Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 24.11.2015
В ч. 2 ст. 7 Конституции закреплено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. И действительно, в тех или иных законах можно найти положения, которые дают определенные преимущества в том числе молодым мамам. Речь идет, в частности, о возможности переноса расчетного периода для целей исчисления "больничных" и "детских" пособий лицам, которые в расчетном периоде, определенном по общим правилам, находились в декретном отпуске или в отпуске по уходу за ребенком. На первый взгляд может показаться, что в данном случае имеется единственное ограничение - подобные "рокировки" возможны только при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Однако судя по разъяснениям контролирующих органов, это далеко не так. Давайте разбираться.
По общему правилу больничные, пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком рассчитываются исходя из среднего заработка за два года, предшествующие году наступления страхового случая. Это прописано как в ч. 1 ст. 14 Закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ), так и в п. 6 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375, далее - Положение N 375).
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ для расчета пособия следует сложить все выплаты, которые были произведены в пользу сотрудника в расчетном периоде, облагаемые взносами в ФСС. Однако в любом случае величина выплат, учитываемых при расчете пособия, не может превышать за каждый год из расчетного периода величины предельной базы по взносам, установленной на этот год (ч. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Очевидно, что чем больший размер выплат был произведен в расчетном периоде, тем больше будет средний дневной заработок работника, что скажется и на размере положенного ему пособия.
Исключительные случаи
В этой части довольно часто по вполне объективным причинам в невыгодном положении оказываются сотрудницы, которые в расчетном периоде находились в декрете или в отпуске по уходу за ребенком. С той целью, чтобы в некотором смысле уравнять их положение, и с тем, чтобы уход в декрет и в отпуск по уходу за ребенком не был для них своего рода наказанием, Законом N 255-ФЗ предусмотрена альтернатива определения расчетного периода. Речь идет о ситуациях, когда на расчетный период, определенный по общим правилам, выпадает отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и с п. 11 Положения N 375 в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страховых случаев (болезни, декрета, отпуска по уходу за ребенком), либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, "соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия".
Толкование буквальное...
Мы не случайно полностью привели соответствующее положение Закона N 255-ФЗ. Дело тут вот в чем.
Из буквального толкования данной нормы следует, что заменить год (или) годы в расчетном периоде можно только при одновременном выполнении следующих условий:
а) в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая (болезни, декрета, отпуска по уходу за ребенком), либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком. То есть здесь, что называется, без вариантов. К примеру, сотрудница уходит в декрет в 2015 г. "Стандартный" расчетный период для нее - 2013 и 2014 гг. Это и есть годы, непосредственно предшествующие году наступления страхового случая. Соответственно, если в указанных годах или в одном из них имел место декретный отпуск или отпуск по уходу за ребенком, то этот год (годы) можно заменить;
б) в любом случае замена возможна только по заявлению сотрудницы и только при условии, что подобного рода "рокировки" в итоге приведут к увеличению размера пособия.
В принципе, работа бухгалтера в подобных ситуациях значительно усложняется. Как минимум пособие придется рассчитывать дважды - по общим правилам и с учетом произведенной замены в расчетном периоде. Но в первую очередь необходимо определиться с "новым" расчетным периодом.
В ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ сказано, что "соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия". Как видим, здесь сказано просто - "предшествующими", без каких-либо уточнений или ограничений. Соответственно, многие решили, что заменять можно на любые предшествующие годы, которые выберет сотрудница (или сотрудник, который также может как болеть, так и находиться в отпуске по уходу за ребенком), естественно, исходя из получаемого в этот период заработка.
Пример 1. Работница уходит в декрет в январе 2016 г. Расчетным периодом для расчета пособия по общим правилам будут 2014 - 2015 гг. В 2014 г. она была в отпуске по уходу за ребенком (в данном случае неважно, сколько дней отпуска выпало на 2014 г., - пусть даже один день). В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ сотрудница вправе исключить 2014 г. из расчетного периода, заменив его на более доходный (с 2009 по 2013 г.).
...и официальное
Собственно говоря, ничего против такого толкования до недавнего времени не имели и представители ФСС. Однако, как говорится, "на всякий пожарный" они решили уточнить у специалистов Минтруда, правильно ли они понимают, что в случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка любыми предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
И представители Минтруда России в Письме от 3 августа 2015 г. N 17-1/ООГ-1105 ответили: "Нет". Чиновники отметили, что названные соцпособия - это компенсация работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. А потому ему должен возмещаться реальный заработок, который он имел непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен им несколькими годами ранее.
Пример 2. А теперь посмотрим на пример 1 глазами чиновников. С их точки зрения, в рассматриваемой ситуации сотрудница сможет для целей расчета пособия заменить 2014 г. только на 2013 г., и то только в том случае, если это приведет к увеличению пособия, и никак иначе.
Меж двух огней
Необходимо отметить, что позиция Минтруда России, изложенная в Письме от 3 августа 2015 г. N 17-1/ООГ-1105, удивительна хотя бы потому, что в ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ подобного рода ограничение не предусмотрено. Кроме того, ее правоприменение на практике породит ряд новых вопросов. К примеру, неясно, как быть в случае, если сотрудница в "предшествующих" годах, на которые, по мнению чиновников, возможен перенос "расчетного" года, также находилась в декрете или в отпуске по беременности и родам.
Тем не менее представители Минтруда настоятельно попросили (в Письме так и сказано: "просим") своих коллег из ФСС при подготовке разъяснений заявителям, а также в правоприменительной практике учитывать их позицию, которая, как мы уже выяснили, ограничивает сотрудников в праве выбора более "доходного" года, что в некоторых случаях может заметно сказаться на размере выплаченного им в итоге пособия.
Таким образом, по факту работодатели оказались меж двух огней. С одной стороны, удовлетворив "просьбу" чиновников, можно столкнуться с претензиями своих собственных сотрудников. С другой - поставив интересы работников превыше просьб представителей Минтруда, стоит быть готовым к отказу в возмещении "излишне" выплаченных пособий. И в суде придется доказывать, что никаких излишков в подобных ситуациях не возникает, поскольку пособия рассчитаны полностью в соответствии с законодательством. Однако на чью сторону встанут арбитры, пока неизвестно - прецедентов еще не было.