Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Правовые средства повышения мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации (Зайцева Л.В.)

Правовые средства повышения мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации (Зайцева Л.В.)

Дата размещения статьи: 27.01.2016

Правовые средства повышения мобильности трудовых ресурсов в Российской Федерации (Зайцева Л.В.)

Повышение мобильности трудовых ресурсов - важное условие развития экономики России. Ограниченность такой мобильности, к сожалению, традиционна для нашей страны, что обусловлено многими социальными, экономическими, демографическими, культурологическими и другими причинами. На территориях с избытком человеческих ресурсов не удается развить адекватную экономическую активность, а потенциальные экономические точки роста экономики находятся в малонаселенных местностях. Причем неравномерность экономического развития регионов, большая разница в стоимости жилья и высокая стоимость пассажирских перевозок в стране не позволяют развиваться частной инициативе по переселению на новое место жительства.

Органы государственной власти, похоже, стали не только замечать проблему, но и создают определенные правовые и финансово-экономические условия для исправления ситуации с переездом работников в местности, где привлечение рабочей силы носит первостепенный и перспективный для целей экономического развития страны характер.
На необходимость разработки современных механизмов содействия эффективной трудовой мобильности справедливо указывают ученые-юристы <1>. К числу таких новых механизмов можно отнести нормы вступившего в силу с 1 января 2015 г. Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" <2>. Закон позволяет государству серьезно влиять на повышение мобильности трудовых ресурсов, осуществляя государственное содействие работодателям, привлекающим трудовые ресурсы из других регионов. По существу, это целый комплекс мероприятий по государственной поддержке внутренней трудовой миграции. Он включает районирование территорий в зависимости от состояния рынка труда и потребностей в притоке трудовых ресурсов, принятие региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, конкурс инвестиционных программ и выбор работодателей, получающих финансовую поддержку для привлечения трудовых ресурсов из других регионов страны, установление гарантийных выплат работникам, переезжающим на работу в другую местность.
--------------------------------
<1> Головина С.Ю. Что день грядущий нам готовит? К вопросу о пересмотре традиционных трудоправовых ценностей в связи с вступлением России в ВТО // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 4 - 7.
<2> Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 52 (ч. I). Ст. 7536.

Новый Закон предусматривает, что Правительство РФ определяет перечень территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту рассматриваемого Федерального закона, "необходимо стимулирование привлечения трудовых ресурсов на территории, не относящиеся к территориям естественной миграционной привлекательности. Актуальным является привлечение трудовых ресурсов на территории, являющиеся стратегически важными для Российской Федерации, например приграничные территории, территории Дальнего Востока и Сибири" <3>, т.е. в регионах стратегического и опережающего развития. Распоряжением Правительства РФ в перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которых является приоритетным, включены не только такие территории Дальнего Востока и Сибири, как Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Магаданская, Новосибирская области и Чукотский автономный округ, но и регионы Европейской части России - Пермский край, Архангельская, Калужская и Липецкая, Мурманская и Ульяновская области <4>.
--------------------------------
<3> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 12.02.2015).
<4> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 696-р "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным" // СЗ РФ. 2015. N 17 (ч. IV). Ст. 2596.

При этом Закон устанавливает меры по недопущению стимулирования перераспределения трудовых ресурсов между территориями приоритетного привлечения трудовых ресурсов. Государство стимулирует трудовую миграцию из субъектов РФ, которые в обозначенный список не попали и, соответственно, либо имеют избыток рабочей силы, либо не являются стратегически важными.
В регионах (как включенных в перечень Правительства, так и не включенных) будут разрабатываться свои региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов на основании типовой программы, которую должен разработать и утвердить Минтруд России <5>. В субъекте РФ на основании региональной программы будут определены работодатели, которым будет оказана государственная поддержка для привлечения трудовых ресурсов из других регионов страны. Отбор работодателей будет происходить на конкурсной основе. Требования к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу, установил Минтруд России <6>.
--------------------------------
<5> Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении Типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов" по состоянию на 22 мая 2015 г. опубликован на сайте http://regulation.gov.ru/ и на момент представления настоящей статьи к опубликованию не подписан.
<6> Приказ Минтруда России от 6 мая 2015 г. N 272н "Об утверждении требований к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 29.05.2015.

Работодателям - участникам программы на основе заключенного с ними органом государственной власти субъекта РФ соглашения будут выдаваться сертификаты, подтверждающие их участие в региональной программе и дающие право на получение финансовой поддержки. При этом общие требования к работодателям устанавливаются Федеральным законом, а порядок и критерии отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата, порядок предоставления им финансовой поддержки устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ, принятыми в соответствие с вышеназванными требованиями, утвержденными Минтрудом России. Правила субсидирования субъектов РФ на указанные цели установлены Постановлением Правительства РФ <7>. Работодатель, получивший право на государственную поддержку по региональной программе, будет привлекать квалифицированную рабочую силу из других регионов страны, предоставляя работникам, переехавшим на новое место жительства для трудоустройства, компенсации, предусмотренные региональной программой повышения мобильности трудовых ресурсов после заключения с ним трудового договора.
--------------------------------
<7> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 530 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка без работных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" // СЗ РФ. 2015. N 24. Ст. 3466.

С точки зрения практического применения норм нового Закона сразу возникает несколько опасений. Во-первых, поскольку возможность воспользоваться финансовой поддержкой государства у работодателя, получившего сертификат, возникает по истечении 3 месяцев работы работника, принятого в рамках реализации региональной программы, то первоначальные компенсации такому работнику работодатель предоставляет из собственных средств. С учетом стоимости проезда, особенно на большие расстояния, и, вероятно, немалые расходы по прибытию на новое место жительство представляется, что участие в таких программах смогут позволить себе только крупные, финансово устойчивые организации. Малый и средний бизнес, ограниченный в средствах и не имеющий простого доступа к кредитованию, вряд ли сумеет взять на себя первичные затраты по переселению работников даже с учетом получения финансовой помощи от государства, но постфактум, спустя три месяца после начала работы приглашенного работника.
Во-вторых, работодатель, получивший сертификат, заключает с работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее 3 лет, в которых указываются меры поддержки, порядок и условия их предоставления. Формулировки Закона могут ввести в заблуждение работодателей относительно расширительного толкования возможности заключения с работником срочного трудового договора. Отсутствие соответствующих изменений ст. 59 Трудового кодекса РФ говорит о том, что и в этом случае срочный трудовой договор может заключаться лишь при наличии причин (обстоятельств), указанных в названной статье.
Поэтому указанная альтернатива между срочным и бессрочным трудовым договором может разрешаться исключительно с применением установленного ст. 59 Трудового кодекса РФ перечня оснований заключения срочного трудового договора.
В-третьих, у переехавшего на новое место жительства работника в случае расторжения трудового договора по его инициативе до истечения трехлетнего срока (за исключением случаев, предусмотренных трудовым договором) возникает обязанность возместить (вернуть) работодателю средства в размере фактически предоставленных мер поддержки. Порядок и условия указанного возмещения указываются в трудовом договоре. Ограничения в отношении таких условий возмещения со стороны работника Законом тоже не установлены. Представляется, что здесь будет действовать общее правило материальной ответственности работника, а именно сумма возмещения не может быть больше фактически предоставленных ему средств. Хотя в данной ситуации могла быть применена по аналогии норма ст. 249 Трудового кодекса РФ, которая бы позволяла возмещать не всю сумму, а только ее часть, пропорциональную неотработанному периоду в рамках трехлетнего срока с момента заключения трудового договора. Отсутствие более мягкого подхода, вероятно, можно объяснить тем, что работодатель, в свою очередь, в случае нарушения им условий соглашения об участии в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов или расторжения им трудового договора с работником, за исключением случаев, предусмотренных соглашением, возмещает субъекту РФ средства в размере фактически предоставленных работнику мер поддержки и остаток средств финансовой поддержки, предусмотренных сертификатом, в полном объеме или в объеме средств, выделенных по сертификату на привлечение одного работника для его трудоустройства, в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ и соглашением. И в этом смысле условия ответственности работника и работодателя за расторжение трудового договора уравнены. При этом не учтены финансовые возможности и масштабы последствий вследствие нарушения условий со стороны работника и работодателя. Сумма в 225 тыс. руб., установленная на сегодня как сумма государственной поддержки работодателей по сертификату на привлечение одного работника, является существенной для работника, особенно если ее сравнивать со средним заработком в соответствующих регионах России.
Представляется интересной судьба региональных программ и других мер государственного стимулирования мобильности трудовых ресурсов в субъектах РФ, не попавших в список Правительства в качестве регионов с приоритетным привлечением трудовых ресурсов. В отдельных субъектах РФ и до принятия Федерального закона о повышении мобильности трудовых ресурсов предпринимались некоторые шаги, направленные на увеличение привлекательности региона для внутрироссийской трудовой миграции. Но степень эффективности этих шагов явно зависела от уровня привлекаемых на эти цели средств. Например, в Тюменской области финансовая поддержка производится в виде компенсации расходов, понесенных гражданами в связи с переездом, в т.ч. суточные расходы за время следования к месту работы и обратно - в размере 100 руб. за каждый день нахождения в пути следования к месту работы и обратно; оплату найма жилого помещения на время работы - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 руб. в сутки; единовременное денежное пособие на каждого члена семьи - в размере 500 руб., увеличенное на размер районного коэффициента, установленного на территории вселения <8>. Аналогичные размеры финансовой поддержки предусмотрены и в других субъектах Российской Федерации, например, в Красноярском крае <9>. Но у Красноярского края в связи с включением в список регионов с приоритетным привлечением трудовых ресурсов появляется реальная возможность исправить ситуацию. Остающийся в других регионах низкий уровень компенсаций и отсутствие поддержки в области жилищного обеспечения делает региональное регулирование без федеральной поддержки неэффективным и маловостребованным. Например, статистика по отдельным субъектам РФ показывает крайне низкие цифры по трудоустройству в другой местности при посредничестве службы занятости - порядка 0,1% от числа всех трудоустроенных <10>.
--------------------------------
<8> Постановление правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 г. N 496-п "О размерах финансовой поддержки, порядке и условиях ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения" // Тюменская область сегодня. 2011. 30 декабря.
<9> Постановление правительства Красноярского края от 20 марта 2012 г. N 108-п "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения" // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2012. N 12.
<10> Шуйская К.Г. Внутренняя трудовая миграция // Делопроизводство и кадры. 2015. N 1. С. 50 - 59.

Справедливости ради надо отметить и другие примеры. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре работодатель (организация, финансируемая из средств бюджета автономного округа) возмещает расходы по найму, аренде жилого помещения приглашенным специалистам. Порядок и объемы возмещения расходов по договорам найма, аренды жилого помещения, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством, а также порядок отнесения отдельных категорий граждан к приглашенным специалистам устанавливаются Правительством автономного округа <11>. Но такие меры обеспечивают лишь приток специалистов в бюджетную сферу округа.
--------------------------------
<11> Постановление правительства ХМАО - Югры от 30 декабря 2004 г. N 497-п "О порядке возмещения расходов по найму, аренде жилого помещения приглашенным специалистам" // Новости Югры. 2005. 25 января.

Учитывая, что любая государственная политика должна носить системный характер, определенные опасения возникают из сопоставления Закона о повышении мобильности трудовых ресурсов и новых законов о территориях опережающего социально-экономического развития <12> (далее - ОСЭР) и либерализации законодательства о привлечении иностранной рабочей силы <13>, особенно той, что прибывает в страну в порядке, не требующем получения визы. Возникает закономерный вопрос о том, а не приведет ли упрощение процедур приема на работу иностранных работников из числа "безвизовых" иностранцев или иностранцев на территорию ОСЭР вне квот к утрате интереса у работодателей к участию в конкурсах инвестиционных проектов для получения бюджетных субсидий для переселения работников из числа соотечественников. Если для бизнеса экономически более целесообразным будет привлечение иностранных работников, то планы по долгосрочному переселению российских работников на новые места жительства рискуют остаться нереализованными.
--------------------------------
<12> Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 26; Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 72.
<13> Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2014. N 48. Ст. 6638; Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" // СЗ РФ. 2014. N 49 (ч. VI). Ст. 6918.

Литература

1. Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2014. N 52 (ч. I). Ст. 7536.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 26.
3. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. I). Ст. 72.
4. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 8 марта 2015 г.) // СЗ РФ. 2014. N 48. Ст. 6638.
5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 409-ФЗ "О внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" изменений, связанных с особенностями регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства" // СЗ РФ. 2014. N 49 (ч. VI). Ст. 6918.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 530 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" // СЗ РФ. 2015. N 24. Ст. 3466.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 696-р "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным" // СЗ РФ. 2015. N 17 (ч. IV). Ст. 2596.
8. Приказ Минтруда России от 6 мая 2015 г. N 272н "Об утверждении требований к критериям отбора инвестиционных проектов, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 29.05.2015.
9. Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов" // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 12.02.2015).
10. Проект Приказа Минтруда России "Об утверждении Типовой региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов" по состоянию на 22 мая 2015 г. URL: http://regulation.gov.ru/.
11. Постановление правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 г. N 496-п "О размерах финансовой поддержки, порядке и условиях ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения" // Тюменская область сегодня. 2011. 30 декабря.
12. Постановление правительства Красноярского края от 20 марта 2012 г. N 108-п "Об утверждении Порядка, условий и размера предоставления финансовой поддержки безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению краевых государственных учреждений службы занятости населения" // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2012. N 12.
13. Постановление правительства ХМАО - Югры от 30 декабря 2004 г. N 497-п "О порядке возмещения расходов по найму, аренде жилого помещения приглашенным специалистам" // Новости Югры. 2005. 25 января.
14. Головина С.Ю. Что день грядущий нам готовит? К вопросу о пересмотре традиционных трудоправовых ценностей в связи с вступлением России в ВТО // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 4 - 7.
15. Шуйская К.Г. Внутренняя трудовая миграция // Делопроизводство и кадры. 2015. N 1. С. 50 - 59.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑