Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

16.01.2019

Законопроектом предлагается исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

подробнее
01.01.2019

Законом, частности, повышается пенсионный возраст: для женщин он составит 60 лет, для мужчин - 65 лет; предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста, с ежегодным увеличением возраста выхода на пенсию на 12 месяцев; корректируется понятие предпенсионного возраста и др.

подробнее
25.12.2018

Новый МРОТ с 1 января 2019 г. составит 11 280 рублей в месяц. Повышение МРОТ по отношению к установленному с 1 мая 2018 г. составит 117 рублей (рост на 1,048%). Принятие данного Федерального закона будет способствовать обеспечению увеличения заработной платы около 3,7 млн. работников.

подробнее
Все статьи > Трудовые отношения > Особенности регулирования труда отдельных категорий работников > Чемпионат мира по футболу и труд работников при его подготовке и проведении (Скачкова Г.С.)

Чемпионат мира по футболу и труд работников при его подготовке и проведении (Скачкова Г.С.)

Дата размещения статьи: 28.01.2019

Чемпионат мира по футболу и труд работников при его подготовке и проведении (Скачкова Г.С.)

С 14 июня по 15 июля 2018 г. в России проходила финальная часть 21-го чемпионата мира по футболу ФИФА. За несколько лет до его проведения в рамках подготовки к нему был принят Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка Конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ).

Соответственно, в Трудовом кодексе РФ появилась ст. 351.2 "Особенности регулирования труда лиц, трудовая деятельность которых связана с подготовкой и проведением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года". Согласно положениям данной статьи особенности регулирования труда указанных в ней лиц устанавливаются Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ.

Данный Закон, вводя на определенный период времени льготный порядок привлечения на работу в России иностранных граждан, в то же время содержит нормы, позволяющие в ряде случаев нарушать трудовые права работников как иностранных, так и российских, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий.

Для работников FIFA, дочерних организаций FIFA, контрагентов FIFA, конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, Российского футбольного союза, Оргкомитета "Россия-2018", его дочерних организаций были установлены особые правила по регламентации их трудовых отношений, касающиеся рабочего времени и времени отдыха, их оплаты.

Так, согласно ст. 11 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ привлечение к работе и оплата труда в ночное время (ч. 2), выходные или нерабочие праздничные дни (ч. 3) работников, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, допускается в порядке, установленном коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. В соответствии с ч. 1 данной статьи таким работникам может быть установлен ненормированный рабочий день.

При этом в отношении указанных категорий работников не действуют минимальные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством РФ.

Так, установление работникам ненормированного рабочего дня не сопровождается предоставлением дополнительных дней отдыха в виде кратковременного оплачиваемого отпуска (ст. 119 Трудового кодекса РФ).

Привлечение работников к работе и оплата труда в ночное время, выходные или нерабочие праздничные дни осуществляется без учета требований Трудового кодекса РФ: о порядке и условиях такого привлечения (ст. 113), а также оплаты труда (ст. ст. 153, 154).

Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ сверхурочная работа работников, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, компенсируется предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, с учетом планов соответствующих организаций по осуществлению мероприятий, если иное не будет предусмотрено соглашением сторон трудового договора.

Таким образом, относительно сверхурочной работы указанных работников могут не применяться нормы о повышенной их оплате по правилам ст. 152 Трудового кодекса РФ.

Очередность предоставления оплачиваемых отпусков работникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем с учетом планов мероприятий соответствующих организаций по подготовке и проведению спортивных соревнований (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ).

Здесь оказалась неприменимой ст. 123 Трудового кодекса РФ, согласно которой очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Неприменение в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ ряда статей Трудового кодекса РФ может иметь место лишь в определенных в случаях и только определенной категорией работодателей.

Это нашло свое отражение в Приказе Минспорта России от 28.03.2014 N 160 "Об утверждении порядка формирования и направления автономной некоммерческой организацией "Организационный комитет "Россия-2018" в уполномоченные органы и организации перечня мероприятий по подготовке и проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, перечня контрагентов FIFA, перечня дочерних организаций FIFA, а также перечня лиц, включенных в списки FIFA".

В данном документе речь идет о следующих случаях возможного неприменения ряда статей Трудового кодекса РФ:

- в период проведения спортивного соревнования;

- а также в период проведения иных мероприятий, включенных в перечень мероприятий, сформированный Оргкомитетом "Россия-2018";

- и за десять дней до этих мероприятий, десять дней после них.

В перечень указанных выше мероприятий включены:

- матчи спортивных соревнований;

- тренировочные мероприятия спортивных сборных команд, принимающих участие в спортивных соревнованиях;

- предварительная и финальная жеребьевка чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года;

- жеребьевка Кубка конфедераций FIFA 2017 года;

- семинары и рабочие совещания для спортивных сборных команд - участниц спортивных соревнований;

- семинары и рабочие совещания для спортивных судей;

- конгрессы FIFA;

- официальные банкеты FIFA;

- а также другие мероприятия, связанные с подготовкой и проведением в России спортивных соревнований, организованные или одобренные FIFA, Российским футбольным союзом или Оргкомитетом "Россия-2018".

Таким образом, мы видим, что неприменение ряда статей Трудового кодекса РФ к работникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, может иметь место в течение периода времени проведения конкретных мероприятий, определяемых Приказом Минспорта России от 28 марта 2014 г. N 160, ограничивающим временные календарные рамки их проведения.

Перечень таких мероприятий подлежит опубликованию на официальном сайте Оргкомитета "Россия-2018" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://www.fifa.com/russia2018, то есть на официальном сайте Оргкомитета "Россия-2018".

Изменения, внесенные в перечень мероприятий, публикуются на официальном сайте Оргкомитета "Россия-2018" не позднее 5 (пяти) рабочих дней.

Теперь выясним, какие именно категории работодателей вправе отступать при проведении мероприятий от требований трудового законодательства РФ, гарантирующего работникам предоставление прав в области рабочего времени и времени отдыха, их оплаты.

Перечень таких работодателей назван в части 1 ст. 11 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ. Это FIFA, дочерние организации FIFA, контрагенты FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации, Оргкомитет "Россия-2018", его дочерние организации.

Федеральный закон от 8 июня 2015 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внес некоторые коррективы в действие ряда норм Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ.

Эти коррективы касаются действия положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ в части возможности установления работникам ненормированного рабочего дня.

При этом данные положения не распространяются на трудовые отношения при условии исключения дочерних организаций FIFA, дочерних организаций Оргкомитета "Россия-2018", а также контрагентов FIFA, конфедераций и национальных футбольных ассоциаций из перечня, определенного Правительством РФ в соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ.

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2769-р был утвержден Перечень организаций, которые вправе устанавливать ненормированный рабочий день работникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Первоначально в соответствии с указанным Перечнем число таких организаций составляло 8, из них половина - российские организации.

В дальнейшем же число таких организаций не уменьшалось, а, наоборот, дополнялось. Имевшие место "поправки" дополнили число работодателей, которые вправе устанавливать ненормированный рабочий день работникам, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий по подготовке и проведению в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

В настоящее время число таких работодателей составляет 10, среди которых 5 - российские организации.

Срок действия норм Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ представляет довольно длительный период времени.

Согласно ст. 58 "Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона" он вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением ст. 41, посвященной внесению изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ.

Поскольку Федеральный закон от 07.06.2013 N 108-ФЗ был опубликован в "Российской газете" 11 июня 2013 г., то именно с этого дня он в основном и вступил в силу. А нормы его относительно лиц, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий, как и положения ст. 351.2 Трудового кодекса РФ, применяются по 31 декабря 2018 г. включительно.

В п. 5 ст. 58 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ содержится указание на приоритет действия его норм по предмету регулирования относительно иных актов: соответствующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону.

При этом нормы Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ будут действовать до приведения в соответствие с ними специальных правовых норм. Имеются в виду федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, действующие на территории России и регулирующие отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в РФ Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

Положения ст. 11 Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ не только нарушают нормы Трудового кодекса РФ, но и, как справедливо отмечается в литературе, противоречат обязательствам России, принятым в рамках международных договоров.

Представляется, что в этой связи весьма важным является четкое следование нормам Федерального закона от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ относительно порядка и условий его применения, касающихся законности использования ограничительных правил при регулировании труда работников, трудовая деятельность которых связана с осуществлением мероприятий.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ в ст. 2 дает такое им определение: "мероприятия по подготовке и проведению в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года (далее - мероприятия) - спортивные соревнования, а также деятельность, связанная с их подготовкой и проведением в Российской Федерации, организованная или одобренная FIFA, Российским футбольным союзом либо Оргкомитетом "Россия-2018".

Таким образом, под мероприятиями понимаются прежде всего спортивные соревнования, а также деятельность, связанная с их подготовкой и проведением в России. Причем такая деятельность должна быть организована или одобрена FIFA, Российским футбольным союзом либо Оргкомитетом "Россия-2018".

Согласно распоряжению Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. N 2769-р, с учетом дополнений, внесенных распоряжениями Правительства РФ от 19 апреля 2017 г. N 731-р и от 25 сентября 2017 г. N 2043-р, в перечень таких организаций входят:

1) Match Hospitality AG (Матч Хоспиталити АГ), Швейцария;

2) общество с ограниченной ответственностью "Матч Хоспиталити", Российская Федерация;

3) Seamos Marketing AG (Сеамос Маркетинг АГ), Швейцария;

4) общество с ограниченной ответственностью "Матч Аккоммодейшн 2018", Российская Федерация;

5) FIFA Ticketing AG (ФИФА Тикетинг АГ), Швейцария;

6) FIFA Travel GmbH (ФИФА Трэвел ГмбХ), Швейцария;

7) общество с ограниченной ответственностью "Чемпионат мира ФИФА 2018", Российская Федерация;

8) автономная некоммерческая организация "Арена-2018", Российская Федерация;

9) автономная некоммерческая организация "Организационный комитет - 2018", Российская Федерация;

10) Host Broadcast Services (HBS) AG (Акционерное общество "Хост Бродкаст Сервисез (Эйч Би Эс) АГ"), Швейцария.

Полагаем, что предоставление ряду организаций права устанавливать работникам ненормированный рабочий день, действующего по 31 декабря 2018 г. включительно, не вполне оправданно. Такой вывод можно сделать, исходя из уставных документов организаций, определяющих содержание их деятельности, имевшей значение при проведении мероприятий лишь в определенный период времени, обусловленный именно их подготовкой и проведением.

Например, MATCH Hospitality AG является эксклюзивным владельцем гостиничного права, назначенным FIFA, и единственной компанией, имеющей лицензию на продажу пакетов пакетных услуг для участия в Чемпионате мира по футболу 2018 года в России. Основной вид деятельности - зрелищно-развлекательная и прочая (деятельность ресторанов, кафе, кафетериев и баров, предприятий по организации питания, услуги по доставке продуктов питания, туристические услуги и т.д.).

Основной вид деятельности общества с ограниченной ответственностью "Матч Аккоммодейшн 2018", Российская Федерация - деятельность по предоставлению туристических услуг, связанных с бронированием, деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, прокат и аренда прочих предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения.

Основной вид деятельности Host Broadcast Services (HBS) AG (Акционерного общества "Хост Бродкаст Сервисез (Эйч Би Эс) АГ"), Швейцария - деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения.

Основной вид деятельности Автономной некоммерческой организации "Арена-2018", Российская Федерация - экспертиза проектной документации на соответствие требованиям FIFA; мониторинг соблюдения сроков проектирования и строительства стадионов к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018; мониторинг строительного процесса на выполнение технических требований, а также соблюдения проектных решений на соответствие требованиям FIFA.

Общество с ограниченной ответственностью "Чемпионат мира ФИФА 2018", Российская Федерация имеет полное юридическое наименование: общество с ограниченной ответственностью "Чемпионат мира ФИФА 2018 бронирование билетов". Основной вид деятельности - деятельность учреждений культуры и искусства.

Host Broadcast Services (HBS) AG (Акционерное общество "Хост Бродкаст Сервисез (Эйч Би Эс) АГ"), Швейцария имеет основной вид деятельности - деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения.

Поэтому представляется, что после окончания мероприятий по подготовке и проведению в России чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года нет необходимости ограничивать права работников, указанных выше в Перечне организаций при выполнении работниками трудовых обязанностей уже в обычных условиях.

На наш взгляд, продление до 31 декабря 2018 г. срока действия ограничительных мер в трудовых отношениях, осуществляемых уже после окончания мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ, создает условия для злоупотребления правами со стороны работодателей и ведет к нарушению прав работников.

Поэтому полагаем, что следовало бы внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ, предусмотрев возможные ограничения трудовых прав работников лишь в период подготовки и проведения указанных в нем мероприятий, то есть считать возможным срок действия таких ограничений только до окончания этих мероприятий.

 

Литература 

1. Герасимова Е.С. Правовая оценка норм Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка Конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" N 108-ФЗ, регулирующих отношения в сфере труда / Е.С. Герасимова, С.А. Саурин. URL: http://www.unionstoday.ru/news/analytics/2013/09/05/18523 (дата обращения: 14.06.2018).

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑