Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Особенности трудовой миграции в Республике Таджикистан: перспективы развития с учетом евразийских интеграционных процессов (Икрами З.А.)

Особенности трудовой миграции в Республике Таджикистан: перспективы развития с учетом евразийских интеграционных процессов (Икрами З.А.)

Дата размещения статьи: 27.01.2016

Особенности трудовой миграции в Республике Таджикистан: перспективы развития с учетом евразийских интеграционных процессов (Икрами З.А.)

После распада СССР Республика Таджикистан, как, впрочем, и все союзные республики, пошла по собственному пути. Что касается трудовой миграции - с этим явлением новое независимое государство столкнулось впервые. То незначительное количество граждан, выезжающих на работу за границу в советский период, отправлялось со стороны центра, т.е. Москвы. Соответственно, вводить в правовое поле миграционные процессы начали относительно недавно, т.е. после обретения независимости.

Миграционные потоки можно условно разделить на части: экспорт и импорт трудовых ресурсов. Так, что касается экспорта трудовых ресурсов, ситуация следующая.
В настоящий момент трудовые потоки из Таджикистана преимущественно направляются в Российскую Федерацию, меньше в Казахстан, ОАЭ и Корею. Конечно же, государство старается всячески поддержать миграционные потоки из Таджикистана, поскольку это не только влияет на уменьшение безработицы, но и положительно отражается на общей финансовой ситуации в стране, т.к. нивелирует отрицательный торговый баланс. То есть денежные переводы трудовых мигрантов покрывают большую часть разницы между экспортом и импортом товаров и услуг. Если говорить о языке цифр, то, производя товаров и услуг на экспорт на 3 млрд. долларов (на 4140,7 млрд. сомони импортировано товара и на 194 млрд. сомони выполнено услуг), мы фактически завозим товаров официально на 4,5 млрд. (на 1167,8 сомони экспортировано товара и на 363,4 сомони выполнено услуг) <1>. Получаемая разница фактически покрывает денежные переводы мигрантов.
--------------------------------
<1> Официальный сайт Агентства по статистике при Президенте РТ. URL: http://www.stat.tj/ru/macroeconomic-indicators/.

Такая ситуация продолжается более 10 лет, но в настоящее время наметилась тенденция к уменьшению количества денежных переводов из Таджикистана. Так, за первый квартал 2015 г. количество денежных переводов в Таджикистан сократилось на рекордные 42,4%. Даже в период кризиса 2008 - 2009 гг. денежные переводы сократились лишь на 10 - 15%. Соответственно, Таджикистану в такой ситуации нужно готовиться к негативным последствиям.
Учитывая такого роды перспективы, можно сделать однозначный вывод о том, что санкции, введенные по отношению к России со стороны Запада, и последующая девальвация российского рубля негативно скажутся на экономике Таджикистана даже больше, чем сказываются на России. И Таджикистану нужно предпринимать безотлагательные меры правового характера, для того чтобы минимизировать данные негативные последствия, такие как:
а) стимулировать экспорт рабочей силы, в т.ч. за счет дифференцирования трудовых миграционных потоков в другие страны;
б) трудоустроить освободившиеся ресурсы, чтобы избежать роста социальной напряженности. Предлагается сделать это за счет государственных проектов, таких как крупные ГЭС, а также начать либерализацию законодательства о землепользовании, чтобы простимулировать занятость в сельском хозяйстве. Ведь в настоящее время в связи с контрсанкциями, которые введены со стороны России на сельскохозяйственные продукты, сложилась уникальная возможность восполнения образовавшихся свободных ниш по сельскохозяйственной продукции в России. Кроме того, нужно и далее стимулировать развитие малого и среднего бизнеса путем не только введения мораториев на проверки, но и поддержки экспортно-ориентированных предприятий с большим количеством работников, в широком смысле.
Что же касается импорта трудовых мигрантов в Таджикистан, ситуация следующая.
В соответствии с конституционной нормой Республики Таджикистан (ст. 10 Конституции) <2> иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права и обязанности, в т.ч. и трудовые, наравне с гражданами Республики Таджикистан. Тем не менее законодательство Республики Таджикистан, конечно же, может устанавливать особые правила для иностранных граждан (лиц без гражданства), как специальных субъектов трудовых отношений.
--------------------------------
<2> Конституция Республики Таджикистан.

В отличие от Российской Федерации, Республика Таджикистан ратифицировала фактически все основные нормативно-правовые акты ООН, в т.ч. МОТ. Касающиеся регулирования труда трудящихся мигрантов, а также правового положения членов их семей. Соответственно, для того, чтобы руководствоваться основными принципами, которые отражены в вышесказанных международно-правовых актах, есть все необходимое. На самом деле ситуация с импортом рабочей силы, его регулированием несколько иная.
За годы независимости Таджикистан произвел определенные действия, которые помогли привлечь иностранные инвестиции с экономику. Вместе с инвестициями в страну также приехали иностранные работники. Ежегодно количество мигрантов увеличивается. В 2014 г. в органах внутренних дел республики зарегистрировалось более 56662 иностранных граждан. Однако Министерством труда и социальной защиты населения в прошлом году была выделена квота лишь на 4800 иностранных работников. Дополнительно к этой цифре было выдано еще 2800 разрешений на работу в рамках Межправительственных договоров на крупные инфраструктурные проекты. Это прежде всего строительство дополнительных энергических мощностей, а также дорог и тоннелей.
Соответственно, данный дисбаланс между получившими разрешение на работу и зарегистрированными в органах внутренних дел свидетельствует о том, что более 85% иностранных граждан работают нелегально, без соответствующего разрешения. И конечно же, на законодательном уровне нужно вводить в рамки правового поля такого рода работников.
Если проанализировать иностранных граждан в Республике Таджикистан, то их можно классифицировать на следующие группы.
1. Иностранные специалисты, которые приглашены на работу в таджикские фирмы и различные организации как высококлассные специалисты, с навыками работы по специальностям, по которым существует дефицит местных специалистов. Трудовая деятельность этой категории иностранных работников имеет особенную специфику и связана с современными технологиями. Поскольку в республике остро ощущается нехватка собственных специалистов, данная категория пользуется значительным спросом. В основном это граждане стран, входящих в ШОС (Китай, Россия и Казахстан). Также значительное количество граждан Турции и Ирана.
2. В иностранных организациях или совместных предприятиях с участием иностранного капитала.
Такие организации в массовом порядке привлекают иностранных работников. Проблема заключается в том, что существует огромная количественная диспропорция между иностранными и отечественными работниками. Численность иностранных работников в таких организациях превышает 80 - 90%. Нужно отметить, что в первой редакции от 1992 г. Закона (10.03.1992 N 498) "Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан" <3> предусматривалось, что численность работающих граждан Республики Таджикистан на предприятиях с иностранными инвестициями должна составлять не менее 70% от общего числа работников. К сожалению, в 2007 г. при разработке и принятии новой редакции данного Закона это требование было исключено.
--------------------------------
<3> Закон Республики Таджикистан "Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан" // Ахбори Маджлиси оли Республики Таджикистан. 1992. N 3.

Анализируя предписания Трудовой инспекции по устранению нарушений в компаниях с иностранным участием, основными нарушениями являются фактическая продолжительность рабочего времени, отдыха, нарушения в сфере безопасности труда и другие права работников, в соответствии с трудовым законодательством Республики Таджикистан. Особенно отличаются в этом компании с китайскими партнерами и сотрудниками. Значительных нарушений среди компаний с российскими, казахстанскими и турецкими партнерами трудовой инспекцией не обнаружено.
3. Иностранные самозанятые работники, относящиеся к мелкому предпринимательству.
Здесь заметно преобладание в индивидуальном предпринимательском секторе, такого рода, как продажа товаров народного потребления, сети бытового обслуживания. Однако отсутствие объективных статистических данных не дает возможности определить реальную картину роста вышеуказанного сектора с участием иностранных предпринимателей.
Проблема заключается в том, что положения законодательства Республики Таджикистан о лицензировании данной сферы касаются только иностранных наемных работников, которые нанимаются работодателями, и оно не распространяется на трудовую деятельность иностранных граждан, занимающихся индивидуальным предпринимательством. Считаем, чтобы защитить внутренний рынок труда, необходимо вводить специальное разрешение на трудовую деятельность иностранных граждан в виде индивидуального предпринимательства посредством выдачи рабочих виз или соответствующих патентов, чтобы данную категорию граждан внести в правовое поле и не отставать от современных тенденций в регулировании такого рода отношений в других странах.
В 2004 г. в процессе упорядочения лицензионной деятельности и приведения разрешительных процедур для занятия отдельными видами деятельности с нормами гражданского законодательства были пересмотрены и отменены прежние нормативные документы, регламентирующие процедуру получения лицензии, в т.ч. Положение о порядке выдачи лицензии на привлечение иностранных специалистов в Республике Таджикистан. Перечень отдельных видов деятельности, требующих лицензии от государственных органов, и механизм получения лицензии были определены отдельным Законом <4>. Соответственно, работодателю, для того чтобы принять на работу иностранца, не требуется получать специальное разрешение. Но если устанавливаются квоты на привлечения иностранцев, то, значит, привлечение иностранцев должно регулироваться. Получается парадоксальная ситуация: если работодатель находит иностранного специалиста для работы и хочет официально зарегистрировать, его не смогут зарегистрировать, т.к. квоты уже распределены, а легального основания работать иностранцу, допустим гражданину России, нет. То есть нахождение его становится легальным, а трудовая деятельность - нелегальной. Этот пробел предлагаем заполнить.
--------------------------------
<4> Закон Республики Таджикистан от 17.05.2004 N 37 "О лицензировании отдельных видов деятельности в Республике Таджикистан" // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. N 5. Ст. 348.

Принятым в 2001 г. Законом Республики Таджикистан "О миграции" <5> предусмотрено установление квоты для привлечения иностранной рабочей силы в Республику Таджикистан. Согласно данному Закону ежегодно по представлению Правительства Республики Таджикистан Указом Президента Республики Таджикистан устанавливается данная квота. Но механизм и критерии определения квоты до сих пор отсутствуют.
--------------------------------
<5> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1999. N 12.

В 2007 г. в результате усовершенствования структуры центральных органов государственной власти, в соответствии с Указом Президента Республики Таджикистан от 30.10.2006 <6>, вопросы трудовой миграции были переданы из Министерства труда и социальной защиты населения в Министерство внутренних дел. Образована Миграционная служба при МВД РТ. Вновь образованная структура получила задачу регулировать вопросы трудовой миграции, в т.ч. иммиграции. Конечно, правоохранительные органы должны контролировать соблюдение административно-правового режима со стороны иностранных граждан. Однако в Республике Таджикистан в сфере трудовой миграции существуют совсем иные проблемы. Защита национального рынка труда, экономическая целесообразность привлечения иностранной рабочей силы и другие социально-трудовые факторы требуют динамичного и поступательного усовершенствования государственной миграционной политики. Естественно, этими вопросами должен заниматься государственный орган по труду, т.е. Министерство труда и социальной защиты населения. Поэтому данная ситуация в сфере трудовой миграции требует тесного взаимодействия двух органов - Министерства труда и социальной защиты населения и Министерства внутренних дел республики.
--------------------------------
<6> Официальный сайт Президента РТ. URL: http://www.prezident.tj/ru/decree/116.

Анализ законодательства Республики Таджикистан, регулирующего трудовую миграцию иностранных граждан, позволяет утверждать, что оно не отвечает существующим реалиям. Для сравнения скажем, что в Российской Федерации и Республике Казахстан законодательство более конкретно детализирует и определяет правовое положение иностранных граждан.
Для устранения существующих пробелов и разрешения проблем в первую очередь необходимо разработать и принять ряд нормативных правовых актов, а именно:
- для введения специальных правил на разрешение трудовой деятельности иностранных граждан в Республике Таджикистан внести изменения и дополнения в Закон Республики Таджикистан от 01.02.1996 N 230 "О правовом положении иностранных граждан";
- определить механизм установления квоты для привлечения иностранной рабочей силы в Республику Таджикистан;
- пересмотреть визовый режим иностранным гражданам. Предлагается введение специальной трудовой визы иностранным гражданам, позволяющей вести трудовую деятельность в Таджикистане.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑