Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить (Иванова Е.)

Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить (Иванова Е.)

Дата размещения статьи: 22.09.2015

Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить (Иванова Е.)

 

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) ввел новую для работодателя процедуру - специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно с 1 января 2014 г., вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Понятие специальной оценки труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Вследствие проведения специальной оценки труда:
- работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):
- надомников;
- дистанционных работников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Кто проводит специальную оценку труда?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Когда проводится специальная оценка труда?

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н. Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н.
Специальная оценка проводится не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть, даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.
Надо отметить, что встречаются случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ):
- в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
- работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
- изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
- изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
- произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Как проводится специальная оценка труда?

Специальная оценка труда проходит в несколько этапов.
1 этап. Создание специальной комиссии.
Работодатель должен издать приказ (распоряжение) в свободной форме, которым утвердит состав и порядок работы этой комиссии. Число членов комиссии должно быть нечетным. Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель. Помимо него в комиссию входят специалист по охране труда и представители выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).
Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 5 - 7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Общество с ограниченной ответственностью "Сиеста"
(ООО "Сиеста")
ПРИКАЗ
от 10 мая 2015 г. N 15

О создании комиссии по специальной оценке условий труда

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", ст. 212 Трудового кодекса РФ и иными нормативно-правовыми актами и в целях организации выполнения работ по специальной оценке условий труда:

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда создать комиссию в следующем составе:
- Петров Алексей Викторович, заместитель генерального директора по общим вопросам - председатель комиссии, представитель работодателя;
- Емельянов Виктор Кириллович, инженер по охране труда;
- Голубева Александра Михайловна, делопроизводитель - член комиссии.
2. Комиссии в течение тридцати календарных дней со дня начала работ подготовить перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда.
3. Назначить Емельянова Виктора Кирилловича, инженера по охране труда, ответственным за соблюдение проведения измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса требованиям нормативных правовых актов по специальной оценке условий труда.
4. Назначить Голубеву Александру Михайловну, делопроизводителя, ответственной за хранение материалов специальной оценки условий труда.

Генеральный директор ООО "Сиеста" Семенов Н.В. Семенов

2 этап. Утвердить график специальной оценки труда.
График утверждается приказом (распоряжением) работодателя, составленным в свободной форме (ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
3 этап. Утвердить перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
До начала выполнения оценки комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. В этом перечне должны быть указаны аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). При их выявлении специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Обратите внимание, что аналогичными признаются рабочие места, если они отвечают в совокупности следующим условиям (ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ):
- эти места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на них сотрудники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, сырья;
- работающие на них сотрудники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
4 этап. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку.
С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.
5 этап. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Под идентификацией понимается сопоставление имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Указанный Классификатор утвержден Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Надо отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ):
- рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, в связи с работой на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры, входящие в специальную оценку, в отношении указанных рабочих мест проводятся.
Итак, идентификация осуществляется экспертом специализированной организации, а ее результаты утверждаются комиссией, созданной работодателем (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона). В отношении таких рабочих мест работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок ее подачи должны быть установлены Минтрудом России (ч. 1 и 2 ст. 11 Закона). Указанная декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о специальной оценке. При этом срок ее действия может быть продлен на следующие пять лет, если с работником, занятым на задекларированном рабочем месте, не произошел несчастный случай на производстве и если у него не выявлено профессиональное заболевание (ч. 4, 5 и 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Если же вредные и (или) опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
6 этап. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
Повторимся: исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов производятся в отношении всех оцениваемых рабочих мест, за исключением тех, по которым условия труда были признаны допустимыми. То есть исследованиям подлежат:
- рабочие места, на которых вредные и (или) опасные факторы выявлены по результатам идентификации;
- рабочие места, на которых идентификация не осуществляется (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Во время специальной оценки условий труда исследуются вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса.
К факторам производственной среды относятся (ч. 1 ст. 13 Закона N 426-ФЗ):
- физические факторы - аэрозоли, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, неионизирующие и ионизирующие излучения, параметры микроклимата, параметры световой среды;
- химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);
- биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
А к факторам трудового процесса (ч. 2 ст. 13 Закона N 426-ФЗ):
- тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;
- напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссией. Делается это исходя из (ч. 2 ст. 12 Закона N 426-ФЗ):
- государственных нормативных требований охраны труда;
- характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья;
- результатов ранее проводившихся исследований вредных и (или) опасных производственных факторов;
- предложений работников.
Непосредственные исследования (испытания) и измерения осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками специализированной организации (ч. 3 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
Результаты этих исследований оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 6 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
По результатам исследований (испытаний) и измерений эксперт специализированной организации относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
7 этап. Подведение итогов специальной оценки.
Специализированная организация составляет отчет о проведенной оценке. Указанный отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Форма этого отчета и инструкция по его заполнению должны быть утверждены Минтрудом России (ч. 3 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Обратите внимание, что указанный отчет составляется не только когда обнаружены вредные и (или) опасные факторы, но и когда условия труда на рабочих местах признаны допустимыми.
8 этап. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки.
Работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
9 этап. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя.
При наличии официального сайта работодатель должен организовать размещение на нем сводных данных о результатах проведения оценки, а именно публиковать информацию:
- об установленных классах (подклассах) условий труда;
- о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
10 этап. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган.
Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:
- до 1 января 2016 г. - в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона N 426-ФЗ);
- с 1 января 2016 г. - в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.
Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона N 426-ФЗ):
- оптимальные - 1 класс;
- допустимые - 2 класс;
- вредные - 3 класс;
- опасные - 4 класс.
Оптимальными являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают нормативов, установленных в качестве безопасных.
К допустимым относятся условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов не превышают нормативов, а организм работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными признаются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы. При этом вредные условия труда делятся на подклассы:
- подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия, при которых для восстановления организма работника нужно больше времени, чем до начала следующего рабочего дня (смены);
- подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, которые приводят к начальным формам профессиональных заболеваний или профессиональным заболеваниям легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающим после продолжительной экспозиции (пятнадцати и более лет);
- подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия, которые приводят к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
- подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, которые способны привести к тяжелым формам профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Обратите внимание: если работники, занятые на местах с вредными условиями труда, применяют эффективные средства индивидуальной защиты, то класс (подкласс) может быть снижен на одну степень. Это может сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда на основании заключения эксперта организации, проводящей такую оценку (ч. 6 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). Кроме того, по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора допускается снижение класса (подкласса) более чем на одну степень (ч. 7 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). Порядок снижения классов (подклассов) осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. В настоящий момент эта методика не разработана.
И, наконец, к опасным условиям труда относятся такие, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2015 году

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2015 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать в том числе за непроведение специальной оценки условий труда:
- организации - штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- индивидуальных предпринимателей - штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- должностных лиц организации - штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).
С 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:
- организацией - предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. руб.; штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- индивидуальным предпринимателем - предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- должностными лицами - предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее - Методика). Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ч. I Методики к таким процедурам относятся:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в Приложении 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
- исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).
По итогам проверки в определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть если на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) не выявлено их наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г.
Если же при установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2 классов соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется (Письмо Минтруда России), то в соответствии со ст. 7 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
- определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑