Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 27.03.2018
Как известно, одним из ключевых социально-экономических прав человека является право на труд. Во все времена, во всех общественно-экономических формациях труд (работа) был и остается основой жизнедеятельности людей, источником общественного богатства и благосостояния человека. Одновременно труд (работа) выступает средством формирования полноценной личности.
При этом ведущее место в выполнении экономических и социальных задач государства занимает четкое законодательное регулирование сферы обеспечения прав работающего населения. Частичным решением трудовых проблем граждан стало принятие нового Трудового кодекса Российской Федерации. Он корреспондирует со ст. 7 Конституции РФ, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие прежде всего человека труда. Тот факт, что новый Трудовой кодекс России является шагом вперед в деле реализации прав граждан на труд, подтверждает его дополнение гл. 32 "Ученический договор".
Положения указанной главы согласуются с нормами международного права, в частности с п. 4 ст. 1 ч. II Европейской социальной хартии <1> (ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ <2>), закрепляющим необходимость обеспечивать или содействовать развитию соответствующей профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки, а также с нормой ст. 43 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на образование. Целесообразность введения в ТК РФ новой главы подтверждает и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где профессиональное обучение (профессиональная подготовка) названо одним из видов обучения, в результате которого ученик приобретает профессию рабочего по соответствующей квалификации.
--------------------------------
<1> Бюллетень междунар. договоров. 2010. N 4. С. 17 - 67.
<2> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2756.
Таким образом, государство создает условия для материальной стабильности не только своих граждан, но и граждан других государств (лиц без гражданства), желающих работать на территории Российской Федерации. Профессиональное обучение является одной из гарантий права на труд. Оно особенно актуально в современных условиях быстрого "старения" профессиональных знаний, умений и навыков, поскольку дает возможность оперативно их "переформатировать". Государство, которое нуждается в квалифицированных кадрах, должно предусматривать разные методы материального стимулирования обучающихся. Но несмотря на важность профессионального обучения, оно, по нашему мнению, остается без надлежащей государственной поддержки.
Совершенствование законодательства, регулирующего трудовые правоотношения, влечет необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты, которые тесно с ним пересекаются (включая Налоговый кодекс РФ). Несвоевременное внесение таких изменений приводит к коллизиям норм права, а также порождает неравенство прав. Так, в настоящее время можно констатировать отсутствие одинакового законодательного регулирования налогообложения стипендий, выплачиваемых лицам, проходящим профессиональное обучение (ст. 198 ТК РФ), и лицам, получающим среднее профессиональное образование (ст. 68 ФЗ N 273).
В ч. 1 ст. 36 ФЗ N 273-ФЗ дается определение понятия стипендии - это денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. В России существует такой вид стипендий, как стипендии обучающимся, назначаемые юридическими или физическими лицами, направившими их на обучение (п. 6 ч. 2 ст. 36 ФЗ N 273). Как видно, указанный Закон не разделяет профессиональное обучение и среднее профессиональное образование на главное и второстепенное, так как их основная задача - подготовить квалифицированных рабочих по соответствующим образовательным программам.
Однако в п. 11 ст. 217 Налогового кодекса РФ закреплен исчерпывающий перечень стипендий, отнесенных к доходам физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). В него не были включены стипендии, выплачиваемые учащимся в рамках программы профессионального обучения (профессиональной подготовки). Невнесение своевременной поправки в соответствующую статью Налогового кодекса фактически приводит к ущемлению прав лиц, проходящих профессиональное обучение, и делает их менее значимыми по сравнению с правами лиц, получающих среднее профессиональное образование. И это несмотря на то что в силу ч. 2 ст. 55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Список литературы
References