Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Трудовой договор > Срочный трудовой договор как инструмент неустойчивой занятости: многократное перезаключение и возможность заключения с научно-педагогическими работниками (Лютов Н.Л.)

Срочный трудовой договор как инструмент неустойчивой занятости: многократное перезаключение и возможность заключения с научно-педагогическими работниками (Лютов Н.Л.)

Дата размещения статьи: 09.01.2020

Срочный трудовой договор как инструмент неустойчивой занятости: многократное перезаключение и возможность заключения с научно-педагогическими работниками (Лютов Н.Л.)

Введение

Одна из наиболее тревожных проблем современных отношений в сфере труда - рост феномена так называемой неустойчивой занятости (англ. - precarious employment) <1>. Масштаб проблемы столь велик, что в оборот даже вошло обозначение нового уязвимого социального класса - "прекариата" <2>. Неустойчивую занятость характеризует отклонение в негативную для работника сторону от "стандартных" условий трудового договора - это касается рабочего времени, оплаты труда, оформления трудовых отношений и целого ряда других аспектов, в результате чего труд в рамках такой занятости носит нестабильный и неустойчивый характер, а работник лишен существенной части традиционных защитных механизмов, использующихся в трудовом праве.
--------------------------------
<1> См.: Бизюков П., Ляпин А., Шершукова Л., Нойнхеффер Г. Неустойчивая занятость и ее последствия для работников: цикл брошюр по проекту "Экономическая экспертиза для работников". М.: ЦСТП, 2007; Герасимова Е.С. Неустойчивая занятость: последствия для общества // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. N 1. С. 182 - 193; Лушников А.М., Лушникова М.В. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития: Монография. М.: Проспект, 2015. С. 29 - 44; Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего сферы труда: Монография / Под ред. В.Н. Бобкова и др. М.: РеалПринт, 2017. 560 с. и др.
<2> См.: Стэндинг Г. Прекариат - новый опасный класс. М.: Ад Маргинем пресс, 2014. 328 с.

Один из важнейших аспектов неустойчивой занятости - срочный характер трудовых отношений. Возможность уволить работника в связи с истечением срока трудового договора существенно "развязывает руки" работодателю в отношении продолжения трудовых отношений, а для самого работника трудовое правоотношение превращается в нестабильное.
В настоящей статье рассматриваются лишь некоторые проблемные аспекты российского трудового законодательства в части возможности заключения срочного трудового договора с точки зрения неустойчивости трудового отношения: многократное перезаключение и возможность их заключения с научно-педагогическими работниками.

Многократное перезаключение срочных трудовых договоров

Общей проблемой заключения срочного трудового договора можно назвать возможность его неоднократного перезаключения, когда работодатель фактически маскирует бессрочные отношения многократно перезаключаемыми срочными трудовыми договорами. В отношении данной ситуации Пленум Верховного Суда РФ предусмотрел, что суд, выявив факт "...многократности заключения срочных трудовых договоров на непродолжительный срок для выполнения одной и той же трудовой функции, вправе с учетом обстоятельств каждого дела признать трудовой договор заключенным на неопределенный срок" <3>. Это разъяснение Верховного суда вызывает поддержку с точки зрения стремления предотвратить злоупотребления со стороны работодателя, но, во-первых, небесспорно с точки зрения юридической корректности и, во-вторых, оставляет большое поле для судейского усмотрения.
--------------------------------
<3> Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" от 17.03.2004 N 2 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. N 6.

В том, что касается юридической корректности, Верховный суд обладает полномочиями по толкованию уже имеющихся правовых норм, а не по созданию новых. Отсутствие в ТК РФ и ином законодательстве норм, касающихся многократного перезаключения краткосрочных трудовых договоров, еще не означает пробела в правовом регулировании данного вопроса. Можно спорить о том, что законодатель, не устанавливая правила о перезаключении трудовых договоров, предоставил сторонам такую возможность, проявляя так называемое "квалифицированное умолчание" <4>. Соответственно, имеет право на существование и тезис о том, что Верховный суд в данном случае не толковал действующее законодательство, устраняя пробел в правовом регулировании, а выступил в роли нормотворца, создав новое, противоречащее действующему законодательству, правило.
--------------------------------
<4> См. об этом: Баранов В.М. "Квалифицированное молчание законодателя" как общеправовой феномен (к вопросу о сущности и функционировании пробелов в праве // Пробелы в российском законодательстве. 2008. N 1.

В отношении же определенности формулировка Верховного суда оставляет больше вопросов, чем ответов: какие именно параметры характеризуют "многократность" перезаключения и "непродолжительный срок" трудовых договоров? Как именно суды должны понимать свое право (но не обязанность) принять решение "с учетом обстоятельств каждого дела"? Очевидно, что такие формулировки не способствуют предсказуемости трудового спора, связанного с перезаключением срочного трудового договора.
Судебная практика показывает, что многократное перезаключение срочных трудовых договоров чаще всего не приводит суды к выводу о неопределенном сроке договора <5>. В редких случаях признания срочного трудового договора заключенным на неопределенный срок <6> суды мотивируют переквалификацию договора разного рода дополнительными причинами, чаще всего тем, что на самом деле ситуация не включалась в перечень оснований для заключения срочного трудового договора, закрепленный в ст. 59 ТК РФ. То есть сам факт многократного перезаключения срочных трудовых договоров, несмотря на соответствующее указание Верховного Суда РФ, фактически не рассматривается судами как самодостаточное основание для признания трудового договора заключенным на неопределенный срок.
--------------------------------
<5> Кассационное определение Московского городского суда от 24 мая 2016 г. по делу N 4г-4658/2016 // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/85799488; Определение Омского областного суда от 28 сентября 2016 г. по делу N 33-9337/2016 // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/86991560; решение Гагаринского районного суда города Москвы от 1 ноября 2016 г. по делу N 02-6892/2016 // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/89009658; Определение Пермского краевого суда от 12 октября 2016 г. по делу N 33-12381/2016 // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/88993883; Определение Верховного суда Удмуртской Республики от 7 сентября 2016 г. по делу N 33-4007/2016 // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/86699134; Определение Московского городского суда от 14 марта 2016 г. по делу N 33-8770/2016 // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/85160685, и др.
<6> См.: решение Псковского городского суда по делу N 2-833/2016,2-5833/2015 от 5 февраля 2016 г. // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/81616517; Определение Свердловского областного суда от 20 июля 2016 г. по делу N 33-12125/2016 // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/86596940; решение Лабытнангского городского суда от 25 марта 2016 г. по делу N 2-359/2016 // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/89772072; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 29 февраля 2016 г. по делу N 33-2099/2016 // СПС "Право.ру". URL: http://docs.pravo.ru/document/view/79667717.

Сложности, связанные с определением многократности перезаключения срочных трудовых договоров, возникают не только в России, но и в других странах. В Европейском союзе для решения данной проблемы специальная Директива ЕС 1999 г., утверждающая социально-партнерское соглашение на уровне ЕС <7>, предусматривает меры, направленные на предотвращение злоупотреблений, связанных с перезаключением срочных трудовых договоров. В ст. 5 соглашения, утвержденного указанной Директивой, предусматривается, что для предотвращения таких злоупотреблений государства - члены ЕС должны принять меры, которые принимают во внимание потребности отдельных секторов экономики и категории работников, включая: а) установление объективных оснований для возобновления срочных трудовых договоров; б) максимальную продолжительность последовательно заключаемых трудовых договоров; в) максимальное количество перезаключений срочных трудовых договоров. В этой же норме указывается, что государства - члены ЕС после консультаций с социальными партнерами либо сами социальные партнеры в этих странах должны определить, при каких условиях срочные трудовые договоры должны считаться "последовательно заключаемыми", а также должны признаваться заключаемыми на неопределенный срок.
--------------------------------
<7> Council Directive 1999/70/EC of 28 June 1999 concerning the framework agreement on fixed-term work concluded by ETUC, UNICE and CEEP // Official Journal of the European Communities, 10. 7. 1999. Art. L 175/43.

В рамках реализации указанных норм ЕС, Гражданский кодекс Нидерландов предусмотрел норму, касающуюся "цепи срочных трудовых договоров" <8>. Данная норма предусматривает, что в случае заключения двух или более срочных трудовых договоров между одними и теми же сторонами с интервалами, не превышающими три месяца, суммарная длительность которых достигает 36 месяцев, последний из заключенных срочных трудовых договоров признается трудовым договором на неопределенный срок. Аналогичное правило применяется в отношении заключения трех срочных трудовых договоров - без указания максимальной суммарной продолжительности.
--------------------------------
<8> Art. 668a, Burgerlijk Wetboek Boek 7. Verheid.nl Database. Available at: http://wetten.overheid.nl/BWBR0005290/2018-07-01#Boek7_Titeldeel10_Afdeling1.

В Норвегии максимальный срок занятости по срочным трудовым договорам у одного работодателя, независимо от количества их перезаключений, составляет четыре года <9>.
--------------------------------
<9> Международная организация труда. Правовое регулирование трудовых отношений в Европе и Центральной Азии: руководство к Рекомендации N 198. Женева: МБТ, 2014. С. 75.

Срочные трудовые договоры с преподавателями вузов и научными работниками

Часть 1 ст. 332 ТК РФ предусматривает возможность заключения трудового договора на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора. Аналогичное правовое регулирование существует и в отношении научных работников, не ведущих педагогическую деятельность <10>.
--------------------------------
<10> Части 1 и 2 ст. 336.1 ТК РФ.

На практике это приводит к тому, что фактически всегда трудовые договоры с этими категориями работников носят срочный характер. Это обусловлено не только более сильной позицией работодателя, имеющего возможность навязать работнику заключение именно срочного договора, но и нормой о том, что заключению трудового договора с педагогическим работником высшего образования должен предшествовать конкурс <11>. На практике конкурс с такими работниками превращается в процедуру, дублирующую аттестацию, которая также в обязательном порядке предусмотрена Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" <12>: конкурс чаще всего не предполагает реальной конкуренции между несколькими кандидатами на одну вакансию и, как правило, объявляется "под конкретного работника", срок действующего трудового договора с которым истекает либо с которым планируется заключить трудовой договор впервые.
--------------------------------
<11> Часть 2 ст. 332 ТК РФ. См. об этом подробнее: Абалдуев В.А. Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический анализ главы 52 Трудового кодекса РФ и предложения по совершенствованию трудового законодательства // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2008. Т. 1. С. 137 - 155; Долова А.З. Порядок избрания по конкурсу научно-педагогических и научных работников // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. N 6. С. 54 - 59; Гейхман В.Л. Конкурсный отбор научно-педагогических работников вузов: роль и значение // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 1. С. 13 - 15; Коробченко В.В. Избрание по конкурсу: объективный отбор или субъективный выбор? // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 1. С. 53 - 56; Черных Н.В. Избрание по конкурсу научно-педагогических работников: Монография. М.: Проспект, 2018. С. 24 - 82; Она же: Проведение конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников // Трудовые споры. 2008. N 8.
<12> Статья 49 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

Тем не менее такая процедура "конкурса-аттестации" происходит только до тех пор, пока работодатель заинтересован в продолжении трудовых отношений с конкретным научно-педагогическим работником. Если научно-педагогический работник вступает в конфликт с работодателем, достигает пенсионного или предпенсионного возраста либо работодатель принимает решение о необходимости проведения сокращения штата, но не желает предоставлять гарантии, предусмотренные при увольнении по соответствующему основанию (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), работник рискует тем, что конкурс на новый срок с ним объявлен не будет. Судебная практика исходит из того, что даже если ранее с данным работником последовательно заключался ряд срочных трудовых договоров, у работодателя нет обязанности объявить конкурс для работы на новый срок <13>.
--------------------------------
<13> Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 07.07.2015 N 33-10524/2015 по делу N 2-2487/2015; Определение Московского городского суда от 21.08.2015 N 4г/9-6693/2015. См. также: Черных Н.В. Избрание по конкурсу научно-педагогических работников. С. 29.

Таким образом, фактически все научно-педагогические работники высшего образования и научные работники в России находятся в ситуации неустойчивой занятости. Неприемлемость этой ситуации усугубляется еще и тем, что к одним из важнейших принципов педагогической деятельности относится и академическая свобода ее ведения, включающая свободу выражения мнения научно-педагогическим работником <14>. Очевидно, зная, что его высказывания могут вызвать неудовольствие работодателя, которое приведет к отказу заключить трудовой договор на новый срок, научно-педагогический работник вынужден очень существенно подвергать самоцензуре свои высказывания и публичное выражение своего мнения.
--------------------------------
<14> См., например: ст. 3, п. 3 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Оценка квалификации педагогических и научных работников - совершенно необходимый элемент управления деятельностью научного и учебного заведения. Однако процедура аттестации, предусмотренная в обязательном порядке для этих категорий работников, вполне способна справиться с этой задачей. Нет никакой объективной необходимости в дублировании процедуры аттестации периодическим проведением конкурсов на замещение соответствующих должностей. В связи с этим в ряде экономически и социально развитых стран практикуется заключение с профессорско-преподавательским составом трудовых договоров или на неопределенный срок, или на срок до достижения предельного возраста пребывания на соответствующих должностях.
Так, например, в соответствии с Законом Испании "Об университетах" <15>, в университетах Испании профессиональная карьера начинается с работы в рамках срочного трудового договора на должности ассистента, в ходе которой защищается диссертация PhD. После защиты диссертации с преподавателями также заключаются срочные трудовые договоры на должность Ayudantes doctores (приблизительный аналог российского старшего преподавателя) <16>, после чего с преподавателями заключаются трудовые договоры на неопределенный срок, либо контракты в рамках государственной службы (также на неопределенный срок) на должности, аналогичные отечественным должностям доцента и профессора <17>. Отличающаяся в деталях, но схожая по сути ситуация в отношении правового регулирования труда профессорско-преподавательского состава существует и во Франции <18>, а также в большинстве других стран с развитой рыночной экономикой.
--------------------------------
<15> Ley Org nica 6/2001, de 21 de diciembre, de Universidades // Bolet in oficial de estado, No. 307, de 24.12.2001. Available at: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2001-24515&p=20180704&tn=6.
<16> Op. cit. Art. 51.
<17> Op. cit. Art. 52, 56.
<18> См. об этом: Захарова М.В. Представительство интересов научно-педагогических работников во Франции: позитивный опыт для России // Юридическое образование и наука. 2015. N 4. С. 19 - 22.

Заимствование этого подхода в российское законодательство помогло бы существенно снизить неустойчивый характер занятости соответствующих категорий работников.

Заключение

Рассмотрение судебной практики в отношении многократного перезаключения срочных трудовых договоров показывает, что позиция Верховного Суда РФ, сформулированная в Постановлении Пленума от 17 марта 2004 г. N 2, о том, что суды могут переквалифицировать такие срочные трудовые договоры в договоры на неопределенный срок, фактически не работает на практике. Исследование зарубежного опыта по данной проблеме дает возможность предложить законодателю установить максимальные пределы суммарной продолжительности последовательно перезаключаемых срочных трудовых договоров между одними и теми же сторонами, количества таких перезаключений и максимального перерыва между ними. Превышение указанных пределов должно приводить к автоматической утрате силы условия о срочном характере трудового договора.
В отношении научно-педагогических работников можно констатировать избыточность действующих норм, касающихся конкурса, необходимого для замещения соответствующих должностей даже в тех случаях, когда работник работает у данного работодателя много лет. Представляется необходимым отменить норму, допускающую заключение срочного трудового договора с этими категориями работников. Возможно, для достижения адекватного баланса интереса сторон трудового договора целесообразно оставить определенный "стартовый срок" для начала академической карьеры, когда с такими работниками заключаются срочные договоры и работники проходят конкурс. Функцию оценки квалификации научно-педагогических работников с точки зрения возможности продолжения ими работы вполне успешно может выполнять процедура аттестации, закрепленная в действующем законодательстве.

Литература

1. Абалдуев В.А. Особенности регулирования труда педагогических работников: научно-практический анализ главы 52 Трудового кодекса РФ и предложения по совершенствованию трудового законодательства / В.А. Абалдуев // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2008. Т. 1. С. 137 - 155.
2. Баранов В.М. "Квалифицированное молчание законодателя" как общеправовой феномен (к вопросу о сущности и функционировании пробелов в праве / В.М. Баранов // Пробелы в российском законодательстве. 2008. N 1. С. 75 - 78.
3. Бизюков П. Неустойчивая занятость и ее последствия для работников / П. Бизюков, А. Ляпин, Л. Шершукова, Г. Нойнхеффер. М.: ЦСТП, 2007. 48 с.
4. Гейхман В.Л. Конкурсный отбор научно-педагогических работников вузов: роль и значение / В.Л. Гейхман // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 1. С. 13 - 15.
5. Герасимова Е.С. Неустойчивая занятость: последствия для общества / Е.С. Герасимова // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2012. N 1. С. 182 - 193.
6. Долова А.З. Порядок избрания по конкурсу научно-педагогических и научных работников / А.З. Долова // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. N 6. С. 54 - 59.
7. Захарова М.В. Представительство интересов научно-педагогических работников во Франции: позитивный опыт для России / М.В. Захарова // Юридическое образование и наука. 2015. N 4. С. 19 - 22.
8. Коробченко В.В. Избрание по конкурсу: объективный отбор или субъективный выбор? / В.В. Коробченко // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 1. С. 53 - 56.
9. Лушников А.М. Трудовые права в XXI веке: современное состояние и тенденции развития: Монография / А.М. Лушников, М.В. Лушникова. М.: Проспект, 2015. 265 с.
10. Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего сферы труда: Монография / Под ред. В.Н. Бобкова и др. М.: РеалПринт, 2017. 560 с.
11. Стэндинг Г. Прекариат - новый опасный класс / Г. Стэндинг. М.: Ад Маргинем пресс, 2014. 328 с.
12. Черных Н.В. Избрание по конкурсу научно-педагогических работников: Монография / Н.В. Черных. М.: Проспект, 2018. 79 с.
13. Черных Н.В. Проведение конкурса на замещение должностей научно-педагогических работников / Н.В. Черных // Трудовые споры. 2008. N 8.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑