Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

29.03.2018

Цель законопроекта - гарантировать реализацию прав граждан на труд, справедливую оплату труда, позволяющую оплачивать расходы на воспроизводство рабочей силы, оплачивать обязательные платежи и иные расходы. В связи с этим предлагается с января 2019 года повысить минимальный размер оплаты труда до 25 000 рублей в месяц.

подробнее
23.03.2018

Цель законопроекта - создание физическим лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, максимально равных условий по исчислению и уплате страховых взносов с плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с учетом изменений, принятых Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ

подробнее
28.02.2018

Законопроектом предлагается внесение изменений в ст. 275 ТК РФ, расширяющих перечень лиц, представляющих представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, включив в него также заместителей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, лиц, претендующих на данную должность, поскольку заместители руководителей осуществляют организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, а также вправе возглавлять контрактную службу учреждения.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Инновационная функция государства и ее содержательные характеристики (Степаненко Д.М.)

Инновационная функция государства и ее содержательные характеристики (Степаненко Д.М.)

Дата размещения статьи: 27.03.2018

Инновационная функция государства и ее содержательные характеристики (Степаненко Д.М.)

Инновации в широком смысле этого слова могут быть определены как новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, организационного, экономического, социального, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, используемые в практической деятельности людей и имеющие результатом своего внедрения и последующего применения положительный эффект для задействовавших их субъектов и общества в целом <1>.
--------------------------------
<1> Степаненко Д.М. Термин "инновация". Проблемы законодательной интерпретации на постсоветском пространстве // Закон и право. 2009. N 12. С. 32 - 37.

Научные достижения теории инноваций позволяют убедительно говорить о том, что именно инновации являются в современных условиях ключевым фактором развития общественной жизни, качественного совершенствования ее различных сторон, а возрастание значимости инновационной активности в ее различных проявлениях выступает в качестве ведущей тенденции нынешнего этапа общественного развития.
По выражению Ю.В. Яковца, время от времени поднимающиеся волны эпохальных и базисных инноваций преобразуют лицо общества, девятым валом проносятся по планете. Эти волны меняют лидирующие страны и цивилизации, создают фундамент для повышения эффективности воспроизводства и качества жизни <2>.
--------------------------------
<2> Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004.

Государство, будучи организацией, осуществляющей управление обществом, комплексное воздействие на протекающие в обществе процессы, способно и должно выступать в качестве катализатора прогресса общества на инновационной основе. Указанная посылка позволяет выделить инновационную функцию государства как одно из основных направлений его деятельности в начале XXI века.
Инновационная функция государства, присущая ему в современных условиях, обусловлена объективно существующими в настоящий момент потребностями общественной жизни. В любом современном государстве со стороны общества имеется запрос на то, чтобы государство способствовало постоянному повышению уровня и качества жизни членов общества, достижению все более высокого уровня удовлетворения потребностей членов общества в разнообразных товарах и услугах. Для реализации на практике требований соответствующего запроса со стороны общества государство призвано стремиться оседлать в интересах своих граждан нынешнюю волну научно-технической революции, всячески способствовать как созданию достижений научно-технического прогресса, так и внедрению их в практику жизнедеятельности общества.
Инновационная функция государства представляет собой основное направление деятельности государства, обусловленное объективно существующими потребностями общественной жизни, выражающее в концентрированном виде сущность и социальное назначение государства в обществе, имеющее соответствующую законодательную регламентацию и предполагающее целенаправленное воздействие со стороны государства на общественную жизнь с целью качественного совершенствования ее различных сторон за счет всяческой поддержки создания и внедрения инноваций в стране, стимулирования физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонней защиты интересов инноваторов.
Установление места и роли инновационной функции государства в системе государственно-правового воздействия на общественную жизнь объективно предполагает необходимость выявления и раскрытия ее содержания.
Философский энциклопедический словарь под редакцией Л.Ф. Ильичева определяет содержание того или иного объекта как философскую категорию, под которой понимается единство всех составляющих частей, элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций <3>.
--------------------------------
<3> Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев [и др.]; под ред. Л.Ф. Ильичева. М.: Советская энциклопедия, 1983.

В Философском словаре под редакцией И.Т. Фролова содержание характеризуется как определенным образом упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление <4>.
--------------------------------
<4> Философский словарь / И.Т. Фролов [и др.]; под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001.

Поскольку инновационная функция государства, как и любая иная его функция, представляет собой определенное направление деятельности государства, то при проведении исследования содержания инновационной функции государства наиболее целесообразным представляется использовать деятельностный подход к пониманию функций государства.
В.Н. Карташов и М.Т. Бадоев, обосновывая целесообразность использования деятельностного подхода при исследовании содержания функций государства и права, согласно которому содержание функции государства составляет его целенаправленная юридическая деятельность, справедливо указывают на то, что использование в данном случае деятельностного подхода позволяет говорить о конкретных частях, аспектах или элементах содержания любой функции государства, проблемах их развития и совершенствования <5>.
--------------------------------
<5> Бадоев М.Т. Демографическая функция права: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2004. С. 180 - 205; Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 1989.

В рамках использования деятельностного подхода к его исследованию содержание инновационной функции государства показывает, что делает и должно делать государство для поддержки процессов создания и внедрения инноваций в стране, какие управленческие действия предпринимаются со стороны государства, чем конкретно занимаются и должны заниматься в указанном ракурсе соответствующие органы государства, какие инструменты они для этого используют и могут использовать.
Применительно к инновационной функции государства в качестве элементов ее содержания могут быть обозначены:
1) субъекты;
2) объекты;
3) цель и общие механизмы воздействия на общество;
4) юридические основания;
5) фактические основания;
6) юридические действия и операции;
7) общесоциальные и юридические результаты.
К числу субъектов инновационной функции государства следует отнести органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления, издающие нормативные правовые акты, нормы которых так или иначе связаны с регламентацией осуществления и стимулированием инновационной деятельности. В федеративных государствах в число указанных субъектов будут также входить органы власти и управления субъектов федерации, издающие обозначенные выше нормативные правовые акты.
В качестве субъектов инновационной функции государства в Российской Федерации будут выступать:
1) Президент Российской Федерации;
2) Правительство Российской Федерации;
3) Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
4) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;
5) министерства, ведомства, иные органы исполнительной власти Российской Федерации;
6) представительные и распорядительные органы субъектов Российской Федерации;
7) органы местного самоуправления.
Осуществление комплексного государственно-правового воздействия на протекающие в обществе инновационные процессы предполагает необходимость реализации соответствующих взаимосвязанных мер на всех уровнях государства и общества. При этом качество такого государственно-правового воздействия во многом зависит от качества организации работы государственных органов, принимающих участие в реализации национальной инновационной политики.
Управление теми или иными отдельными аспектами инновационного развития находится в ведении различных государственных органов, от скоординированной работы которых зависит уровень инновационной активности в обществе, степень восприимчивости общества к процессам создания и внедрения инноваций.
В данном контексте в России в современных условиях представляется целесообразным создание специализированного государственного органа, основным целевым предназначением которого в системе государственного аппарата страны было бы осуществление инновационной политики государства. В качестве такого органа может, например, выступить Министерство Российской Федерации по вопросам инновационного развития.
Целесообразность создания указанного полномочного государственного органа диктуется не только необходимостью координации работы всех министерств и ведомств по стимулированию и поддержке протекающих в стране инновационных процессов, но также и необходимостью сосредоточения работы определенной части сотрудников государственного аппарата страны на точечной поддержке инноваций и инновационной деятельности в российской экономике.
По аналогии с созданием специализированного государственного органа по вопросам поддержки инновационного развития на общефедеральном уровне аналогичные по своей сути органы следует создать на уровне субъектов федерации и муниципальном уровне.
В целом организационно-правовое обеспечение инновационной функции государства предполагает комплексный подход к правовому регулированию инновационных процессов, протекающих в обществе, выявление того, как право взаимодействует с теми тенденциями, которые наблюдаются в инновационной сфере, а также четкое определение того, к компетенции каких государственных органов должно быть отнесено организационно-правовое обеспечение инновационной функции государства.
В рамках исследования места и роли субъекта в содержании инновационной функции государства важно учитывать, что, когда в качестве субъектов выступают государственные органы (министерства, ведомства), для более эффективного решения соответствующих вопросов необходимо ясно представлять себе их организационное строение (структуры), соподчиненность органов данной системы, связи между конкретными органами или их структурными подразделениями, задачи, стоящие перед ними <6>.
--------------------------------
<6> Бадоев М.Т. Демографическая функция права: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. Ярославль: Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2004. С. 180 - 205.

Кроме того, как справедливо отмечает А.В. Оболонский, следует также принимать во внимание, что в любом подразделении имеется трудовой коллектив, состоящий из формальных и неформальных групп, где работают конкретные люди, должностные лица и так далее. Поэтому при исследовании всех направлений юридической деятельности, в том числе и инновационной функции государства, как с теоретической, так и с практической точки зрения важен и полезен персонально-личностный подход ко всем субъектам соответствующей деятельности <7>.
--------------------------------
<7> Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 1989.

Такого рода подход призван позволить учесть нравственные и иные психологические качества государственных служащих, принимающих участие в реализации инновационной функции государства, социально-психологические аспекты их деятельности.
В случае с инновационной функцией государства ее объектами являются общественные отношения, обусловленные проявлениями новаторской активности (например, связанные с реализацией предприятиями инновационной продукции, патентованием физическими и юридическими лицами объектов интеллектуальной собственности, предоставлением льгот и гарантий инновационно активным субъектам хозяйствования).
Целью инновационной функции государства является качественное совершенствование различных сторон общественной жизни, а общими механизмами воздействия указанной функции на общество - всяческая поддержка создания и внедрения инноваций в стране, стимулирование физических и юридических лиц к осуществлению инновационной деятельности, всесторонняя защита интересов инноваторов.
Цель инновационной функции государства в совокупности с общими механизмами ее воздействия на общество, объединяя в единое целое юридические действия и операции различных ее субъектов, используемые ими способы и средства, выступает в качестве важного системообразующего фактора отмеченной функции государства. Во многом именно цель инновационной функции государства в совокупности с общими механизмами ее воздействия на протекающие в обществе процессы качественно определяет тот аспект направленности, который позволяет говорить о специфическом характере данной функции государства, дают возможность отграничить инновационную функцию государства от других его функций.
В качестве юридических оснований инновационной функции государства могут выступать нормативные правовые акты (в том числе международно-правовые акты), содержащие в себе нормы, связанные с регламентацией осуществления и стимулированием инновационной деятельности. Помимо этого, в роли юридических оснований указанной функции способны выступать и отдельные правоприменительные акты (например, решение соответствующего компетентного органа о выдаче патента).
Среди международно-правовых актов, выступающих в качестве юридических оснований инновационной функции государства, следует отметить ряд соответствующих актов, регламентирующих на международном уровне защиту прав на объекты интеллектуальной собственности. В частности, речь в данном случае может идти о Договоре Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву, Договоре Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Международной конвенции по охране новых сортов растений.
Многие важные юридические основания инновационной функции Российского государства получили свое закрепление в Конституции Российской Федерации.
Несмотря на то что Конституция России не содержит в своем тексте терминов "инновация", "инновационная деятельность", "инновационное развитие", "инновационная политика", многие содержащиеся в ней нормы являются важными предпосылками модернизации российского общества, его развития на инновационной основе.
Прежде всего необходимо учитывать, что первичной движущей силой любой инновационной активности является человек. Реализуя свой интеллектуальный потенциал, используя его в своих собственных интересах и в интересах общества в целом, человек способен создавать новые продукты и технологии, применять их на практике для удовлетворения разнообразных потребностей общества и иных лиц.
В этой связи представляется целесообразным обратить внимание на то, что ст. 2 Конституции Российской Федерации закрепляет норму о том, что именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Статья 8 Конституции России гарантирует единое экономическое пространство на всей ее территории, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту частной, государственной, муниципальной и иной собственности.
В соответствии со ст. 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Нормы, предусмотренные ст. ст. 8 и 34 Конституции России, очевидным образом ориентированы на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, что имеет существенное значение для инновационного развития.
В современных условиях представляется очевидным, что если государство с экономикой рыночного типа хочет развиваться на основе инноваций, то оно должно создать благоприятный климат для осуществления предпринимательской деятельности. Учитывая это, высока и значимость конституционных норм, регламентирующих базовые условия развития предпринимательства в стране.
Помимо Конституции Российской Федерации, юридические основания инновационной функции Российского государства получают свое закрепление в кодексах (например, Налоговый кодекс Российской Федерации содержит нормы, устанавливающие налоговые льготы, обусловленные осуществлением инновационной деятельности; Гражданский кодекс России регламентирует большую часть отношений интеллектуальной собственности), федеральных законах, а также в разнообразных подзаконных нормативных правовых актах.
Относительная устойчивость юридических оснований инновационной функции государства является важным фактором обеспечения ее стабильности.
В роли фактических оснований инновационной функции государства выступают реально имеющиеся в обществе факторы, влияющие на состояние инновационной активности в стране. К числу такого рода факторов могут быть отнесены:
1) уровень технологического развития национальной экономики страны;
2) наличие или отсутствие в стране экономической стабильности;
3) наличие или отсутствие в стране политической стабильности;
4) уровень развития национальной правовой системы;
5) состояние национального научно-технического потенциала;
6) уровень развития национальной системы образования;
7) уровень развития в стране инновационной инфраструктуры;
8) наличие или отсутствие в стране системы венчурного финансирования;
9) уровень развития в стране законодательства об инновационной деятельности;
10) характер и качественные характеристики миграционных потоков из страны и в страну;
11) степень включенности страны в международный обмен научно-технической информацией;
12) уровень развития в стране правовой и инновационной культуры.
Юридические действия и операции как элементы содержания инновационной функции государства прежде всего охватывают собой действия и операции, направленные на правовое регулирование процессов инновационного развития, а также на применение на практике соответствующих правовых норм. С одной стороны, они исходят от субъектов, уполномоченных принимать нормативные правовые акты, регламентирующие осуществление инновационной деятельности, и находят свое выражение в принятии указанных актов. С другой стороны, ряд юридических действий и операций может быть инициирован заинтересованными физическими и юридическими лицами в рамках установленных законодательством правоприменительных процедур (например, подача заявки на выдачу патента).
Основным юридическим результатом реализации государством инновационной функции будет качество существующего в стране законодательства об инновационной деятельности, а основным общесоциальным результатом - состояние и масштабы новаторской активности на территории страны.
По результатам исследования содержания инновационной функции государства может быть сделан вывод о том, что выделение и исследование основных элементов содержания обозначенной функции создает важную методологическую и практическую основу как для повышения эффективности реализации государством инновационной функции в целом, так и для совершенствования существующего в стране законодательства об инновационной деятельности в частности.

Список использованной литературы

1. Бадоев М.Т. Демографическая функция права: Дис. ... канд. юрид. наук. Ярославль: Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, 2004. 205 с.
2. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 1989. 218 с.
3. Оболонский А.В. Человек и государственное управление. М.: Наука, 1987. 254 с.
4. Степаненко Д.М. Термин "инновация". Проблемы законодательной интерпретации на постсоветском пространстве // Закон и право. 2009. N 12. С. 32 - 37.
5. Философский словарь / И.Т. Фролов [и др.]; под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.
6. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев [и др.]; под ред. Л.Ф. Ильичева. М.: Советская энциклопедия, 1983. 839 с.
7. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. М.: Экономика, 2004. 446 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2018. Все права защищены
Создание сайта - Webstudio 73
↑