Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Правовой режим цифрового рубля (Морозова И.Г.)

Правовой режим цифрового рубля (Морозова И.Г.)

Дата размещения статьи: 25.11.2023

Правовой режим цифрового рубля (Морозова И.Г.)

Продолжающая набирать темпы цифровизация общества, активное развитие цифровых технологий, распространение цифровой валюты в мировой экономике предопределили необходимость внедрения нового взгляда на российскую платежную систему в целом и на форму российской национальной валюты в частности.

Весной 2023 г. планировалось введение в национальную платежную систему цифрового рубля.
Еще осенью 2020 г. было проведено общественное обсуждение возможности создания и введения в оборот цифрового рубля как новой формы валюты <1>. Предполагалось, что цифровой рубль станет национальной валютой наряду с наличными деньгами и безналичными денежными средствами.
--------------------------------
<1> Доклад для общественных консультаций "Цифровой рубль". Октябрь 2020 г. (утв. Банком России). URL: https://cbr.ru.

Общественности на обсуждение были представлены четыре модели, посредством которых мог быть реализован цифровой рубль. Каждая из представленных моделей имела и преимущества, и недостатки <2>. Согласно отчету Банка России большинство респондентов выбрали четвертую модель, так называемую модель D. Выбранная модель предполагает непосредственное участие финансовых организаций в проведении розничных расчетов с помощью платформы цифрового рубля. Именно эта модель и легла в основу законопроекта по внедрению цифрового рубля <3>.
--------------------------------
<2> См.: Запорожан А.Я. Цифровой рубль ЦБ РФ // Управленческое консультирование. 2021. N 6. С. 35.
<3> Законопроект N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/270838-8.

В апреле 2021 г. Банк России представил готовую Концепцию цифрового рубля <4>. Данной Концепцией были утверждены сроки реализации проекта по внедрению цифрового рубля в национальную платежную систему.
--------------------------------
<4> Концепция цифрового рубля. Апрель 2021 г. (утв. Банком России). URL: https://cbr.ru.

Так, к концу 2021 г. создан прототип платформы цифрового рубля. Тестированию указанная платформа подлежала в течение всего 2022 г. По итогам тестирования с учетом возможных выявленных недостатков предполагалась разработка дорожной карты по внедрению цифрового рубля. Кроме этого, перед органами власти была поставлена задача разработать законодательство, необходимое для создания правовой базы в целях внедрения цифрового рубля в национальную платежную систему.
И наконец, 2023 г. предполагает пилотирование операций с цифровыми рублями. Для проведения операций Банк России определил пилотную группу банков <5> для участия в реализации проекта.
--------------------------------
<5> См.: URL: https://cbr.ru/fintech/dr/.

В целях выполнения поставленных задач по реализации проекта цифрового рубля 29 декабря 2022 г. в Государственную Думу РФ внесен законопроект N 270838-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с внедрением цифрового рубля".
Прежде чем перейти к анализу законопроекта, следует остановиться на правовой сущности цифрового рубля.
В силу своей природы цифровой рубль противопоставляется децентрализованной криптовалюте <6>. Вместе с тем в науке встречается и противоположная позиция, согласно которой цифровой рубль следует признать в качестве национальной криптовалюты <7>. Таким образом, представляется необходимым проанализировать правовую природу криптовалюты и ее соотношение с цифровым рублем.
--------------------------------
<6> См.: Никитин Д.В. Виды цифровых валют и специфика их правового режима // Образование и право. 2022. N 11. С. 170.
<7> См.: Карлявин И.Ю. Конституционный статус Центрального банка Российской Федерации и его роль в эмиссии цифровой национальной валюты // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2021. N 1. С. 37.

Криптовалюта представляет собой цифровую форму валюты, которая создается, хранится и существует только в информационной системе, то есть в режиме онлайн <8>. Криптовалюта эмитируется децентрализованно с использованием технологии Blockchain. Децентрализованность в первую очередь означает отсутствие контроля со стороны государственных фискальных органов. А анонимность сделок с криптовалютой, в свою очередь, не позволяет установить обязанное лицо и, как следствие, обеспечить защиту прав участников сделки.
--------------------------------
<8> См.: Морозова И.Г., Курпякова С.И. К вопросу о классификации цифровых прав // Хозяйство и право. 2022. N 11. С. 24.

В связи с указанными квалифицирующими признаками криптовалюты российский законодатель выбрал иной путь цифрового развития экономики страны.
Главным условием создания цифрового рубля стала возможность его централизованной эмиссии Банком России. Факт наличия централизованного эмитента свидетельствует об отнесении цифрового рубля к другой видовой принадлежности цифровых валют по сравнению с криптовалютой. Согласно классическим теоретическим подходам <9> цифровой рубль должен быть отнесен к централизованным цифровым валютам.
--------------------------------
<9> См.: Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Цифровая валюта: особенности регулирования в Российской Федерации // Правоприменение. 2021. N 5 (1). С. 60; Лебедева Н.Ю., Назаренко Г.В., Седракян Л.К. Цифровая валюта Центрального Банка: перспективы и риски эмиссии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. N 2. С. 152.

Следует отметить, что законодатель понятие цифрового рубля не вводит, определяя его лишь как разновидность национальной валюты. Технологически цифровой рубль представляет собой "токен", то есть цифровой код или обозначение. Ключевой особенностью будет являться то, что каждый цифровой рубль по аналогии с денежной банкнотой будет иметь свой уникальный код в системе (на платформе цифрового рубля).
Наличие подобной идентификации каждого цифрового рубля вызывает споры в научной литературе в отношении его принадлежности к тем или иным объектам гражданских прав. В частности, некоторые авторы предлагают квалифицировать цифровой рубль в качестве индивидуально-определенной вещи <10>. Данная позиция представляется сомнительной, поскольку цифровой рубль представляет собой обязательство Банка России. Таким образом, на него не может распространяться вещно-правовой режим <11>.
--------------------------------
<10> См.: Дерюгина Т.В. Цифровая валюта и цифровой рубль: к вопросу о правовой новации // Цивилист. 2022. N 1. С. 7.
<11> См.: Шумилова В.В. Цифровой рубль Банка России как новая форма национальной валюты // Legal Concept. 2022. Vol. 21. N 2. P. 159.

Продолжая анализ правовой сущности цифрового рубля, следует подчеркнуть, что законодатель обеспечил цифровой рубль национальной платежной системой. То есть, признавая цифровой рубль формой национальной валюты, законодатель гарантирует, что все три формы рубля - наличная, безналичная и цифровая - абсолютно равноценны. Таким образом, владельцы будут иметь возможность переводить рубли из одной формы в другую.
Здесь следует провести параллель с существующей в мире криптовалютой, обеспеченной аналогичным образом. Речь идет о таком стейблкоине, как USDT (Tether).
Стейблкоинами российские аналитики называют криптовалюту, отличающуюся от других криптовалют тем, что она обеспечена какими-либо активами <12>.
--------------------------------
<12> Обзор Банка России. Криптовалюты: тренды, риски, меры. М., 2022. URL: https://cbr.ru.

USDT (Tether) является стейблкоином, то есть криптовалютой, обеспеченной американским долларом в соотношении один к одному <13>. Tether выпускает и обеспечивает компания, зарегистрированная в Гонконге, под названием Tether International Limited. По сути, цифровой рубль и USDT имеют общую правовую природу, а отличие заключается лишь в эмитенте, который выпускает и обеспечивает цифровую валюту. Так, цифровой рубль эмитирует и обеспечивает национальный Банк России, в то время как Tether эмитирует и обеспечивает коммерческая структура.
--------------------------------
<13> См.: Горбачева Т.А. Понятие стейблкоинов и актуальное состояние рынка стабильных монет // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. N 1. С. 130.

Учитывая, что стейблкоин USDT (Tether) относится к цифровой валюте, ожидаемо отнесение и цифрового рубля к этой же категории. Данная позиция нашла свое отражение и в научной литературе. Так, в период общественных обсуждений проекта цифрового рубля в литературе обосновывалась необходимость внесения изменений в Закон о цифровых финансовых активах <14> в целях отмены барьеров, препятствующих легальному обороту цифровых валют <15>.
--------------------------------
<14> Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 31 (часть I). Ст. 5018.
<15> См.: Андрюшин С.А. Цифровая валюта Центрального банка как третья форма денег государства // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15. N 1. С. 71.

Однако законодатель выбрал иной путь. Законопроект о внедрении цифрового рубля прямо указывает, что цифровой рубль цифровой валютой не является. С одной стороны, данное положение оправданно с точки зрения буквального толкования норм Закона о цифровых финансовых активах, которые императивно устанавливают, что цифровые валюты не могут являться денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства, международной денежной или расчетной единицей. С другой стороны, подобное утверждение законодателя не соответствует общепринятой в мире смысловой нагрузке цифровых валют <16>. Более того, разделение понятий "цифровой рубль" и "цифровая валюта" на законодательном уровне, несомненно, повлечет за собой некоторую путаницу в их реализации и усложнит деятельность правоприменителей.
--------------------------------
<16> См.: Ситник А.А. Цифровые валюты центральных банков // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 9 (73). С. 183 - 184.

Еще одной сложностью в определении правового режима цифрового рубля является отсутствие позиции законодателя относительно возможности отнесения его к цифровым правам в контексте ст. 128 и 141.1 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) <17>.
--------------------------------
<17> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Представленный на рассмотрение в Государственную Думу РФ законопроект по внедрению цифрового рубля не является отдельным, самостоятельным нормативно-правовым актом о цифровом рубле. Законодатель выбрал путь внесения соответствующих изменений в действующие различные отраслевые нормативные акты в отношении правил обращения цифрового рубля. Речь идет о таможенном законодательстве, валютном и банковском законодательствах. С точки зрения законодательной техники такой подход представляется наиболее верным. Однако отсутствие специального закона о цифровом рубле не позволяет отнести его к цифровым правам. Это связано с тем, что в силу прямого указания ст. 141.1 ГК РФ цифровыми правами признаются только права, названные таковыми законом. Таким образом, цифровой рубль нельзя отнести к цифровым правам.
Данная позиция законодателя вызывает еще больше вопросов, учитывая, что законопроект по внедрению цифрового рубля устанавливает посредством внесения изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" <18>, что оборот цифрового рубля возможен только в рамках платформы цифрового рубля.
--------------------------------
<18> Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" // СЗ РФ. 2011. N 27. Ст. 3872.

Платформа цифрового рубля представляет собой информационную систему, с помощью которой совершаются операции с цифровыми рублями.
В рамках цифровой платформы устанавливаются правила, по которым взаимодействуют участники, пользователи и оператор платформы цифрового рубля. Оператором платформы, в силу положений законопроекта по внедрению цифрового рубля, признается Банк России. Участниками платформы могут являться финансовые организации, которые будут исполнять роль операторов по переводу денежных средств. На сегодняшний день определены пятнадцать банков, вошедших в пилотный проект по внедрению цифрового рубля <19>. Пользователем платформы цифрового рубля может быть любое лицо.
--------------------------------
<19> См.: URL: https://cbr.ru/fintech/dr/.

Законопроектом по внедрению цифрового рубля определены правила платформы цифрового рубля и правила оборота цифровых рублей. В частности, регламентирован порядок открытия, ведения и закрытия цифрового счета (кошелька), установлен перечень разрешенных операций с цифровыми рублями, определен порядок осуществления перевода цифровых рублей. Кроме этого, закреплены обстоятельства, при наличии которых перевод цифровых рублей не производится.
Таким образом, распоряжение цифровым рублем, так же как и цифровыми правами, ограничено рамками и правилами определенной информационной системы, в данном случае правилами платформы цифрового рубля.
Невозможность в силу действующего российского законодательства квалифицировать цифровой рубль как цифровые права и, как следствие, невозможность определить его как цифровую валюту, несомненно, вызовут трудности в правоприменении.
На сегодняшний день цифровой рубль определяется как цифровая форма национальной валюты, которая одновременно является и средством обращения, и средством платежа, и мерой стоимости, и средством сбережения.
Внедрение цифрового рубля в национальную платежную систему имеет как достоинства, так и недостатки.
Среди преимуществ следует назвать наличие доступа к цифровому счету (кошельку) через любую финансовую организацию, доступность финансовых услуг, в том числе в режиме офлайн, повышение уровня безопасности за счет индивидуализации каждого цифрового рубля и пр. <20>.
--------------------------------
<20> См.: Гарипов Р.И., Максимова Н.Н. Значение цифрового рубля для экономики страны // Управление в современных системах. 2021. N 4. С. 9 - 11.

Несмотря на очевидные плюсы, внедрение цифрового рубля в платежную систему влечет за собой и определенные риски. В первую очередь следует назвать возможные технологические риски, а именно: необходимость обеспечения конфиденциальности, недостаточная производительность реестров, трудности с обработкой и хранением больших объемов информации <21>. Кроме этого, вызывает вопросы и правовая неопределенность статуса цифрового рубля. Законодателю следовало соотнести цифровой рубль с существующими формами цифровой валюты. Более того, представляется необходимым признать цифровой рубль наряду с безналичными денежными средствами, имущественными правами и отнести их к категории цифровых прав.
--------------------------------
<21> См.: Концепция цифрового рубля. Апрель 2021 г. (утв. Банком России). URL: https://cbr.ru.

Литература

1. Андрюшин С.А. Цифровая валюта Центрального банка как третья форма денег государства / С.А. Андрюшин // Актуальные проблемы экономики и права. 2021. Т. 15. N 1. С. 54 - 76.
2. Гарипов Р.И. Значение цифрового рубля для экономики страны / Р.И. Гарипов, Н.Н. Максимова // Управление в современных системах. 2021. N 4. С. 3 - 15.
3. Горбачева Т.А. Понятие стейблкоинов и актуальное состояние рынка стабильных монет / Т.А. Горбачева // Финансовый журнал. 2022. Т. 14. N 1. С. 126 - 139.
4. Дерюгина Т.В. Цифровая валюта и цифровой рубль: к вопросу о правовой новации / Т.В. Дерюгина // Цивилист. 2022. N 1. С. 8 - 11.
5. Запорожан А.Я. Цифровой рубль ЦБ РФ / А.Я. Запорожан // Управленческое консультирование. 2021. N 6. С. 32 - 39.
6. Карлявин И.Ю. Конституционный статус Центрального банка Российской Федерации и его роль в эмиссии цифровой национальной валюты / И.Ю. Карлявин // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2021. N 1. С. 32 - 38.
7. Лебедева Н.Ю. Цифровая валюта Центрального банка: перспективы и риски эмиссии / Н.Ю. Лебедева, Г.В. Назаренко, Л.К. Седракян // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. N 2. С. 147 - 153.
8. Морозова И.Г. К вопросу о классификации цифровых прав / И.Г. Морозова, С.И. Курпякова // Хозяйство и право. 2022. N 11. С. 18 - 28.
9. Никитин Д.В. Виды цифровых валют и специфика их правового режима / Д.В. Никитин // Образование и право. 2022. N 11. С. 168 - 173.
10. Рождественская Т.Э. Цифровая валюта: особенности регулирования в Российской Федерации / Т.Э. Рождественская, А.Г. Гузнов // Правоприменение. 2021. N 5 (1). С. 58 - 67.
11. Ситник А.А. Цифровые валюты центральных банков / А.А. Ситник // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020. N 9 (73). С. 180 - 186.
12. Шумилова В.В. Цифровой рубль Банка России как новая форма национальной валюты / В.В. Шумилова // Legal Concept. 2022. Vol. 21. N 2. P. 156 - 162.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑