Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Криминогенные факторы, обусловливающие вооруженные нападения обучающихся (выпускников) в образовательных организациях (Орлова М.С.)

Криминогенные факторы, обусловливающие вооруженные нападения обучающихся (выпускников) в образовательных организациях (Орлова М.С.)

Дата размещения статьи: 19.12.2023

Криминогенные факторы, обусловливающие вооруженные нападения обучающихся (выпускников) в образовательных организациях (Орлова М.С.)

В последнее десятилетие вооруженные нападения, совершаемые обучающимися (выпускниками) в образовательных организациях, стали новой реальностью современной России. В отечественной криминологической науке постулируется, что преступность всегда вторична и является лишь следствием других явлений и процессов, которые именуются причинами и условиями. В ряде случаев, в силу своей относительной новизны и незондированности, причины и условия консолидируются под единым понятием - криминогенные факторы.

На текущий момент проблеме вооруженных нападений в образовательных организациях отводится все более пристальное внимание. Учеными и практиками предлагаются меры по профилактике и предупреждению преступлений данного характера. Однако все это невозможно без определения точного причинно-условного комплекса, влияющего на совершение преступления.

Отмечается, что современная криминология характеризуется преимущественно узкой направленностью изучения отдельных преступных явлений. Одним из таких явлений являются вооруженные нападения, совершаемые обучающимися (выпускниками) в образовательных организациях. В том числе, несмотря на множество точек зрения, касающихся причины и условия таких нападений, вопрос детерминации по-прежнему остается открыт.

Получить более полную картину можно, обратившись к некоторым ранее сформулированным выводам, содержащим социально-демографические характеристики личности нападавшего.

В ходе ранее проведенных исследований были получены следующие результаты: преступления совершались лицами мужского пола; в 96% случаев они совершались единолично; в 98% случаев молодые люди являлись обучающимися или выпускниками образовательных организаций, на которые нападали; возраст преступника варьируется от 14 до 19 лет; наиболее часто преступления совершались в возрасте 15 и 18 лет; практически во всех случаях совершившее преступление лицо проживало с семьей, за редким исключением преступники, которые, как Ильназ Галявиев (известный в СМИ как "Казанский стрелок"), проживали отдельно; все семьи, в которых воспитывались обучающиеся (выпускники), были внешне благополучными, не состояли на учете; в большинстве случаев обучающиеся (выпускники) образовательных организаций проявляли активный интерес к оружию; у многих оружие находилось дома, более половины (80%) изученных личностей увлекались компьютерными играми <1>.
--------------------------------
<1> Орлова М.С. Некоторые криминологические особенности личности обучающихся (выпускников), совершивших вооруженные нападения на образовательные организации // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N 2. С. 179 - 180.

Перечисленные характеристики способствуют формированию более точных выводов, содержащих в себе основные факторы, которые выступают неким триггером, подталкивающим лицо к совершению вооруженного нападения в стенах образовательных организаций.

Одной из последних трагедий, произошедших в 2022 г., стало вооруженное нападение, совершенное 26 сентября в школе N 88 г. Ижевска ее бывшим учеником - 34-летним Артемом Казанцевым. В ходе нападения были лишены жизни 17 человек, 24 человека получили ранения. Сложившаяся ситуация в очередной раз свидетельствует о несовершенстве системы существующих мер профилактики и предупреждения, направленных на пресечение и предупреждение преступлений, связанных с массовыми убийствами в образовательных организациях.

Российские и зарубежные ученые не раз высказывали мнение относительно основных криминогенных факторов, влияющих на совершение вооруженных нападений в образовательных организациях.

Обобщающую позицию относительно причинно-условного комплекса детерминаций обозначил В.О. Карпов. К основным источникам формирования преступного поведения "стрелков" автор относит: негативную обстановку в семье, социальный остракизм со стороны сверстников, влияние компьютерных игр с элементами жестокости, влияющих на психоповедение, личные психологические проблемы и дисфункции (различные комплексы, депрессии), деструкции здоровья <2>.
--------------------------------
<2> Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9. N 4. С. 442 - 446.

Иные авторы выделяют такие криминогенные факторы, как: социальная изоляция, психологические и психические травмы, влияние социальных институтов, заключающихся в наличии различного "треш-контента" в сети Интернет и медиапространстве <3>.
--------------------------------
<3> Гадельшин А.А., Потапов Е.А. Оружейная культура в РФ. Причины скулшутинга и пути его предотвращения // Вопросы российской юстиции. 2021. N 13. С. 186.

Несомненно, все обозначенные факторы играют роль в формировании преступных наклонностей у молодых личностей. Обращаясь к практике, рассмотрим некоторые из них.

Основными причинами трагедии, произошедшей осенью 2021 г. в г. Перми, когда первокурсник Тимур Бекмансуров приехал в высшее учебное заведение с охотничьим оружием и расстрелял 6 человек, около 20 получили ранения, по мнению большинства экспертов, стали увлечения юношей деструктивным-контентом ("Колумбайн"), о чем свидетельствует внешний вид в момент нападения и выбор оружия, из которого стрелок производил выстрелы. Напомним, что в 2018 г. напавший в Керчинском политехническом колледже - Владислав Росляков имел схожий внешний вид. На нем была надета футболка с надписью "ненависть", а в руках он держал гладкоствольное ружье 12-го калибра. Из схожего оружия кумиры Рослякова Эрик Клиболд и Дилан Харрис совершили нападение. Из письма "Пермского стрелка", опубликованного им на своей странице в социальной сети, можно обнаружить другие особенности, свидетельствующие о наличии у молодого человека психических отклонений, проявляющихся во влечении к причинению боли, звоне в голове, ненависти к окружающим и себе, отсутствии эмпатии.

Причинами ранее упомянутой трагедии, произошедшей в сентябре 2022 г., эксперты называют чрезмерную увлеченность преступника видеоиграми, а также наличие психического расстройства - шизофрении. Однако можно ли точно утверждать, что именно видеоигры стали ключевым звеном в причинно-следственной связи между вооруженным нападением и действием преступника. Интересным фактом в этой истории является и то, что нападавший (Артем Казанцев) ранее совершал насильственные действия с применением оружия в отношении людей, имел суицидальные наклонности, в связи с чем не смог продолжить службу в армии, однако по решению суда и на основании медицинской экспертизы не был привлечен к ответственности. В последующем молодой человек находился на амбулаторном лечении в психоневрологическом диспансере. В таком случае встает вопрос, можно ли было избежать трагедии, заблаговременно изолировав Артема Казанцева или предприняв необходимые меры по осуществлению контроля за действиями и приемом лекарственных препаратов молодым человеком?

Не стоит исключать из числа наиболее значимых факторов, влияющих на совершение вооруженного нападения в образовательных организациях, проблемы системы образования, в частности вопросы, касающиеся воспитательного сектора. Считается, что школа - второй по значимости воспитатель. На протяжении долгого исторического периода времени образовательная организация занималась не только развитием и обучением детей и подростков, но и значительную часть времени уделяла воспитательной работе, нравственному образованию. На современном этапе заметна яркая переориентация образовательных организаций исключительно на процесс образования. В гонке за высокими рейтингами снизился общий уровень культуры и кругозора учащихся. Большая часть опрошенных респондентов среди педагогов и родителей считают, что сама школа, какие бы усилия она ни прилагала, сегодня не может справиться с формированием нравственных основ личности ребенка. Главным воспитателем должна быть семья - подчеркнули 80% родителей. Нужно активизировать сотрудничество семьи и школы с тем, чтобы родители больше включались в воспитание и образование детей - считают педагоги.

Одной из глобальных проблем современной образовательной среды является буллинг подростков (кибербуллинг) со стороны сверстников, а порой и преподавателей.
В ходе исследования был проведен опрос среди граждан разных возрастных групп от 7 до 65 лет, направленный на выявление буллинга. Так, было выяснено, что, согласно ответам респондентов, примерно 53% опрошенных сталкивались с агрессией еще будучи учащимися. При этом практически 30% всех опрошенных респондентов сообщили, что чаще всего сталкивались с психологическим проявлением агрессии, 26,4% - с ее физической формой, остальные 43,6% высказались об иных формах травли. Кроме того, каждый пятый участник из тех, кто сталкивался с агрессией в школе, заявил, что агрессия исходила со стороны учителей, в остальных случаях агрессия проявлялась со стороны родителей других учеников, одноклассников и сотрудников образовательных организаций. При этом лишь небольшая часть подвергшихся травле обратились в полицию, большинство предпочитают делиться проблемой только с родителями и друзьями.

Одной из реакций на рост агрессии и жестокости среди подростков в стенах образовательных организаций стал законопроект о борьбе со школьным буллингом, инициированный группой депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Представляется, что законопроект в случае его принятия станет первичной базой для проведения комплексной программы профилактики травли. Положения, содержащиеся в законопроекте, не только закрепят понятия "жертва", "организатор", "наблюдатель травли" и т.д. на государственном уровне путем внесения изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании", но и предположат привлечение к ответственности субъектов, на которых законом возложена обязанность по воспитанию обучающихся - образовательные организации и родителей. Вступление в законную силу указанной нормы позволит заложить основной фундамент для дальнейшего развития государственных программ и стандартов, касающихся вопросов профилактики травли.

Научные исследования выявили и другие факторы риска, например, интерес нападавших к информации, содержащейся в средствах массовой информации. Зачастую данная информация носит популяризированный характер и вызывает не ужас у молодых читателей, а чрезмерный интерес и героизацию нападавших. Молодые люди, насмотревшись на своих "кумиров", мечтают повторить "подвиг" предшественников, а порой и превзойти своих учителей.

В то же время наиболее частым вопросом, возникающим при исследовании вооруженных нападений в образовательных организациях, является "откуда у подростков оружие?". Известно, что существует несколько основных способов его приобретения: законное приобретение, незаконное приобретение посредством DarkNet, телеграм-каналов или других информационных серверов и др. В связи с этим при рассмотрении вопросов, связанных с предупреждением и профилактикой вооруженных нападений в образовательных организациях, следует обратить внимание на сферу оружейной культуры.

Вышерассмотренные криминогенные факторы имеют сложную структуру и, как правило, оказывают влияние в комплексе, в то же время остается открытым вопрос, почему в ряде случаев данные факторы не влияют на деструктивность правосознания лица, а в иных случаях являются ключевыми для совершения им преступного деяния.

Например, на сегодняшний день нельзя дать однозначный ответ относительно пагубного влияния компьютерных игр на совершение личностью вооруженного нападения в образовательной организации. Согласно статистике, порядка 30% жителей нашей планеты играют в видеоигры ежедневно, а наиболее популярными (35%) являются шутеры. Однако лица с девиантным поведением, проявляющие агрессию и жестокость в отношении окружающих, среди любителей компьютерных игр практически отсутствуют. Но, несмотря на это, нельзя однозначно утверждать, что причина агрессивного поведения заключается исключительно в увлечении "стрелялками".

Одной из причин, когда перечисленный комплекс факторов приводит к трагедии, является психотравмирующая ситуация и (или) наличие у лица психоневрологической проблемы. Чаще всего душевное потрясение происходит в детстве или в подростковом возрасте, когда родители и учителя не способны заметить изменения в поведении и внешнем виде ребенка, ссылаясь на возрастные особенности развития личности. В последующем случайное влияние одного или нескольких обозначенных в статье факторов является неким триггером для запуска механизма по формированию у лица преступного поведения.

Экспертами в области психологии и психиатрии делается акцент на наличии у лиц, совершивших нападения и (или) готовящих их, схожего психического ядра. Отмечается, что при формировании вокруг таких личностей негативной обстановки у них возникает определенное состояние психики, которое длится значительный период времени, тем самым вырабатывая ненавистное отношение ко всему окружающему. В последующем жизнь перестает иметь ценность: как своя, так и чужая, и все чаще возникают мысли, транслирующие агрессию и аутоагрессию.

Совокупность основных вышеперечисленных криминогенных факторов является своеобразным "спусковым механизмом" в совершении вооруженного нападения обучающимся (выпускником) в образовательной организации. Большая часть таких факторов носит длительный характер воздействия и годами оказывает негативное влияние на психику личности. В последующем случайное действие со стороны может послужить "выстрелом", который приведет к трагедии. В то же время внимательное отношение со стороны родителей, преподавателей, психологов, медицинских работников и служб, оказывающих профилактическое и предупредительное воздействие, позволило бы избежать трагедии в большинстве случаев.

Литература

1. Гадельшин А.А. Оружейная культура в РФ. Причины скулшутинга и пути его предотвращения / А.А. Гадельшин, Е.А. Потапов // Вопросы российской юстиции. 2021. N 13. С. 183 - 189.
2. Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах / В.О. Карпов // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9. N 4. С. 442 - 446.
3. Орлова М.С. Некоторые криминологические особенности личности обучающихся (выпускников), совершивших вооруженные нападения на образовательные организации / М.С. Орлова // Вестник Московского университета МВД России. 2022. N 2. С. 177 - 180.

Международное молодежное движение "Колумбайн" (другое используемое наименование "Скулшутинг") - запрещенная в России террористическая организация.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑