Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

19.06.2020

Законопроект обусловлен масштабным распространением режима работы вне стационарных рабочих мест, в связи  продолжающейся эпидемией Covid-19. Принятие изменений в Трудовой кодекс будет окажет содействие развитию взаимоотношений между работниками и работодателями в сфере дистанционной и удаленной работы, законодательно закрепит их новые права и обязанности.

подробнее
16.06.2020

Принятие данного законопроекта позволит создать условия для совершенствования систем оплаты труда различных категорий работников бюджетной сферы. Дополнительная оценка социально-экономических, финансовых и иных последствий будет проводиться при подготовке соответствующих нормативных правовых актов.

подробнее
09.06.2020

Внесенным Правительством РФ в Государственную Думу законопроектом, предлагаются изменения в пенсионное законодательство, касающиеся распространения на адвокатов-военных пенсионеров механизма добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Правовой институт инвестиционных квот в области рыболовства (Сиваков Д.О.)

Правовой институт инвестиционных квот в области рыболовства (Сиваков Д.О.)

Дата размещения статьи: 19.06.2020

Правовой институт инвестиционных квот в области рыболовства (Сиваков Д.О.)

Постановка проблемы. Исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р), цель развития рыбного хозяйства в Российской Федерации в перспективе состоит в обеспечении перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов. Для достижения указанных целей необходимо решить задачи модернизации и развития рыбного хозяйства, формирования механизма долгосрочного и эффективного управления водными биоресурсами. Согласно Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. Приказом Федерального агентства по рыболовству от 30 марта 2009 г. N 246) важными проблемами признаются административные барьеры, несовершенство правового обеспечения функционирования рыбного хозяйства страны.
Срок действия названных концептуальных и стратегических документов подходит к концу, но их принципиальные положения актуальны до сих пор. Российское законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов было и остается крайне сложной и изменчивой отраслью, в том числе в части распределения прав на вылов водных биоресурсов. При этом многие способы, приемы правового регулирования действуют уже довольно длительное время <1>.
--------------------------------
<1> См.: Научные концепции развития российского законодательства / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015. С. 302 - 315; Боголюбов С.А. и др. Институты экологического права. М., 2010; Кац Е.С. Системе договорных отношений в рыбном хозяйстве нужен глубокий анализ. URL: http://fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/7473; Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) / Под ред. И.В. Шопена // СПС "КонсультантПлюс"; Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) / Под ред. О.Л. Дубовик // СПС "КонсультантПлюс".

Специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ долгое время изучали непростые проблемы правового регулирования в области рыбного хозяйства, включая вопросы квотирования, соотношения разрешительных и договорных способов регулирования, противодействия незаконному, нерегулируемому, несообщаемому промыслу. Не были обойдены вниманием и "болевые точки" правового регулирования, связанные с излишними административными барьерами и коррупционными рисками <2>.
--------------------------------
<2> См.: Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л. и др. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в вопросах и ответах: Науч.-практ. пособие / Рук. авт. кол. Д.О. Сиваков. М., 2014; Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Е.Л. Минина. М., 2016; Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2009. С. 278 - 299; Саммит АТЭС: правовые механизмы региональной интеграции: Монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2012. С. 139 - 154; Экономические казусы законодательства: Монография / Под ред. Н.М. Казанцева. М., 2019. С. 220 - 236.

В настоящее время разработаны принципы и способы распределения квот на вылов водных биоресурсов, которые составляют альтернативу сохраняющемуся до сих пор историческому принципу <3>. Законодатель установил прямую связь между квотированием вылова водных биоресурсов и созданием современной инфраструктуры рыбного хозяйства (флот, заводы). На этом подходе построены новые правовые институты, которые будут рассмотрены далее.
--------------------------------
<3> Из исторического принципа следует, что компания, ведущая добросовестный промысел, получает приоритетное право на квоты при новом распределении. По сути, она автоматически продляет свою квоту, а значит, может выстраивать долгосрочную стратегию развития. На историческом принципе построены, например, промышленные и прибрежные квоты вылова.

Инвестиционные квоты как проявление тенденции правового регулирования. В Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) вносятся изменения каждый год. Неоднократно трансформировалась система квот вылова водных биоресурсов, система договоров, вносились изменения в регулирование отдельных видов рыболовства. В первую очередь законодатель исходил из соображений защиты бизнес-интересов, поощрения инвестиций в области рыбного хозяйства, что, по его замыслу, должно обеспечить технологический рывок.
Именно в связи с названными целями и задачами правового регулирования был разработан непростой правовой институт квот добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели, которые распределяются посредством специальных договоров (ст. ст. 29.3, 30, 33.7 Закона о рыболовстве). По договору о закреплении и предоставлении доли квоты вылова водных биоресурсов на инвестиционные цели одна сторона - орган государственной власти обязуется закрепить и предоставить право на вылов водных биоресурсов другой стороне - юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. При этом субъект предпринимательской деятельности имеет право собственности на объект инвестиций либо владеет им согласно договору лизинга. Право на вылов водных биоресурсов закрепляется за лицом на период реализации инвестиционного проекта.
Согласно ст. 33.7 Закона о рыболовстве названный договор заключается для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается и распределяется применительно к квотам вылова водных биоресурсов, предоставленных на инвестиционные цели (далее - инвестиционные квоты).
Право на добычу водных биоресурсов предоставляется на 15 лет лицу, с которым заключен договор о закреплении и предоставлении доли инвестиционных квот.
Одновременно в договоре указываются сведения, составляющие его особенности: об условиях обеспечения реализации инвестиционных проектов; о содержании инвестиционного проекта; особые условия, предусматривающие соблюдение специальных графиков строительства и ввода в эксплуатацию объекта инвестиций.
Процедура заключения договора о закреплении и предоставлении доли инвестиционной квоты имеет сложный характер. Положение о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2017 г. N 648), в первую очередь предусматривает подачу заявок на заключение договора с приложением обширного перечня документов, в том числе инвестиционного проекта.
Затем происходит этап отбора инвестиционных проектов, для участия в котором заявители должны внести финансовое обеспечение. При этом отбор проводится специальной комиссией, создаваемой Росрыболовством. В состав комиссии входят по одному представителю от Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, Федеральной антимонопольной службы и Росрыболовства. Для обеспечения деятельности комиссии создается рабочая группа, в которую входят не менее двух представителей от упомянутых органов исполнительной власти.
После рассмотрения всех заявлений и документов на соответствие требованиям законодательства комиссия составляет протокол об отборе инвестиционных проектов либо об отклонении заявления. Комиссия отбирает инвестиционный проект при условии непревышения совокупным количеством долей инвестиционной квоты, указанных в специально отобранных заявлениях, предела в 100% долей квоты вылова данного вида. В случае если совокупное количество долей инвестиционной квоты, указанных в отобранных заявлениях, превышает 100% долей квоты, отбор инвестиционных проектов осуществляется на конкурентной основе путем проведения аукциона. При этом предполагается снижение долей инвестиционных квот посредством аукциона на понижение. Следовательно, изучаемый правовой институт предполагает состязательность.
Основаниями для досрочного расторжения договора о закреплении и предоставлении доли инвестиционной квоты являются несоблюдение одного из особых условий договора либо переход права на объект инвестиций от лица, с которым заключен договор названного вида, к другому лицу путем отчуждения.
Порядок подготовки и заключения договора данного вида, его примерная форма, федеральный орган государственной власти, осуществляющий контроль за исполнением инвестиционных проектов, определяются Правительством РФ.
Приведенная новелла законодательства призвана создать уверенность предпринимателей в надежной защите своих капиталовложений. Пока не накопилась достаточная судебная практика, которая выявила бы какие-либо недостатки такого правового средства.
До сих пор наблюдается положительный эффект реализации названных новелл в Законе о рыболовстве. Как отметил заместитель руководителя Росрыболовства на Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса (16 апреля 2019 г.), по итогам заявочных компаний по закреплению инвестиционных квот в 2018 г. заключено 33 договора на строительство судов. В январе 2019 г. поступили заявки на строительство еще девяти судов на Дальневосточном бассейне и двух - на Северном бассейне. К концу 2019 г. будет завершено строительство шести судов и 11 заводов <4>. При этом в силу имеющихся расчетов количество судов дальневосточного рыболовного флота через десять лет возрастет с 200 до 300 единиц <5>. Далее в рамках инвестиционной квоты планируется ввод в эксплуатацию завода по переработке трески, пикши и других видов рыб, который строится в настоящее время акционерным обществом "Архангельский опытный водорослевый комбинат" <6>.
--------------------------------
<4> См.: В 2018 г. продолжился рост основных показателей рыбной отрасли России. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/26838-v-2018-godu-prodolzhilsya-rost-osnovnykh-pokazatelej-rybnoj-otrasli-rossii.
<5> См.: Завершен первый этап строительства рыбного терминала на Камчатке. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/25102-zavershjon-pervyj-pervyj-etap-stroitelstva-rybnogo-terminala-na-kamchatke.
<6> См.: До конца года в Архангельске откроется современный рыбоперерабатывающий завод. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/26784-do-kontsa-goda-v-arkhangelske-otkroetsya-sovremennyj-rybopererabatyvayushchij-zavod.

Некоторые зарубежные аналоги. При разработке изучаемого правового института использовался и зарубежный опыт. Относительным зарубежным аналогом инвестиционных квот является такое правовое средство, как судовые квоты. В силу ст. ст. 12 и 14 Закона Норвегии "Об управлении дикими живыми морскими ресурсами" уполномоченные органы власти могут издать предписание об установлении квот для отдельных судов (выражаются в объеме вылова, количестве экземпляров, судосутках). Названные положения Закона Норвегии не касаются, однако, заводов рыбохозяйственного комплекса.
В Канаде существует правовое средство индивидуальной судовой квоты (Individual Vessel Quota) - один из способов распределения долей общего разрешенного вылова (Total Allowable Catch) в пользу рыболовов <7>. Пределы этих квот выражены в килограммах (тоннах) или единицах рыбы, они определяются на основании решений, принимаемых уполномоченными органами провинций Канады. Так, определение пределов судовых квот, а также сезона осуществления рыболовства в провинции Британская Колумбия опирается на правила, разработанные в отношении специальной зоны <8>.
--------------------------------
<7> См.: Вопросы приватизации и лицензирования квот в системе канадского рыболовства (на англ. яз). URL: https://sencanada.ca/content/sen/committee/362/fish/rep/rep03dec98part1-e.htm.
<8> URL: https://iphc.int/management/fisheries/commercial-fisheries/directed-iphc-regulatory-area-2b.

Программа судового квотирования берет свое начало в Канаде в 1991 г., когда она впервые была применена при ограничении вылова палтуса. В настоящее время индивидуальные судовые квоты определяются на основании государственных программ, разрабатываемых уполномоченными органами власти Канады (например, Ведомством по развитию придонных рыб). Примерно 80% общего разрешенного вылова распределяется в пользу траулеров в виде индивидуальной судовой квоты, остальные 20% распределяются на основании рекомендаций названного ведомства.
Однако опыт судовых квот ряда стран (Канада, Исландия) подчас приводил к превышению мощностей рыболовного флота над имеющимися запасами "рыбы в воде". Поскольку нависла угроза перевылова водных биоресурсов, судовладельцам пришлось сдавать в аренду свои суда в другие страны. Это также следует учитывать при формировании отечественных правовых подходов в области рыбного хозяйства <9>.
--------------------------------
<9> См.: Сиваков Д.О., Шульга С.В., Шаляпин Г.П. Правовое обеспечение развития рыбного хозяйства в России и за рубежом. LAP Lambert Academic Publising, 2018. С. 110; Сиваков Д.О. Модель ответственного рыболовства и отечественное законодательство // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. N 3. С. 512 - 518.

Приведем еще один зарубежный аналог инвестиционных квот, связанный с наиболее удаленными регионами. В США в Законе Магнусона-Стивенса "О защите рыболовства и управлении им" термин "квота на развитие сообщества" применяется в отношении программы квот на развитие сообщества Западной Аляски (ст. ст. 109 - 241, 109 - 479). Согласно указанным нормам права в США формируется программа квот на развитие сообщества Западной Аляски, которая преследует следующие цели:
наделение единиц компактного проживания коренных малочисленных народов Западной Аляски возможностями по участию и инвестированию в рыболовство в пределах территорий (акваторий) Берингова моря и Алеутских островов;
поддержку экономического развития и построение устойчивой и диверсифицированной региональной экономики Западной Аляски;
сокращение бедности и обеспечение экономического и социального блага для жителей Западной Аляски <10>.
--------------------------------
<10> Magnuson-Stevens Fishery Conservation and Management Act. N.Y., 2008. P. 109.

В связи с приведенными правовыми мерами регулирования отметим, что квоты на развитие сообщества касаются как экономики удаленного региона США, так и напрямую проживающих в нем коренных малочисленных народов. При этом данный правовой институт не акцентирован на рыбопромысловом флоте как таковом (в отличие от судовых квот).
Рассмотренные нами правовые институты судовых квот в Канаде, квот на развитие сообщества в США (Аляска) наводят на мысль о возможности и даже полезности регулирования подобного квотирования рыболовства на уровне субъектов Федерации.
Одновременно необходимо отметить, что их нельзя переносить на российское рыбное хозяйство автоматически: как без учета российских реалий, так и без учета зарубежных упущений. Хочется надеяться, что развитие флота и береговых объектов обеспечит рыбное хозяйство экологически ориентированными технологиями и не приведет к истощению (перевылову) водных биоресурсов.
Крабовые квоты. Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 86-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов" призван обеспечить прорыв в самом высокодоходном сегменте рыбного хозяйства.
Сущность этого Закона заключается в дальнейшем отходе от исторического принципа <11> распределения квот и закреплении электронного аукциона. В этом смысле Закон должен содействовать успешному развитию конкуренции в важной части рыбного хозяйства. Усиление конкуренции в части распределения прав на вылов крабов позволяет обеспечить ресурсосберегающие условия использования этих водных биоресурсов.
--------------------------------
<11> Из исторического принципа следует, что компания, ведущая добросовестный промысел, получает приоритетное право на квоты при новом распределении. Иными словами, она автоматически продляет свою квоту, а значит, может выстраивать долгосрочную стратегию развития.

Закон был подготовлен в связи с распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2018 г. N 1697-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карте") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы".
В каком-то смысле правовой институт "крабовых квот" эволюционно вышел из правового института инвестиционных квот. Оба названных института регламентируют вылов водных биоресурсов, относящихся к общим допустимым уловам. Однако первый касается только одной очень доходной группы видов водных биоресурсов - крабов <12>.
--------------------------------
<12> В биологической классификации это "инфраотряд" крабов.

Легальное определение договора названного вида, его существенные условия, положения в связи с объектами инвестиций во многом повторяют соответствующие характеристики договора о закреплении и предоставлении доли квоты вылова водных биоресурсов на инвестиционные цели. В силу положений этого Закона специальный вид договора о закреплении доли квоты вылова крабов в инвестиционных целях будет применяться в части двух видов рыболовства: промышленного и прибрежного. Аналогичное можно утверждать и в связи с инвестиционными квотами, не касающимися крабов.
Однако правовой институт крабовых квот в большей мере построен на торгах (аукционах), которые осуществляются в электронной форме. Размер и количество предметов аукциона в электронной форме по продаже права на заключение договора о закреплении и предоставлении доли квоты вылова крабов в инвестиционных целях устанавливаются Правительством РФ. Проведение аукционов в электронной форме обеспечивается оператором электронной площадки из числа операторов электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством о контрактной системе. На победителей торгов на право заключения договора этого вида будут возлагаться обязательства по строительству флота для вылова краба. В Законе закреплены и основания для досрочного расторжения договора о закреплении и предоставлении доли квоты.
Недавно принятый Закон потребует принятия ряда подзаконных актов. Ожидаются постановления Правительства РФ об утверждении перечня видов крабов в определенных районах добычи, требований к проектам, сроков их реализации, требований к объектам строительства (в том числе их технические характеристики).
С теоретической точки зрения "крабовые квоты" представляются автору институтом, близким к инвестиционным квотам по своему происхождению, назначению и характеристикам. Однако "крабовые квоты" нуждаются в отдельном подробном и всестороннем исследовании, в ходе которого во всей полноте раскроются достоинства и недостатки данного правового института.
По мнению Росрыболовства, продажа крабовых квот в 2019 - 2020 гг. принесет в федеральный бюджет дополнительный доход - около 82 млрд руб. В то же время руководители ряда субъектов РФ и отраслевые ассоциации при обсуждении законопроекта указывали на высокие социально-экономические риски в связи с изъятием у действующих предприятий половины сырьевого ресурса. Бюджеты приморских регионов в результате аукционов, по расчетам местных властей, могут потерять сотни миллионов рублей <13>.
--------------------------------
<13> URL: https://fishnews.ru/news/36311.

Выводы. В настоящее время обеспечивается паритет разных принципов и способов распределения прав на вылов водных биоресурсов, что свидетельствует о гибкости правового регулирования. С одной стороны, сохраняется исторический принцип распределения прав на вылов, а с другой стороны, имеют место правовые институты (инвестиционных и крабовых квот), которые призваны - обеспечить широкую конкуренцию между субъектами предпринимательской деятельности в области рыбного хозяйства. Возможно, изменения в законодательстве помогут рыбному хозяйству России вступить в стадию инновационного развития, в рамках которой сохранение водных биоресурсов будет максимальным.

Библиографический список

  1. Боголюбов С.А. и др. Институты экологического права. М., 2010.
  2. Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л. и др. Законодательство о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов в вопросах и ответах: Науч.-практ. пособие / Рук. авт. кол. Д.О. Сиваков. М., 2014.
  3. В 2018 г. продолжился рост основных показателей рыбной отрасли России. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/26838-v-2018-godu-prodolzhilsya-rost-osnovnykh-pokazatelej-rybnoj-otrasli-rossii.
  4. Вопросы приватизации и лицензирования квот в системе канадского рыболовства (на англ. яз). URL: https://sencanada.ca/content/sen/committee/362/fish/rep/rep03dec98part1-e.htm.
  5. До конца года в Архангельске откроется современный рыбоперерабатывающий завод. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/26784-do-kontsa-goda-v-arkhangelske-otkroetsya-sovremennyj-rybopererabatyvayushchij-zavod.
  6. Завершен первый этап строительства рыбного терминала на Камчатке. URL: http://fish.gov.ru/press-tsentr/novosti/25102-zavershjon-pervyj-pervyj-etap-stroitelstva-rybnogo-terminala-na-kamchatke.
  7. Кац Е.С. Системе договорных отношений в рыбном хозяйстве нужен глубокий анализ. URL: http://fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/7473.
  8. Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) / Под ред. И.В. Шопена // СПС "КонсультантПлюс".
  9. Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (постатейный) / Под ред. О.Л. Дубовик // СПС "КонсультантПлюс".
  10. Научные концепции развития российского законодательства / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015.
  11. Правовое регулирование использования и охраны биологических ресурсов: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. Е.Л. Минина. М., 2016.
  12. Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2009.
  13. Саммит АТЭС: правовые механизмы региональной интеграции: Монография / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2012.
  14. Сиваков Д.О. Модель ответственного рыболовства и отечественное законодательство // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. N 3.
  15. Сиваков Д.О., Шульга С.В., Шаляпин Г.П. Правовое обеспечение развития рыбного хозяйства в России и за рубежом. LAP lambert Academic Publising PU, 2018.
  16. Экономические казусы законодательства: Монография / Под ред. Н.М. Казанцева. М., 2019.
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑