Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

19.09.2020

Законопроект направлен на установление с 1 января 2021 года минимального почасового уровня оплаты труда, в сумме 150 рублей в час, для исчисления оплаты труда работника при заключении с ним срочного трудового договора на условиях неполного рабочего времени. Также он предусматривает ежегодную индексацию минимального почасового размера оплаты труда.

подробнее
16.09.2020

Законопроект направлен на защиту прав и повышение гарантий граждан, имеющих право на получение пособия по безработице. В связи с этим предлагается установление следующих размеров пособий по безработице: 12 130 рублей – минимальная величина пособия; 24 260 рублей - максимальная величина пособия по безработице.

подробнее
15.09.2020

Цель законопроекта - устранение необоснованной практики заключения краткосрочных трудовых договоров с педагогическими работниками, относящимися к профессорско-преподавательскому составу, в организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ.

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Труд исправит (Фарафонов А.)

Труд исправит (Фарафонов А.)

Дата размещения статьи: 28.01.2016

Труд исправит (Фарафонов А.)

Исправительные работы как вид уголовного наказания были предусмотрены еще в первых законодательных актах советского государства. Шло время, менялось их название, отпадали или возникали некоторые правоограничения, но суть осталась неизменной - наказание трудом.

Преступление и наказание

Наказание в виде исправительных работ применяется судом в случаях, когда оно предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ, в том числе при злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, а также по основаниям, предусмотренным ст. ст. 64 и 80 УК РФ (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 29.10.2009 N 20), и в условиях гуманизации уголовной политики является относительно распространенной мерой государственного принуждения.
Так, по состоянию на 31.12.2014 на учете в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 53535 осужденных к исправительным работам лиц, что для сравнения вдвое больше осужденных к работам обязательным - 21687 <1>, а за первое полугодие 2015 года по сводным статистическим сведениям о состоянии судимости в России к ним привлечено 27229 из 348613 осужденных <2>.
--------------------------------
<1> Характеристика лиц, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. URL: http://фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII.
<2> Отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и видах уголовного наказания. URL: http://cdep.ru/index.php?id=79&item=3212.

Поэтому порядок его назначения и исполнения вызывает далеко не праздный интерес даже у специалистов, чья профессиональная деятельность на первый взгляд далека от так называемой системы - кадровых служб, служб безопасности и корпоративных юристов, ведь помимо количественной не менее важная качественная составляющая этого не связанного с лишением свободы наказания говорит о его отбытии не где-нибудь, а по основному месту работы; отбытие осужденными, не имеющими основного места работы, - в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места их жительства (ч. 1 ст. 50 УК РФ, ч. 1 ст. 39 УИК РФ). Из чего Омский областной суд в Апелляционном определении от 08.04.2015 по делу N 33-2211/2015 делает в целом поддерживаемый нами вывод о том, что "привлечение к труду лиц, осужденных к исправительным работам, осуществляется независимо от их желания".
Однако не является ли этот труд принудительным?

Труд по принуждению

По мнению Э. Рахмаева, исправительные работы являются принудительным трудом по форме и карательным по характеру. Принудительный характер труда в исправительных работах проявляется в том, что трудовая деятельность осуществляется на основании приговора суда в течение определенного времени под государственным контролем <3>.
--------------------------------
<3> Рахмаев Э.С. Исправительные работы как вид уголовного наказания: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005.

Аналогичную на первый взгляд позицию занял и суд Ямало-Ненецкого автономного округа при рассмотрении требований о признании трудовыми отношений, возникших на основании договоров возмездного оказания услуг: "Трудовые отношения с лицами, осужденными к исправительным работам, возникают в силу закона и не являются результатом свободного волеизъявления осужденного лица". Однако затем суд окончил мотивировочные части своих Апелляционных определений от 18.08.2014 по делу N 33-1956/2014 и от 18.08.2014 по делу N 33-1958/2014 мнением, что "привлечение осужденных к труду не рассматривается как принудительный труд", при этом обосновав его нормами как национального, так и международного трудового права.
Действительно, помимо позитивного определения принудительного труда, данного в ч. 2 ст. 4 ТК РФ и основанного на формулировке, содержащейся в п. 1 ст. 2 Конвенции МОТ N 29 "Относительно принудительного или обязательного труда", в которой сказано, что термин "принудительный или обязательный труд" означает "всякую работу или службу, требуемую от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг", имеется и негативное - то, что, собственно, в него не входит. Ему посвящены положения ч. 4 ст. 4 ТК РФ.
Среди приведенных в ней случаев - работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
И это одно из немногих положений российского законодательства, которое, к сожалению для правозащитников и к счастью для компаративистов, согласуется с нормами международного права и международными договорами (обязательствами) Российской Федерации - тождественными (по содержанию) изъятиями из понятия "принудительный и (или) обязательный труд", предусмотренными п. 3 ст. 8 Международного пакта от 16.12.1966 "О гражданских и политических правах", п. 3 ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 и п. "с" ст. 2 названной выше Конвенции МОТ N 29.

Особенности приема на работу

Действующим законодательством не предусмотрены критерии, в соответствии с которыми орган местного самоуправления должен определять объекты и места, где отбываются исправительные работы (Определение ВАС РФ от 27.04.2012 N ВАС-5273/12 по делу N А45-6022/2011), однако при определении таковых уголовно-исполнительной инспекцией для осужденного, не имеющего основного места работы, учитывается:
- преступление, за которое он осужден;
- место жительства;
- состояние здоровья;
- профессия;
- в отношении несовершеннолетнего - возрастные и психологические особенности личности;
- другие обстоятельства.
На это указано в п. 70 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утв. Приказом Минюста России от 20.05.2009 N 142 (ред. от 22.08.2014) (далее - Инструкция).
При этом осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы (п. 4 ст. 40 УИК РФ), а организация в силу положений ст. ст. 3 и 64 ТК РФ не может отказать ему в заключении трудового договора по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать определенные ограничения при заключении трудового договора предусмотрены федеральными законами.
Хотя чаще всего компании не без содействия антимонопольных органов пытаются отграничить себя от уголовного элемента положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", безуспешно оспаривая муниципальные правовые акты, которыми они были определены в качестве места отбывания наказания (Определения ВАС РФ от 01.08.2013 N ВАС-10548/13 по делу N А65-24052/2012; от 27.04.2012 N ВАС-5273/12 по делу N А45-6022/2011).
В остальном же действия осужденного (работника) и организации (работодателя) при исполнении данного наказания выполняются по следующему алгоритму.
1. По окончании первоначальной беседы уголовно-исполнительная инспекция выдает осужденному, не имеющему основного места работы, предписание о необходимости явки в организацию для отбывания исправительных работ (по образцу, приведенному в приложении N 30 к Инструкции).
2. В отрывном талоне предписания организация делает отметку о прибытии осужденного, а также принятом в отношении его решении - о приеме на работу или об отказе в таковом (с указанием причины).
3. При трудоустройстве осужденного, не имеющего основного места работы, а также в целях обеспечения исполнения наказания осужденного, имеющего основное место работы, уголовно-исполнительная инспекция направляет в организацию извещение с копией приговора (определения, постановления) суда (по образцу, приведенному в приложении N 31 к Инструкции).
4. Организация осуществляет прием осужденного, не имеющего места работы, заключая с ним трудовой договор, который в силу положений ч. 1 ст. 59 ТК РФ может быть срочным.
5. В подтверждение трудоустройства или работы организация заполняет одноименный корешок извещения и направляет его в уголовно-исполнительную инспекцию, в дальнейшем ежемесячно представляя ей расчетные и иные сведения о работе осужденного.

Про сроки

Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ).
Началом срока отбывания данного наказания является:
- для осужденного, не имеющего основного места работы, день выхода на работу;
- для осужденного, имеющего основное место работы, день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, извещения с копией приговора (определения, постановления) суда.
При этом срок исправительных работ исчисляется в месяцах и годах, в течение которых осужденный работал и из его заработной платы производились удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда: от 5 до 20%.
Отсутствие в приговоре указания на размер удержаний из заработной платы лица, осужденного к наказанию в виде исправительных работ, свидетельствует о его фактическом неназначении, требующем изменения приговора и направления уголовного дела на новое судебное рассмотрение, если, конечно, указанные нарушения не были устранены в суде апелляционной инстанции.
Непосредственно исчисление производится на основании данных о количестве дней, подлежащих включению в срок отбывания наказания.
Указанное количество дней должно быть не менее числа рабочих дней, приходящихся в соответствии с графиком работы организации на каждый месяц, и установленного судом календарного срока наказания.
Если же осужденный не отработал указанного количества дней и отсутствуют основания, установленные УИК РФ для зачета неотработанных дней в срок наказания, отбывание исправительных работ продолжается до полной отработки осужденным положенного количества рабочих дней.

Удержания из заработной платы

В соответствии с п. 2 ст. 44 УИК РФ удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы и независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.
Аналогичное по своему содержанию положение содержится в ст. 138 ТК РФ, указывающей на их максимально допустимую (по совокупности) величину - 70%.
При производстве удержаний учитываются как денежная, так и натуральная часть заработной платы, доля которой не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы, однако из суммы до удержания налогов. В отличие от размера удержания из заработной платы и иных доходов, предусмотренного Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" для должников, УИК РФ для осужденных постфискальную преференцию не содержит.
Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера. Исключение составляют ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 44 УИК РФ).

Запрет увольнения

На администрацию организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, возлагаются:
- правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке;
- контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно-исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним;
- соблюдение условий отбывания наказания;
- уведомление уголовно-исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания, об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.
При этом инспекция осуществляет контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденного и перечислением удержанных сумм в размере, установленном приговором суда, в соответствующий бюджет, исполнением требований приговора суда администрацией организации, в которой работает осужденный, непосредственно по месту его работы не реже 1 раза в 6 месяцев, а в случае назначения наказания менее 6 месяцев - не менее одного раза в течение срока наказания.
Кроме того, именно она согласовывает предоставление организацией, в которой работает осужденный, ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней.
Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях (п. 76 Инструкции).
В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции (п. 3 ст. 40 УИК РФ). Однако указанное разрешение на увольнение, как отметил Белгородский областной суд в Апелляционном определении от 18.02.2014 N 33-650/2014, выдается осужденному, а не работодателю.
Следовательно, при прекращении трудового договора по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77, ст. 80 ТК РФ) работодателю достаточно добровольности волеизъявления работника. При расторжении до истечения двухнедельного срока предупреждения об увольнении - соглашения между работником и работодателем; отсутствия последующего отзыва заявления со стороны работника (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010), а также предварительного уведомления уголовно-исполнительной инспекции.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑