Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 18.01.2016
Значимость локальных нормативных актов организации как регуляторов трудовых и связанных с ними отношений в организации сложно переоценить, т.к. они позволяют устанавливать локальные нормы, учитывающие особенности конкретного вида производства или иной хозяйственной деятельности. В связи с этим работодателям необходимо эффективное нормотворчество, т.к. при разрешении трудовых споров локальные акты играют важную роль, ведь они восполняют пробелы в праве и конкретизируют положения действующего законодательства.
Так, в судебной практике часто встречаются споры, когда в локальных актах закреплены стимулирующие и компенсационные выплаты в повышенном размере по сравнению с нормами, предусмотренными действующим законодательством в целях налогообложения.
В качестве примера рассмотрим Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда г. Ростов-на-Дону от 19 ноября 2014 г. по делу N А32-7394/2014.
Из материалов дела: Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Краснодарскому краю" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Новороссийске Краснодарского края (далее - УПФР в г. Новороссийске, управление) о признании незаконным решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах в части включения в сумму занижения облагаемой базы в 2011 - 2012 гг. суммы оплаты суточных при направлении работников в командировку, превышающей сто рублей на одного человека, в размере 34800 руб.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Основанием для доначисления учреждению страховых взносов и привлечению к ответственности послужил вывод управления о занижении базы для начисления страховых взносов на сумму 34800 руб., выплаченную работникам в составе командировочных расходов, превышающих размер суточных, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ установлено, что при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории РФ, так и за пределами территории РФ суточные не подлежат обложению страховыми взносами.
В ст. 168 ТК РФ определено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Таким образом, экономическая выгода у работника может возникнуть только тогда, когда в качестве исключения из установленных правил ему выплачивается сумма в больших размерах, чем предусмотрено предприятием в коллективном договоре или локальном нормативном акте.
Следовательно, в силу названных норм суточные не подлежат обложению страховыми взносами в размере, определенном в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.
Так, п. 6.1.9 разд. VI коллективного договора филиала N 1 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Краснодарскому краю" определено, что возмещение расходов, связанных со служебными командировками на территории РФ, осуществляется в размерах и порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 N 729.
В силу подп. "б" п. 1 указанного Постановления расходы на выплату суточных определены в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
Приказом Министра обороны РФ N 450 установлена норма суточных расходов гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации в размере не более 300 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
Учитывая, что сумма выплаченных работнику суточных освобождена от обложения страховыми взносами на основании ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, а нормы суточных в данном случае определены локальным нормативным актом работодателя (ч. 2 ст. 168 ТК РФ), следовательно, выплаченные в пределах этих норм суточные не облагаются страховыми взносами.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Отметим, что аналогичную точку зрения по этому вопросу высказал Высший Арбитражный Суд РФ в решении от 26 января 2005 г. N 16141/04 "О признании недействующим письма МНС России от 17.02.2004 N 04-2-06/127 "О налогообложении компенсационных выплат по возмещению расходов, связанных со служебными командировками". Судьи признали, что суточные, выплачиваемые работникам в любом размере, не облагаются НДФЛ.
На основании изложенного, вывод: налогоплательщики вправе применять те нормы возмещения, которые содержатся в локальных нормативных актах организации, и облагать налогом соответствующее превышение этих норм неправомерно. Суточные - компенсационная выплата расходов работника, вызванных необходимостью выполнять трудовые функции вне постоянного места работы. При служебной командировке работник направляется в поездку по инициативе и в интересах работодателя, следовательно, и расходы на оплату суточных осуществляются именно в интересах работодателя, а не работника. Таким образом, взимание с работника дополнительных денежных средств в виде НДФЛ в связи с получением последним дополнительного дохода, необходимого для выполнения служебного поручения, неправомерно. Данное правило действует в отношении всех организаций, независимо от форм собственности.
Важно: действующее законодательство не закрепляет обязательное установление одинаковых суточных, как в рамках одной организации, так и для работников различных организаций. Следует отметить, что требовать от работников отчета о расходовании суммы суточных у организации права нет, в отличие, например, от расходов на оплату проезда и проживания (письмо ФНС России от 03.12.2009 N 3-2-09/362, письмо Минфина России от 11.11.2011 N 03-03-06/1/741). Действующее законодательство, однако, не обязывает работодателя и возмещать командировочные расходы работника в полном объеме.
В ст. 168 ТК РФ установлено, что работодатель обязан возмещать иные расходы, произведенные работником с его разрешения или ведома. Таким образом, право работника осуществить дополнительные расходы должно быть отражено в соответствующем приказе. Также, работник имеет право обратиться с письменным заявлением об осуществлении им дополнительных расходов в момент нахождения в командировке и, только получив разрешение на это, произвести такие расходы.
Что касается суточных при заграничных командировках, то действуют те же правила, что и по командировкам на территории РФ, необходимо только в локальном акте сделать оговорку о валюте, в которой выплачиваются суточные, либо указание на то, что суточные выплачиваются в валюте страны, в которую направляется работник.
Отмена нормативного регулирования размеров суточных стало почвой для возникновения новой спорной ситуации. Так, налоговые риски возникают при проведении мероприятий налогового контроля, налоговики обращают внимание на установленный организацией размер возмещения дополнительных расходов в командировке. В случае установления сумм возмещения в завышенных размерах существует вероятность непризнания части расходов по выплате суточных. Размер завышения определяется на основании субъективного мнения проверяющего. В таком случае в локальном акте целесообразно как можно подробнее описать подтверждение экономической обоснованности расходов по командировкам.
Важно! Понятие "служебная командировка" применимо только к штатным работникам, с которыми заключен трудовой договор и которые подчиняются локальным актам, действующим у работодателя. Если физическое лицо выполняет какие-либо работы (оказывает услуги) для организации, в том числе связанные с поездкой в другую местность, то между организацией и физическим лицом должен быть заключен гражданско-правовой договор на выполнение этих работ. Следовательно, суммы возмещения затрат признаются расходами, как часть вознаграждения за работы по гражданско-правовому договору, соответственно, подлежат обложению НДФЛ.