Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

29.03.2018

Цель законопроекта - гарантировать реализацию прав граждан на труд, справедливую оплату труда, позволяющую оплачивать расходы на воспроизводство рабочей силы, оплачивать обязательные платежи и иные расходы. В связи с этим предлагается с января 2019 года повысить минимальный размер оплаты труда до 25 000 рублей в месяц.

подробнее
23.03.2018

Цель законопроекта - создание физическим лицам, добровольно вступившим в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, максимально равных условий по исчислению и уплате страховых взносов с плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с учетом изменений, принятых Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ

подробнее
28.02.2018

Законопроектом предлагается внесение изменений в ст. 275 ТК РФ, расширяющих перечень лиц, представляющих представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, включив в него также заместителей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, лиц, претендующих на данную должность, поскольку заместители руководителей осуществляют организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, а также вправе возглавлять контрактную службу учреждения.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Налог на доходы физических лиц со стипендии - нет равенства перед законом? (Сорокин М.В.)

Налог на доходы физических лиц со стипендии - нет равенства перед законом? (Сорокин М.В.)

Дата размещения статьи: 27.03.2018

Налог на доходы физических лиц со стипендии - нет равенства перед законом? (Сорокин М.В.)

Как известно, одним из ключевых социально-экономических прав человека является право на труд. Во все времена, во всех общественно-экономических формациях труд (работа) был и остается основой жизнедеятельности людей, источником общественного богатства и благосостояния человека. Одновременно труд (работа) выступает средством формирования полноценной личности.
При этом ведущее место в выполнении экономических и социальных задач государства занимает четкое законодательное регулирование сферы обеспечения прав работающего населения. Частичным решением трудовых проблем граждан стало принятие нового Трудового кодекса Российской Федерации. Он корреспондирует со ст. 7 Конституции РФ, провозглашающей Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие прежде всего человека труда. Тот факт, что новый Трудовой кодекс России является шагом вперед в деле реализации прав граждан на труд, подтверждает его дополнение гл. 32 "Ученический договор".
Положения указанной главы согласуются с нормами международного права, в частности с п. 4 ст. 1 ч. II Европейской социальной хартии <1> (ратифицирована Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ <2>), закрепляющим необходимость обеспечивать или содействовать развитию соответствующей профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки, а также с нормой ст. 43 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на образование. Целесообразность введения в ТК РФ новой главы подтверждает и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", где профессиональное обучение (профессиональная подготовка) названо одним из видов обучения, в результате которого ученик приобретает профессию рабочего по соответствующей квалификации.
--------------------------------
<1> Бюллетень междунар. договоров. 2010. N 4. С. 17 - 67.
<2> СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2756.

Таким образом, государство создает условия для материальной стабильности не только своих граждан, но и граждан других государств (лиц без гражданства), желающих работать на территории Российской Федерации. Профессиональное обучение является одной из гарантий права на труд. Оно особенно актуально в современных условиях быстрого "старения" профессиональных знаний, умений и навыков, поскольку дает возможность оперативно их "переформатировать". Государство, которое нуждается в квалифицированных кадрах, должно предусматривать разные методы материального стимулирования обучающихся. Но несмотря на важность профессионального обучения, оно, по нашему мнению, остается без надлежащей государственной поддержки.
Совершенствование законодательства, регулирующего трудовые правоотношения, влечет необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты, которые тесно с ним пересекаются (включая Налоговый кодекс РФ). Несвоевременное внесение таких изменений приводит к коллизиям норм права, а также порождает неравенство прав. Так, в настоящее время можно констатировать отсутствие одинакового законодательного регулирования налогообложения стипендий, выплачиваемых лицам, проходящим профессиональное обучение (ст. 198 ТК РФ), и лицам, получающим среднее профессиональное образование (ст. 68 ФЗ N 273).
В ч. 1 ст. 36 ФЗ N 273-ФЗ дается определение понятия стипендии - это денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ. В России существует такой вид стипендий, как стипендии обучающимся, назначаемые юридическими или физическими лицами, направившими их на обучение (п. 6 ч. 2 ст. 36 ФЗ N 273). Как видно, указанный Закон не разделяет профессиональное обучение и среднее профессиональное образование на главное и второстепенное, так как их основная задача - подготовить квалифицированных рабочих по соответствующим образовательным программам.
Однако в п. 11 ст. 217 Налогового кодекса РФ закреплен исчерпывающий перечень стипендий, отнесенных к доходам физических лиц, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). В него не были включены стипендии, выплачиваемые учащимся в рамках программы профессионального обучения (профессиональной подготовки). Невнесение своевременной поправки в соответствующую статью Налогового кодекса фактически приводит к ущемлению прав лиц, проходящих профессиональное обучение, и делает их менее значимыми по сравнению с правами лиц, получающих среднее профессиональное образование. И это несмотря на то что в силу ч. 2 ст. 55 Конституции в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Список литературы

  1. Европейская социальная хартия (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.) // Бюллетень междунар. договоров. 2010. N 4.
  2. О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года: Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 23. Ст. 2756.

References

  1. Evropejskaya social'naya xartiya (peresmotrennaya) (Strasburg, 3 maya 1996 g.) // Byul. mezhdunar. dogovorov. 2010. N 4.
  2. O ratifikacii Evropejskoj social'noj xartii (peresmotrennoj) ot 3 maya 1996 goda: Federal'nyj zakon ot 3 iyunya 2009 g. N 101-FZ // SZ RF. 2009. N 23. St. 2756.
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2018. Все права защищены
Создание сайта - Webstudio 73
↑