Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

03.04.2019

Законопроектом предлагается увеличить срок, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, до 15 календарных дней до дня выплаты заработной платы. Данная мера позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, не зависящих от него.

подробнее
25.03.2019

В целях поддержки граждан, работавших ранее в сельскохозяйственной сфере, законопроектом предлагается дополнить статью 17 Федерального закона "О страховых пенсиях"новой частью14.1,согласно которой за работу в сельском хозяйстве продолжительностью не менее 35 лет предусматривается установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности вне зависимости от проживания в сельской местности.

подробнее
16.01.2019

Законопроектом предлагается исключить с 1 января 2020 года нормы, устанавливающие ограничение предельной величиной базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в целях установления равных обязанностей застрахованных лиц при уплате страховых взносов всеми категориям налогоплательщиков по установленным тарифам страховых взносов.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Если иностранец трудится не по профессии, указанной в разрешении на работу (Прыжицкий А.)

Если иностранец трудится не по профессии, указанной в разрешении на работу (Прыжицкий А.)

Дата размещения статьи: 13.01.2016

Если иностранец трудится не по профессии, указанной в разрешении на работу (Прыжицкий А.)

Некоторые иностранцы нарушают российское законодательство, работая не по профессии, указанной в разрешении на работу или патенте. Теперь такие мигранты и их работодатели несут за это административную ответственность. Указанное новшество введено Федеральным законом от 29.06.2015 N 199-ФЗ "О внесении изменений в статьи 18.10 и 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Разрешенные профессии

Иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации требуется получать разрешение на работу или патент. Это следует из п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Данное правило не касается граждан, постоянно и временно проживающих в Российской Федерации (пп. 1 п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Для лиц, прибывших из визовых стран, требуется получить разрешение на работу (абз. 16 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

С этого года лица, прибывшие из безвизовых стран, получают патент на работу (абз. 17 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). При этом разрешения на работу, полученные до 2015 г., продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы, либо до их аннулирования. На это указано в п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В целях проверки действительности разрешений на работу и патентов на официальном сайте ФМС России функционирует специальный сервис (URL: www.fms.gov.ru).

К сведению. Гражданам стран - участниц Евразийского экономического союза не требуется получать разрешение и патент на осуществление трудовой деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014). Участниками данного Договора являются: Российская Федерация (с 01.01.2015), Республика Беларусь (с 01.01.2015), Республика Казахстан (с 01.01.2015), Республика Армения (с 02.01.2015) <1>, Кыргызская Республика (с 12.08.2015) <2>.
--------------------------------
<1> Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Минске 10.10.2014), Федеральный закон от 22.12.2014 N 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
<2> Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014), Федеральный закон от 13.07.2015 N 219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".

Зачастую иностранные работники в документах указывают одну специальность, например разнорабочий, а работают по другой, к примеру грузчиком на соседнем рынке. Однако временно пребывающий в нашей стране иностранец не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. А работодатель не вправе его привлекать к трудовой деятельности (п. 4.2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

К сведению. Отметим, что, как и ранее, высококвалифицированному иностранному специалисту необходимо получить разрешение на работу (п. 6 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

С 30 июня 2015 г. иностранным гражданам (в том числе высококвалифицированным специалистам) предоставлена возможность внесения изменений в сведения по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу либо патенте (абз. 2 п. 15 ст. 13.3, абз. 2 п. 17.1 ст. 13.5, абз. 2 п. 19.1 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ).

Ответственность

Работодатели

Привлечение к трудовой деятельности иностранного работника по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, влечет наложение административного штрафа (ч. 1 ст. 18.15 и примечание к ст. 18.1 КоАП РФ):
- на граждан - от 2000 до 5000 руб.;
- на должностных лиц - от 25 000 до 50 000 руб.;
- на организации - от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Обратите внимание, что аналогичное нарушение, совершенное в Москве, Санкт-Петербурге, в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в повышенном размере (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ и примечание к ст. 18.1):
- на граждан - от 5000 до 7000 руб.;
- на должностных лиц - от 35 000 до 70 000 руб.;
- на юридических лиц и предпринимателей - от 400 000 до 1 000 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.
Причем, что наиболее важно: административная ответственность наступает в отношении каждого незаконно привлеченного к трудовой деятельности иностранного гражданина (п. 2 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ).

Работники

Иностранец за труд не по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), указанной в разрешении на работу или патенте, будет оштрафован в размере от 2000 до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ). Если указанное нарушение совершено повторно в течение года, то штраф составит от 5000 до 7000 руб. и нарушитель будет выдворен из нашей страны (ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ).

Если первичное нарушение совершено в Москве, Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то штраф составит от 5000 до 7000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации (ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ).

К сведению. Нанимать на работу иностранных граждан вправе только те работодатели, которые не имеют на момент заключения трудового договора неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранцев (абз. 3 п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ).

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2019. Все права защищены
↑