Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Резерв по сомнительным долгам, спонсорская реклама, реализация имущества: как снизить налоговые риски (Коновалов Д.)

Резерв по сомнительным долгам, спонсорская реклама, реализация имущества: как снизить налоговые риски (Коновалов Д.)

Дата размещения статьи: 06.12.2023

Резерв по сомнительным долгам, спонсорская реклама, реализация имущества: как снизить налоговые риски (Коновалов Д.)

Вправе ли банк установить, что сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 8% от выручки, и нужно ли отражать это в учетной политике? Каков порядок учета затрат на уплату спонсорских взносов в расходах для целей налогообложения прибыли? Отражать ли в декларации по налогу на прибыль реализацию акций, если такая операция освобождается от налогообложения?

 

Учетная политика 

Установление предельного размера резерва по сомнительным долгам 

Вправе ли организация установить, что сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 8% от выручки за указанный налоговый период? Можно ли в течение налогового периода изменять данный процент?

Учитывая позицию Минфина России и противоречивую судебную практику, для снижения налоговых рисков решение о создании и порядок формирования резервов следует отражать в учетной политике для целей налогообложения. Организация вправе установить предельный размер резерва 8% и применять его с начала нового налогового периода. Но изменения этого размера по инициативе организации в течение налогового периода в отсутствие случаев, установленных ст. 313 НК РФ, пусть даже и в пределах 10% от выручки, нормы НК РФ не допускают.

В п. 2 Письма Минфина России от 12.11.2009 N 03-03-06/1/745 разъяснено, что ст. 266 НК РФ предоставляет право создавать резерв по сомнительным долгам с максимальным размером 10% от выручки. При этом организация может установить любой другой размер процентов от выручки, не превышающий максимальный установленный НК РФ размер, закрепив это в учетной политике для целей налогообложения прибыли.

Из ст. 313 НК РФ следует, что изменить метод учета путем внесения изменений в учетную политику возможно только с начала нового налогового периода. Вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода налогоплательщик вправе только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах и в случае начала осуществления нового вида деятельности. Аналогичный вывод содержится в Письмах Минфина России от 08.04.2020 N 03-03-07/27947, от 03.07.2018 N 03-03-06/1/45756 и от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81943.

Суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ).

При этом сумма резерва, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин - 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (п. 4 ст. 266 НК РФ).

Статьей 313 НК РФ определено, что порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Из Писем Минфина России от 11.12.2015 N 03-03-06/1/72636 и от 01.12.2014 N 03-03-06/1/61189 следует, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам, отразив данный порядок в учетной политике для целей налогообложения.

В Письме Минфина России от 03.10.2018 N 03-03-06/1/71046 отмечено, что при принятии решения о формировании резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли в учетную политику должны быть внесены соответствующие изменения.

Таким образом, формирование указанного резерва для целей налогообложения возможно только с начала нового налогового периода.

При этом в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2018 N 17АП-1086/2018-АК сказано, что принятие решения о формировании резерва не является изменением учетной политики, а потому налогоплательщик имеет право начать формировать резерв с года принятия указанного решения.

В арбитражной практике не выработалось единообразного подхода к решению вопроса о том, обязан ли налогоплательщик отражать в учетной политике создание резерва по сомнительным долгам. Некоторые судьи исходят из наличия такой обязанности (Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2015 N Ф04-19602/2015 по делу N А27-15483/2014 и ФАС Московского округа от 19.11.2013 по делу N А40-17925/13).

Из Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 06.12.2018 N Ф06-39655/2018 по делу N А72-786/2018 следует, что суд при принятии решения в пользу налогового органа также установил, что в учетной политике общества не было закреплено решение о создании резерва для целей налогообложения <1>.

--------------------------------

<1> Определением Верховного суда РФ от 04.03.2019 N 306-ЭС19-836 отказано в передаче дела N А72-786/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам для пересмотра в порядке кассационного производства. 

При этом встречается и противоположная позиция, основанная на том, что в ст. 266 НК РФ нет прямого указания на обязанность налогоплательщика отразить создание резерва в учетной политике (Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-6592/2015 по делу N А53-23595/2014 и ФАС Поволжского округа от 08.08.2013 по делу N А65-24102/2012).

 

Отсутствие учетной политики для целей налогообложения 

У организации отсутствует учетная политика для целей налогообложения. Вправе ли организация утвердить учетную политику в 2023 г. на текущий и предыдущий годы?

Обязанность ежегодно утверждать учетную политику для целей налогообложения НК РФ не установлена. То есть учетная политика может утверждаться для применения без ограничения срока ее действия конкретным календарным годом.

На основании п. 12 ст. 167 НК РФ для действующих организаций крайним сроком утверждения учетной политики является 31 декабря года, предшествующего календарному году начала ее применения. Возможность распространить начало действия учетной политики на уже истекший налоговый период НК РФ не предусматривает.

На практике приказ об утверждении учетной политики нередко оформляется позднее 31 декабря, но обязательно датируется указанной датой. Поэтому в случае отсутствия утвержденной учетной политики для целей налогообложения, предположим, на 2022 г. и на 2023 г. возможно дооформление приказа и комплекта необходимых документов. При этом возможно оформление либо отдельных приказов от 2021 г. и от 2022 г. для применения учетной политики соответственно в 2022 г. и в 2023 г., либо только приказа от 2021 г. с указанием о начале применения учетной политики с 2022 г. При отсутствии указания о календарном годе, в котором применяется учетная политика, она будет действовать до ее отмены новым приказом.

НК РФ предусмотрено обязательное наличие в организации учетной политики для целей налогообложения в качестве самостоятельного документа. Учетная политика для целей бухгалтерского учета этот документ не заменяет.

Отсутствие учетной политики, точнее, отсутствие выбранных показателей для расчета, не позволит налогоплательщику, применяющему общий режим налогообложения, в большинстве случаев уплатить налоги. Например, налогоплательщик не сможет корректно учитывать расходы на приобретение основных средств, если не выберет метод амортизации.

Налогоплательщик не обязан направлять учетную политику в налоговый орган к какому-либо заранее установленному сроку. Представлять учетную политику нужно, если получено соответствующее требование налогового органа в рамках налоговой проверки.

В ответ на подобное требование представлению подлежат как единый документ:

- приказ об утверждении учетной политики;

- собственно учетная политика (как приложение к приказу);

- все приложения к учетной политике.

За непредставление учетной политики предусмотрен штраф в размере 200 руб. (ст. 126 НК РФ). При этом за отсутствие регистров налогового учета, которые ст. 314 НК РФ предписывает устанавливать приложениями к учетной политике, может наступить ответственность по ст. 120 НК РФ - штраф от 10 тыс. руб.

Из Постановления ФАС Центрального округа от 15.02.2010 по делу N А35-9027/08-С21 следует, что нельзя привлечь к ответственности за непредставление приказов об учетной политике.

Стоит иметь в виду, что переутверждать учетную политику или вносить в нее изменения приходится достаточно часто в силу постоянных изменений в законодательстве.

 

Договорные отношения с контрагентами 

Спонсорская реклама 

Организация является спонсором мероприятия, где в рекламных целях размещается ее логотип. Каков порядок учета затрат на уплату спонсорских взносов в расходах для целей налогообложения прибыли?

В данном случае для учета расходов на спонсорскую рекламу при соблюдении требований ст. 252 НК РФ нужно иметь договор, акт или иной первичный документ, содержащий обязательные реквизиты, письмо от организатора мероприятия о том, что информация о спонсоре размещена и где она размещена, скриншоты с сайта организатора мероприятия, на котором размещена информация о спонсоре, фотоотчет о размещении афиш с информацией о спонсоре.

Спонсорская помощь может учитываться в составе прочих расходов - как расходы на рекламу. Для налога на прибыль можно учесть любые расходы на рекламу, некоторые без ограничений, другие в пределах норматива.

Согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

На основании п. 4 ст. 264 НК РФ к расходам на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся расходы, поименованные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не поименованные в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Расходы на спонсорскую рекламу можно отнести к ненормируемым рекламным расходам, так как информация о спонсоре будет размещена на сайте организатора мероприятия, то есть в Интернете (информационно-телекоммуникационных сетях), и на афишах (наружная реклама).

При этом расходы, понесенные спонсором по договору о спонсорской рекламе, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль, если они соответствуют критериям, установленным ст. 252 НК РФ: экономически обоснованы, документально подтверждены и не упомянуты в ст. 270 НК РФ (расходы, не учитываемые в целях налогообложения).

Расходы на спонсорскую помощь на основании подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ учитываются в целях налога на прибыль на дату расчетов в соответствии с условиями договоров или дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Из Письма Минфина России от 08.07.2019 N 03-03-06/1/50124 следует, что экономически обоснованными считаются любые расходы, которые связаны с предпринимательской деятельностью, то есть понесены для получения дохода.

Конкретного перечня документов для беспрепятственного включения расходов на спонсорскую рекламу в состав расходов по налогу на прибыль нет, примерный список документов для того или иного случая можно найти в судебных решениях.

Из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.08.2012 по делу N А53-11863/2011 следует, что организация представила подписанный сторонами акт, согласованный макет рекламного материала, письмо фонда о том, что рекламная продукция размещена на стенде. Суд отметил, что фактически распространение информации о спонсоре - не что иное, как реклама. Спонсорский договор представляет собой услугу рекламного характера. Поэтому спонсорская помощь была правомерно учтена в составе прочих расходов.

Из Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.10.2015 N Ф08-7174/2015 по делу N А53-11626/2014 следует, что в подтверждение фактического оказания услуг организация представила счета, платежные поручения, акты оказанных услуг, фотоматериалы, распечатанные с сайта гандбольной команды и подтверждающие наличие логотипа организации на игровой форме спортсменов. В письме некоммерческое партнерство подтвердило оказание организации услуг по рекламе (наличие актов, использование логотипа организации на игровой форме гандбольной команды клуба, а также выставление информационных щитов как спонсора с логотипом организации на матчах и на сайте клуба).

 

Уплата пени по договору с иностранной организацией 

Российская организация своевременно не перечислила резиденту Республики Беларусь денежные средства по договору транспортной экспедиции. В связи с этим ей необходимо уплатить пеню. Будет ли российская организация признаваться налоговым агентом по налогу на прибыль организаций?

В отношении доходов от оказания услуг по договору транспортной экспедиции российская организация не признается налоговым агентом по налогу на прибыль, но при перечислении пеней она обязана удержать налог на доходы по ставке 20%.

Пунктом 1 ст. 309 НК РФ определен перечень доходов иностранной организации, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ и относятся к доходам от источников в РФ, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Из писем Минфина России от 27.02.2017 N 03-08-05/10881 и ФНС России от 04.04.2019 N СД-4-3/6191@ следует, что доходы от оказания экспедиторских услуг к доходам от международной перевозки, указанной в подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ, не относятся, следовательно, не облагаются налогом на прибыль в РФ.

Пени, которые российская организация перечисляет иностранной организации, выделены в отдельный подп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ. При этом не имеет значения тот факт, что основные доходы от оказания услуг по договору транспортной экспедиции не облагаются налогом на прибыль на территории РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение). Штрафы за несоблюдение условий договора транспортной экспедиции, заключенного с резидентом Республики Беларусь, не поименованы в специальных статьях Соглашения, определяющих порядок налогообложения того или иного дохода. На основании ст. 18 Соглашения виды доходов, возникающие из источников в договаривающемся государстве, о которых не говорится в предыдущих статьях Соглашения, могут облагаться налогом в этом государстве.

Из Письма ФНС России от 02.12.2014 N ГД-4-3/24870@ следует, что доходы резидентов Республики Беларусь в виде штрафов за несоблюдение условий договора поставки облагаются налогом на прибыль организаций в РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

 

Сдача помещения в аренду физлицу по заниженной цене

Организация сдает в аренду одно из своих офисных помещений физическому лицу. Арендная плата значительно ниже той, которую установили в этом здании другие арендодатели. Есть ли налоговый риск в такой ситуации?

Существенное занижение рыночной цены - это всегда риск для организации. Данное обстоятельство в совокупности с иными обстоятельствами может быть расценено налоговыми органами как превышение предела осуществления прав по исчислению налоговой базы и сумм налогов.

При этом отличие цены сделки от рыночной не может служить самостоятельным основанием для вывода о неисполнении участником сделки обязанности по уплате налогов. Аналогичный вывод содержится в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 29.03.2018 N 303-КГ17-19327 по делу N А04-9989/2016.

Физическое лицо не является плательщиком налога на прибыль организаций и, соответственно, не имеет статуса освобожденного от обязанности платить налог на прибыль организаций. Следовательно, в рассматриваемом случае сделка не может быть признана контролируемой на основании подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 16.09.2013 N 03-01-18/38106.

Из п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК РФ <2>, следует, что многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды в совокупности и взаимосвязи с иными обстоятельствами, указывающими на несоответствие между оформлением сделки и содержанием финансово-хозяйственной операции.

--------------------------------

<2> Утвержден Президиумом Верховного суда РФ 16.02.2017. 

По мнению Верховного суда РФ (Определение от 22.10.2018 N 307-КГ18-15947 по делу N А05-7708/2017), существенное отклонение цены реализации имущества может поставить под сомнение саму возможность совершения операций на таких условиях, если в ходе проверки налоговая инспекция установила обстоятельства, порочащие деловую цель сделки и позволяющие сделать вывод, что поведение налогоплательщика было направлено прежде всего на получение налоговой экономии.

Из Постановления Арбитражного суда Центрального округа от 22.04.2019 N Ф10-1216/2019 по делу N А36-11906/2017 следует, что налогоплательщик не лишен возможности доказать экономическую обоснованность реализации товаров (работ, услуг) по цене ниже рыночной или отсутствие влияния взаимозависимости на результат сделки, а из Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 08.12.2016 N Ф06-5613/2016 по делу N А72-4131/2015 следует, что налогоплательщик вправе приводить доказательства, почему цена занижена и почему это экономически обоснованно: например, один из арендаторов платит за налогоплательщика кредит, а другой в обмен на пониженную арендную плату дает арендодателю деньги в долг.

Доходы от аренды могут учитываться в составе выручки от реализации или внереализационных доходов на основании п. 4 ст. 250 НК РФ, в соответствии с которым внереализационными доходами признаются доходы от сдачи имущества (включая земельные участки) в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Имущество, переданное в аренду, не исключается из состава амортизируемого имущества. Это следует из п. 3 ст. 256 НК РФ. Расходы на содержание сдаваемого в аренду имущества могут учитываться в составе расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ либо в составе внереализационных расходов (включая амортизацию) на основании подп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ.

Тот факт, что арендная плата меньше, чем начисленная за период аренды амортизация, не является безусловным доказательством необоснованности учета сумм амортизации в составе расходов. Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 17.01.2008 по делу N А68-АП-202/10-05. Также, по моему мнению, одновременное исключение из расходов сумм амортизации помещения, переданного в аренду по заниженной цене, и увеличение доходов на разницу между рыночной и заявленной ценами аренды будет неправомерным.

 

Привлечение для оказания бухгалтерских услуг индивидуального предпринимателя без высшего образования 

Структурное подразделение кредитной организации (лизинговая компания) привлекло для оказания бухгалтерских услуг индивидуального предпринимателя, у которого нет высшего образования. Вправе ли организация учесть для целей налогообложения прибыли расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета?

Организация может столкнуться с претензиями налоговых органов, если отразит в налоговых расходах затраты, связанные с оказанием бухгалтерских услуг индивидуальным предпринимателем без высшего образования.

Пунктом 6 ст. 7 Закона N 402-ФЗ <3> предусмотрено, что физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям п. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ. Следовательно, исходя из подп. 1 п. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, индивидуальный предприниматель, оказывающий лизинговой компании услуги по ведению бухгалтерского учета, должен иметь высшее образование.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". 

С одной стороны, заключая договор об оказании бухгалтерских услуг, организация обязана проверить, соответствует ли предприниматель квалификационным требованиям для оказания таких услуг, и запросить у него документы об образовании и трудовом стаже, справку о судимости.

С другой стороны, гл. 25 НК РФ не содержит никаких ограничений в отношении данного вида расходов, кроме требования об их соответствии ст. 252 НК РФ. Также за сам факт привлечения организацией к ведению своего бухгалтерского учета индивидуального предпринимателя, не отвечающего установленным требованиям, самостоятельной ответственности законом не предусмотрено.

Отсутствие документа об образовании у исполнителя не исключает наличия у заказчика затрат на приобретение услуг. При наличии договора, актов оказанных услуг и т.д. последние свидетельствуют о реальности хозяйственных операций и понесенных расходов. Соответственно, при отсутствии доказательств, опровергающих реальность хозяйственных операций по возмездному приобретению услуг, у налоговых органов нет безусловных оснований отказывать в признании расходов.

При этом гл. 25 НК РФ не устанавливает исчерпывающего перечня документов, подтверждающих расходы налогоплательщика.

 

Приобретение и реализация имущества 

Реализация акций с нулевой налоговой ставкой 

Организация планирует реализовать акции, которые непрерывно принадлежат ей более пяти лет. Учитывая, что реализация таких акций освобождается от налогообложения (применяется нулевая процентная ставка), необходимо ли отражать такую реализацию в декларации по налогу на прибыль?

Доход от реализации акций при условии, что на дату реализации они непрерывно принадлежали организации на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет, отражается в листе 04 декларации по налогу на прибыль с указанием по реквизиту "Вид дохода" кода 07 - доходы от реализации или иного выбытия акций (долей участия), облигаций, облагаемые по налоговой ставке 0% согласно п. 4.1 ст. 284 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 284.2 НК РФ налоговая ставка 0%, предусмотренная п. 4.1 ст. 284 НК РФ, применяется к налоговой базе, определяемой по доходам от реализации или иного выбытия (в т.ч. погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских и (или) иностранных организаций, при условии, что на дату реализации или иного выбытия они непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет.

В соответствии с п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@, налогоплательщики, самостоятельно уплачивающие в федеральный бюджет налог с доходов по ставкам, отличным от указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ, заполняют отдельные листы 04 по каждому виду дохода.

 

Покупка автомобиля, у которого не сформирована остаточная стоимость 

Организация приобрела автомобиль у индивидуального предпринимателя (ИП), остаточная стоимость не сформирована, так как ИП не ведет бухгалтерский учет. Вправе ли организация в целях налогообложения прибыли определить срок полезного использования самостоятельно на основании представленных ИП документов о его приобретении и использовании?

Поскольку предыдущий собственник - ИП, который применял упрощенную систему налогообложения с объектом "доходы" и не мог учитывать положения гл. 25 НК РФ в части расходов, организация должна установить срок полезного использования, руководствуясь Классификацией основных средств, без уменьшения его на период эксплуатации предыдущим собственником.

При этом существует и другая позиция. Так, из Постановления ФАС Московского округа от 22.04.2013 по делу N А40-80677/12-90-424 следует, что в случае невозможности определения срока полезного использования предыдущим собственником налогоплательщик вправе уменьшить срок полезного использования на срок фактической эксплуатации объекта предыдущим собственником.

Пунктом 7 ст. 258 НК РФ определено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении (в т.ч. в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц), в целях применения линейного метода начисления амортизации вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником срок, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации имущества предыдущим собственником.

При буквальном толковании новый собственник может воспользоваться этими положениями п. 7 ст. 258 НК РФ при условии, что предыдущий собственник установил срок полезного использования в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

Расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в порядке, установленном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Получается, что учет у нового собственника срока эксплуатации автомобиля предыдущим собственником - физическим лицом возможен, если физическое лицо являлось индивидуальным предпринимателем и вело учет расходов на приобретение основных средств в порядке, который учитывает положения гл. 25 НК РФ. Наличие документов о приобретении автомобиля, информация о сроке его эксплуатации предыдущим собственником сами по себе не подтверждают срок полезного использования для целей начисления амортизации новым собственником.

 

Оплата расходов работникам 

Сопровождение работника-инвалида 

Организация приняла решение направить в командировку работника-инвалида. В целях сопровождения такого работника в командировку с ним направляется еще один работник. Вправе ли организация учесть для целей налогообложения прибыли расходы на оплату проезда, проживания и питания работника, который сопровождает работника-инвалида?

Расходы на проезд и проживание в гостинице лица, сопровождающего работника-инвалида, можно учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, установлено, что порядок и размеры возмещения расходов, связанных с командировками, определяются в соответствии с положениями ст. 168 ТК РФ.

При этом ТК РФ не предусматривает запрета в отношении направления в служебные командировки работников-инвалидов.

В соответствии со ст. 23 Закона N 181-ФЗ <4> инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

--------------------------------

<4> Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Таким образом, Закон N 181-ФЗ допускает направление в служебную командировку работника-инвалида, если это не противоречит его индивидуальной программе реабилитации, если созданы условия для оказания ему помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом, а также обеспечено сопровождение работнику-инвалиду, имеющему стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения.

Отсюда следует, что сопровождение работника-инвалида, имеющего стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, осуществляется в силу законодательства.

 

Реализация работникам талонов на питание и их частичная оплата 

На территории банка организовано питание для работников, которое осуществляет сторонняя компания. Частично питание оплачивает банк, а оставшуюся часть средств за талоны на питание работники перечисляют банку для последующего перечисления их сторонней компании. Признаются ли полученные от работников деньги доходом банка для целей налогообложения прибыли?

При реализации работникам талонов на питание осуществляется передача имущественного права. Указанные доходы необходимо учитывать в составе доходов от реализации. В целях гл. 25 НК РФ доходом от реализации признается в том числе выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Согласно подп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации имущественных прав (долей, паев) налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения данных имущественных прав (долей, паев) и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией.

Из Писем Минфина России от 23.07.2018 N 03-03-07/51494 и от 08.05.2019 N 03-04-09/33763 следует, что стоимость питания, предоставляемого работникам организации, может быть учтена при определении налоговой базы в составе расходов на оплату труда при условии, что такое питание является системой оплаты труда работников и возможно определить размер расходов, приходящихся на каждого конкретного работника.

Если указанные расходы не могут быть включены в состав расходов на оплату труда, то учет в расходах суммы, перечисленной организации за питание, очевидно, вызовет споры с налоговыми органами.

Пунктами 2, 3 и 5 ст. 38 НК РФ установлено, что под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ. Товаром для целей НК РФ признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Поскольку талон на питание является лишь подтверждением факта возникновения обязательства перед владельцем талона - предоставить услуги по питанию, то талон не отвечает признакам товара.

Из Постановлений Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 по делу N А56-41014/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.02.2014 по делу N А19-4871/2013 следует, что с точки зрения гражданского законодательства талон на питание относится к имущественному праву. Работник, получивший от организации талон на питание, получает имущественное право требовать от организации предоставления услуг по питанию в размере стоимости, равной номиналу талона.

 

Оплата работникам расходов на такси 

В периоды повышенной заболеваемости организация оплачивает работникам расходы на такси, чтобы они могли доехать до работы и обратно, минуя общественный транспорт. Вправе ли организация учитывать такие расходы для целей налогообложения прибыли?

Учет расходов на проезд работников на такси в целях налогообложения может вызвать споры с налоговыми органами.

Согласно п. 26 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением:

- сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и

- случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 27.11.2015 N 03-03-06/1/69181.

Из Письма Минфина России от 16.03.2017 N 03-04-06/15198 следует, что расходы на оплату проезда к месту работы, предусмотренные трудовыми и (или) коллективными договорами, рассматриваются как уменьшающие налоговую базу, только если являются частью системы оплаты труда. Включение этих сумм в состав расходов на оплату труда, как и в случае иных начислений по оплате труда, предполагает возможность выявить конкретную величину доходов каждого работника с начислением НДФЛ. Иной порядок учета такого рода выплат в пользу работников, являющихся по сути социальными выплатами, не предусмотрен. В этом случае указанные расходы не будут являться исключением, оговоренным в п. 26 ст. 270 НК РФ.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑