Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 10.01.2016
Каждая медаль имеет, как известно, две стороны. Исходя из этой нехитрой аксиомы любой документ, упрощающий жизнь одним представителям общества, усложняет ее другим. Не является исключением и законопроект N 927005-6, лишающий любого потенциального работодателя, будь то юрлицо или ИП, возможности изучать подноготную кандидата на ответственную должность посредством знакомства с его кредитной историей без согласия последнего.
Изначально запрашивать и получать кредитные истории (КИ) могли только потенциальные кредиторы гражданина. Однако Закон от 21.12.2013 N 363-ФЗ, принимавшийся в какой-то странной спешке и, судя по дате, чуть ли не "под елочкой", внеся соответствующие изменения в Закон от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", не то чтобы расширил круг пользователей, а как бы разомкнул его вообще. Поскольку с 1 июля 2014 г. (дата вступления в силу вышеупомянутого Закона) возможность знакомиться с кредитной историей на платной основе появилась у субъектов бизнеса, которые могут и не являться потенциальными кредиторами.
При этом заручаться согласием оного нужно только с целью получения расширенного доступа, то есть полного кредитного отчета. Но для того, чтобы разузнать все и вся о финансовых делах кандидата на ответственную должность, "пробить", как говорят в полиции, его на наличие долгов, потенциальному работодателю вполне достаточно данных из так называемой информационной части КИ, содержание которой очень широко и которую, благодаря нестыковкам "подъелочного" Закона, можно получить и без согласия, тайком, без шума и пыли. "Не волнуйтесь, Вас проверяют... Ну вот теперь мы знаем не только кому и сколько вы должны, но и о том, сколько раз и по каким причинам вам отказали в займе. Так что до свидания, несостоявшийся финдиректор Сидоров и кандидат на должность бухгалтера Петрова!"
Потенциально опасен
С тем, что анализ того, насколько ревностно кандидат на должность, связанную с материальной ответственностью, относится к своим финансовым обязательствам перед кредиторами, позволяет оценить его с точки зрения ответственности, добросовестности и обязательности, поспорить трудно. Как и с тем, что человек с обилием долгов, а уж тем более просроченных, зачастую представляет собой бомбу замедленного действия. Любому понятно, что просрочки говорят о недисциплинированности, что если большая часть доходов уходит на платежи по кредитам, то такой сотрудник склонен переоценивать свои финансовые возможности. Следовательно, не сможет и эффективно управлять казенными средствами. Это в лучшем случае. О худшем лучше не будем. Хотя человек, доведенный до отчаяния финансовой кабалой, замотивирован на присвоение вверенных ему работодателем денежных средств (см. рубрику "Криминал" на с. 10).
Есть еще третий, промежуточный, вариант, в котором тоже мало хорошего. Сергей Рудемский, гендиректор компании "Гриндермс": "То, что в жизни нашего бухгалтера Веры Николаевны, с которой я бок о бок проработал чуть не 10 лет, происходит что-то не очень хорошее, было видно уже даже мне, а не только ее ближайшим коллегам. Рассеянность, ошибки на ровном месте, чего раньше никогда не было, резкое ухудшение настроения после частых разговоров по мобильному телефону в коридоре. Чуть сдачу отчетности не сорвала. Сначала списывал все на семейные проблемы - у кого их нет. Все стало ясно, когда к нам заявились не сильно приятные люди, представившиеся коллекторами не буду говорить какого банка. Поговорил с Верой Николаевной по душам, все выяснил. Поскольку цена вопроса оказалась приемлемой - помог погасить 59-летней женщине долги, которая она набрала, чтобы, в свою очередь, помочь своим непутевым чадам, великовозрастным инфантам, влезшим в валютную ипотеку. Будь на ее месте кто-то другой - пришлось бы распрощаться, поскольку лишние проблемы мне не нужны и я не благотворитель".
Защитить слабого
Все правильно, вроде бы. Сотрудничество с должником навлекает на работодателя серьезные финансовые и имиджевые риски. Так что если есть, из кого выбирать, лучше выбрать безопасную кандидатуру. Но...
Располагая информацией о долгах потенциального или действующего сотрудника, полученной без его согласия, работодатель может распрощаться с ним, не указывая, какой именно фактор побудил его это сделать.
Но неконтролируемый доступ к данной информации, отмечают авторы вышеупомянутого законопроекта, не способствует укреплению платежной дисциплины. Наоборот, помимо того, что должник уже имеет материальные трудности, он фактически лишается возможности трудоустроиться для восстановления своей платежеспособности. К тому же данная проблема в первую очередь затрагивает не злостных неплательщиков кредитов, как правило, без постоянного места работы, а людей, проходящих сложные многоэтапные собеседования и желающих иметь официальную работу на долгосрочный период.
И, наконец, данные о том, что человек оказался в тяжелой ситуации, могут попасть к мошенникам. Сгладить остроту проблемы и обеспечить субъекту кредитной истории защиту от злоупотребления со стороны недобросовестных лиц предлагается весьма простым способом - путем внесения в норму Закона N 218-ФЗ о предоставлении информационной части кредитной истории уточнения "с согласия субъекта кредитной истории".
Дым без огня?
Но тут начинается самое интересное. В пресс-службе Национального бюро кредитных историй корреспондента "ПБ" заверили, что совсем уж абы кто получить информационную часть кредитной истории не может - только кредиторы, реальные или потенциальные. Но уж точно не работодатель. Однако еще год назад гендиректор НБКИ Александр Викулин констатировал, что такая возможность у работодателей есть. В чем же дело?
Как пояснил корреспонденту "ПБ" один из авторов законопроекта, Анатолий Сикорский, все дело в определенном юридическом парадоксе, суть которого состоит в следующем: действующая редакция Закона N 218-ФЗ содержит понятие "пользователь кредитной истории". Получение данного статуса ставится в зависимость от наличия согласия субъекта кредитной истории на получение кредитного отчета.
Однако ч. 9.1 ст. 6 наделяет правом получать информационную часть кредитной истории юридических лиц и ИП, а не пользователей кредитной истории. При этом механизм фиксирования количества запросов и сведений о лицах, направивших запрос о предоставлении данной информации, отсутствует, поскольку во всех других нормах Закона используется понятие "пользователь кредитной истории". Иными словами, хоть информационную часть КИ и можно получить без согласия заемщика, сам статус пользователя КИ, согласно Закону, обретается не иначе как после получения такого согласия.
В свою очередь другой инициатор новации, Иван Сухарев, утверждает, что при подготовке законопроекта парламентарии ориентировались на множество обращений, где люди жаловались, что их не берут на работу, так как работодатель беспрепятственно получил соответствующую информацию о долгах, направив соответствующий запрос.
Что касается финансового омбудсмена Павла Медведева, большинство поступающих в настоящее время обращений граждан, по его словам, содержат просьбу о реструктуризации долга, а вот тех, о которых говорит г-н Сухарев, он "так, навскидку, не припомнит".