Все о трудовом праве
Разделы:
Последние новости:

30.01.2024

Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.

подробнее
26.01.2024

Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.

подробнее
24.01.2024

Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > В Трудовом кодексе хотят закрепить дополнительные права трудового инспектора (Турбина О.)

В Трудовом кодексе хотят закрепить дополнительные права трудового инспектора (Турбина О.)

Дата размещения статьи: 19.12.2023

В Трудовом кодексе хотят закрепить дополнительные права трудового инспектора (Турбина О.)

Соответствующий проект федерального закона опубликован на официальном портале для размещения проектов нормативно-правовых актов. Минтруд планирует, что изменения вступят в силу 1 марта 2025 г. Публичное обсуждение проекта будет завершено 1 декабря 2023 г. 

Отметим, что проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан по результатам анализа правоприменительной практики положений нормативно-правового регулирования при организации и осуществлении федеральной инспекцией труда контрольных мероприятий по специальной оценке условий труда (СОУТ) и соблюдению требований законодательства о ее проведении. Также законопроектом предлагается закрепить в Трудовом кодексе РФ полномочия и права инспектора труда при расследовании несчастных случаев на производстве.

Как указывает трудовое ведомство, существующая сегодня законодательная конструкция проведения проверок не позволяет обеспечить:

- контроль за деятельностью организаций, осуществляющих СОУТ по соблюдению соответствующего законодательства;

- применение прав инспекторов труда при расследовании несчастных случаев на производстве.

Затронем вопрос, связанный с СОУТ. Минтруд обращает внимание, что некачественно проведенная СОУТ влияет на установление работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, организацию обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, на подтверждение стажа на льготное пенсионное обеспечение и т.д.

Приведем статистику. В реестре организаций, осуществляющих СОУТ, находится 397 аккредитованных организаций, из них у 26 по требованию Федеральной службы по аккредитации приостановлена деятельность.

Практика контрольной деятельности свидетельствует о нарушениях законодательства о СОУТ в организациях, что влияет на качество и результаты ее проведения. По сведениям Роструда, с 1 января по 1 июля 2023 г. федеральной инспекцией труда было установлено 54 нарушения законодательства о СОУТ организациями, которые должны ее проводить.

Минтруд своим законопроектом предлагает устранить обозначенные пробелы.

Он отмечает, что оценка соблюдения обязательных требований, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В свою очередь, для федеральной инспекции труда установлен предмет контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 353 ТК РФ). Предметом является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о СОУТ.

Как указывает Минтруд, организации, осуществляющие СОУТ, занимаются профессиональной деятельностью, выполняя работу по ее проведению у работодателя на основании гражданско-правового договора, и в этом случае закон не относит их к работодателям.

Законопроектом планируют внести изменения в ч. 2 ст. 353 ТК РФ. Эти корректировки связаны с тем, что предметом контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства является теперь и законодательство о СОУТ.

Теперь остановимся на вопросе наделения инспекторов труда правами при расследовании несчастных случаев.

Действующим нормативно-правовым регулированием проведения проверок и расследования несчастных случаев определено, что инспекторы при расследовании несчастных случаев не наделены полномочиями по принятию мер при выявленных в ходе расследования несчастного случая нарушениях нормативных требований охраны труда, которые могут привести к новому несчастному случаю, аварии.

Минтруд указывает, что в соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ к госконтролю не относится расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве. Также установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений выдается только после оформления акта проверки (п. 2 ч. 2 ст. 90 Федерального закона N 248-ФЗ).

Согласно основному полномочию федеральной инспекции труда, регламентированному ст. 356 ТК РФ, она принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно.

Исходя из анализа норм трудового законодательства, права инспекторов труда, выражающиеся в выдаче предписаний, предусмотренных ст. 357 ТК РФ, а также полномочиях по привлечению организаций к административной ответственности в рамках расследования несчастного случая, федеральными законами, подзаконными актами прямо не предусмотрены. Исключение составляет возможность выдачи предписания по результатам дополнительного расследования (ст. 229.3 ТК РФ).

К тому же непринятие мер по устранению выявленных нарушений в ходе расследования несчастного случая может явиться прямой причинно-следственной связью причинения работникам, а также иным гражданам вреда жизни или здоровью и, как следствие, повлечь наступление тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом.

Для этих целей законопроектом предусмотрены следующие права инспекторов при расследовании несчастных случаев:

- запрашивать и безвозмездно получать документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию;

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлением соответствующего акта;

- предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

- направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке соответствующее обучение по охране труда, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

- составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

Немного статистики. По данным Роструда, в 2022 г. количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших по причине:

- недостатков в организации и проведении подготовки работников по охране труда составило 180 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, что составляет 3,2% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями (5 749);

- неприменения средств индивидуальной и коллективной защиты - 205 случаев, что составляет 3,6% от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями.

Количество неисполненных предписаний, выданных по результатам расследования несчастных случаев, связанных с оформлением актов о несчастном случае на производстве, свидетельствует о наличии негативной тенденции:

- в 2019 году - 18;

- в 2020 году - 30;

- в 2021 году - 26;

- в 2022 году - 36.

Таким образом, наделение инспекторов труда правами при расследовании несчастных случаев (корректировка ст. 357.1 ТК РФ) позволит обеспечить принятие мер при неисполнении решений, принятых при расследовании несчастных случаев, в рамках законодательства об административных правонарушениях, в рамках инициирования контрольных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ, а также по обращению в суд с требованием о принудительном выполнении предписания государственного инспектора труда.

 
Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2024. Все права защищены
↑