Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Система tax free в России: сущность, ожидания от введения и причины неэффективности (Погодина И.В., Кислина А.А.)

Система tax free в России: сущность, ожидания от введения и причины неэффективности (Погодина И.В., Кислина А.А.)

Дата размещения статьи: 20.11.2023

Система tax free в России: сущность, ожидания от введения и причины неэффективности (Погодина И.В., Кислина А.А.)

Совершенствование индустрии туризма и гостеприимства имеет заметное значение для экономики страны, так как создаются условия притока местных и иностранных доходов, растут возможности трудоустройства населения (в том числе малых населенных пунктов), развивается инфраструктура. Туризм влияет и на социальную сферу, облегчая некоторые социально-экономические проблемы (имеется в виду безработица, неравенство, бедность). Сегодня туризм может стать одним из направлений экспорта несырьевых товаров и помочь достичь государственной цели по увеличению доходной части бюджета.
Для привлечения иностранных туристов необходимо использовать различные способы, в том числе налоговые преференции, как это уже практикуется за рубежом. Учитывая специфику российской экономики, предоставление таких льгот довольно актуально <1>. Речь идет о международной системе возврата налога на добавленную стоимость (НДС) - tax free.
--------------------------------
<1> Пономарева Н.В., Голубцова Е.В. Развитие стимулирующей функции НДС в Российской Федерации через систему tax free и маркировку товаров // Путеводитель предпринимателя. 2019. N 42. С. 152.

Tax free (англ., дословно "не облагается налогом") - понятие, получившее широкое распространение во многих государствах, - особый режим налогообложения, который предусматривает возможность возврата части уплаченных иностранными туристами налогов (НДС) при покупке товаров для личного пользования на территории другой страны. Цель tax free заключается в том, чтобы сделать покупки более привлекательными для иностранцев, снизив их общую стоимость и приумножив прибыль местных предпринимателей. В большей степени - заинтересованность в регулировании спроса на дорогостоящие изделия.
В России система tax free существует с 2018 г., однако до сих пор является мало востребованной. Нововведения в законодательство и пилотный запуск tax free были приурочены к проведению масштабного спортивного мероприятия с прибытием на территорию нашей страны значительного числа иностранных болельщиков - чемпионата мира по футболу <2>. В настоящее время в реализации инициативы задействован 21 российский регион (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Нижегородская область, Калининградская область и др.). Полный перечень регионов содержится в Постановлении Правительства РФ от 6 февраля 2018 г. N 105 <3>.
--------------------------------
<2> Губарева А.В. К вопросу о введении в России tax free // Ex jure. 2020. N 1. С. 10.
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 105 (ред. от 30.12.2022) "О реализации пилотного проекта по компенсации физическим лицам - гражданам иностранных государств суммы налога на добавленную стоимость при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" // СЗ РФ. 2018. N 8. Ст. 1200.

Организации розничной торговли, участвующие в программе tax free, определяются Минпромторгом России на основании поданных ими заявлений, с учетом того что они являются плательщиками НДС и осуществляют свою деятельность не менее 2 лет. К таким организациям относятся, например, столичные ГУМ, ЦУМ, "Детский мир", "Петровский пассаж"; ТРЦ "Vegas Крокус Сити" в Красногорске; "Дом ленинградской торговли" в Санкт-Петербурге; "Морвокзал" в Сочи <4> и т.д.
--------------------------------
<4> РБК, Бизнес. URL: https://www.rbc.ru/business/29/11/2017/5a1e93f29a7947a5d1d95838 (дата обращения: 29.04.2023).

Порядок и условия компенсации суммы налога содержатся в ст. 169.1 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) <5>. В качестве особенностей системы tax free в России можно отметить следующее:
1. Функционирование новой программы - результат выполнения совместного проекта Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы.
2. Для получения возврата необходимо условие сотрудничества магазинов с операторами tax free. Таковыми считаются частные компании, обеспечивающие документооборот между всеми участниками и получающие комиссионное вознаграждение. В России систему tax free обслуживали 4 оператора: "Национальный оператор tax free", Hi Sky, Global Blue и Premier Tax Free. В настоящее время ситуация меняется. Так, оператор tax free Global Blue в июле 2022 г. вышел из российского совместного предприятия, передав долю партнеру. Кстати, наша страна была одной из немногих стран, где Global Blue работал не напрямую, а с местным партнером - бизнесменом Р. Варданяном <6>. По данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Глобал Блю" в 2021 г. составила 161,2 млн рублей, чистая прибыль - 66,8 млн рублей <7>.
3. Налоговая компенсация предусмотрена для граждан иностранных государств, не состоящих в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), поэтому туристы из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии не имеют возможности вернуть часть НДС с российских покупок.
4. Режим tax free не распространяется на подакцизные товары (ст. 181 НК РФ), на оказание услуг (например, проживание в отеле, посещение ресторана), дистанционные покупки, а также на иные товары, внесенные в специальный перечень Правительства РФ.
5. Как правило, вернуть денежные средства можно с приобретения промышленных товаров (бытовой техники, обуви, одежды, аксессуаров, ювелирных украшений) <8>.
6. Возврат налога производится только на товары, которые вывозятся из России, при условии, что их стоимость превышает 10 000 рублей (включая налог) и покупки сделаны в течение 1 дня.
7. На вывоз товаров дается 3 месяца со дня их получения. Пункты пропуска через Государственную границу РФ определяются на основании распоряжения Правительства РФ от 7 февраля 2018 г. N 173-р и подразделяются на 3 категории: автомобильные, воздушные и морские <9>.
8. Иностранные граждане имеют право обратиться за компенсацией налога в течение 1 года со дня приобретения товаров.
9. Компенсационная выплата рассчитывается как сумма налога, исчисленная торговой организацией при реализации туристу товаров, уменьшенная на стоимость услуги по компенсации ему суммы НДС. Соответственно, возврат НДС производится по ставкам 20% (основной) и 10% (льготной), установленным в ст. 164 НК РФ, с учетом вычета комиссии оператору tax free.
--------------------------------
<5> Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. II) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 18.03.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2023) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
<6> По данным РБК. Подробнее на РБК: Рубен Варданян поучаствует в создании оператора tax free в России. URL: https://www.rbc.ru/business/31/01/2018/5a71a5029a79474be645a1ff (дата обращения: 13.05.2023).
<7> Оператор tax free Global Blue вышел из бизнеса в России 2 сентября 2022 г. URL: https://www.interfax.ru/business/860498 (дата обращения: 13.05.2023).
<8> Пономарева Н.В., Голубцова Е.В. Развитие стимулирующей функции НДС в Российской Федерации через систему tax free и маркировку товаров // Путеводитель предпринимателя. 2019. N 42. С. 155.
<9> Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2018 г. N 173-р (ред. от 13.03.2021) "Об утверждении перечня пунктов пропуска через Государственную границу РФ, при вывозе через которые иностранным гражданам компенсируют сумму НДС, уплаченную ими в составе цены приобретенных товаров организациям розничной торговли" // СЗ РФ. 2018. N 8. Ст. 1229.

Документы, которые требуются для оформления компенсации, предъявляются при прохождении таможенного контроля - паспорт и документ (чек), выданный в организации розничной торговли, где был куплен товар. Должностное лицо таможенного органа проставляет на чеке отметки. Чек составляется в произвольной форме (в том числе в электронном виде), в соответствии с кассовыми чеками, полученными на протяжении 1 дня. Возврат денежных средств производится как в наличной форме через обменный пункт tax free, так и в безналичной - переводом суммы на банковскую карту или расчетный счет приобретателя в течение 1 года.
Программа tax free учитывает интересы не только покупателей, но и продавцов, имеющих возможность получить налоговый вычет при расчете по НДС с бюджетом (п. 4.1 ст. 171 НК РФ). Для этого организации розничной торговли представляют документы, подтверждающие выполнение всех условий, установленных законодательством о компенсации tax free. Вычет сумм налога осуществляется на основе чеков с отметками таможенных органов и электронных сведений о возвращенных иностранным гражданам средствах в пределах 1 года со дня поступления такого возврата.
В целом реализация проекта "такс фри" имеет свои положительные стороны.
Во-первых, привлекает большее количество туристов в Россию, усиливая значимость туристической отрасли и способствуя стабилизации экономической ситуации в стране. По прогнозам UNTWO - Всемирной туристской организации, ожидается, что в период с 2010 по 2030 г. будут наблюдаться ежегодные приросты количества международных туристических поездок примерно на 3,3%, и к 2030 г. это число достигнет 1,8 млрд <10>.
--------------------------------
<10> Ткаченко Ю.А., Миргородец О.С. Особенности применения и развития системы tax free в Российской Федерации // Белгородский экономический вестник. 2019. N 1(93). С. 115.

Во-вторых, ожидается повышение объема продаж в розничной торговле и доходов торговой индустрии.
В-третьих, предполагается рост экспорта товаров.
В-четвертых, такс фри - это поддержка конкурентоспособного национального производства.
В-пятых, система способствует занятости населения и снижению уровня безработицы в результате расширения количества мест в отраслях розничной торговли, а также в смежных отраслях.
В-шестых, введение системы tax free в стране необходимо для поднятия престижа торговой отрасли для иностранных инвесторов, для возрастания доли внешних инвестиций.
В-седьмых, ожидается увеличение налоговых поступлений в бюджет, позволяющих финансировать социальные программы, развитие инфраструктуры, обороны и т.д.

Но несмотря на то, что система tax free существует в России уже несколько лет, ее эффективность остается достаточно низкой. Это объясняется несколькими причинами:

1. Снижение общих показателей въездного туризма. По данным Федеральной службы государственной статистики, прослеживается тенденция к уменьшению числа въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию (табл. 1). Если в период 2014 - 2019 гг. оно находилось в пределах 24 - 26 тыс. и составляло 25 438, 26 852, 24 571, 24 390, 24 551, 24 419 соответственно по годам, то к 2020 г. в связи с пандемией коронавируса, оказавшей сильное влияние на сокращение туристического потока, число въездных поездок иностранцев снизилось почти в 4 раза, до 6 - 8 тыс., и составило 6 359 за 2020 г., 7 080 за 2021 г. и 8 243 за 2022 г. <11>
--------------------------------
<11> Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 29.04.2023).

Таблица 1

Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию за 2014 - 2022 гг.

год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

кол-во въездных поездок, тыс.

25 438

26 852

24 571

24 390

24 551

24 419

6 359

7 080

8 243

Источник: составлена авторами.

Сдерживающие факторы планового развития последних лет стали препятствием для роста конкурентоспособности и раскрытия потенциала национального туристского продукта. На текущий момент Россия не является одним из самых популярных туристических направлений <12>, поэтому число иностранных гостей, пользующихся tax free, невелико.
--------------------------------
<12> Фролова Е.А., Коренко Ю.М. Повышение инвестиционной привлекательности туристских регионов России // Инновации и инвестиции. 2023. N 3. С. 18.

2. Достаточно высокая минимальная стоимость покупок для получения компенсации (табл. 2). Если перевести ее из иностранной валюты в российские рубли, то в большинстве стран необходимая по условиям системы tax free сумма оказывается ниже, чем в России, например в Финляндии, Германии, Японии, Польше, Чехии, Нидерландах <13>.
--------------------------------
<13> Официальный сайт Global Blue. URL: https://www.globalblue.com/ (дата обращения: 29.04.2023).

Таблица 2

Минимальная стоимость покупок для получения компенсации НДС в разных странах

страна

минимальная стоимость покупки

национальная валюта

российский рубль <*>

Финляндия

40,00 евро

3 370 руб.

Германия

50,01 евро

4 213,34 руб.

Япония

5 500 иен

3 155,9 руб.

Польша

200,00 польских злотых

3 710 руб.

Чехия

2 001 чешская крона

7 183,59 руб.

Нидерланды

50,00 евро

4 212,5 руб.

--------------------------------
<*> Информация по данным ЦБ РФ на 13 мая 2023 г.

Источник: составлена авторами.

3. Трудности с возвратом налога, ограниченный перечень регионов и торговых организаций, участвующих в программе.
4. Недостаточная информационная поддержка. Следует сказать, что не только отечественная сфера туризма и гостеприимства имеет экономические и налоговые проблемы. Так, исследователи из Дании высказывают обоснованное подозрение, что правительства рассматривают бурно развивающуюся туристическую индустрию не с точки зрения рациональных принципов налогообложения, а просто как новый источник доходов, тем более что иностранные туристы не являются избирателями в дестинации <14>.
--------------------------------
<14> Jensen T.C., Wanhill S., Tourism's taxing times: value added tax in Europe and Denmark // Tourism Management, Vol. 23, Iss. 1, 2002, P. 67 - 79, ISSN 0261-5177. DOI: 10.1016/S0261-5177(01)00067-X.

С точки зрения туристического интереса и успешной международной практики tax free все же является довольно привлекательной опцией, так как позволяет иностранным гостям сэкономить денежные средства при приобретении товаров в стране поездки. С точки зрения экономической выгоды для России tax free может стимулировать расширение внутренней розничной торговли, поддерживать развитие туризма и увеличивать налоговые поступления в бюджет. Однако, чтобы добиться значительного роста доходов, необходимо улучшать условия использования новой системы для путешественников, например совершенствовать инфраструктуру и качество сервиса, что может потребовать значительных финансовых вложений. В этой связи важным является проведение расчета общественной эффективности функционирования tax free, включающего анализ турпотока и среднего уровня затрат иностранцев на территории РФ, при котором расходы на поддержание системы tax free будут окупаться. Исследовав существующие тенденции, органы власти смогут оценить целесообразность продолжения программы и внести в нее определенные коррективы <15> (расширить перечень подлежащих возврату товаров, снизить минимальную сумму покупок, обезопасить клиентов от схем мошенников и т.д.).
--------------------------------
<15> Миронова И.А., Тищенко Т.И. Оценка общественной эффективности системы такс фри // Бизнес. Образование. Право. 2020. N 2(51). С. 132.

Литература

1. Губарева А.В. К вопросу о введении в России tax free / А.В. Губарева // Ex Jure. 2020. N 1. С. 7 - 13.
2. Миронова И.А. Оценка общественной эффективности системы tax free / И.А. Миронова, Т.И. Тищенко // Бизнес. Образование. Право. 2020. N 2(51). С. 129 - 133.
3. Пономарева Н.В. Развитие стимулирующей функции НДС в Российской Федерации через систему Tax free и маркировку товаров / Н.В. Пономарева, Е.В. Голубцова // Путеводитель предпринимателя. 2019. N 42. С. 151 - 158.
4. Ткаченко Ю.А. Особенности применения и развития системы tax free в Российской Федерации / Ю.А. Ткаченко, О.С. Миргородец // Белгородский экономический вестник. 2019. N 1(93). С. 114 - 117.
5. Фролова Е.А. Повышение инвестиционной привлекательности туристских регионов России / Е.А. Фролова, Ю.М. Коренко // Инновации и инвестиции. 2023. N 3. С. 18 - 20.

References

1. Jensen T.C. Tourism's taxing times: value added tax in Europe and Denmark / T.C. Jensen, S. Wanhill // Tourism Management. 2002. Vol. 23. Iss. 1. P. 67 - 79. DOI: 10.1016/S0261-5177(01)00067-X.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑