайн". В итоге в 2014 г. выявлен 1 факт приобретения специальным субъектом недвижимости и автомобиля стоимостью, превышающей трехгодовой доход его семьи, в 2015 г. - 5 и 2016 г. - 1, по которым прокуратурой республики инициированы процедуры контроля. Между тем служащие представили сведения, подтверждающие соответствие расходов доходам, не отраженные ранее в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в результате чего они были привлечены лишь к дисциплинарной ответственности.
Приведенный пример свидетельствует о несовершенстве законодательства, определяющего порядок осуществления контроля расходов специальных субъектов. Основная проблема правоприменения - отсутствие предусмотренного п. 3 ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 230-ФЗ порядка, регламентирующего процедуру и критерии определения соответствия расходов лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу. Этот пробел вынуждает учитывать любые представленные документы и доводы проверяемого субъекта вплоть до поддельных договоров, расписок и объяснений других граждан о предоставлении денежных средств взаем.
Более того, практика прокурорского надзора показывает, что имеют место факты приобретения государственными, муниципальными служащими дорогостоящих транспортных средств на вторичном рынке. При этом в целях уклонения от уплаты налогов в договорах купли-продажи указывается заниженная цена, как правило, менее 250 тыс. руб., что создает дополнительные проблемы при установлении факта приобретения имущества, превышающего доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года.
С учетом изложенного представляется целесообразным инициировать внесение в Федеральный закон N 230-ФЗ изменений, предусматривающих возможность оценки с привлечением специалистов стоимости приобретенного лицом имущества для решения вопроса о необходимости осуществления контроля соответствия расходов доходам. Реализация законодателем предложенных мер не только позволит создать преграду для различного рода манипуляций, ставящих под сомнение законность инициирования контрольной процедуры и ее судебную перспективу в целом, но и усилит профилактическую составляющую работы на этом направлении противодействия коррупции.
Наработанная в республике практика свидетельствует о высоком значении антикоррупционного законодательства в национальной, региональной правовых системах, необходимости его дальнейшего совершенствования и внедрения в новые сферы правоотношений.
Пристатейный библиографический список
1. Дружинин А. Уголовная ответственность за уклонение от административного надзора в виде самовольного оставления места жительства // Уголовное право. 2015. N 3.
2. Женетль С.З. Проблемы установления административного надзора: вопросы теории и судебной практики // Российский судья. 2013. N 1.
3. Зябликова М., Иващенко В. Применение административной преюдиции и сопряженности при несоблюдении административных ограничений, установленных в рамках административного надзора // Законность. 2017. N 2.
4. Коваль Д. Ошибки правоприменения при установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2016. N 4.
5. Мелехин А., Баскакова С. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Законность. 2014. N 5.