Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Интеллектуальные системы и персонализированная медицина: проблемы правового регулирования (Крюкова Е.С., Инюшкин А.А.)

Интеллектуальные системы и персонализированная медицина: проблемы правового регулирования (Крюкова Е.С., Инюшкин А.А.)

Дата размещения статьи: 02.12.2023

Интеллектуальные системы и персонализированная медицина: проблемы правового регулирования (Крюкова Е.С., Инюшкин А.А.)

Развитие инноваций обеспечивает качественный рост различных отраслей науки и экономики, повышает их потенциал, обусловливает эффективность процессов производства и обслуживания. В настоящее время искусственный интеллект становится ключевой составляющей новейших технологий, способствующих решению ряда масштабных социальных, экономических и других фундаментальных задач. Различные источники оперируют понятием "искусственный интеллект", рассматривая его как имитацию некоторых видов интеллектуальной человеческой деятельности в электронных системах либо как научное направление, решающее задачи программного моделирования интеллектуальных видов человеческой деятельности <1>. Нормативное закрепление сути исследуемого института содержится в Национальной стратегии, утвержденной Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" <2>, где под ним понимается комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые как минимум с результатами интеллектуальной деятельности человека.
--------------------------------
<1> См.: Липчанская М.А., Заметина Т.В. Социальные права граждан в условиях использования искусственного интеллекта: правовые основы и пробелы законодательного регулирования в России // Журнал российского права. 2020. N 11. С. 80; и др.
<2> СЗ РФ. 2019. N 41. Ст. 5700.

Принимая во внимание тот факт, что действующее законодательство не в полной мере учитывает специфику создания объектов с помощью искусственного интеллекта и детально не регламентирует их правовой режим, в науке активно обсуждаются вопросы квалификации результатов деятельности искусственного интеллекта и выявления субъекта прав на такие результаты. В числе последних в качестве потенциальных правообладателей называют программистов, пользователей, собственников оборудования или саму программу. Не вдаваясь в многочисленные дискуссии, присоединимся к группе авторов, согласно позиции которых результаты деятельности искусственного интеллекта не могут быть квалифицированы в качестве объектов авторского права и не подлежат соответствующей охране <3>.
--------------------------------
<3> Витко В.С. Анализ научных представлений об авторе и правах на результаты деятельности искусственного интеллекта // ИС. Авторское право и смежные права. 2019. N 2. С. 15.

Стратегическое значение интеллектуальные технологии приобретают и в медицинской отрасли. Цифровизация здравоохранения существенно повышает качество и доступность медицинской помощи, позволяет реализовать более широкий спектр возможностей всем участникам обозначенных отношений и задействовать максимальный инструментарий при оказании услуг. Применение телемедицинских технологий, как справедливо подчеркнуто в литературе, выступает начальным этапом для успешного внедрения интеллектуальных систем, задачи и функции которых гораздо глубже и масштабнее, чем у телемедицины <4>.
--------------------------------
<4> Липчанская М.А., Заметила Т.В. Социальные права граждан в условиях использования искусственного интеллекта: правовые основы и пробелы законодательного регулирования в России // Журнал российского права. 2020. N 11. С. 80.

Искусственный интеллект применим как в процессе выполнения врачебных функций, в том числе при принятии решений, так и в организационных целях, то есть допустимы его прямое клиническое использование (например, для повышения точности диагностики, адаптации терапии и состава лекарств) и вспомогательная эксплуатация (в частности, для анализа и оценки безопасности информационных баз и систем в сфере здравоохранения).
Интеллектуальные системы востребованны во многих передовых секторах медицинской деятельности, они демонстрируют перспективы в оптимизации сбора и обработки сведений в области секвенирования генома, гибридизации нуклеиновой кислоты, прогнозировании структуры белка, фармакологии и моделировании клеточных рецепторов <5>. Указанные направления особенно важны для развития персонализированной медицины, ориентированной на индивидуальные (прежде всего генетические) характеристики пациента. Именно технологии искусственного интеллекта призваны обеспечить процесс успешного и полномасштабного внедрения персонализированной медицины, что вызвано их способностью оперативно обрабатывать объемный разнородный массив информации и выдавать результаты такого анализа, существенно сокращая временные и материальные затраты. Учет генетических особенностей, комплексный анализ взаимосвязанных между собой факторов: образа жизни, окружающей среды, социального статуса, предрасположенностей и состояния здоровья - в каждом конкретном случае остро нуждается в таком модернизированном методе исследования. Технологии искусственного интеллекта применяются для выявления оптимальных для больного протоколов лечения, исходя из его характеристик и контекста лечения. Этому способствует расширяющий границы электронный документооборот и процесс внедрения электронных медицинских карт. Если данные агрегируются системно, построить на таком фундаменте медицину будущего гораздо легче <6>. Карта такого формата аккумулирует комплексные сведения о пациенте, формирующиеся на протяжении всей его жизни, включая различные возрастные этапы, и обеспечивает обмен информацией между отраслевыми специалистами, различными регионами и медицинскими учреждениями, включая отраженные в ней генетические данные, что способствует их сопоставлению, выявлению предрасположенности, наследственности, потенциальных рисков.
--------------------------------
<5> Шахназаров Б.А. Применение технологий искусственного интеллекта при создании вакцин и иных объектов интеллектуальной собственности (правовые аспекты) // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 7. С. 79.
<6> Рязанова С.В., Мазаев В.П., Комков А.А. Новые тенденции становления искусственного интеллекта в медицине // CardioСоматика. 2021. N 12. С. 230.

Как итог, индивидуализация схем и методов профилактики, диагностики, лечения, реабилитации граждан обусловлена успешным инкорпорированием в медицинскую деятельность интеллектуальных систем, позволяющих получить маркирующую информацию посредством обработки больших данных и способных разработать соответствующие рекомендации. Важной составляющей обозначенных процессов является также полномасштабный электронный документооборот (включая учет и карты пациентов), наличие развернутых и всеобъемлющих информационных баз и систем, а также развитая система биобанков.
Любые нововведения, модернизация порядка и методик оказания медицинской помощи требуют упорядочения и нормативного закрепления, особенно учитывая тот факт, что медицинская отрасль направлена на поддержание особо охраняемого нематериального блага - здоровья граждан. Импульсом к активному формированию нормативной базы, сопровождающей внедрение новейших технологий, послужило принятие ряда стратегических документов в форме концепций, программ, проектов. Особенностью разработанного на данном этапе концептуального подхода можно назвать допустимость только точечного "делегирования" определенных решений системам искусственного интеллекта, где это объективно целесообразно и не несет угрозы правам человека, обороне страны и безопасности государства. Отдельные упоминания об использовании интеллектуальных систем уже имели место и в рамках различного уровня актов в медицинской сфере, например касаемо порядка государственной регистрации медицинских изделий.
Но можно констатировать отсутствие пока системного законодательства в исследуемом направлении в целом и лишь фрагментарное упоминание о возможности применения интеллектуальных технологий в нормативной базе, сопровождающей медицинскую деятельность.
В мировой практике сложилось несколько подходов к регулированию отношений по использованию робототехники и применению технологий искусственного интеллекта: программный, комплексный и отраслевой. В рамках первого разрабатываются программы, стратегии, инициативы и дорожные карты в исследуемом направлении (США, Китай, Япония). Вторая модель нацелена на выработку универсального понятийного аппарата, определяет систему органов и их функционал по вопросам робототехники и искусственного интеллекта (Южная Корея). При реализации отраслевой модели правового регулирования в отдельных отраслях экономики и секторах обслуживания сформированы собственные автономные правила <7>.
--------------------------------
<7> Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие / под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына. М.: ИЗиСП; Норма, 2022 // СПС "КонсультантПлюс".

Применительно к российской правовой системе, полагаем, следует разработать подход, сочетающий общее и отраслевое регулирование. Причем нормативная база в сфере здравоохранения в этой части должна опираться на универсальные принципы, которые следует отразить в базовом медицинском законе с учетом специфики медицинской деятельности, а в рамках специального законодательства, касающегося отдельных направлений медицины, необходимо закрепить и детализировать алгоритм внедрения и использования интеллектуальных систем.
В структуре правового регулирования принципы, разработанные научным сообществом (контроль и подотчетность, безопасность, прозрачность, запрет на дискриминацию, профессиональная ответственность и др.), должны играть интегрирующую роль, обусловливать единство и согласованность разноотраслевых правил. Определению и системному закреплению базовых положений способствует их функциональная дифференциация, предложенная в доктрине: общие принципы правового регулирования, принципы обеспечения качества, надежности и безопасности систем, принципы делегирования принятия решений системе искусственного интеллекта, этические принципы применения систем <8>. Целый ряд исследователей разработки и использования систем искусственного интеллекта приходят к выводам о необходимости унификации и стандартизации процедур в данной сфере <9>.
--------------------------------
<8> Чеховская С.А. Использование систем искусственного интеллекта при принятии решений: построение системы принципов регулирования // Предпринимательское право. 2021. N 1. С. 33 - 34.
<9> Харитонова Ю.С., Савина В.С. Технология искусственного интеллекта и право: вызовы современности // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2020. N 3. С. 544.

Для реализации соответствующего концепта и построения нормативного фундамента потребуется решение нескольких многоплановых и разноотраслевых задач.
Прежде всего целесообразно определить набор прав и обязанностей лиц, разрабатывающих и эксплуатирующих системы с искусственным интеллектом. Не менее значимы вопросы безопасности в целом и соблюдение режима конфиденциальности данных в частности. Проблема выявления ответственных за причинение вреда лиц уже остро стоит в информационной среде, а в разрезе возможных негативных последствий от результатов работы интеллектуальных технологий она только усложняется. Новые источники данных, к примеру генетическая информация, нуждаются в усилении защиты в области соблюдения этических правил и обеспечения запрета дискриминации прежде, чем их можно будет использовать в приложениях искусственного интеллекта. Потребует дополнительного нормирования и подготовка соответствующих специалистов, в том числе медицинского персонала.
Учитывая непредсказуемость и риски внедрения инноваций, солидарны с исследователями, обосновывающими потребность в установлении четких правил проведения "входящей" экспертизы их применения. Гарантии безопасности использования искусственного интеллекта авторы видят в надлежащем контроле над вводными данными, для чего предлагают употреблять в отношении них такие маркеры, как достоверность, полнота, всесторонность, непротиворечивость, обеспечивающие правильность полученных выводов <10>. Избранный подход ценен для любой отрасли, а роль достоверной и полной информации для медицины колоссальна.
--------------------------------
<10> Ручкина Г.Ф. Отдельные направления правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации // Банковское право. 2021. N 6. С. 39.

Результаты научных и технических исследований нацелены на полезный эффект и прогрессивное развитие экономики, вместе с тем не исключены нежелательные результаты и риски, приводящие в числе прочего к ущемлению прав и интересов граждан. За рубежом и в Российской Федерации предлагается выработать концепцию ответственности лиц, разрабатывающих и эксплуатирующих системы <11>. В этом смысле может быть ценен опыт ряда стран, предусматривающих систему обязательного страхования таких объектов их владельцами и производителями при возникновении рисков и впоследствии неблагоприятных последствий использования. Полезным в заданном контексте видится также обращение некоторых ученых к институту ответственности владельцев источника повышенной опасности. Последний, с их точки зрения, вполне применим для указанных целей <12>. Относительно медицинской сферы можно констатировать, что трудности привлечения врачей к ответственности вызваны фактором отсутствия прямого контроля с их стороны над сгенерированными решениями. Кроме того, не всегда возможно определить, каким именно образом система преобразует первоначальные данные в итоговый результат. В свете сказанного на данном этапе безопасны лишь те технологии, полноценный контроль за которыми (выбор варианта и принятие окончательного решения) осуществляется самими врачами. Подобного рода системы, как правило, носят вспомогательный или рекомендательный характер.
--------------------------------
<11> Кибальник А.Г., Волосюк П.В. Искусственный интеллект: вопросы уголовно-правовой доктрины, ожидающие ответов // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. N 4. С. 176.
<12> Антонов А.А. Искусственный интеллект как источник повышенной опасности // Юрист. 2020. N 7. С. 70.

Сведения многих информационных, в том числе медицинских, ресурсов по-прежнему остаются незащищенными, что может повлечь несанкционированный доступ к медицинским сведениям. Возможность получения, в частности, генетической информации заинтересованными лицами без согласия ее обладателя может привести к дискриминации граждан в банковском, страховом секторе, сфере занятости и т.п. Для предотвращения такого рода нарушений информационное законодательство должно включить дополнительные механизмы защиты информационных ресурсов, воспользоваться которыми можно будет и в медицинской области.
В процессе распространения технологий искусственного интеллекта в медицине возникает немало нравственных дилемм, для разрешения которых целесообразно руководствоваться этическими нормами, которые особенно важны для сферы генетики, составляющей основу персонализированной медицины.
Только фундаментальный, поэтапный, комплексный подход позволит полноценно внедрить интеллектуальные системы в сферу здравоохранения и активно развивать нуждающиеся в их полномасштабном применении прорывные направления медицины. Поскольку персонализированная медицина не относится к числу отдельных профильных направлений, а касается модернизации способов и методов диагностики, профилактики и лечения в целом, использование интеллектуальных технологий для ее успешной динамики требует системного подхода в нормировании и разработке соответствующих правовых средств и механизмов для всех звеньев отрасли.

Литература

1. Антонов А.А. Искусственный интеллект как источник повышенной опасности / А.А. Антонов // Юрист. 2020. N 7. С. 69 - 74.
2. Витко В.С. Анализ научных представлений об авторе и правах на результаты деятельности искусственного интеллекта / В.С. Витко // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2019. N 2. С. 5 - 22.
3. Кибальник А.Г. Искусственный интеллект: вопросы уголовно-правовой доктрины, ожидающие ответов / А.Г. Кибальник, П.В. Волосюк // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. N 4. С. 173 - 178.
4. Липчанская М.А. Социальные права граждан в условиях использования искусственного интеллекта: правовые основы и пробелы законодательного регулирования в России / М.А. Липчанская, Т.В. Заметина // Журнал российского права. 2020. N 11. С. 77 - 96.
5. Ручкина Г.Ф. Отдельные направления правового регулирования искусственного интеллекта, роботов и объектов робототехники в Российской Федерации / Г.Ф. Ручкина // Банковское право. 2021. N 6. С. 40 - 50.
6. Рязанова С.В. Новые тенденции становления искусственного интеллекта в медицине / С.В. Рязанова, В.П. Мазаев, А.А. Комков // CardioСоматика. 2021. N 12. С. 227 - 233.
7. Харитонова Ю.С. Технология искусственного интеллекта и право: вызовы современности / Ю.С. Харитонова, В.С. Савина // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2020. N 3. С. 524 - 549.
8. Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие / под редакцией И.И. Кучерова, С.А. Синицына. Москва: Норма, 2022. 376 с.
9. Чеховская С.А. Использование систем искусственного интеллекта при принятии решений: построение системы принципов регулирования / С.А. Чеховская // Предпринимательское право. 2021. N 1. С. 24 - 35.
10. Шахназаров Б.А. Применение технологий искусственного интеллекта при создании вакцин и иных объектов интеллектуальной собственности (правовые аспекты) / Б.А. Шахназаров // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 7. С. 76 - 90.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑