Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Восстановление утраченного судебного производства и утраченных исполнительных документов (Амосов С.М., Гнатко Е.А., Мариненко О.И.)

Восстановление утраченного судебного производства и утраченных исполнительных документов (Амосов С.М., Гнатко Е.А., Мариненко О.И.)

Дата размещения статьи: 09.08.2019

Восстановление утраченного судебного производства и утраченных исполнительных документов (Амосов С.М., Гнатко Е.А., Мариненко О.И.)

Правосудие - это важнейший вид человеческой деятельности, который осуществляется органами судебной власти <1>. При этом судебное производство, в частности судебное решение, является актами индивидуального регулирования <2>, индивидуальным актом <3>. Гражданский процессуальный кодекс РФ <4> указывает, что восстановление утраченного судебного производства возможно только в особом виде гражданского судопроизводства.
--------------------------------
<1> Ожегова Г.А. Отправление правосудия в России // Администратор суда. 2018. N 4. С. 23.
<2> Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование: понятие, правотворческая деятельность, правовые акты. Иркутск, 2009. С. 29.
<3> Некрасов С.Ю. Выход за пределы заявленных требований в цивилистическом процессе при разрешении споров, возникающих из отношений, основанных на юридических составах. М., 2014. С. 11 - 27.
<4> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2012 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

Особый вид гражданского судопроизводства подразумевает под собой неналичие спора о праве, в котором необходимо подтвердить присутствие юридических фактов. Наличие спора о праве означает, что налицо спорная ситуация, при которой нарушены субъективные права истца и его законные интересы <5>, которая разрешается в порядке искового производства. В особом производстве устанавливаются юридические факты, а именно те, что имеют значение для возникновения, изменения, прекращения правоотношений.
--------------------------------
<5> Ламм Т.В. Защита охраняемых законом интересов // Защита частных прав: проблемы теории и практики: Материалы II ежегодной международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 20 - 21 июня 2013 г.): Сб. науч. ст. / Под ред. Н.П. Асланян, Ю.В. Виниченко. Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права, 2013. С. 61.

В соответствии с действующим законодательством (Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ)) возможно восстановление судебного производства.
Для восстановления утраченного судебного производства законодатель предусмотрел в соответствии со ст. ст. 313, 314 Гражданского процессуального кодекса РФ следующие условия:
1) гражданское дело должно быть окончено принятием решения, вступившего в законную силу, либо принятием определения о прекращении судебного производства по ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ;
2) дело о восстановлении судебного производства может быть возбуждено только по заявлениям лиц, участвующих в деле;
3) заявление о восстановлении утраченного судебного производства подается в суд, который по существу спора принял решение либо вынес определение о прекращении судебного разбирательства по ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Содержание заявления предусмотрено той же статьей Гражданского процессуального кодекса РФ, и в данном заявлении необходимо указывать следующее:
- о восстановлении какого судебного производства просит заявитель;
- было ли принято соответствующим судом решение по существу либо дело прекращалось по ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ;
- какое процессуальное положение занимал в деле заявитель;
- необходимо указать иных лиц, участвующих в деле, и их процессуальное положение;
- место жительства либо место нахождение указанных лиц;
- обстоятельства, известные заявителю об утрате дела;
- место нахождения копий указанного дела, сведений о них;
- какие именно документы должны быть восстановлены;
- цель восстановления указанных документов.
К заявлению должны быть приложены имеющие отношение к делу сохранившиеся документы, в том числе не заверенные в установленном порядке. Государственная пошлина при рассмотрении дела о восстановлении утраченного производства не уплачивается.
Возникает логичный вопрос: с какой целью лицам, участвующим в деле, необходимо восстановить утраченное судебное производство? Судебное решение, вступившее в законную силу, скорее всего, имеется у лиц, участвующих в деле, на его основании должен быть выдан исполнительный лист. Более того, судебные решения в настоящее время публикуются в информационно-коммуникационных сетях, за исключением дел, рассмотренных в закрытом судебном заседании (усыновление, удочерение, иные дела, возникающие из семейных правоотношений, связанные с государственной тайной, другие).
Представляется, что такие процессуальные действия необходимы заявителям в случае, если они в установленные законом сроки не получили решение или исполнительный лист по вступившему в законное силу решению, т.е. истец имеет желание получить исполнительный лист, не полученный ранее, и предъявить его к взысканию, индексацию присужденных денежных сумм на основании ст. 208 Гражданского процессуального кодекса РФ; ответчику необходимо ссылаться на преюдицию в случае подачи другого искового заявления между теми же сторонами по тому же предмету и основанию.
На основании действующего законодательства возможны следующие действия, препятствующие восстановлению утраченного судебного производства. Во-первых, оставление заявления без движения или рассмотрения на основании отсутствия указания в заявлении соответствующей цели для обращения в суд. Цель обращения в суд, указывает закон, должна быть связана с защитой прав и законных интересов заявителя <6>, поскольку в противном случае такое обращение будет являться злоупотреблением правом, что влечет за собой юридическую ответственность <7>.
--------------------------------
<6> Виниченко Ю.В. Категория "гражданский оборот" в частном праве России и иных постсоветских государств // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Вып. 4. С. 34 - 46.
<7> Загидуллин М.Р. Вопросы юридической ответственности при защите общих интересов в гражданском, арбитражном и административном процессе // Администратор суда. 2018. N 4. С. 17.

Оставление заявления без движения возможно вследствие не указанной в заявлении цели. Закон не описывает, что означает цель, в каких средствах и каким образом она должна быть выражена.
Суд оставляет заявление без движения, однако предоставляет срок, необходимый для изложения цели заявителя. В настоящее время все суды, общей юрисдикции и арбитражные, предоставляют данный срок в течение месяца, что, с нашей точки зрения, значительно затягивает процесс, отрицательно отражается на невосстановленных правах граждан и организаций.
Во-вторых, суд вправе отказать в восстановлении утраченного судебного производства на основании ст. 316 Гражданского процессуального кодекса РФ. Обоснованием отказа в восстановлении утраченного судебного производства законодателем указано следующее. Судебное производство, которое не было рассмотрено по существу, не подлежит восстановлению.
Представляется, что на основании Конституции РФ <8>, Гражданского процессуального кодекса РФ, иных актов на суде лежит обязанность рассмотрения дела по существу, и неясно, отчего гражданское дело не было рассмотрено по существу и оттого не подлежит восстановлению. Законодатель поясняет, что истец вправе предъявить другой иск о том же предмете, по тому же основанию и между теми же истцом и ответчиком.
--------------------------------
<8> Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

В-третьих, в соответствии со ст. 316 Гражданского процессуального кодекса РФ возможен отказ в восстановлении утраченного судебного производства в связи с его нерассмотрением дела по существу. Однако истец в таком случае имеет право предъявить другой иск по тому же предмету, тому же основанию, между теми же сторонами.
В-четвертых, прекращается исковое производство по делу о восстановлении утраченного производства (ст. 318 Гражданского процессуального кодекса РФ), поскольку недостаточно собранных материалов для восстановления. В таком случае суд разъясняет о праве подачи иска в общем порядке.
Законодатель предполагает, что возможно обжалование решений и определений суда, связанных с восстановлением утраченного исполнительного производства, с нашей точки зрения, путем подачи апелляционных и частных жалоб. Однако практика по данным делам в информационно-коммуникационной сети Интернет отсутствует.
В целях обеспечения порядка принудительного исполнения в соответствии с Законом N 229-ФЗ предусмотрены также условия по восстановлению утраченных исполнительных документов. Однако данный порядок Законом не предусмотрен, но только Приказом Федеральной службы судебных приставов от 10 сентября 2013 г. "О порядке действий по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств, и организационных условиях предотвращения их утраты в подразделениях судебных приставов" <9>.
--------------------------------
<9> Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

В Приказе указано, что утрата исполнительных документов может быть выявлена старшим судебным приставом-исполнителем либо его заместителем при обращении сторон исполнительного производства, сообщениях в средствах массовой информации, приеме-передаче дел, проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при иных обстоятельствах.
Представляется, что действенным является только обращение сторон в Федеральную службу судебных приставов России. В случае если исполнительное производство было не найдено, то существует возможность подачи жалобы на судебного пристава-исполнителя в порядке подчиненности (ст. 123 Закона N 229-ФЗ).
Форма и содержание жалобы в порядке подчиненности перечислены в ст. 124 Закона N 229-ФЗ, в соответствии с которой должны быть указаны должность и фамилия, а также имя, отчество судебного пристава-исполнителя, постановление, которое обжалуется, его действия (бездействие). Также необходимо прописать, кто обращается с жалобой, гражданин, его фамилию, имя, отчество, место жительства. В случае предъявления жалобы юридическим лицом необходимо указать организационно-правовую форму и полное название организации, требования заявителя.
На практике довольно часто возникает вопрос, кто является приставом исполняемого производства, поскольку случается, что постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не направляются должнику, оттого неясно, каковы фамилия, имя, отчество и должность судебного пристава-исполнителя, что создает препятствия для подачи жалобы в порядке подчиненности.
В соответствии со ст. 125 Закона N 229-ФЗ существуют основания для отказа в рассмотрении жалобы, поданной в порядке подчиненности, в случае, если обжалуется его постановление, если обжалуются результаты оценки имущества, не соблюдены сроки обжалования, в случае несоблюдения формы и содержания жалобы.
Указанные основания представляются возможностью для замедления процесса исполнительного производства на необоснованный срок, что, несомненно, сказывается на правах взыскателя.
Также Законом N 229-ФЗ предусмотрено обращение в суд сторон исполнительного производства. Таким образом, сторона, не согласная с действиями судебного пристава-исполнителя, обращается в суд общей юрисдикции либо арбитражный суд по месту нахождения отделения судебного пристава-исполнителя по ст. 128 Закона N 229-ФЗ. Содержание заявления об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя в суд не предусмотрено Законом N 229-ФЗ, только Кодексом об административном судопроизводстве РФ <10>, Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
--------------------------------
<10> Кодекс об административном судопроизводстве от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1391.

Содержание жалоб, предусмотренных ст. 220 Кодекса об административном судопроизводстве РФ и указанных в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, практически не разнится. В ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что действия (бездействие), постановление судебного пристава-исполнителя может быть обжаловано в арбитражном суде по правилам главы 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными либо иными публичными полномочиями, должностных лиц".
Требования к данному заявлению прописаны в ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса РФ: наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); название, номер и дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; права, законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); законы и другие нормативные правовые акты, которым не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.
К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств указанному должностному лицу и другой стороне исполнительного производства. Обязательно приложить копии свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо организации, также копии доверенностей представителей, копии документов об обращении истцом к ответчику с претензией.
В случае если заявлено требование о понуждении к заключению договора, необходимо приложить проект договора. Представляется, что данная норма не действует, если не был заключен предварительный договор согласно ст. 429 Гражданского кодекса РФ <11>. Предварительный договор заключается, если стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг на условиях, предусмотренных предварительным договором.
--------------------------------
<11> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

Также ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса РФ <12> требует, чтобы к заявлению была приложена выписка из единого государственного реестра юридических лиц либо государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая должна быть получена не ранее 30 дней до обращения в арбитражный суд за судебной защитой. В настоящее время исполнение нормы совсем несложно, поскольку на сайте ИГРЮЛ либо ИГПРИП возможно получение такой информации через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет бесплатно и в момент запроса.
--------------------------------
<12> Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

Срок для рассмотрения заявления об оспаривании решений, действий, бездействия судебных приставов-исполнителей, согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, составляет не более 10 дней со дня поступления заявления в суд. Очевидно, известно, что данная норма не соблюдается судами, поскольку срок почтового пробега Почты России, к примеру, по городу Иркутску составляет семь дней. Таким образом, практически невозможно в данные сроки даже известить лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания. Закон не может быть неопределенным, как указывает профессор И.В. Смолькова <13>. На основании вышеизложенного полагаем, что обязанность восстановления утраченных судебных дел и исполнительных производств полностью лежит на уполномоченных органах и их должностных лицах.
--------------------------------
<13> Смолькова И.В. Участники уголовного судопроизводства с неопределенным процессуальным статусом // Вестник БГУ 2017. Т. 27. N 2. С. 205 - 210.

Литература

1. Виниченко Ю.В. Категория "гражданский оборот" в частном праве России и иных постсоветских государств / Ю.В. Виниченко // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. N 4 (30). С. 34 - 46.
2. Загидуллин М.Р. Вопросы юридической ответственности при защите общих интересов в гражданском, арбитражном и административном процессе / М.Р. Загидуллин // Администратор суда. 2018. N 4. С. 17 - 22.
3. Ламм Т.В. Защита охраняемых законом интересов / Т.В. Ламм // Защита частных прав: проблемы теории и практики: Материалы II ежегодной международной научно-практической конференции (г. Иркутск, 20 - 21 июня 2013 г): Сб. науч. ст.; под ред. Н.П. Асланян, Ю.В. Виниченко. Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права, 2013. С. 61 - 69.
4. Минникес И.А. Индивидуальное правовое регулирование: понятие, правотворческая деятельность, правовые акты / И.А. Минникес. Иркутск, 2009. 48 с.
5. Некрасов С.Ю. Выход за пределы заявленных требований в цивилистическом процессе при разрешении споров, возникающих из отношений, основанных на юридических составах / С.Ю. Некрасов. М., 2014. 199 с.
6. Ожегова Г.А. Отправление правосудия в России / Г.А. Ожегова // Администратор суда. 2018. N 4. С. 23 - 27.
7. Смолькова И.В. Участники уголовного судопроизводства с неопределенным процессуальным статусом / И.В. Смолькова // Вестник БГУ. 2017. Т. 27. N 2. С. 209 - 215.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑