Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 03.08.2015
Вправе ли организация учесть при расчете налога на прибыль расходы на проезд сотрудника в командировку в вагоне повышенной комфортности?
Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК). При направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных с такой поездкой (ст. 167 ТК). В том числе в данном случае речь идет и о возмещении сотруднику расходов по проезду (ст. 168 ТК). При этом конкретного перечня расходов по проезду, возмещаемых работнику, трудовое законодательство не устанавливает. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, в коммерческих организациях определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 4 ст. 168 ТК).
В свою очередь согласно абз. 2 пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса (далее - Кодекс) расходы на проезд работника к месту командировки и обратно, к месту постоянной работы, относятся организацией к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. Причем и нормы гл. 25 Кодекса не содержат ограничений в размере возмещения сумм оплаты проезда сотрудника организации к месту командирования и обратно.
В данном случае главное, чтобы были соблюдены критерии признания затрат, установленные п. 1 ст. 252 Кодекса. Речь идет об экономической обоснованности и документальном подтверждении расходов. А если учесть, что в соответствии с п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, то и соответствующие расходы признаются в суммах, подтвержденных этими билетами. При этом стоимость платного сервисного обслуживания, предоставляемого пассажиру в вагонах повышенной комфортности, включается в стоимость проезда (п. 33 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111). Соответственно, расходы на проезд командированного работника в вагонах повышенной комфортности учитываются для целей налогообложения прибыли в полном объеме, то есть в сумме, указанной в соответствующем билете. Данный вывод подтверждается в ряде разъяснений контролирующих органов (см., напр., п. 1 Письма УФНС России по г. Москве от 26 августа 2014 г. N 16-15/084374, Письма ФНС России от 21 мая 2010 г. N ШС-37-3/2199 и Минфина России от 24 июля 2008 г. N 03-03-06/2/93).
В то же время Минфин России в Письме от 20 мая 2015 г. N 03-03-06/2/28976 в этой части внес уточнение. С одной стороны, чиновники подтвердили, что стоимость платного сервисного обслуживания, включенного в стоимость проезда в вагоне повышенной комфортности, при командировании работника учитывается в целях исчисления налога на прибыль. С другой - они выразили мнение, что если в стоимости билета отдельной строкой выделена стоимость питания, то эти затраты... базу по налогу на прибыль не уменьшают. Связано это с тем, что сотрудникам помимо стоимости проезда до места командировки и обратно выплачиваются, в том числе, и суточные за каждый день командировки. А под таковыми в соответствии со ст. 168 ТК понимаются дополнительные расходы, которые связаны с проживанием командированного сотрудника вне места его постоянного жительства. Видимо, в Минфине посчитали, что в суточные заложены и расходы на питание работника в командировке. А потому затраты на питание, стоимость которого выделена в билете, не соответствуют критериям, установленным в п. 1 ст. 252 Кодекса, поскольку получается, что компания дважды "покормила" командированного работника.