Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 03.08.2015
С начала 2015 г. работодателям вменили в обязанность уплачивать в ФСС взносы с выплат в пользу сотрудников-иностранцев, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов). Однако право на получение такими работниками "больничного" пособия несколько отложено. Таковое возникает у них только при условии, что взносы за них уплачивались не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая. Соответственно, работодателям придется оплачивать больничные листы названной категории сотрудников не ранее чем в июле 2015 г., но...
Иностранный гражданин или лицо без гражданства при нахождении на территории РФ обладают одним из следующих статусов (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"):
- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;
- временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Иностранцы и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ и работающие на основании трудового договора, и до начала 2015 г. имели право получать как больничные, так и детские пособия (п. 1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). Да и взносы в ФСС с выплат, произведенных в пользу этих иностранцев, уплачивались по тем же тарифам, что и с зарплаты сотрудников - граждан РФ.
С 1 января 2015 г. изменения коснулись и работников, которые имеют статус временно пребывающих в РФ иностранцев. Причем здесь могут быть даже варианты.
"Союзные" иностранцы
Начнем с того, что ст. 1.1 Закона N 255-ФЗ, ст. 2 Закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ, ст. 1 Закона N 212-ФЗ определено, что в случаях, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данными Законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В то же время с 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор), участниками которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения. Согласно п. 3 ст. 98 Договора социальное обеспечение (социальное страхование) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. При этом п. 5 ст. 96 Договора определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) означает, в том числе, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
Таким образом, трудящиеся иностранные граждане, которые являются временно пребывающими в РФ из государств - членов ЕАЭС и работают по трудовым договорам, подлежат обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательному медстрахованию в том же порядке, что и граждане РФ. Соответственно, взносы с выплат, произведенных в пользу этих работников, уплачиваются по "российским" тарифам: по ВНиМ - 2,9 процента и на ОМС - 5,1 процента (п. п. 2, 3 ч. 1.1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ). И, как указал Минтруд России в Письме от 13 марта 2015 г. N 17-3/ООГ-268, с 1 января 2015 г. граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан, а со 2 января 2015 г. - и граждане Республики Армения, временно пребывающие в РФ и работающие в российских организациях по трудовым договорам, имеют право на получение всех видов пособий по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, социальное пособие на погребение) с первого дня работы на территории РФ без каких-либо дополнительных условий.
Проще говоря, граждане Республик Беларусь, Казахстан и Армения, заключившие трудовые договоры и за которых работодатель уплачивает страховые взносы в размере 2,9 процента, с 1 января 2015 г. вправе получать пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством независимо от их статуса (постоянно проживающий, временно проживающий или временно пребывающий). При этом трудовой (страховой) стаж трудящихся из государств - членов ЕАЭС засчитывается в общий страховой стаж для целей социального страхования (п. 3 ст. 98 Договора).
Обратите внимание! На 2015 г. предельная величина облагаемой базы по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлена в размере 670 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 4 декабря 2014 г. N 1316). С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих данный лимит, страховые взносы не взимаются (п. п. 4 и 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
"Сухой" остаток
В то же время и остальные временно пребывающие на территории РФ иностранные лица и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов) с 1 января 2015 г. также подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч. 1 ст. 2 Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ в ред. Закона от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ). Однако право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности указанные лица приобретают только при условии, что страхователи уплачивали за них соответствующие взносы за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай (ч. 4.1 ст. 2 Закона N 255-ФЗ). Отметим, что в данном случае речь идет только о пособии по временной нетрудоспособности. На иные соцпособия (по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет и т.д.) данная категория сотрудников-иностранцев права не имеет. Собственно говоря, и взносы в ФСС в отношении выплат и иных вознаграждений, произведенных в пользу таких иностранцев (опять же за исключением высококвалифицированных специалистов), согласно ч. 3 ст. 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, с 1 января 2015 г. начисляются по пониженному тарифу - 1,8 процента, что и объясняет "усеченное" соцобеспечение.
Предварительные хлопоты
Одним из условий для назначения временно пребывающему на территории РФ сотруднику, который является иностранным гражданином (лицом без гражданства), пособия по временной нетрудоспособности, как мы уже отметили, является уплата за него взносов в ФСС не менее чем полгода до месяца, в котором он заболел. В том случае, если трудовой договор с таким иностранцем был заключен до 2015 г., на "больничное" пособие у него появится право в случае наступления болезни с 1 июля 2015 г. (как раз истечет полгода с тех пор, как компания платит с его зарплаты взносы в ФСС).
Иначе обстоят дела, если работник трудоустроился в компанию после 1 января 2015 г. В этом случае при разрешении вопроса, положено ли иностранцу пособие по временной нетрудоспособности или нет, нужно прежде всего проверить, платил ли за него взносы его предыдущий работодатель. В общем случае выплаты, начисленные работнику в расчетном периоде предыдущим работодателем, включаются в расчет на основании предъявленной работником по утвержденной форме справки о заработке или ее копии, заверенной работодателем, выдавшим справку, либо нотариусом (ч. 5, 7.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Форма этой справки утверждена Приказом Минтруда России от 30 апреля 2013 г. N 182н. Как раз из этой справки можно будет узнать, с какого месяца с выплат, произведенных в пользу сотрудника, его предыдущий работодатель начал уплачивать взносы в текущем году, поскольку в ней указывается, в том числе, период работы у страхователя, в течение которого сотрудник подлежал обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности. При отсутствии указанной справки требуемые шесть месяцев придется отсчитывать с момента принятия работника-иностранца на работу.
Обратите внимание! Обращение в территориальный орган ПФР на основании ч. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ в данном случае ничем не поможет. Дело в том, что "пенсионщики" предоставляют сведения о заработке застрахованного лица по форме, которая утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 24 января 2011 г. N 21н. И в ней указывается общая сумма выплат (зарплаты и иных вознаграждений), произведенных в пользу работника в определенных годах. То есть выяснить, сколько месяцев в 2015 г. работник получал зарплату, на которую начислялись взносы в ФСС, на основании этого документа не получится.
Расчет пособия
Пособие по временной нетрудоспособности сотрудникам-иностранцам, временно пребывающим в РФ, при условии, что в 2015 г. взносы в ФСС за них уплачивались не менее шести месяцев, предшествующих месяцу начала болезни, рассчитывается по общим правилам. Расчетный период при исчислении пособия по временной нетрудоспособности - два календарных года, предшествующие году наступления страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). То есть при расчете пособий по страховым случаям, наступившим в 2015 г., расчетный период - это 2014-й и 2013-й гг. В то же время взносы в ФСС с выплат, произведенных в пользу данной категории сотрудников, начали начисляться только с 1 января 2015 г. То есть в расчетном периоде у них не было заработка, с которого уплачивались бы взносы. В таких случаях в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, а также с п. 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375, далее - Положение) средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. В 2015 г. он равен 5965 руб. (ст. 1 Закона от 1 декабря 2014 г. N 408-ФЗ). Следовательно, в соответствии с п. 15(3) Положения средний дневной заработок при расчете пособия составит 196,11 руб. (5965 руб. x 24 мес. / 730 дн.).
В то же время размер "больничного" пособия также зависит и от продолжительности страхового стажа заболевшего сотрудника (ч. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ):
Страховой стаж работника |
Размер пособия, % от среднего заработка |
8 лет и более |
100 |
От 5 и до 8 лет |
80 |
Менее 5 лет |
60 |
В общем случае в соответствии со ст. 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения пособий по временной нетрудоспособности включаются периоды работы сотрудника по трудовому договору, в течение которой он подлежал обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Между тем временно пребывающие в РФ иностранные граждане (лица без гражданства) подпали под обязательное "больничное" соцстрахование только с 1 января 2015 г. При этом, еще раз повторимся, пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством им может быть назначено только при условии, что до месяца, в котором началось заболевание, страхователь не менее полугода уплачивал за них взносы в ФСС. Соответственно, страховой стаж таких работников по страховым случаям, наступившим в 2015 г., превышает 6 месяцев и он меньше 5 лет. То есть пособие рассчитывается с применением коэффициента 0,6.
В то же время необходимо отметить, что в некоторых ситуациях нужно сложить страховой стаж, заработанный в РФ, и период трудовой деятельности на территории другого государства. Это нужно сделать в случае, если между РФ и этими странами заключен международный договор или соглашение о взаимном признании трудового (страхового) стажа для целей соцобеспечения. В подобных ситуациях для подтверждения страхового стажа иностранец должен представить работодателю копию трудовой книжки или трудового договора с переводом на русский язык, заверенную нотариально.
Пример. В ООО "Ромашка" с 15 декабря 2014 г. работает на основании трудового договора иностранный работник, временно пребывающий в России. С 1 января 2015 г. организация начала платить с выплат, произведенных в пользу этого сотрудника, страховые взносы в ФСС по тарифу 1,8%.
Допустим, что указанный работник заболел в июле и ему медучреждением был выписан больничный лист, дающий право на пособие по временной нетрудоспособности на 10 календарных дней (с 6 по 15 июля 2015 г.).
Поскольку до месяца начала болезни работника работодатель уплачивал с его зарплаты взносы в ФСС, больничный лист подлежит оплате. Так как заработка, облагаемого взносами в 2013 и 2014 гг., у него не было, пособие исчисляется исходя из МРОТ.
Предположим, что РФ и иностранным государством, гражданином которого является иностранный работник, не заключено соглашение о взаимном признании трудового стажа. Соответственно, для целей расчета "больничного" пособия страховой стаж работника будет менее 5 лет. То есть пособие исчисляется с коэффициентом 0,6.
Таким образом, работнику за 10 дней нетрудоспособности должно быть выплачено пособие в размере 1176,70 руб. (5965 руб. x 24 мес. : 730 дн. x 0,6 x 10 дн.).