Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Проблемы юридической терминологии: от общей теории к практике социального законодательства (Путило Н.В.)

Проблемы юридической терминологии: от общей теории к практике социального законодательства (Путило Н.В.)

Дата размещения статьи: 06.12.2023

Проблемы юридической терминологии: от общей теории к практике социального законодательства (Путило Н.В.)

Проблема юридической терминологии традиционно вызывала интерес у представителей как общей теории права, так и отраслевых наук. Признавая негативной ситуацию, при которой из закона можно извлечь "желательное для каждого данного случая содержание", Н.Н. Полянский настаивал на важности исследований как законодательной техники, так и юридических терминов, понимая под термином слово или состоящее из нескольких слов выражение, которому соответствует строго определенное понятие (слово или выражение, вводящие понятие в точно определенные границы, пределы) <1>.
--------------------------------
<1> Полянский Н. О терминологии советского закона // Проблемы социалистического права. М., 1938. Сборник N 5. С. 120.

Н.Н. Полянским была предложена вполне актуальная и сегодня классификация законодательно используемых терминов: 1) собственно юридические термины, которых сравнительно немного (подсудность, дознание, прокурор); 2) термины, представляющие собою слова, заимствованные из языка неюридического (в неюридический термин никакого с точки зрения права специфического содержания не вкладывается); 3) термины, заимствованные из языка неюридического, но получившие в законе настолько специальное значение, что их можно считать собственно юридическими терминами (меры социальной защиты, меры пресечения, вынесение приговора и др.).
А.С. Пиголкин разработал <2> систему требований к терминам нормативных правовых актов: 1) термин должен употребляться в своем прямом, общеизвестном значении; 2) термины должны быть простыми и понятными; 3) термин должен точно отражать содержание обозначаемого правового понятия; 4) допустимо использование лишь общепринятых в литературном языке терминов; 5) правовая терминология должна быть стабильной; 6) необходимо обеспечить единство употребления терминологии и др.
--------------------------------
<2> Пиголкин А.С. Юридическая терминология и пути ее совершенствования // Ученые записки. 1971. Вып. 24. С. 20 - 23.

Сегодня практически ни у кого не вызывает сомнения необходимость включения в текст нормативных правовых актов, в том числе в законодательные акты, как терминов, так и легальных определений. Между тем почти 100 лет назад в отечественном правоведении пришлось доказывать правильность этого подхода. Так, И.С. Перетерский <3> выступал против невключения в текст законов легальных определений, поскольку считал, что при таком подходе между законом и населением устанавливается еще одно промежуточное звено в виде учебника, отражающего позицию ученых, дающих определение понятию. Чтобы исключить препоны между правотворцем и правоприменителем (лицом, реализующим норму права), в текст закона должны включаться либо юридические определения, либо описание того или иного юридического понятия. Дискуссия не полностью завершена в отношении определений технических терминов, количество которых с развитием техники и ее влияния на жизнь людей стремительно увеличивается и значение их единообразного и правильного восприятия в юридической практике растет. Если Н.Н. Полянский полагал, что технические термины не должны раскрываться в законе, но требуется их компетентное определение от представителей иных отраслей знаний <4>, то современная нормотворческая практика пошла по иному пути, имплементируя в текст закона технические (специальные) термины и их определения. Так, в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не определяются, но употребляются такие термины, как "диагностика in vitro" (ст. 38), "гемопоэтические стволовые клетки" (ст. 47), "криоконсервированные половые клетки" (ст. 55), "гистологический, биохимический, микробиологический и другие методы исследования" (ст. 67), "туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя" (ст. 83) и др. Несомненно, для уяснения смысла указанных терминов школьной программы по биологии (особенно при ее освоении на уровне "удовлетворительно") будет совершенно недостаточно и потребуется обращение к источникам специальных (медицинских, биологических, фармацевтических и др.) знаний. Еще большей эрудиции (или экстренных действий по ее повышению) потребуется не при обращении к системообразующему акту важнейшей отрасли законодательства, который имеет общий характер, а при изучении специализированных, изначально технических по своему содержанию видов актов, например стандартов <5>, клинических рекомендаций <6>, правил <7> и нормативов <8> и др.
--------------------------------
<3> Перетерский И.С. Техника оформления кодексов // Проблемы социалистического права. 1939. N 1. С. 105 - 115.
<4> Полянский Н.Н. Указ. соч. С. 130, 132.
<5> Приказ Минздрава России от 10 июня 2021 г. N 612н "Об утверждении стандарта медицинской помощи взрослым при остром инфаркте миокарда с подъемом сегмента ST электрокардиограммы (диагностика, лечение и диспансерное наблюдение)".
<6> Клинические рекомендации "Депрессивный эпизод, рекуррентное депрессивное расстройство" / https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/301_2 (дата обращения: 25.07.2023).
<7> Постановление Правительства РФ от 22 июня 2019 г. N 797 "Об утверждении Правил заготовки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови и ее компонентов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
<8> МР 2.6.1.0257-21. 2.6.1. Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Проведение радиационно-гигиенической паспортизации. Методические рекомендации (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 01.09.2021) // Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2021. Декабрь. N 4.

Атрибутами технологизации жизни как неотвратимого процесса, которому подвергнуто современное общество, являются тенденции, связанные со стандартизацией и рационализацией. Суть тенденции стандартизации отношений А.А. Зиновьев <9> охарактеризовал как возрастание зависимости, связанности человека техническими нормативами и технико-юридическими нормами ("правила оперирования всякого рода знаниями и вещами, содержащими знаки" и "правила, регламентирующие расположение и эксплуатацию вещей").
--------------------------------
<9> Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Астрель, 2008. С. 540.

Стандартизация в социальной сфере позволяет государству минимизировать риск причинения ущерба гражданам, выступающим в качестве обучающихся, пациентов, получателей множества разнообразных социальных услуг, так как устанавливает более конкретные требования и к самим получаемым социальным благам, и к процессу их предоставления. Как было отмечено ранее, увеличение количества требований и функций у поставщиков услуг влечет за собой разрастание аппарата организаций и сосредоточение на выполнении несвойственных им задач по администрированию процесса <10>. Также, на наш взгляд, все большее количество негативных рисков порождает разрыв между имеющимися реальными возможностями конкретных организаций и теми требованиями, которые устанавливает государство к их деятельности с учетом новых "идеализированных" стандартов.
--------------------------------
<10> Правовое регулирование деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, образования и культуры: научно-практическое пособие / отв. ред. Н.В. Путило; М.: ИЗиСП; Юридическая фирма "Контракт", 2012. С. 23.

Несомненно, стандартизация - необходимый для рациональной цивилизации процесс, но ориентация исключительно на соблюдение нормативов, приоритет технических стандартов и логических операций по отношению к здравому смыслу и интересам личности уже сегодня приводят и к нарушениям прав граждан, и к такой деформации механизма их реализации, при которой граждане не могут воспользоваться своими правами. Вместо усмотрения правоприменителя мы сталкиваемся с ошибкой программы, со сбоями в работе обезличенной системы, которая априори является недоступной для нас прежде всего потому, что мы не знаем все задачи, для решения которых она создавалась, те возможности, которые она получит в результате последующей модернизации или самообучения, с отсутствием обратной связи с тем обезличенным виртуальным субъектом, от которого зависит наша реальная жизнь.
Что касается периодически становящейся актуальной проблемы использования иностранных и бытовых терминов, то И.С. Перетерский предостерегал от введения лишних иностранных слов, поскольку простота нормативных правовых актов выражается и в том, что специальные терминология и иностранные термины должны иметь место лишь тогда, когда норма имеет специальную и сравнительно ограниченную область применения <11>.
--------------------------------
<11> Перетерский И.С. Техника оформления кодексов // Проблемы социалистического права. 1939. N 1. С. 105 - 115.

Согласно недавно вступившим в силу законодательным новеллам <12> при использовании русского языка как государственного языка Российской Федерации (т.е. и в тексте нормативных правовых актов) допускается употребление иностранных слов лишь в том случае, если эти слова не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке и их перечень содержится в нормативных словарях. Содержание словаря общеупотребимых иностранных слов вызывает немалый интерес со стороны юридической общественности, заставляет вспомнить, что, например, во времена И.С. Перетерского в качестве "полуиностранного" воспринималось слово "складирование", актуализирует дискуссию относительно рамок тенденции интернационализации юридической терминологии и принципа умеренности: использование иностранных терминов должно быть, но без превышения разумных пределов <13>. Хотя следует признать, что в годы советской власти в условиях формирования сложной многоязыковой среды были заслуживающие внимания совершенно оригинальные (по мнению Т.Н. Рахманиной и О.А. Иванюк <14>) предложения, в частности о том, что в ряде случаев не следует переводить иностранные слова из нормативных актов, а использовать их транскрипцию <15>.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации".
<13> Пиголкин А.С. Юридическая терминология и пути ее совершенствования // Ученые записки. Вып. 24. 1971. С. 24 - 27.
<14> Рахманина Т.Н., Иванюк О.А. Исследование юридической техники в Институте законодательства и сравнительного правоведения // Доктринальные основы юридической техники: монография / отв. ред. Н.А. Власенко. М., 2010. С. 132 - 133.
<15> Пиголкин А.С. Организация и методика перевода общесоюзных и республиканских нормативных актов // Советское государство и право. 1966. N 6; Прянишников Е.А. Опыт лингво-статистического исследования текста закона. В кн.: Тезисы Всесоюзной научно-технической конференции "Проблемы автоматизированной обработки научно-технической информации". Секция 11. Часть 2. М., 1976; Власов И.С. К вопросу о переводе политико-правовых терминов / Советское государство и право. 1986. N 2.

Продолжая мысль К.Д. Кавелина <16>, высказанную в 1863 г., о том, что так как именно бытовые слова в нормативном акте порождают больше всех толкований, то они в законе должны получить строгую определенность, Н.Н. Полянский считал, что бытовые слова, превращенные в термины закона, нуждаются в определении в самом законе <17>, а А.М. Яковлев полагал, что применение в нормативных правовых актах бытовой терминологии - свидетельство недостаточной разработки понятия юридической наукой <18>.
--------------------------------
<16> Кавелин К.Д. Что есть гражданское право и где его пределы. В кн.: Кавелин К.Д. Государство и община. М., 2013.
<17> Полянский Н.Н. Указ. соч. С. 130, 132.
<18> Костюнина М.А., Пиголкин А.С. Обсуждение проблем языка и стиля нормативных актов // Ученые записки ВНИСЗ. Выпуск 16. М., 1969. С. 234.

Сегодня, в условиях увлечения дефинициями, эта проблема не решена и зачастую попытка выявить юридическое содержание в терминах, его не имеющих, выливается в появление квазидефиниций. Например, явно тавтологичным следует признать определение понятия "животные, участвующие в спортивных соревнованиях" как "животных, участвующих в соответствии с правилами вида спорта в спортивных соревнованиях по данному виду спорта" <19>, поскольку мы видим более развернутое воспроизведение того термина, в котором уже содержатся необходимые и достаточные для решения юридических задач признаки.
--------------------------------
<19> Статья 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".

Не утратила актуальности в настоящее время предложенная Н.Н. Полянским уникальная классификация приемов определения терминов: 1) перечневый, когда в определении перечисляются предметы, действия или явления, обнимаемые данным термином (перечень может оказаться неполным, в перечне трудно исчерпать понятие, легко упустить то, что под него подходит), и 2) прием обобщенных формул, который он считал оптимальным <20>.
--------------------------------
<20> Полянский Н.Н. Указ. соч. С. 135.

Действующее российское законодательство, несомненно, стремится к оптимальной модели, но, к сожалению, указанный как перечневый прием определения терминов также широко практикуется. Так, явно не отвечает признакам дефиниции определение "организации, осуществляющие образовательную деятельность", данное в ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), поскольку под ними предлагается понимать даже не перечень, а простую совокупность самостоятельных субъектов: 1) образовательные организации и 2) организации, осуществляющие обучение, и приравненные к ним индивидуальные предприниматели. Также имеет значение и сам подход к компоновке списка дефиниций: закрытый перечень или открытый; основные понятия, используемые в акте <21>, или все понятия, применяемые в нем <22>; только понятия или понятия и термины <23>; отсутствие легальных дефиниций (используемые термины не имеют определений в тексте Закона <24>).
--------------------------------
<21> Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
<22> Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
<23> Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".
<24> Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

А.В. Мицкевич и П.Ф. Пашкевич <25> предостерегали от опасности оказенивания языка права, применения стереотипных фраз там, где различия в выражениях и терминах не влекут юридических последствий. Отмечая тенденцию "рационализации" законодательства <26>, следует учитывать всю широту ее проявлений: исключение преамбул как положений, не имеющих нормативной природы, декларативных или наукоемких (теоретико-правовых) конструкций, замена традиционных элементов с историей на более технологичные. Вместо термина "учитель" для обозначения категории трудящихся используется термин "педагогический работник" <27>, вместо "вуз" - "образовательная организация высшего образования" <28>. Сохранившееся сегодня в ряде законов <29> использование термина "высшие учебные заведения" свидетельствует о том, что требование единства применяемой терминологии, о приоритете положений Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не было в полной мере реализовано при подготовке Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Именно этим актом (ст. 3, 17, 80, 90, 128 и др.) и была произведена замена термина "высшие учебные заведения" на термин "образовательные организации высшего образования" в отраслевых законах.
--------------------------------
<25> Костюнина М.А., Пиголкин А.С. Обсуждение проблем языка и стиля нормативных актов // Ученые записки ВНИСЗ. Выпуск 16. М., 1969. С. 234.
<26> Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный) / А.Л. Благодир, И.Л. Дубровина, А.А. Кирилловых и др.; под общ. ред. А.А. Кирилловых. М.: Деловой двор, 2012. 600 с.
<27> В отличие от Закона СССР от 19 июля 1973 г. N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании", где термины "учитель" и "воспитатель" активно использовались, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отдельно термин "учитель" не использует, лишь для обозначения педагогической специализации (учитель-логопед, учитель-дефектолог).
<28> Статьи 2, 9, 11, 12, 23, 70, 71, 80, 83, 97, 103, 107 и др. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
<29> Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и др.

Нельзя считать сугубо отраслевой и незначительной проблему "перетекания" терминологии из одного акта в другой и придания разных значений одним и тем же терминам как в актах различной отраслевой принадлежности, так и в актах, входящих в состав одного законодательного блока (массива). По мнению И.С. Перетерского, если кодекс берет термин из иного кодекса, то он должен быть взят именно с тем значением и в той формулировке, с которыми уже используется. Продолжая эту мысль, один из основателей советской школы права социального обеспечения Евгений Иванович Астрахан <30> указывал, что в случае включения в нормативный акт норм, затрагивающих иные отрасли права, их следует формулировать с точным соблюдением терминологии соответствующей отрасли права <31>. В настоящее время большинство актов делают специальную оговорку - "в целях настоящего закона", - подразумевая, что в иных актах, с иными целями данные понятия могут означать иное.
--------------------------------
<30> О его вкладе в разработку научных основ школы социального обеспечения см.: Чиканова Л.А., Азарова Е.Г. Научные школы трудового права и права социального обеспечения / Летопись российской юридической науки: в 5 томах / отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: ИЗиСП, 2023. Том V: Научные школы Института законодательства и сравнительного правоведения (частное право). С. 226 - 228.
<31> Астрахан Е.И. Вопросы законодательной техники // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 16. М., 1969. С. 9.

Так, примером некорректного использования терминов на стыке законодательных массивов являются положения ряда актов о медицинских образовательных учреждениях <32>, которые ранее (до того, как была произведена масштабная замена термина "учреждение" на термин "организация" и изменились концепции образовательных и медицинских организаций) использовались в законодательстве <33>, но в настоящее время конструкция "медицинская образовательная организация" не соответствует ни законодательству об образовании, ни законодательству об охране здоровья граждан.
--------------------------------
<32> Статья 3 Закона г. Москвы от 17 марта 2010 г. N 7 "Об охране здоровья в городе Москве", распоряжение Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 1089-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2030 года".
<33> Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

К сожалению, действующие документы <34>, к которым можно было бы апеллировать при разработке дефинитивного аппарата законодательного акта, мало внимания уделяют обозначенным выше проблемам, хотя имеются решения <35>, которые могут быть восприняты с некоторой адаптацией во благо законодательной техники.
--------------------------------
<34> Речь прежде всего идет о Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, направленных письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18 ноября 2003 г. N вн2-18/490, и Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, утв. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (редакция 2021 г.).
<35> РМГ 19-96. Рекомендации по межгосударственной стандартизации. Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии (приняты Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 04.10.1996 N 10).

Указанные и иные проблемы использования юридических терминов усугубляются в комплексных отраслях законодательства, к числу которых относятся и отрасли, образующие социальное законодательство.
Согласно наиболее распространенной <36> точке зрения, термин "социальное право" введен Отто фон Гирке в 1868 г. для обозначения одной из трех сфер регулирования (наряду с частным и публичным), где государство координирует деятельность различных социальных структур, итогом сотрудничества которых становится выравнивание интересов различных социальных акторов.
--------------------------------
<36> Сумской Д.А. К разработке концепции социального права России // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. N 1 (4). С. 249 - 253; Аннерс Э. История европейского права (перевод со шведского) / Институт Европы. М., 1994. С. 356.

Дальнейшая практика использования этого термина свидетельствует о различиях в понимании как его содержания, так и содержания понятий, тесно с ним связанных.
"Охранение народного продовольствия", "общественное призрение", "охранение народного здравия", относимые, по мнению М.М. Сперанского <37>, к государственным законам, уже в начале XX в. предлагалось Н.А. Вигдорчиком рассматривать в контексте социального законодательства. Исходя из предложенного им понимания сущности "социального вопроса" <38> и термина "социальное" ("все то, что затрагивает самые глубокие корни общественной жизни, его экономический фундамент, его классовую структуру" <39>), можно сделать вывод о сути этого явления: под социальным законодательством в то время понимались законы (система норм права), которые регулируют отношения, вытекающие из корней общественной жизни, экономического фундамента общества, его классовой структуры, включая социальное страхование, охрану труда, охрану материнства и младенчества, борьбу с безработицей и проституцией и др. <40>.
--------------------------------
<37> Сперанский М.М. О законах. Беседы графа Сперанского с Его Императорским Высочеством государем наследником цесаревичем великим князем Александром Николаевичем в 1834 году. РО РНБ. Ф. 731, N 1066, на 118 листах // Бачило И.Л. М.М. Сперанский - патриарх науки управления России. М., 2014. С. 286.
<38> Д-ръ Н.А. Вигдорчик. Социальное страхование. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования. СПБ.: Издательство "Практическая медицина", 1912. С. 2, 252.
<39> Там же.
<40> Д-р Н.А. Вигдорчик. Государственное обеспечение трудящихся (итоги и перспективы социального страхования). Петроград, 1918. С. V.

С 80-х гг. XX в. интерес к социальному законодательству возродился в трудах таких ученых, как Н.В. Витрук, Н.Г. Кобец. Разделяя точку зрения о формировании нового глобального блока, находящегося между правом частным и публичным, А.В. Мицкевич говорил о формировании комплексного массива социального права, в котором "целесообразно объединить единые скоординированные нормы и принципы правовой регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты нуждающегося населения, а также специальное законодательство в области образования, здравоохранения... <41>". "Они вправе занять место специальных подотраслей социального права" <42>. Подобных идей придерживался и Ю.А. Тихомиров, когда ранее высказал оригинальную идею о наличии оснований для внутреннего деления права на три больших "правовых рода" - публичное, частное и социальное право, отличающиеся предметом и методами регулирования, институтами <43>, и в настоящее время видит в качестве критерия социального права "характер интереса, защищаемого с помощью правовых регуляторов" <44>.
--------------------------------
<41> Ю.А. Тихомиров считал, что в то время в особенной части административного права медленно формировались "образовательное", "медицинское" право, "право науки" // Ю.А. Тихомиров. Российское законодательство: внутренние связи и коллизии. В кн.: Тезисы докладов и сообщений на научной конференции "Российское законодательство: проблемы и перспективы", посвященной 70-летию ИЗиСП / гл. ред. Л.А. Окуньков. Москва, 1995. С. 8.
<42> Мицкевич А.В. О научных основах становления и развития системы отраслей российского федерального законодательства. С. 6.
<43> Тихомиров Ю.А. Российское законодательство: внутренние связи и коллизии. В кн.: Тезисы докладов и сообщений на научной конференции "Российское законодательство: проблемы и перспективы", посвященной 70-летию ИЗиСП / гл. ред. Л.А. Окуньков. Москва, 1995. С. 7.
<44> Тихомиров Ю.А. Систематика в праве в условиях глобальной нестабильности // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 5. С. 10.

В настоящее время в условиях все большего стирания границ между частным и публичным, признания <45> комплексной природы важнейших институтов системы социальной защиты все большую актуальность приобретает идея о формировании самостоятельной отрасли права - социального права, которое будет включать и право социального обеспечения <46>, уже сегодня отдельные исследователи признают фактическое наличие подобного формирования <47>.
--------------------------------
<45> Воронин Ю.В., Столяров А.В. Трансформация накопительного элемента пенсионной системы Российской Федерации: в поисках концептуализации современной модели // Журнал российского права. 2020. N 2. С. 94 - 111; Воронин Ю.В. Частное в публичном, или Некоторые размышления о методологии научных исследований накопительного компонента пенсионной системы Российской Федерации в праве социального обеспечения // Журнал российского права. 2019. N 3 (267); и др.
<46> Бобылев А.И. Теория и практика формирования правового и социального государства // Право и политика. 2003. N 3. С. 22.
<47> Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. чл.-корр. РАН, д. ю. н. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2005. С. 95 (автор - Н.В. Колотова); Федорова М.Ю., Бекер У. Социальное право в Германии и Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Российский юридический журнал. 2016. N 2. С. 136 - 150.

По мнению А.В. Мицкевича, социально-культурное законодательство - это вполне реальная и необходимая совокупность комплексных законодательных актов, но его не следует обособлять в некую самостоятельную отрасль, отграниченную от гражданского и административного права, так как "регулирование этих областей происходит не обособленно, а как бы в едином комплексе с нормами гражданского, административного и других отраслей права" <48>, поскольку в комплексных отраслях есть специфические отношения (вопросы труда, финансирования, обмена и др.), но они настолько "пронизаны многими сквозными социально-экономическими связями... в каждой из них возникают однородные отношения по управлению, финансированию, планированию, организации труда..." и т.д. <49>, что, убрав сквозное регулирование, мы останемся вообще без норм (т.е. обособление специфического, оригинального нормативного материала попросту невозможно). А вот сами нормы, образующие институты сквозного регулирования, вполне можно и нужно обособить.
--------------------------------
<48> Мицкевич А.В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 11. М., 1967. С. 20.
<49> Там же. С. 22.

Развивающиеся в ИЗиСП <50> исследования в области социального права как широкой сферы, краеугольным камнем которой являются социальные права, включающей и трудовое право, и право социального обеспечения, позволили М.С. Студеникиной <51> связывать тенденцию выделения наряду с публичным и частным правом третьей его отрасли - социального права (регулирует отношения в сфере социальной жизни современного общества, включает нормы и принципы юридической регламентации социального обеспечения и других сфер социальной защиты населения, а также законодательство в области образования, здравоохранения, жилищной политики, бытового обслуживания) с усилением заботы государства об удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, охраны и обеспечения их прав и законных интересов.
--------------------------------
<50> Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: автореферат диссертации кандидата юридических наук. М., 1999. С. 8.
<51> Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2003. 544 с.

Разработка теории социального права не должна быть ограничена прокрустовым ложем двух позиций: 1) социальное право не является отраслью права, поскольку в регулировании социальных проблем участвуют многие отрасли права <52>; 2) социальное право есть отрасль права, имеющая свой предмет правового регулирования <53>.
--------------------------------
<52> Скуратов Ю.И. Социальная роль права: история и перспективы / Материалы международной конференции. М., 2003. С. 15 - 16.
<53> Сумской Д.А. Указ. соч. С. 252.

Высказанное ранее предположение о том, что при научном осмыслении системы социального права следует использовать в качестве отправной точки систему социальных прав человека и гражданина <54>, а также накопленный в настоящее время нормативный массив (включающий более 50 самостоятельных масштабных законодательных актов), наличие достаточно четкого "водораздела" между нормами этой и иных отраслей, явно прослеживаемый интерес государства в выделении данной отрасли <55> и уже достигнутые научные результаты при изучении вопросов правового регулирования в отраслях социальной сферы, позволяет надеяться на то, что будут выяснены закономерности развития социального права, построена целостная научная картина этого феномена, не сводящаяся к сумме исследований отдельных норм, механизмов, нормативных правовых актов.
--------------------------------
<54> Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: автореферат диссертации кандидата юридических наук. М., 1999.
<55> Об этих двух критериях выделения отраслей права см. подробнее: Мицкевич А.В. Указ. соч. С. 15. Проявлением этого интереса могут служить количество принимаемых актов, частота обновления законодательства, постоянное апеллирование к проблемам регулирования и развития социальной сферы в программных документах Президента РФ и Правительства РФ.

Литература

1. Аннерс Э. История европейского права: перевод со шведского / Э. Аннерс. Москва: Наука, 1994. 394 с.
2. Астрахан Е.И. Вопросы законодательной техники (по материалам законодательства о труде и социальном обеспечении) / Астрахан Е.И. // Ученые записки. Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 16 / редколлегия: И.С. Власов, И.А. Грингольц, С.С. Каринский; главный редактор И.С. Самощенко. Москва, 1969. С. 3 - 25.
3. Бобылев А.И. Теория и практика формирования правового и социального государства / А.И. Бобылев // Право и политика. 2003. N 3. С. 4 - 22.
4. Вигдорчик Н.А. Государственное обеспечение трудящихся (итоги и перспективы социального страхования) / Н.А. Вигдорчик. Петроград: Муравей, 1918. 80 с.
5. Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования / Н.А. Вигдорчик. Санкт-Петербург: Практическая медицина, 1912. 295 с.
6. Власов И.С. К вопросу о переводе политико-правовых терминов / И.С. Власов // Советское государство и право. 1986. N 2.
7. Воронин Ю.В. Трансформация накопительного элемента пенсионной системы Российской Федерации: в поисках концептуализации современной модели / Ю.В. Воронин, А.В. Столяров // Журнал российского права. 2020. N 2. С. 94 - 111.
8. Воронин Ю.В. Частное в публичном, или Некоторые размышления о методологии научных исследований накопительного компонента пенсионной системы Российской Федерации в праве социального обеспечения / Ю.В. Воронин // Журнал российского права. 2019. N 3 (267). С. 84 - 96.
9. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу / А.А. Зиновьев. Москва: Астрель, 2008. 800 с.
10. Кавелин К.Д. Что есть гражданское право и где его пределы // Кавелин К.Д. Государство и община / К.Д. Кавелин. Москва: Институт русской цивилизации, 2013. 1296 с.
11. Костюнина М.А. Обсуждение проблем языка и стиля нормативных актов / М.А. Костюнина, А.С. Пиголкин // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 16. Москва, 1969. С. 231 - 236.
12. Мицкевич А.В. Соотношение системы советского права с системой советского законодательства // Ученые записки. Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 11 / члены редакционной коллегии: И.С. Власов, С.С. Каринский, М.Г. Кириченко [и др.]; главный редактор И.С. Самощенко. Москва: Издательство ВНИИСЗ, 1967. С. 3 - 24.
13. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный) / А.Л. Благодир, И.Л. Дубровина, А.А. Кирилловых [и др.]; под общей редакцией А.А. Кирилловых. Москва: Деловой двор, 2012. 600 с.
14. Перетерский И.С. Техника оформления кодексов / И.С. Перетерский // Проблемы социалистического права. 1939. N 1. С. 105 - 115.
15. Пиголкин А.С. Организация и методика перевода общесоюзных и республиканских нормативных актов / А.С. Пиголкин // Советское государство и право. 1966. N 6. С. 53 - 60.
16. Пиголкин А.С. Юридическая терминология и пути ее совершенствования / А.С. Пиголкин // Ученые записки. Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 24 / редколлегия: М.Я. Булошников, И.А. Грингольц, М.Г. Кириченко; главный редактор А.М. Яковлев. Москва: Издательство ВНИИСЗ, 1971. С. 18 - 34.
17. Полянский Н. О терминологии советского закона / Н. Полянский // Проблемы социалистического права. Москва: Юридическая литература, 1938. Вып. 5. С. 119 - 138.
18. Права человека и процессы глобализации современного мира / ответственный редактор Е.А. Лукашева. Москва: Норма, 2005. 462 с.
19. Правовое регулирование деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, образования и культуры: научно-практическое пособие / ответственный редактор Н.В. Путило. Москва: ИЗиСП; Контракт, 2012. 334 с.
20. Прянишников Е.А. Опыт лингво-статистического исследования текста закона / Е.А. Прянишников // Тезисы Всесоюзной научно-технической конференции "Проблемы автоматизированной обработки научно-технической информации". Секция 11. Часть 2. Москва, 1976.
21. Путило Н.В. Основы правового регулирования социальных прав: автореферат диссертации кандидата юридических наук / Н.В. Путило. Москва, 1999. 21 с.
22. Рахманина Т.Н. Исследование юридической техники в Институте законодательства и сравнительного правоведения / Т.Н. Рахманина, О.А. Иванюк // Доктринальные основы юридической техники: монография / ответственный редактор Н.А. Власенко. Москва: Юриспруденция, 2010. С. 132 - 133.
23. Сперанский М.М. О законах. Беседы графа Сперанского с Его Императорским Высочеством государем наследником цесаревичем великим князем Александром Николаевичем в 1834 году. РО РНБ. Ф. 731, N 1066, на 118 листах / М.М. Сперанский // Бачило И.Л. М.М. Сперанский - патриарх науки управления России / И.Л. Бачило. Москва: ИГП РАН, Канон+, 2014. С. 279 - 301.
24. Сумской Д.А. К разработке концепции социального права России / Д.А. Сумской // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2014. N 1 (4). С. 249 - 253.
25. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич [и др.]; под редакцией А.С. Пиголкина. Москва: Городец, 2003. 544 с.
26. Тихомиров Ю.А. Российское законодательство: внутренние связи и коллизии / Ю.А. Тихомиров // Российское законодательство: проблемы и перспективы: тезисы докладов и сообщений на научной конференции, посвященной 70-летию ИЗиСП / главный редактор Л.А. Окуньков. Москва: ИЗиСП, 1995. С. 6 - 9.
27. Тихомиров Ю.А. Систематика в праве в условиях глобальной нестабильности / Ю.А. Тихомиров // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 5. С. 5 - 16.
28. Федорова М.Ю. Социальное право в Германии и Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / М.Ю. Федорова, У. Бекер // Российский юридический журнал. 2016. N 2. С. 136 - 150.
29. Чиканова Л.А. Научные школы трудового права и права социального обеспечения / Л.А. Чиканова, Е.Г. Азарова // Летопись российской юридической науки. В 5 частях / ответственный редактор Т.Я. Хабриева. Ч. 5. Научные школы Института законодательства и сравнительного правоведения (частное право) / С.А. Синицын, П.В. Степанов, Н.Г. Доронина [и др.]. Москва: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2023. С. 226 - 228.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑