Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 20.11.2023
Трудовое законодательство упоминает о стажировке в ст. 59 ТК РФ - "Срочный трудовой договор". В частности, там говорится, что срочный трудовой договор может быть заключен для выполнения работ, непосредственно связанных с практикой, профессиональным обучением или дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки.
Стажировка в силу ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является одной из форм дополнительного профессионального образования, когда работник, находясь на своей должности, закрепляет теоретические знания, полученные при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретает практические навыки и умения их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей.
К тому же со стажировкой связано понятие ученического договора. А именно, ученический договор - это взаимоотношение между организацией и лицом, ищущим работу, или с работником данной организации на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор в обязательном порядке заключается в письменной форме в двух экземплярах, на срок, необходимый для получения квалификации (ст. 199 - 200 ТК РФ). На учеников распространяются требования трудового законодательства (ст. 205 ТК РФ). Так, время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников, соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ. Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, оплачивается работа, выполняемая на практических занятиях, а в случае обучения без отрыва от работы выплачивается заработная плата (ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 93, ст. 204 ТК РФ). Размер стипендии устанавливается ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть меньше минимального размера оплаты труда (ч. 1 ст. 204 ТК РФ).
Вместе с тем в законе содержится понятие об испытательном сроке работника. По взаимному согласию сторон в трудовой договор может быть включено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя (ст. 67 Трудового кодекса РФ).
По общему правилу срок испытания не может превышать трех месяцев, а при заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель (ст. 70 ТК РФ).
Таким образом, и в случае прохождения испытания, и в случае стажировки Трудовым кодексом РФ предусмотрена необходимость заключения трудового договора и, соответственно, установление оплаты труда. Опять же необходимо четко понимать, какую именно форму взаимоотношений работник и работодатель хотят создать.
Закон применяет понятие "стажировка" в таких случаях, как стажер адвоката, стажер в органах МВД, стажер нотариуса и т.д. Главной особенностью стажировки является ее временный характер и нацеленность на обучение, в результате которого ученик (стажер) получит необходимые знания, навыки и умения и будет готов к дальнейшему применению их в основной деятельности.
Согласно Письму Минтруда России от 22.09.2022 N 15-2/ООГ-2333 стажировка по охране труда на рабочем месте проводится в целях приобретения работниками практических навыков безопасных методов и приемов выполнения работ в процессе трудовой деятельности. К стажировке на рабочем месте допускаются работники, успешно прошедшие в установленном порядке инструктаж по охране труда и обучение требованиям охраны труда по программам. При этом перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа (при наличии). Обязательному включению в указанный перечень подлежат наименования профессий и должностей работников, выполняющих работы повышенной опасности. Таким образом, в случае если работник входит в Перечень, то он может быть допущен к работам после прохождения стажировки по охране труда на рабочем месте.
Интересное дело не так давно рассмотрел Верховный Суд РФ. Гражданин Б. обратился с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации о признании права на назначение пенсии по инвалидности, указав в обоснование иска на то, что приказом он был принят стажером в патрульно-постовую службу. С истцом был заключен срочный трудовой договор на 6 месяцев. Во время прохождения стажировки истец получил ранение при исполнении служебных обязанностей, в результате чего был признан инвалидом I группы с указанием причины инвалидности - "военная травма", а также признан негодным к прохождению службы в органах внутренних дел, в связи с чем приказом был уволен по п. 5 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ (признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением).
Далее бывшему стажеру было отказано в назначении пенсии по инвалидности в порядке и на условиях, предусмотренных положениями Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". Соответственно, пострадавший не был согласен с указанным и обратился в суд за защитой своих прав и интересов. Суд первой инстанции иск удовлетворил, признал право на назначение пенсии по инвалидности вследствие военной травмы. Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Однако с такими выводами не согласилась сторона ответчика, дело было истребовано Верховным Судом. Судебная коллегия еще раз установила, что гражданин Б. на законных основаниях привлекался к выполнению обязанностей, возложенных на сотрудников полиции. Огнестрельное ранение он получил в период несения службы. В дальнейшем был признан инвалидом I группы с указанием причины инвалидности - "военная травма". Истцу также было выплачено единовременное пособие в соответствии со ст. 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" в связи с получением увечья, исключающего возможность дальнейшего прохождения службы. Факт получения ранений во время исполнения им служебных обязанностей по охране общественного порядка и признание его инвалидом вследствие военной травмы ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона "О полиции" сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяются установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что истец, будучи стажером по должности полицейского во время испытательного срока, на момент получения ранений исполнял служебные обязанности, возложенные на полицию, поэтому может быть приравнен в статусе к сотруднику полиции, в связи с чем вправе претендовать на получение пенсии по инвалидности в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, поскольку лишение его этого права по тому основанию, что у него отсутствовало специальное звание, нарушает закрепленный в ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом, который предполагает невозможность установления различий между отдельными категориями граждан при одинаковых условиях.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав со ссылкой на ст. 32 Федерального закона "О полиции" на то, что стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, и в этом случае на них распространяются установленные этим Законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ определила, что в данном случае с учетом исключительных обстоятельств дела (пресечение истцом преступных действий, получение ранений при выполнении служебных обязанностей, тяжесть полученных травм, признание инвалидом I группы с указанием причины инвалидности - "военная травма") в целях соблюдения права на справедливое судебное разбирательство согласно ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поддержания доверия к закону и исходя из общепризнанных принципов законности, справедливости и гуманизма, не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Главным камнем преткновения при трудоустройстве в форме стажировки представляется официальное оформление срочного трудового договора, оплата труда стажера, а также соблюдение иных гарантий и прав сторон. Следует учитывать, что не только на работодателя, но и на работника в этом случае распространяются обязанности. В частности, согласно ст. 207 ТК РФ, лицам, успешно завершившим ученичество, при заключении трудового договора с работодателем, по договору с которым они проходили обучение, испытательный срок не устанавливается. В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
При таких обстоятельства, обеим сторонам, как будущему работнику, так и работодателю, необходимо взвесить все плюсы и минусы подобных форм организации труда и прийти к общему взаимовыгодному знаменателю.