Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

07.09.2019

Внесенным в Госдуму Правительством РФ законопроектом устанавливается, что хозяйствующий субъект может направить в федеральный антимонопольный орган внутренний акт или проект акта, формирующий систему соответствия, для установления его соответствия требованиям антимонопольного законодательства. Федеральный антимонопольный орган дает заключение о его соответствии или несоответствии требованиям антимонопольного законодательства. Его принятие позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования и создать дополнительные механизмы, стимулирующие хозяйствующие субъекты к принятию мер по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства.

подробнее
15.08.2019

Законопроект направлен на повышения денежного обеспечения для отдельных социально значимых профессий, таких как педагогические работники, медицинские работники и т.д. В частности вводится положение согласно которому заработная плата для работников отдельных социально значимых профессий, выполнивших норматив (норму) соответствующего вида нормирования труда, не может быть ниже двойной величины прожиточного минимума, установленной в субъекте РФ, в котором такой работник осуществляет трудовую деятельность.

подробнее
06.08.2019

Законопроектом разработан по результатам анализа практики применения законодательства о специальной оценке условий труда, а также оказания государственной услуги "Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда". Необходимость его принятия обусловлена тем, что в ряде случаев в нарушение требований законодательства отчеты во ФГИС СОУТ организациями, проводившими специальную оценку условий труда, по тем или иным причинам не передаются либо передаются в неполном объеме.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Правовой нигилизм в современной России (Касаева Т.Г.)

Правовой нигилизм в современной России (Касаева Т.Г.)

Дата размещения статьи: 09.08.2019

Правовой нигилизм в современной России (Касаева Т.Г.)

В научной среде в последнее десятилетие активно муссируют идею построения в нашей стране правового государства, руководствуясь ст. ст. 1, 2 Конституции РФ, которые определяют нашу страну как демократическое правовое государство, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их защита - обязанность государства. Отсюда правовое государство в рамках современного нормативного правопонимания мыслится как государство, в котором все аспекты жизнедеятельности пронизаны принципами законности, справедливости и формального равенства, а общество воспитано на уважении к существующему законодательству. Не секрет, что Конституция РФ <1> заимствовала лучшие положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Однако, чтобы декларативные положения нашли приложение в жизни конкретного человека, необходима воля как всего общества в целом, так и государства в лице его органов и должностных лиц.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

История нашей страны не раз меняла вектор развития. После развала СССР и создания Российской Федерации интеллигенция в большинстве своем начала благоговеть перед западными идеалами, стремясь их повсеместно насадить, в том числе и западное правосознание, основанное на законопослушности. В этом отношении наш менталитет имел и имеет существенный недостаток, мешающий претворению в жизнь доктрины правового государства - неискоренимый веками правовой нигилизм, борьба с которым в условиях экономических и политических преобразований на тот момент была беспочвенной, говоря словами Виктора Степановича Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Слово "нигилизм" произошло от латинского nihil - ничто. Таким образом, правовой нигилизм представляет собой демонстрируемое явно или скрытно отрицательное отношение к праву в любых его проявлениях. На наш взгляд, для искоренения правового нигилизма нужна консолидация всей государственной мощи в долгосрочной перспективе.
Отбросив идею огульного заимствования западных идеалов, постепенно приходит осознание собственного самобытного пути развития права, государства и общества. В основе гражданского общества стоит человек, его правосознание, которое формируется на протяжении всей жизни, как губка впитывая объективную реальность, которая изобилует попранием прав и свобод через несправедливые судебные решения и злоупотребления властью <2>.
--------------------------------
<2> Толмачев Н.А. О русском правосознании, правовом нигилизме и построении правового государства // Право и современные государства. 2015. N 4. С. 55 - 63.

Ведь "правосознание - это глубинное уяснение правовой реальности, сквозь призму свойственных человеку понятий справедливости и равенства" <3>.
--------------------------------
<3> Касаева Т.Г. Правосознание: ценностный ориентир современного общества // Российская юстиция. 2019. N 3. С. 2 - 4.

Симптоматично, что в русском языке, обсуждая те или иные решения суда, мы наделяем их эпитетами "справедливый" или "несправедливый", а ведь это немыслимо в условиях западной культуры, где никто не будет сомневаться в вынесенном решении судьей или тем более оценивать! Данная особенность нашего правосознания кроется в крайне низком доверии к судебной системе на протяжении всей истории отечества, и, наверное, пришло время это доверие заслужить. Помочь в этом вопросе может как более прозрачный надзор со стороны общественности за деятельностью судей, так и реализация конституционного принципа, гарантирующего право на участие граждан в отправлении правосудия, которое материализуется через суды присяжных в уголовном процессе, но не находит приложения в решении вопросов по гражданско-правовым спорам (с 2004 г. упразднен институт народных заседателей). Другим немаловажным вопросом является механизм реализации судебных решений, особенно по гражданским и арбитражным спорам, на базе Федеральной службы судебных приставов РФ. Получается, что, отстояв свое законное право в суде, субъект сталкивается с высокой загруженностью судебных приставов, которые не в состоянии надлежащим образом его исполнить, особенно это затрагивает интересы истца по спорам между хозяйствующими субъектами. Союз предпринимателей России и другие общественные организации даже предлагали создать в стране институт частных приставов, которые отыскивали бы имущество должника, тем самым частично взяв на себя полномочия судебных приставов. Неотвратимость наступления наказания, как и кратчайшие сроки исполнения решений судов, в будущем позволят поднять градус доверия граждан к судебной системе. Безусловно, не стоит забывать о морально-нравственных началах личности судьи, ведь репутация в профессиональной среде достаточно хрупкая вещь, после потери которой надо на законодательном уровне предусмотреть запрет на любую профессиональную деятельность в области права пожизненно. Например, в Китае врач, поставивший неправильный диагноз и лечение, лишается своей профессии навсегда. На наш взгляд, это оправданно, ведь должность судьи предполагает более высокие требования не только в плане образования, но и в плане нравственности. Судья должен быть примером для подражания, а не для зависти или насмешки. Создать в глазах общественности, особенно молодежи, особую роль судьи, которая заключается в облагораживании права, - задача власти, которая назначает его на эту должность. Однако чистая пропаганда без реальных изменений в существующей судебной системе бесперспективна. Независимая судебная система - гарант стабильности и процветания страны. Таким образом, разумный, максимально краткий срок исполнения судебных решений, привнесение в любой ипостаси "народного духа" в гражданский процесс и высокие стандарты для занятия должности судьи вкупе с подлинной независимостью должны нивелировать проявления правового нигилизма в отношении правосудия.

В общем и целом механизм реализации не только судебных решений, но и просто законов в нашей стране требует вдумчивого подхода еще на этапе обсуждения проектов законов, ведь для того, чтобы закон действовал, его мало опубликовать, необходимо донести суть до населения, иначе на каждого гражданина необходим личный правоприменитель (надзиратель), что невозможно. В последнее время государство уделяет пристальное внимание истории Отечества, в субъектах Российской Федерации строятся исторические музеи, что, несомненно, важно для развития патриотизма и утверждения единства мультикультурного общества. Правовое воспитание не менее важно, чем историческое, и, действуя по аналогии, следует создавать правовые интерактивные центры для школьников или модернизировать обучение в самой школе, введя обязательные или факультативные предметы по праву с 5 класса, чтобы по окончании школы выработать формулу законопослушного поведения, основанного на знании своих прав и свобод, а также способах их защиты. Как история России изучается по годам, так и учебники по праву должны быть дозированы и отвечать возрасту обучаемых. Возражения по поводу загруженности школьника другими обязательными предметами нивелируются целью - созданием здорового гражданского общества как оплота российской государственности. Влиять на развитие массового правосознания необходимо с детства. Эта идея была высказана еще в Указе Президента РФ от 28 апреля 2011 г. N 1168 "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан", однако реального продолжения не получила. Следует, на наш взгляд, включить в правовое воспитание и наглядный аспект - выезд школьников с ознакомительным посещением мест лишения свободы, а также дать возможность посещать старшеклассникам с момента получения общегражданского паспорта открытые судебные заседания по уголовным делам. Это позволит сформировать негативное отношение молодежи к романтизации преступной жизни, столь популяризируемой отечественным телевидением и кино. Как говорится, одно дело - рассказать, а другое - показать.

Государственная власть, как напрямую заинтересованная в законопослушности граждан сторона, могла бы профинансировать издание и бесплатную раздачу брошюр, буклетов, книг, где в простой и понятной форме излагались бы правовые истины. При этом не стоит ограничиваться только образовательными учреждения, необходимо охватить все секторы экономики.
Тем не менее не стоит забывать, что борьба с правовым нигилизмом должна идти по всем фронтам. Принятие законов должно сопровождаться выработанным механизмом их реализации, настолько понятным и прозрачным, насколько это возможно в современных условиях, и с безусловным привлечением общественности к обсуждению. Симптоматичен в связи с этим Приказ Генпрокуратуры России от 2 августа 2018 г. N 471 "Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию", который предписывает органам прокуратуры в тесном взаимодействии с иными органами государственной власти, муниципальными органами и СМИ, включая сеть Интернет, осуществлять правовое просвещение и правовое информирование для профилактического воздействия и как способ привития гражданам уважения к защищаемым правом социальным ценностям. Стоит понимать, что прокуратура не всемогуща, и ее прямая обязанность - в охране и защите прав субъектов.
На наш взгляд, решение проблемы правового нигилизма через принятие "хороших" законов с четким механизмом реализации, а также поголовное правовое информирование будет неполным без положительных изменений в социальной сфере. За последние три десятилетия страна бесконечно реформируется, но, отринув социализм, мы так и не пришли к рыночному капитализму, застыв где-то посередине, а ведь полумеры никогда не доводили до добра. "Нельзя с помощью одних только правовых мер, в декретно-волевом порядке побороть бедность, преступность, коррупцию, алкоголизм, наркоманию" <4>, необходимо качественно поменять стиль управления государством с "ручного" на "механический". Глава государства должен в первую очередь решать вопросы международного характера, включая обороноспособность и безопасность, на деле же президент становится конечной инстанцией для решения многих сугубо региональных и местных проблем: от невыплаты зарплаты до отсутствия транспортной инфраструктуры между деревней и административным центром и т.д. Ежегодные прямые линии с Президентом РФ обнародуют слабость управленческого аппарата на местах, создается впечатление отсутствия способов и средств, а иногда и желания своевременного решения вопросов. Отладка механизма государственного аппарата легко решается привлечением специалистов и созданием конкурентной среды, где лучший управленец определяется по результатам труда. Есть определенные подвижки в этом вопросе. С 2017 г. проходит ежегодный конкурс среди управленцев "Лидеры России", по итогам которого формируются кадровые резервы и трудоустраиваются лучшие из лучших в государственные структуры.
--------------------------------
<4> Матузов Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма // Правовая культура. 2013. N 1 (14). С. 15.

Рука об руку с правовым нигилизмом идет правовой идеализм, суть последнего заключается в "обожествлении" права как всеобщего и всесильного регулятора общественных отношений. Опасностью правового идеализма выступают завышенные ожидания людей, которые не оправдываются, ведь закон не всесилен. Надежда сменяется разочарованием и, как следствие, инверсией - правовым нигилизмом <5>.
--------------------------------
<5> Голубева Л.А. Правовой идеализм в государственном управлении как путь к правовому нигилизму общества // Российский журнал правовых исследований. 2015. N 4 (5). С. 40.

Симптоматично, что Конституцию РФ многие ученые обличают именно в правовом идеализме, называя основные положения правовыми "иллюзиями" <6>, которые находят приложение во множестве законов, целесообразность которых вызывает массу вопросов. Еще Дж. Локк советовал: "Создавайте как можно меньше законов, но следите за их соблюдением" <7>. Последнее позволит избежать правовой демагогии, которая в нашей стране, как и во всем мире, сопровождает любые значимые преобразования общества и государства <8>.
--------------------------------
<6> Ковачев Д.А. Проблемы конституционного права. М.: Олита, 2003. С. 102.
<7> Локк Дж. Два трактата о правлении: Собр. соч.: В 3 т. М., 1988. Т. 3. С. 79.
<8> Баранов В.Н. Правовая демагогия // Вопросы теории государства и права: Науч. сб. Вып. 3. Саратов, 2001. С. 39.

Таким образом, нивелировать урон, причиняемый правовым нигилизмом в России, можно только сообща, используя комплексный подход, как говорится, была бы воля.

Литература

1. Голубева Л.А. Правовой идеализм в государственном управлении как путь к правовому нигилизму общества / Л.А. Голубева // Российский журнал правовых исследований. 2015. N 4 (5). С. 39 - 42.
2. Касаева Т.Г. Правосознание: ценностный ориентир современного общества / Т.Г. Касаева // Российская юстиция. 2019. N 3. С. 2 - 4.
3. Ковачев Д.А. Проблемы конституционного права / Д.А. Ковачев. М.: Олита, 2003. 376 с.
4. Матузов Н.И. Правовой идеализм как оборотная сторона правового нигилизма / Н.И. Матузов // Правовая культура. 2013. N 1 (14). С. 8 - 18.
5. Толмачев Н.А. О русском правосознании, правовом нигилизме и построении правового государства / Н.А. Толмачев // Право и современные государства. 2015. N 4. С. 55 - 63.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑