Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

19.09.2020

Законопроект направлен на установление с 1 января 2021 года минимального почасового уровня оплаты труда, в сумме 150 рублей в час, для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени. Также он предусматривает ежегодную индексацию минимального почасового размера оплаты труда.

подробнее
16.09.2020

Законопроект направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице. В связи с этим предлагается установление следующих размеров пособий по безработице: 12 130 рублей – минимальная величина пособия; 24 260 рублей - максимальная величина пособия по безработице.

подробнее
15.09.2020

Цель законопроекта - устранение необоснованной практики заключения краткосрочных трудовых договоров с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Правовые последствия пренебрежения понятийным аппаратом при разработке и реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Бикметов Р.И.)

Правовые последствия пренебрежения понятийным аппаратом при разработке и реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Бикметов Р.И.)

Дата размещения статьи: 27.01.2016

Правовые последствия пренебрежения понятийным аппаратом при разработке и реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (Бикметов Р.И.)

Несмотря на то что разработка Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" длилась практически год, а с учетом разработки подзаконных актов - полтора года, законодателю не удалось создать в полной мере взвешенный и непротиворечивый правовой инструмент, характеризующий условия труда на рабочих местах. Более того, установленные Законом цели специальной оценки условий труда по настоящий момент носят декларативный характер и объективно не отражают условия труда на рабочих местах. Особенно это касается информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, оценке уровней профессиональных рисков, организации обязательных предварительных и периодических медосмотров работников.

С применением Закона возросло и количество жалоб работников, обращений работодателей по вопросам предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, организации и проведения обязательных медосмотров, профилактике и предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, взаимоотношениям субъектов трудовых отношений с органами государственного надзора и контроля, действующими в сегменте охраны труда, - Роструд и Роспотребнадзор.

В целях создания правовой основы для сокращения объема предоставляемых гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда законодатель пошел по пути искажения сути и содержания понятия "условия труда".

В первую очередь это обусловлено исключением из оценки условий труда процедуры оценки травмоопасности, которая существовала в аттестации рабочих мест по условиям труда до 1 января 2014 г. Данная норма устанавливалась п. 13 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда <1>. Данное изменение создало противоречие между понятием "условия труда", по ст. 209 Трудового кодекса РФ не только в содержании, но и в названии закона - "О специальной оценке условий труда".

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". URL: http://www.pravo.gov.ru. 30.12.2013. 

Трудовой кодекс РФ устанавливает, что "условия труда" - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Факторами производственной среды по той же статье 209 Трудового кодекса РФ являются вредные и опасные производственные факторы. Следует поставить акцент на понятии "опасные производственные факторы" - производственные факторы, воздействие которых на работника "может привести к его травме". Именно они исключены из исследования путем исключения оценки травмоопасности, а в оценке труда оставлены только вредные производственные факторы, воздействие которых на работника "может привести к его заболеванию" <2>.

--------------------------------

<2> Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2015. 256 с. 

Почему мы увязываем оценку травмоопасности с опасными производственными факторами? Анализ производственного травматизма свидетельствует о том, что вредные факторы не являются источником получения травм на производстве. Это наглядно видно из таблиц N 1, 2, характеризующих производственный травматизм в организациях Свердловской области.

 

Таблица 1 

Виды несчастных случаев в организациях Свердловской области (в %) 

Виды

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Падение пострадавшего с высоты

25

30

32

23

26

26

Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин

21

25

18

21

22

19

Транспортные происшествия

10

11

10

10

6

13

Падение, обрушение, обвалы предметов, деталей, машин

2,5

2

3,5

5

6

12

Повреждения в результате противоправных действий других лиц

5

7

9

6

8

5

 

Таблица 2 

Причины несчастных случаев в организациях Свердловской области (в %) 

Причины

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Неудовлетворительная организация производства работ

32

32

31

37

35

30

Прочие причины

19

16

18

21

19

22

Нарушение правил дорожного движения

11

10

10

12

10

9

Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда

6,5

7,5

8

4,6

4

4

Конструктивные недостатки и недостаточная надежность оборудования

2

2,5

2

2,6

3

2

Если травмоопасность не оценивается, значит, и не оцениваются опасные производственные факторы, следовательно, процедура, установленная Федеральным законом РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ, должна называться оценкой вредных производственных факторов, а не специальной оценкой условий труда.

Отсутствие оценки травмоопасности в специальной оценке условий труда дает право требования со стороны работников предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда в силу 219 статьи Трудового кодекса РФ не только на основании специальной оценки условий труда, но и на основании иной объективной информации о наличии опасных производственных факторов. Такой вывод нам позволяет сделать опять же анализ и сопоставление понятийного аппарата ст. 209 Трудового кодекса РФ и содержания ст. 219 Трудового кодекса РФ.

В 219 статье Трудового кодекса РФ определено основание отмены предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - "в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда".

Исследуя на основе ст. 209 Трудового кодекса РФ понятие "безопасные условия труда", мы видим, что "безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов". То есть под безопасными условиями труда Трудовой кодекс РФ понимает не только количественные и качественные характеристики вредных факторов, но и характеристики опасных производственных факторов. Так как они не исследованы в ходе специальной оценки условий труда, то для их характеристики следует использовать другие объективные источники: инструкции по охране труда, инструкции по эксплуатации, анализ производственного травматизма по виду экономической деятельности, правила по охране труда и др. При этом специальная оценка условий труда в соответствии со ст. 219 Трудового кодекса РФ не является единственным объективным источником информации, а лишь дополнительным условием для отмены гарантий и компенсаций.

При условии наличия на рабочем месте опасных производственных факторов, указанных в вышеназванных источниках (вероятность обрушения конструкций, воздействия разлетающихся предметов, материалов и оборудования, возможность падения на разнице высот и т.п.), у работника появляется право предоставления (сохранения) гарантий и компенсаций за опасные условия труда.

Последствия специальной оценки условий труда не могут не отразиться на организации проведения обязательных медосмотров работников с учетом требований ст. 209 Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ обязательному прохождению медосмотров подлежат работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Подзаконными актами, принятыми в целях реализации Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ, исключены из исследований такие вредные факторы, как микроклимат в помещении и на открытом воздухе, психоэмоциональные и интеллектуальные показатели напряженности трудового процесса, коэффициент естественного освещения, освещенность рабочей поверхности у значительной доли работников, приведен к одной величине (поднят) до 80 Дб предельно допустимый уровень шума <3>.

--------------------------------

<3> Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" // Российская газета. 2014. N 71.

 

Данное изменение резко сократило количество работников, занятых во вредных условиях труда. В свою очередь, это дало правовое основание работодателям, руководствующимся требованиями ст. 213 Трудового кодекса РФ, ощутимо сократить расходы на проведение медосмотров. В результате этого на медосмотры следует направлять только работников, контактирующих с вредными факторами производственной среды по утвержденному Перечню <4>, у которых по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте по данному вредному фактору установлен 3 или 4 класс условий труда.

--------------------------------

<4> Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда". URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/37.

 

Аналогичную позицию занимает и Главный внештатный специалист профпатолог ФМБА России и Минздрава России, первый заместитель генерального директора ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России А.Ю. Бушманов.

В разъяснительном письме от 19.12.2014 N 1-08/2385 по запросу Свердловской областной организации горно-металлургического профсоюза России А.Ю. Бушманов разъяснил, что "предварительные и периодические медосмотры в отношении производственного фактора организуются работодателем только в тех случаях, когда данный производственный фактор характеризуется вредными или опасными условиями труда (класс условий труда 3.1 и выше)".

Данная позиция имеет свое логическое обоснование, следуя целям и задачам проведения медосмотров, определять пригодность работников для выполнения поручаемой работы и предупреждать профессиональные заболевания.

Так как специальная оценка условий труда в силу ч. 5 ст. 7 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ предназначена для организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, то при выявлении нормальных условий труда на рабочем месте по результатам специальной оценки условий труда не возникают основания для противопоказаний к работе и развитию профзаболеваний. Фактически в ближайшее время прогнозируется развитие профессионально обусловленных заболеваний в результате воздействия охлаждающего (нагревающего) микроклимата, недостаточной освещенности рабочих поверхностей, психоэмоциональных нагрузок.

На данный момент практика проведения обязательных медосмотров с учетом вышесказанного встречается редко, но в ближайшее время ожидается расширение данной практики с целью снижения финансовых затрат организаций.

 

Литература 

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Проспект, 2015. 256 с.

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". URL: http://www.pravo.gov.ru. 30.12.2013.

3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" // Российская газета. 2011. N 135.

4. Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" // Российская газета. 2014. N 71.

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда". URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/salary/37.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑