Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 11.01.2016
Работающей женщине, находящейся в положении и получившей в конце текущего календарного года листок нетрудоспособности по беременности и родам, стоит подумать о дате, которую ей предстоит указать в заявлении на отпуск по беременности и родам.
Пособие по беременности и родам, как известно, исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. Средний же заработок представляет собой совокупность выплаченных страхователем в пользу застрахованного лица в расчетном периоде заработной платы, иных выплат и вознаграждений (п. 6 ч. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ). Причем в них входят только те виды доходов, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (ч. 1 и 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").
Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения суммы дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период рассматриваемого отпуска (ч. 5 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
В общем случае листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается врачом в 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней - 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается в 28 недель беременности единовременно продолжительностью 194 календарных дня - 84 календарных дня до родов и 110 календарных дней после родов (п. 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н).
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% ее среднего заработка (ч. 1 ст. 11 Закона N 255-ФЗ), но имеется и исключение, о котором пойдет речь ниже.
В зависимости от указанной даты в заявлении на отпуск возможны варианты в определении расчетного периода.
Если отпуск оформить с даты освобождения от работы, указанной в листке нетрудоспособности, то в расчетный период войдут 2013 и 2014 гг.
Если же здоровье будущей мамы позволяет ей доработать до конца текущего года, то отпуск будет оформлен с начала 2016 г. И указанными двумя календарными годами окажутся 2014 и 2015 гг.
Право выбора будущей мамы оформить отпуск по беременности и родам с получением взамен заработка пособия по беременности и родам за счет средств обязательного социального страхования либо продолжать работать и получать от работодателя плату за труд в соответствии с трудовым договором подтверждено Верховным Судом РФ в Решении от 14.11.2012 N АКПИ12-1204. Причем в Решении подчеркнуто, что листок нетрудоспособности подтверждает лишь освобождение беременной женщины от работы на период, предусмотренный ст. 255 ТК РФ, и является основанием для предоставления отпуска по беременности и родам. Сам же отпуск предоставляется исключительно по заявлению женщины, что исключает какое-либо понуждение к его оформлению.
Выбор расчетного периода может несколько увеличить материальное благосостояние работницы, находящейся в положении, ведь маловероятно, что величины дневного пособия, рассчитанные за 2013 и 2014 гг. и за 2014 и 2015 гг., будут одинаковыми.
За и против
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления рассматриваемого отпуска, на число календарных дней в этом периоде (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). При этом из него исключаются календарные дни, приходящиеся:
- на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
- на период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования РФ в соответствии с Законом N 212-ФЗ не начислялись.
У работницы, у которой ежемесячное вознаграждение за труд превышает 51 000 руб., начисленный заработок за последний месяц календарного года превзойдет сумму выплачиваемого пособия за это время, поскольку существует ограничение величины среднего заработка, используемого при расчете пособия по беременности и родам. Средний заработок, исходя из которого исчисляется рассматриваемое пособие, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ (ч. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ, на 2013 г. была установлена в размере 568 000 руб., в 2014 г. равнялась 624 000 руб., в 2015 г. составила 670 000 руб. (Постановления Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276, от 30.11.2013 N 1101, от 04.12.2014 N 1316). Исходя из этого предельный размер среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам при его расчете в 2015 г. равен 1632,88 руб/дн. ((568 000 руб. + 624 000 руб.) : 730 дн.). За нахождение же в декабре в декретном отпуске даже при максимальном размере пособия работнице за этот месяц начислят 50 619,28 руб. (1632,88 руб/дн. x 31 дн.).
При расчете же пособия по беременности и родам в 2016 г. предельный размер возрастет до 1772,60 руб/дн. ((624 000 руб. + 670 000 руб.) : 730 дн.).
Отработав же последние рабочие дни текущего года, беременная женщина, скорее всего, повысит величину своего среднего заработка, учитываемого при определении размера пособия. Вполне возможно, что в расчет войдут и вознаграждения, выплачиваемые по итогам работы за год, если таковые предусмотрены системой оплаты труда работодателя.
При расчете среднего дневного заработка, как было сказано выше, из 730 календарных дней двух календарных лет (731 - при учете в расчетном периоде високосного года) исключается число календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности. Поскольку маловероятно, что в период беременности женщина не была на больничном, а этот период приходится на 2015 г., то при оформлении отпуска в 2016 г. величина знаменателя при расчете пособия будет меньше.
Вполне возможно, что при работе сотрудницы до окончания календарного года ее страховой стаж превысит шесть месяцев. Тогда расчет пособия будет осуществляться в общем порядке.
Напомним, что страховой стаж определяется на день наступления страхового случая. Страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять страховое обеспечение (п. 2 ч. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ).
Одним из видов страховых рисков согласно пп. 2 п. 1, п. 1.1 ст. 7 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая, которым, как приведено выше, являются беременность и роды. Аналогичная норма закреплена в ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ. Следовательно, пособие по беременности и родам (страховое обеспечение) предназначено компенсировать застрахованным женщинам утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок.
Исходя из этого беременность и роды признаются страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ч. 2 ст. 1.3 Закона N 255-ФЗ).
Определяется же страховой стаж в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91).
В случае же, когда у застрахованной женщины страховой стаж составляет менее шести месяцев, пособие по беременности и родам ей выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 3 ст. 11 Закона N 255-ФЗ).
Но и при стаже менее шести месяцев сотрудница может несколько выгадать, если пособие будет рассчитываться в 2016 г. Ведь в последнее время размер МРОТ законодатель повышает с 1 января (ст. 1 Федеральных законов от 03.12.2012 N 232-ФЗ, от 02.12.2013 N 336-ФЗ, от 01.12.2014 N 408-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда").
Как видим, при оформлении отпуска с начала 2016 г. возникают отдельные позитивные моменты при расчете пособия. Однако не следует забывать, что при таком оформлении отпуска его продолжительность будет не такой, как указано в ст. 255 ТК РФ, - не 140 дн. (70 + 70) или 194 дн. (84 + 110), а меньше. И уменьшится он на количество календарных дней, приходящихся на период с даты открытия листка нетрудоспособности по 31 декабря 2015 г. Неиспользованные же дни отпуска по беременности и родам не переносятся, и пособие за них не выплачивается.
Подводные камни для работодателя
Получив от работницы заявление на предоставление отпуска по беременности и родам, дата начала которого не совпадает с датой открытия листка нетрудоспособности, прилагаемого к заявлению, работодатель оформляет соответствующий отпуск с даты, указанной в заявлении. Ведь, как было подчеркнуто в указанном Решении ВС РФ N АКПИ12-1204, листок нетрудоспособности подтверждает освобождение беременной женщины от работы на период, предусмотренный ст. 255 ТК РФ, и является основанием для предоставления отпуска по беременности и родам. Сам же отпуск предоставляется исключительно по заявлению женщины. Работодателем при этом осуществляется расчет пособия по беременности и родам.
Вариант расчета пособия исходя из расчетного периода, представляющего собой 2014 и 2015 гг., когда он дает сумму, ощутимо большую, чем при расчете с использованием расчетного периода 2013 и 2014 гг., скорее всего, вызовет скептическое отношение проверяющих из Фонда социального страхования РФ. Они, по всей видимости, будут настаивать на том, что днем наступления страхового случая является день открытия листка нетрудоспособности. А поскольку такой день относится на 2015 г., то страхователем, на их взгляд, неверно рассчитана сумма пособия. Последнее же ими будет признано как нарушение в расходовании соцстраховских средств (финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения в виде пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств бюджета ФСС РФ (ч. 1 ст. 3 Закона N 255-ФЗ)). А это, в свою очередь, повлечет за собой непринятие к зачету части суммы пособия, выплаченной работнику, в счет исчисленной суммы страховых взносов в ФСС РФ (ч. 4 ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ).
В качестве аргументов, подтверждающих правомерность выплаты пособия, исчисленного по данным 2014 и 2015 гг., работодатель может привести следующее.
Упомянутый ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предписывает исчислять пособие по беременности и родам исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам. В отпуск же сотрудница уходит в 2016 г.
Страховым случаем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, как было сказано выше, признается свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять страховое обеспечение. Обязанность по выплате пособия по беременности и родам у страхователя возникает только с началом отпуска. Ведь именно в этот момент реализуется страховой риск - утрата застрахованным лицом заработка. Отпуск же начинается с даты, указанной сотрудницей в заявлении, а не в день, которым открыт листок нетрудоспособности. Поэтому признание до начала отпуска по беременности и родам свершившегося страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не столь уж и корректно.
Расчет пособия по беременности и родам по данным 2013 и 2014 гг., конечно, устроит проверяющих. Но к такому расчету негативно отнесутся представители трудовой инспекции, куда, скорее всего, обратится сотрудница.
Работодателю с заявлением может быть представлен листок нетрудоспособности по беременности и родам, оформленный в 2016 г., в котором время начала освобождения от работы представлено датой 2015 г. И это, казалось бы, противоречит п. 14 Порядка выдачи больничных, норма которого запрещает врачам выдавать и продлевать листки нетрудоспособности за прошедшие дни, когда гражданин не был освидетельствован медицинским работником.
Однако данный больничный соответствует правилу, изложенному в абз. 3 упомянутого п. 46 Порядка выдачи больничных. Рассматриваемая норма предписывает врачам в случае отказа женщины при обращении в медицинскую организацию в установленный срок (30 или 28 недель беременности) от получения листка нетрудоспособности по беременности и родам на период такого отпуска зафиксировать ее отказ в медицинской документации. При повторном обращении женщины до родов за листком нетрудоспособности по беременности и родам для оформления все того же отпуска по беременности и родам листок нетрудоспособности выдается на 140 календарных дней (на 194 календарных дня при многоплодной беременности) с указываемого, как и при обычном оформлении листка нетрудоспособности, срока начала освобождения от работы в 30 (28) недель беременности.
Именно эта норма и оспаривалась женщиной в Верховном Суде РФ в деле, по которому было вынесено упомянутое Решение N АКПИ12-1204. Подательница жалобы полагала, что данное положение ограничивает ее право на труд, на получение пособия по беременности и родам в полном объеме по рассматриваемому отпуску продолжительностью 140 дней, поскольку оно противоречит ст. 255 ТК РФ.
Судья ВС РФ констатировала, что п. 46 Порядка закрепляет за женщиной право обратиться позже указанного срока, допуская таким образом выдачу листка нетрудоспособности за прошедшее время, то есть с даты, которой определяется срок в 30 недель беременности.
Пособие по беременности и родам (страховое обеспечение) предназначено компенсировать застрахованным женщинам утраченный в связи с использованием отпуска по беременности и родам заработок.
Норма п. 46 Порядка не препятствует беременной женщине либо оформить отпуск по беременности и родам с получением взамен заработка пособия по беременности и родам за счет средств обязательного социального страхования, либо продолжать работать и получать от работодателя плату за труд в соответствии с трудовым договором.
Исходя из чего она заключила, что п. 46 Порядка в оспариваемой части действующему федеральному законодательству не противоречит, прав, свобод и законных интересов заявителя не нарушает.
Напомним также будущей маме о ее праве на замену при расчете среднего заработка двух календарных лет, непосредственно предшествующих году ухода ее в отпуск по беременности и родам, либо одного из указанных годов, если она в этот период находилась в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, на предшествующие календарные годы (календарный год), при условии что это приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Подавая заявление на отпуск по беременности и родам, обычно с листком нетрудоспособности работница представляет и справку о постановке на учет в ранние сроки (до двенадцати недель). Такая справка может быть датирована, как и больничный, 2015 г.
Постановка на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности не является отдельным страховым случаем. У единовременного пособия за раннюю постановку на учет страховой случай - беременность и роды. Выплачивается оно вместе с пособием по беременности и родам или позже (если справка представлена позже) (п. 24 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н). Исходя из этого размер пособия женщинам, вставшим в ранние сроки беременности на учет, определяется на дату начала отпуска по беременности и родам и не зависит ни от даты выдачи указанной справки, ни от даты самой постановки на учет.
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности согласно ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", подлежит индексации в размере и в сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным федеральным законом прогнозного уровня инфляции.
Коэффициент индексации на 2015 г. 1,055 приведен в п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". С учетом этого размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, с 1 января 2015 г. составил 543,67 руб. В следующем же году эта сумма будет проиндексирована на коэффициент, установленный законом о федеральном бюджете на 2016 г.
Таким образом, если отпуск по беременности и родам оформляется в 2016 г., то при представлении женщиной рассматриваемой справки, датированной прошлым годом, пособие должно быть назначено и выплачено в размере, установленном на этот год.
Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством РФ, в силу п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ.
Пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.
С учетом этого начисление и выплата пособия по беременности и родам и единовременного пособия за раннюю постановку на учет в медицинской организации в бухгалтерском учете сопровождаются следующими записями:
Дебет 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ", Кредит 70
- начислено пособие по беременности и родам;
Дебет 69, субсчет "Расчеты с ФСС РФ", Кредит 70
- начислено единовременное пособие за раннюю постановку на учет;
Дебет 70 Кредит 51
- перечислена на карточный счет работницы совокупность сумм пособий.
Отпуск по уходу за ребенком
Молодой же маме, у которой отпуск по беременности и родам заканчивается в конце текущего года, можно также подумать о дате начала отпуска по уходу за ребенком. Ведь ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 14 Закона N 81-ФЗ, ч. 1 ст. 11.1 Закона N 255-ФЗ).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка работника (с учетом предельной величины базы), но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом N 81-ФЗ (ч. 1 ст. 11.2, ч. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется по тому же алгоритму, который используется при исчислении пособия по беременности и родам, - путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих отпуску по уходу за ребенком, на число календарных дней в этом периоде. При этом из них также исключаются календарные дни, приходящиеся на период:
- временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
- освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС РФ в соответствии с Законом N 212-ФЗ не начислялись.
При расчете отпуска по уходу за ребенком, оформленного в 2016 г., в знаменателе число календарных дней будет уменьшено как минимум на 140 дней отпуска по беременности и родам. А это может привести к увеличению среднего дневного заработка, используемого при определении суммы ежемесячного пособия.
На время же до окончания 2015 г. работница может взять очередной отпуск. Отказать ей в очередном отпуске сразу после отпуска по беременности и родам работодатель не вправе в силу ст. 260 ТК РФ независимо от стажа работы.
Стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, исчисляется с момента начала работы у работодателя. И определяется он в соответствии со ст. 121 ТК РФ. Время нахождения в отпуске по беременности и родам включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, как время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с трудовым законодательством РФ сохранялось место работы (должность). Не исключено, что его учет поспособствует тому, что у работницы начнется отсчет очередного рабочего года. И это позволит ей оформить отпуск на общих основаниях, ведь отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться работнику в любое время его рабочего года (ст. 122 ТК РФ).
Выше приводилось, что размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком ограничен как сверху, так и снизу.
Средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Законом N 212-ФЗ на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ (ч. 1, 3.1, 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Следовательно, величина среднего заработка, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в текущем году, не могла превышать 1 192 000 руб. (568 000 + 624 000).
Средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком при этом не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 совокупности предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленных в соответствии с Законом N 212-ФЗ на два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (ч. 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). С учетом этого при исчислении рассматриваемого пособия в текущем году максимальная величина:
- среднего дневного заработка - 1632,88 руб/дн. (1 192 000 руб. / 730 дн.);
- пособия - 19 855,78 руб. (1632,88 руб/дн. x 30,4 дн. x 40%), где 30,4 - среднее число дней в месяце (ч. 5.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
В 2016 г. приведенные суммы увеличатся соответственно до 1772,60 руб/дн. ((624 000 руб. + 670 000 руб.) : 730 дн.) и 21 554,85 руб. (1772,60 руб/дн. x 30,4 дн. x 40%).
Минимальный же размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен ст. 15 Закона N 81-ФЗ. Он при этом также ежегодно индексируется с 2008 г. В 2015 г. минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляли:
- 2718,34 руб. - по уходу за первым ребенком;
- 5436,67 руб. - по уходу за вторым и последующими детьми.
В новом году приведенные суммы будут проиндексированы на величину коэффициента, установленного законом о федеральном бюджете на 2016 г.
Как видим, оформление в 2016 г. отпуска по беременности и родам и по уходу за ребенком, право на которые работницы получают в текущем году, может несколько увеличить доходы мам. Но первостепенным для таких действий является все же здоровье самой женщины и ее ребенка.