Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 13.12.2023
Легальные дефиниции способны улучшать законодательство, делать содержание законов доступным и понятным для адресатов правового предписания. Одновременно, как отмечает М.Д. Хайретдинова, размытость значения того или иного понятия (дефекты законодательных дефиниций) является существенным препятствием на пути реализации того или иного закона <1>.
--------------------------------
<1> Хайретдинова М.Д. Законодательная дефиниция: проблемы теории и практики: автореферат диссертации кандидата юридических наук. Нижний Новгород, 2008. С. 3.
М.А. Жильцов определяет дефекты права (применительно к трудовому праву) как "недостатки, противоречия, несовершенства трудоправовых норм и трудоправовых конструкций, которые приводят к проблемам правоприменения, нарушению трудовых прав и законных интересов субъектов трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений" <2>. По мнению И.П. Кожокарь, правовой дефект - это "любой недостаток нормы права (нормативного акта), снижающий эффективность правового регулирования или в целом препятствующий правовому регулированию" <3>.
--------------------------------
<2> Жильцов М.А. Дефекты трудового права и способы их преодоления: диссертация доктора юридических наук. Екатеринбург, 2011. С. 57.
<3> Кожокарь И.П. О правовых дефектах и правовой дефектологии // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 42. С. 562.
Понятие "социальная услуга" является ключевым для института социального обслуживания. Основы социального обслуживания граждан в России установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ <4> (далее - Закон N 442). Этот Закон заменил Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <5> (далее - Закон N 122). Закон N 442 пересмотрел понятийный аппарат законодательства о социальном обслуживании и определил социальную услугу как "действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности" (п. 2 ст. 3).
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 52 (часть I). Ст. 7007.
<5> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.
Дефиниция - это форма выражения результата определения понятия <6>. Значение легальной дефиниции состоит в адекватном раскрытии содержания того или иного понятия посредством указания его родовых и (или) видовых признаков, характеристик в сжатой или обобщающей форме <7>. Таким образом, в легальной дефиниции любого понятия должны быть отражены его родовые и видовые признаки.
--------------------------------
<6> Агафонов В.В. Понятие и технико-юридическая природа легальных дефиниций // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2013. N 24. С. 87 - 103.
<7> Хайретдинова М.Д. Типичные дефекты дефиниций современного российского законодательства и основные пути их преодоления // Юристъ-Правоведъ. 2008. N 1. С. 8 - 13.
Остановимся на первом признаке понятия "социальная услуга", который можно выделить в легальной дефиниции: действие или действия в сфере социального обслуживания. Этот признак является ложным, так как не имеет гносеологического значения, социальное обслуживание в Законе N 442 определено как "деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам" (п. 1 ст. 3). Таким образом, имеет место логическая ошибка - круг в определении, т.е. ситуация, когда дефиниендум (определяемое понятие) определяют через дефиниенс (понятие, при помощи которого раскрывается содержание дефиниендума в понятии), при этом дефиниенс определяют через дефиниендум <8>.
--------------------------------
<8> Хоменко И.В. Логика: учебник и практикум для вузов / И.В. Хоменко. М.: Юрайт, 2023. С. 57.
Е.Е. Мачульская в учебнике "Право социального обеспечения" определение понятия "социальная услуга" не приводит, а социальное обслуживание определяет как "...деятельность по предоставлению разнообразных социальных услуг гражданам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации" <9>. Аналогичное определение предлагает и Л.Н. Шипулина: "Социальное обслуживание населения - это деятельность... по предоставлению социальных услуг гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, и (или) семьям, нуждающимся в предоставлении социальных услуг для преодоления трудной жизненной ситуации" <10>.
--------------------------------
<9> Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е.Е. Мачульская. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. С. 321 - 322.
<10> Шипулина Л.Н. Социальное обслуживание населения Российской Федерации (правовые вопросы): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 2012. С. 14 - 15.
И.В. Дианова и Л.В. Шипулина определяют понятие "социальная услуга" схожим образом: "...действия, направленные на удовлетворение потребностей граждан и их семей, совершаемые в их интересах в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией, а также по ее прогнозированию и профилактике" <11>.
--------------------------------
<11> Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В.А. Агафонов [и др.]; под редакцией В.Ш. Шайхатдинова. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2023. С. 438. (Авторы главы 16 - И.В. Дианова и Л.В. Шипулина.)
Понятие "трудная жизненная ситуация" используется в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" <12> (далее - Закон N 178-ФЗ) в следующем значении: "обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно" (понятие введено Федеральным законом от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ <13>). Определение понятия "социальное обслуживание" с использованием термина "трудная жизненная ситуация" представляется разумным, так как позволяет обозначить причину бесплатного оказания социальных услуг нуждающимся гражданам, однако в отличие от Закона N 122 Закон N 442 предоставление социальных услуг с нахождением гражданина в трудной жизненной ситуации формально не связывает и взамен лишь перечисляет категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в социальном обслуживании. Подобные изменения законодательства, как справедливо отмечает А.А. Пузырева, вряд ли можно назвать оправданными, по ее мнению, они способствуют возникновению ситуации правовой неопределенности <14>.
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
<13> СЗ РФ. 2015. N 48 (часть I). Ст. 6724.
<14> Пузырева А.А. Пределы использования частноправовых конструкций в праве социального обеспечения: диссертация кандидата юридических наук. Омск, 2020. С. 35.
Возвращаясь к легальной дефиниции понятия "социальная услуга", логический круг с дефиницией понятия "социальное обслуживание" можно разорвать, опустив в определении социальной услуги слова "в сфере социального обслуживания". Именно так социальная услуга определена в учебнике "Право социального обеспечения" И.В. Григорьева и В.Ш. Шайхатдинова: "Социальная услуга - действие или действия по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи гражданину, целями которой являются улучшение условий его жизнедеятельности и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности" <15>.
--------------------------------
<15> Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. С. 302.
Это определение в большей степени соответствует требованиям формальной логики, но все равно не позволяет установить, к примеру, являются ли услуги психолога услугами, оказание которых регулируется законодательством о защите прав потребителей, или социально-психологическими услугами, перечисленными в ст. 20 Закона N 442. Для этого проанализируем признаки социальных услуг, которые выделяются в теории права.
Социальные услуги являются публичными услугами <16>. Л.К. Терещенко в качестве основного признака публичных услуг называет "заинтересованность общества в их выполнении, общественный интерес, социальную значимость" <17>. Л.К. Субботин считает, что критериями выделения социальных услуг, которые позволяют их выделить среди других публичных услуг, являются сфера их предоставления, а также особый публично-правовой (императивный) режим услуги: "Рассматриваемые услуги предполагают публичный характер прав лица, претендующего на получение этих услуг, обусловленный тесной связью между услугами и социальными правами. Последние как права "второго поколения" представляют собой те притязания, которые предъявляются не к отдельным лицам и организациям, а к обществу и государству как его организованной форме" <18>.
--------------------------------
<16> См. подробнее: Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. N 10 // СПС "КонсультантПлюс"; Субботин Г.В. Социальная услуга как проблема общей теории государства и права // Адвокат. 2011. N 2. С. 52 - 59.
<17> Терещенко Л.К. Там же.
<18> Субботин Г.В. Там же. С. 53.
Чертой, присущей только социальным услугам, как отмечают Р.Н. Жаворонков и М.И. Акатнова, является их финансирование за счет государственных средств <19>. Предложенный подход позволяет провести четкую грань между социальными услугами, оказание которых относится к предмету права социального обеспечения, и прочими услугами, возможность получения которых определяется финансовыми возможностями конкретного человека и членов его семьи. Создание государством условий для получения услуги социальным обеспечением не является <20>. Сходная позиция относительно разграничения социальных услуг и услуг, являющихся объектом гражданских прав, была предложена Е.Г. Шабловой <21>.
--------------------------------
<19> Проблемы Общей части права социального обеспечения: монография / под ред. Э.Г. Тучковой. М.: Проспект, 2017. С. 314. (Авторы параграфа - М.И. Акатнова, Р.Н. Жаворонков.)
<20> Там же. С. 316.
<21> Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: автореферат диссертации доктора юридических наук. Екатеринбург, 2003. С. 13.
Таким образом, заложенное в ст. 30 Закона N 442 деление социальных услуг на предоставляемые бесплатно, за частичную и полную плату с точки зрения теории права неверно. К социальным услугам мы можем отнести только те услуги, которые полностью или частично предоставляются за счет средств бюджетной системы РФ. Услуги, которые оказываются организациями социального обслуживания гражданам на коммерческой основе, могут и должны регулироваться законодательством о защите прав потребителей, а не законодательством о государственной социальной помощи и о социальном обслуживании.
Стоит отметить, что понятие "социальная услуга" рассматривается в литературе в широком и узком смыслах. В узком смысле социальная услуга - это услуга в сфере социального обслуживания, т.е. услуга, которая оказывается гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
В широком смысле социальными услугами, по мнению Н.В. Путило, являются все услуги в сфере реализации социальных прав, "оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов" <22> (например, бесплатные образовательные, медицинские и транспортные услуги). А.В. Нестеров предлагает схожее определение, отмечая, что к общественным (социальным) услугам можно отнести "бесплатные для граждан услуги, направленные на все общество, выполняемые выбранными по конкурсу услугодателями, за счет использования общественных фондов и в соответствии с регламентами общественных услуг" <23>.
--------------------------------
<22> Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. N 4. С. 20.
<23> Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 11. С. 24.
С учетом вышеизложенного для целей социального обслуживания понятие "социальная услуга" должно определяться путем указания как родовых (общих для всех социальных услуг), так и конкретных видовых (характерных для социальных услуг, оказываемых в рамках института социального обслуживания) признаков. Этот подход будет соответствовать предложенной А.М. Васильевым теории понятийных рядов правовых категорий <24>.
--------------------------------
<24> Васильев А.М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий права. М.: Юрид. лит., 1976. С. 131.
Литература
1. Агафонов В.В. Понятие и технико-юридическая природа легальных дефиниций / В.В. Агафонов // Вестник Камчатского государственного технического университета. 2013. N 24. С. 87 - 103.
2. Актуальные проблемы права социального обеспечения: учебник для вузов / В.А. Агафонов [и др.]; под редакцией В.Ш. Шайхатдинова. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 631 с.
3. Васильев А.М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий права / А.М. Васильев. Москва: Юридическая литература, 1976. 264 с.
4. Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. 8-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 431 с.
5. Жильцов М.А. Дефекты трудового права и способы их преодоления: диссертация доктора юридических наук / М.А. Жильцов. Екатеринбург, 2011. 459 с.
6. Кожокарь И.П. О правовых дефектах и правовой дефектологии / И.П. Кожокарь // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. N 42. С. 558 - 586.
7. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник для вузов / Е.Е. Мачульская. 4-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2023. 449 с.
8. Нестеров А.В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной / А.В. Нестеров // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. N 11. С. 22 - 26.
9. Пузырева А.А. Пределы использования частноправовых конструкций в праве социального обеспечения: диссертация кандидата юридических наук / А.А. Пузырева. Омск, 2020. 235 с.
10. Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг / Н.В. Путило // Журнал российского права. 2006. N 4. С. 16 - 24.
11. Субботин Г.В. Социальная услуга как проблема общей теории государства и права / Г.В. Субботин // Адвокат. 2011. N 2. С. 52 - 59.
12. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные / Л.К. Терещенко // Журнал российского права. 2004. N 10 // СПС "КонсультантПлюс".
13. Тучкова Э.Г. Проблемы Общей части права социального обеспечения: монография / под редакцией Э.Г. Тучковой. Москва: Проспект, 2017. 416 с.
14. Хайретдинова М.Д. Законодательная дефиниция: проблемы теории и практики: автореферат диссертации кандидата юридических наук / М.Д. Хайретдинова. Нижний Новгород, 2008. 32 с.
15. Хайретдинова М.Д. Типичные дефекты дефиниций современного российского законодательства и основные пути их преодоления / М.Д. Хайретдинова // Юристъ-Правоведъ. 2008. N 1. С. 8 - 13.
16. Хоменко И.В. Логика: учебник и практикум для вузов / И.В. Хоменко. Москва: Юрайт, 2023. 192 с.
17. Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: автореферат диссертации доктора юридических наук / Е.Г. Шаблова. Екатеринбург, 2003. 45 с.
18. Шипулина Л.Н. Социальное обслуживание населения Российской Федерации (правовые вопросы): автореферат диссертации кандидата юридических наук / Л.Н. Шипулина. Екатеринбург, 2012. 26 с.