Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 19.12.2023
В деле о банкротстве застройщика объекты незавершенного строительства реализуются, деньги от продажи распределяются между участниками долевого строительства. Вправе ли банк взыскать эти деньги с заемщика - участника долевого строительства, если в залоге у банка находится право требования передачи квартиры? Расскажем об этом на примерах из судебной практики.
Вопрос о распространении залога на денежное возмещение, полученное залогодателем взамен заложенного имущества, остается нерешенным.
ГК РФ (п. 2 ст. 334) закрепляет случаи, когда залогодержатель вправе удовлетворить свои требования за счет полученного возмещения. Этот перечень не закрытый и допускает удовлетворение требований залогодержателя за счет возмещения в иных предусмотренных законом ситуациях.
Одна из них описана в ч. 4 ст. 77.2 Закона N 102-ФЗ <1>: залогодержатель имеет право на удовлетворение своих требований за счет денежных средств, причитающихся участнику долевого строительства в предусмотренных законом случаях возникновения у застройщика обязанности по выплате обеспечения или возмещения участнику долевого строительства.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
К примеру, обязанность выплатить возмещение участнику долевого строительства возникает при реализации объекта незавершенного строительства в деле о банкротстве застройщика.
Рассмотрим конкретный случай.
Иванов А. взял кредит в банке и передал в залог права требования передачи квартир по договору участия в долевом строительстве. Застройщика признали банкротом, Иванов А. включился в реестр передачи жилых помещений. Банку во включении в реестр передачи жилых помещений отказано, так как на момент предъявления требования договор участия в долевом строительстве прекращен в связи с принятием арбитражным судом решения о реализации объекта незавершенного строительства.
Объект незавершенного строительства реализовали, деньги от реализации зачислены на специальный залоговый счет застройщика и еще не распределены Иванову А.
Здесь может иметь место принцип эластичности залога, введенный Р.С. Бевзенко: "Смысл этого свойства залога может быть выражен такой формулой: в связи с тем что залог - это право на ценность заложенного имущества, как бы ни изменялась внешняя форма, в которой существовала в момент установления залога эта ценность, залог сохраняется до тех пор, пока будет существовать фактический или юридический заменитель этой ценности" <2>.
--------------------------------
<2> См.: Бевзенко Р.С. Борьба за залог: третий этап реформы залогового права России // Вестник гражданского права. 2015. N 2. С. 32; данный термин Р.С. Бевзенко использовал и ранее.
В связи с этим возникает вопрос: вправе ли залогодержатель претендовать на денежные средства Иванова А., находящиеся на залоговом счете застройщика?
Исходя из приведенных норм, очевидно, что да.
Как строилась стратегия защиты банка в суде
Банк обратился в районный суд с иском об обращении взыскания на права требования по договору участия в долевом строительстве. В ходе рассмотрения иска арбитражный суд в деле о банкротстве застройщика принял решение о реализации объекта незавершенного строительства. В связи с этим банк уточнил свои требования в районном суде и потребовал обратить взыскание на деньги, причитающиеся Иванову А. и находящиеся на залоговом счете застройщика.
Суд отказал в уточнении иска, ссылаясь на то, что банк одновременно изменил предмет и основание иска, что недопустимо в силу ст. 39 ГПК РФ. Однако банк изменил только предмет иска - материально-правовое требование к Иванову А., основанием первого и второго требований оставался договор залога.
В итоге суд отказал в удовлетворении иска банка.
Основные выводы судов трех инстанций заключаются в том, что денежные средства не могут быть предметом залога, но залогодержатель не лишен возможности обратиться с иском о взыскании денежных средств, полученных залогодателем.
В данной ситуации банк как добросовестный участник правоотношений лишается права залога и права удовлетворить свои требования из ценности заложенной вещи.
Несмотря на наличие прямых норм, суд формально подошел к толкованию положений п. 2 ст. 334 ГК РФ - о преимущественном праве залогодержателя на возмещение, предоставляемое взамен заложенного имущества, и ч. 4 ст. 77.2 Закона N 102-ФЗ - о преимущественном удовлетворении требований залогодержателя за счет денежных средств, причитающихся дольщику при прекращении договора долевого участия.
Делая вывод о том, что предметом залога не могут быть деньги, суд не принял во внимание, что в нашем случае деньги не были распределены Иванову А., а находились на специальном банковском счете застройщика, предназначенном для расчетов с кредиторами при реализации предмета залога. Такие деньги возможно идентифицировать, они не смешиваются с иными деньгами, как, к примеру, при поступлении денег на расчетный счет.
По мнению суда, банк может обратить взыскание на деньги только в том случае, если у Иванова А. будет открыт залоговый счет, на который и будет зачислена компенсация от реализации объекта незавершенного строительства.
Следует отметить, что первоначальным предметом залога банка были права требования участника долевого строительства, которые в будущем могли трансформироваться в готовый объект - квартиру. В таком случае банк смог бы удовлетворить свои требования, обратив взыскание на квартиру.
Однако в связи с банкротством застройщика и принятием решения о реализации объекта незавершенного строительства права требования участника долевого строительства перестали существовать, а у Иванова А. появился эквивалентный заменитель вещи - право на получение денежных средств от реализации объекта незавершенного строительства.
В дальнейшем, при обращении в суд с иском о взыскании денег, полученных от реализации залога, требование банка трансформируется в обычное денежное обязательство и в случае банкротства Иванова А. банк утратит залоговый статус.
В другом (аналогичном) деле районный суд удовлетворил требование банка об обращении взыскания на деньги, находящиеся на счете застройщика, апелляция оставила в силе решение суда первой инстанции.
В нашем же деле апелляция оставила без изменения отказ суда первой инстанции, несмотря на положительный кейс.
Что говорит судебная практика
Верховный суд РФ в Определении от 23.06.2022 N 310-ЭС21-29244 по делу N А14-13801/2016 указал:
"В силу ст. 9 Закона N 214-ФЗ <3> в определенных случаях участник долевого строительства вправе отказаться от договора или по его требованию договор может быть расторгнут судом, последствием чего является обязанность застройщика возвратить участнику денежные средства, уплаченные им в счет цены договора, а также уплатить проценты на эту сумму за пользование указанными денежными средствами.
--------------------------------
<3> Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Права должника требовать от компании после расторжения договора... возврата вложенных в строительство квартиры денежных средств и уплаты процентов вытекают из закона и были подтверждены... судебными актами.
Эти права находятся в залоге у банка, и их реализация является предметом спорного требования банка.
Преимущественное перед другими кредиторами должника право банка на получение удовлетворения за счет денежных средств, причитающихся должнику от компании в связи с прекращением договора, следует из п. 2 ст. 334 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К какому способу получения исполнения включенного в реестр требования банк вынужден будет прибегнуть - обращению взыскания на причитающиеся должнику как участнику долевого строительства денежные средства либо квартиру - не имеет значения для признания того, что требование банка имеет статус обеспеченного правами из договора... и подлежит удовлетворению в качестве такового".
Исходя из норм ГК РФ и судебной практики статус залогодержателя предполагает возможность получения преимущественного удовлетворения не только от самого заложенного имущества, но и от денежных поступлений, с ним связанных.
Однако формальный подход судов к толкованию закона и отсутствие единообразной судебной практики создают ситуацию, в которой добросовестный залогодержатель лишается обеспечения, а залогодатель получает денежное возмещение, не обремененное залогом, что по сути "узаконивает" вывод такого имущества из-под залога.
Эта проблема в отсутствие решения может спровоцировать отказ банков в выдаче кредитов под залог прав требования, поскольку в случае банкротства застройщика, реализации объекта незавершенного строительства и распределения денег дольщику банк лишается залогового преимущества.
Для защиты прав банков законодателю необходимо закрепить в Законе N 214-ФЗ норму о том, что в случае реализации объекта незавершенного строительства в деле о банкротстве застройщика вместо залога прав требования участника долевого строительства в силу закона возникает залог компенсации. Этот вывод согласуется с позицией Верховного суда РФ, отраженной в Определении от 23.06.2022 N 310-ЭС21-29244 по делу N А14-13801/2016.