Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

19.06.2020

Законопроект обусловлен масштабным распространением режима работы вне стационарных рабочих мест, в связи  продолжающейся эпидемией Covid-19. Принятие изменений в Трудовой кодекс будет окажет содействие развитию взаимоотношений между работниками и работодателями в сфере дистанционной и удаленной работы, законодательно закрепит их новые права и обязанности.

подробнее
16.06.2020

Принятие данного законопроекта позволит создать условия для совершенствования систем оплаты труда различных категорий работников бюджетной сферы. Дополнительная оценка социально-экономических, финансовых и иных последствий будет проводиться при подготовке соответствующих нормативных правовых актов.

подробнее
09.06.2020

Внесенным Правительством РФ в Государственную Думу законопроектом, предлагаются изменения в пенсионное законодательство, касающиеся распространения на адвокатов-военных пенсионеров механизма добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования (Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В.)

Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования (Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В.)

Дата размещения статьи: 19.06.2020

Конституционное право граждан на социальное обеспечение: динамика правового регулирования (Рубанова М.Е., Портенко Н.Н., Масляков В.В.)

На протяжении жизни гражданам Российской Федерации в соответствии с законодательством государством предоставляется социальное обеспечение в связи с состоянием здоровья, трудоспособностью, возрастом, в тяжелых семейных ситуациях и иных случаях [1, 3].
Государство, заботясь о благосостоянии населения, постоянно дополняет систему пособий новыми видами, направленными на улучшение демографической ситуации в стране, нивелирование социальных рисков и т.п., поскольку "добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения поощряются" <1>. В связи с этим в нормативно-правовые акты, регулирующие социальное обеспечение, вносятся изменения и дополнения, что приводит к различному толкованию и коллизии закона в данной области права. Все это говорит о необходимости определения направлений развития законодательства в сфере социального обеспечения Российской Федерации, которые помогут определить перспективы совершенствования данного законодательства, что обеспечит гарантию конституционного права граждан на социальное обеспечение [5].
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

Гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 39 определяет, что социальные пособия устанавливаются законом <2>. К их числу относятся:
--------------------------------
<2> Там же.

- Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 27.12.2018) <3>, регулирующий отношения в области предоставления пособий малообеспеченным семьям и/или одиноким гражданам;
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.

- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ред. от 29.07.2018) <4>, который в целях обеспечения финансовой поддержки семьи определяет правовые основы обеспечения пособиями лиц, у которых есть дети;
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.

- Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (ред. от 11.12.2018) <5>, регулирующий отношения, связанные с выплатой пособий по безработице;
--------------------------------
<5> Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" <6>, который является правовой базой, закрепляющей условия, размеры и порядок предоставления ежемесячных пособий по уходу за ребенком, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.

- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (ред. от 23.05.2018) <7>, определяющий правовые основы назначения социальных выплат на погребение.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 146.

Указанный перечень нормативных актов подтверждает разбросанность юридических норм, регулирующих выплату пособий, по правовым актам, не связанным между собой, что затрудняет их применение на практике и вызывает несогласованность данных правовых предписаний, как было отмечено выше.
Следует согласиться с мнением В.А. Игольниковой о том, что в настоящее время в законодательстве о социальном обеспечении взят курс на дифференциацию правового регулирования в зависимости от организационно-правовой формы (страховой или нестраховой), в которой осуществляется предоставление гражданам социальных выплат. Такое деление вызвано изменениями в экономике, законодательным закреплением различных форм собственности, развитием рыночных отношений [4].
В современном российском законодательстве предусмотрена выплата пособий как из бюджетных средств, так и из средств фонда обязательного страхования. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (ред. от 03.08.2018) <8> в ст. 8 определяет виды пособий, предоставляемых на страховой основе, например пособия, связанные с материнством; с трудовой деятельностью и профессиональными заболеваниями; со смертью гражданина. В то же время в законодательстве нет единого подхода к использованию источников финансирования данных выплат: один вид выплат может производиться как из государственного Фонда социального страхования, так и за счет бюджетных средств.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" // СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

Исходя из того, как достигаются цели социального обеспечения, можно судить об эффективности системы пособий.
В зависимости от целевого назначения, в праве социального обеспечения дается следующая классификация пособий: пособия, призванные обеспечить полностью или в части временно утраченный заработок; пособия, направленные на оказание помощи в связи с наступлением тех или иных жизненных ситуаций [6]. Таким образом, размер некоторых видов пособий влияет на эффективность предоставляемых государством выплат.
В соответствии с законодательством размер пособий устанавливается либо в процентном соотношении к заработку лица, либо в твердой денежной сумме. В случае определения выплаты твердой денежной суммой она хаотично пересматривается в сторону повышения, независимо от роста цен (например, пособие на погребение), либо не изменяется (например, пособие беженцам). Установленное 1 января 2008 г. индексирование размера государственных выплат лицам, у которых на иждивении есть дети, в зависимости от роста инфляции, является положительным моментом совершенствования законов в этой сфере [7]. Мы считаем, что индексацию следовало бы применять и в отношении размеров иных пособий, устанавливаемых в твердом денежном выражении, что способствовало бы их адаптации в изменяющихся условиях современной экономики.
Конституция РФ в ст. 7 гарантирует гражданам получение пенсий, пособий и иных мер социальной защиты, которые направлены на улучшение качества жизни и развитие гражданина <9>. Ориентиром в определении размеров пособий является прожиточный минимум.
--------------------------------
<9> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (ред. от 29.07.2018) <10> в прожиточный минимум входит минимальный набор как продовольственных, так и непродовольственных товаров, услуг, направленных на сохранение здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности, который рассчитывается на каждый квартал как в целом по Российской Федерации, так и в каждом регионе для следующих категорий: трудоспособных граждан, детей и пенсионеров. В случае отсутствия у гражданина иного дохода пособия не должны быть менее чем прожиточный минимум.
--------------------------------
<10> Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4904.

Анализируя законодательство в сфере социального обеспечения, Т.С. Гусева отмечает, что в настоящее время, с одной стороны, социальное обеспечение движется к идеалу, когда человек, находящийся в сложной жизненной ситуации, может надеяться на государственную поддержку. С другой стороны, законодатель отдает предпочтение адресной социальной поддержке, определяя более узкий круг нуждающихся лиц, исходя из их материального положения <11>. В связи с тем что большинство пособий в Российской Федерации поставлено в зависимость от финансового благополучия граждан, для законодательства о пособиях субъектов Российской Федерации адресное предоставление является более характерной чертой.
--------------------------------
<11> Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях // Российский юридический журнал. 2010. N 6. С. 146.

Поскольку социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, законодательство о пособиях в России является двухуровневым.
На основании проведенного исследования можно определить следующие пути совершенствования законодательства в сфере социального обеспечения: разбросанность юридических норм, регулирующих социальные выплаты по не связанным между собой правовым актом, что затрудняет их применение на практике; в законодательстве отсутствует единый подход к использованию источников финансирования данных выплат; индексацию необходимо применять и в отношении размеров иных пособий, устанавливаемых в твердом денежном выражении; большинство пособий в Российской Федерации напрямую зависит от материального благосостояния лица, для законодательства о пособиях субъектов Российской Федерации адресное предоставление является более характерной чертой.
Все это указывает на необходимость формирования новых рычагов социального обеспечения, создающих условия для более рационального освоения денежных средств бюджетных и внебюджетных фондов на социальную поддержку гражданина, а также способствующих гарантии конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Литература

1. Внукова В.А. Проблемы применения юридической ответственности в сфере здравоохранения / В.А. Внукова // Медицинское право. 2018. N 4. С. 18 - 23.
2. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития российского законодательства о пособиях / Т.С. Гусева // Российский юридический журнал. 2010. N 6 (75). С. 146 - 151.
3. Заборовская Ю.М. Особенности медико-социального и материально-бытового обеспечения осужденных инвалидов / Ю.М. Заборовская // Медицинское право. 2018. N 1. С. 52 - 55.
4. Игольникова В.А. Источники права и правоотношения в сфере регулирования социальной деятельности государства / В.А. Игольникова // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 6. С. 7 - 9.
5. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: Монография / С.И. Кобзева. Москва: Проспект, 2013. 266 с.
6. Николаева Е.Ю. Право социального обеспечения / Е.Ю. Николаева. Москва: РИОР, Инфра-М, 2017. 559 с.
7. Телегина Т.Д. Право социального обеспечения в вопросах и ответах / Т.Д. Телегина. Москва: ТК Велби, Проспект, 2015. 208 с.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑