Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Карающий меч закона, или Забыть о долгах?.. (Слесарев С.)

Карающий меч закона, или Забыть о долгах?.. (Слесарев С.)

Дата размещения статьи: 05.02.2016

Карающий меч закона, или Забыть о долгах?.. (Слесарев С.)

Свершилось - банкротами теперь могут стать не только юридические лица и предприниматели, но и обычные граждане! Хорошо это или плохо - вопрос дискуссионный, оставим споры об этом политикам, экономистам и юристам по банкротству, поговорим на иную тему - может ли как-то повлиять печальное звание "банкрот" на трудовые отношения, если вдруг сия участь настигнет нашего работника?

Прежде всего отметим, что банкротом может стать далеко не каждый работник, а только тот, кто согласно п. 2 ст. 213.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) наберет долгов на сумму не менее 500 тыс. руб. и не сможет расплатиться по ним в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть выплачены (исполнены). Только в этом случае у кредиторов, уполномоченного органа появляется право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Более того, гражданин просто обязан обратиться в суд, когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств перед другими кредиторами или уплаты обязательных платежей (например, налогов от сдачи в аренду квартиры), и на это обращение ему отводится только тридцать рабочих дней со дня, когда он узнал о нехватке средств на всех кредиторов. (Важно: требование о сумме в 500 тыс. не распространяется на случаи, указанные в п. 2 ст. 213.4 Закона о банкротстве.)
Объявлять работника банкротом сразу суд не станет, тем более что в большинстве случаев после признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом начинается стадия реструктуризации долгов, и только после провала плана реструктуризации, отмены или невозможности введения реструктуризации гражданин будет объявлен банкротом с реализацией его имущества.
Как видим, все вышеописанное пока, на первый взгляд, мало должно волновать работодателя, так как проблемы работника, особенно в части его долгов, касаются только самого работника, если, конечно, это не долги перед работодателем. В последнем случае банкротство работника затронет и работодателя. Речь идет о случаях материальной ответственности работника перед работодателем.
Дело в том, что принятие арбитражным судом определения об обоснованности заявления о признании гражданина банкротом (далее - заявление) влечет за собой процедуры, схожие с таковыми при банкротстве иных лиц, - с собраниями кредиторов, реестром требований кредиторов и т.п. Поэтому работодателю в течение двух месяцев с даты опубликования сообщения о признании обоснованным заявления необходимо будет заявить об имеющемся долге работника перед ним. Публикация сообщения о признании обоснованным заявления осуществляется в газете "Коммерсантъ", а также внесением сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве с особенностями, установленными ст. 213.7 Закона о банкротстве.
Заявить о своих требованиях необходимо и потому, что только кредиторы, требования которых включены в реестр требований кредиторов, смогут участвовать в одобрении проекта плана реструктуризации долгов гражданина - первом этапе в рамках процедуры банкротства, а следовательно, и влиять в какой-то мере на возможность взыскания с работника ущерба. Правда, не всегда этап реструктуризации долгов гражданина может быть - так, исключение установлено, например, для лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления в сфере экономики, или если не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному взысканию за некоторые правонарушения, например мелкое хищение.
Утверждение плана реструктуризации долгов изменит схему взыскания с работника материального ущерба в пользу работодателя, который должен будет подчиняться плану реструктуризации и свои требования предъявлять в рамках плана.
По идее, пропустить начало процедуры банкротства будет трудно - соответствующее уведомление о признании обоснованным заявления назначенный финансовый управляющий должен направлять всем известным ему кредиторам гражданина с предложением заявить о своих требованиях и разъяснением порядка их заявления; но гарантий, что управляющий будет знать о долге работника перед работодателем, а работник сообщит об этом долге управляющему (хотя и обязан), нет, поэтому целесообразно держать "руку на пульсе" в отношении работников-должников. Речь мы ведем прежде всего о работниках, ответственность которых перед работодателем установлена судом и решением суда с работника взыскиваются денежные средства в пользу работодателя. В этом случае о своих требованиях необходимо будет заявить в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Если же работодатель только собирался через суд взыскивать с работника компенсацию за причиненный ущерб или дело об этом находится в стадии рассмотрения, то процедура банкротства изменяет порядок привлечения работника к ответственности. Согласно п. 2 ст. 213.11 Закона о банкротстве исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения, а обращение в суд с требованиями к работнику возможно только в порядке, установленном Законом о банкротстве (за некоторым исключением). Об этом стоит вести отдельный разговор не в рамках данной статьи, поэтому не будем останавливаться подробно.
Введение реструктуризации долгов влечет за собой введение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, приостановление исполнительного производства, "заморозку" начисления штрафных санкций за просрочку исполнения обязательства и т.п. с некоторыми особенностями и изъятиями. Поэтому работодателю придется временно забыть о взысканиях и получении ущерба, готовиться пойти на некоторые уступки, а если долг работника велик, то, может быть, и позаботиться о ходатайстве перед судом о принятии обеспечительных мер в отношении имущества должника.
Важно вовремя заявить о своих требованиях и потому, что требования работодателя к работнику о возмещении материального ущерба включаются в третью очередь на этапе реализации имущества гражданина-банкрота с учетом, конечно, календарной очереди заявлений.
Если долгов много, а реализуемого имущества мало, а на этапе реструктуризации долгов ущерб работодателю не погашен, то, возможно, придется и забыть о взыскании суммы ущерба в полном объеме.

Когда директорский портфель помашет ручкой...

Но наиболее важный элемент нашего разговора скрывается в п. 3 ст. 213.30 Закона о банкротстве, согласно которому в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.
Это правило не является особенностью российского законодательства, более того, Закон весьма лоялен к банкроту в плане срока запрета и перечня запрещенных должностей. Аналогичные запреты установлены и в иных странах, например в Великобритании и Японии, причем в последней запрет распространяется пожизненно. Банкроту могут запретить исполнять обязанности бухгалтера, судьи и даже опекуна. Но российский законодатель пошел по более мягкому пути и ограничился только руководящими должностями и небольшим сроком запрета.
Логика законодателя тут понятна: если человек не может разобраться со своей жизнью и своими долгами, распланировать личный бюджет и управлять домашним хозяйством, то как ему можно доверять управление юридическим лицом, судьбами других людей-работников? Такой руководитель, чего доброго, доведет организацию до банкротства и причинит ущерб экономике страны - убытки будут нести уже не его личные кредиторы, а государственный бюджет и десятки, а то и сотни контрагентов организации-банкрота, а также кредиторы работников, которые останутся на улице и лишатся заработка. С другой стороны, банкрот-начальник - не обязательно плохой руководитель, тем более что у него могут быть советники в лице штатного юриста, бухгалтера, экономиста и пр. Получается, закон идет по принципу "не буди лихо", прослеживая связь между лично-деловыми качествами гражданина и его банкротством. Хотя, как говорит одна русская поговорка, от тюрьмы и от сумы не зарекайся, и не всегда в банкротстве будет сугубо вина самого банкрота. Впрочем, оставим философию и посмотрим на данный запрете с другой точки зрения - трудового права.
Объявление работника-руководителя банкротом неминуемо приведет к прекращению (расторжению) трудового договора с ним согласно п. 10 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. При этом сразу оговоримся, что ссылка в трудовой книжке должна идти на п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ как конкретизирующий обстоятельство, которое послужило препятствием для продолжения трудовых отношений. Особенности увольнения также установлены в ст. 83 ТК РФ: увольняемому должны предлагаться имеющиеся в организации вакансии. Если работник - ценный руководитель, то никто не мешает придумать для него должность, формально не относящуюся к органам управления юридического лица, а на прежнее место руководителя поставить "английскую королеву", которая(-ый) только и будет делать вид, что руководит. Но все эти схемы сомнительны и остаются на совести учредителей и руководства юридического лица.
При расставании с работником-руководителем надо учесть, что первый этап - реструктуризация долгов - еще не влечет обязанности расторгнуть трудовой договор, т.к. законодатель четко указывает, после какого этапа наступают последствия в виде запрета занимать должность - только с даты завершения процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры. То есть до этого момента работник может благополучно исполнять свои функции. Обо всех этапах можно будет узнать из соответствующего реестра банкротов.
Впрочем, остается вопрос иного рода - насколько "глубоко" распространяется запрет по руководящим должностям? Понятно, что речь идет о работниках, обязанностью которых является осуществление управления юридическим лицом с организационно-распорядительными полномочиями. Несомненно, к ним относятся все всевозможные генеральные и не очень директора, президенты и т.п., но как быть с заместителями, заведующими и пр., т.е. лицами, также осуществляющими определенные организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции?
Здесь стоит ориентироваться по аналогии с дисквалификацией с оглядкой на ст. 2.4 КоАП РФ, в которой дается понятие должностного лица, а также на должностные обязанности работника, его фактическое место в органе управления юридического лица, а также на формулировку ст. 273 ТК РФ и п. 3 ст. 213.30 - "занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом". Явно под такую формулировку подпадет руководитель организации (директор, президент и т.п.), могут попасть заместители руководителя, а также всевозможные исполнительные, финансовые и прочие директора, но при условии, если учредительными документами юридического лица их должности включены в структуру органов управления юридического лица. Заведующая читальным залом или начальник цеха сюда явно не относятся, а значит, банкротство не приведет к прекращению трудового договора с ними.
Таким образом, банкротство руководителя - головная боль не только для него, но и для самого юридического лица, так как влечет за собой цепочку процедур, которые надо выполнить безупречно, чтобы избежать судебного спора и привлечения к административной ответственности за нежелание расстаться с работником или несвоевременное увольнение.

Итог или некоторые выводы...

Итак, мы провели небольшой анализ последствий введения института банкротства гражданина. За бортом разговора остался ряд дополнительных подробностей, выходящих за рамки статьи. А сейчас - некоторые выводы из вышесказанного.
1. Само по себе банкротство работника в большинстве случаев мало затронет работодателя, особенно если банкротом станет обычный работник, не занимающий руководящие должности в органах управления юридического лица.
2. Банкротство работника-руководителя повлечет за собой в большинстве случаев расторжение трудового договора с таким работником, так как Законом установлен трехлетний запрет для граждан с даты завершения в отношении них процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом. Игнорирование запрета приведет работодателя к привлечению к административной ответственности за несвоевременное прекращение (расторжение) трудового договора. Выплата компенсации руководителю за прекращение трудового договора, в т.ч. "золотого парашюта", зависит от условий трудового договора с работником, коллективного договора, отраслевого и межотраслевого соглашения, иных локальных нормативных актов.
3. Признание арбитражным судом обоснованным заявления о признании гражданина банкротом повлечет за собой изменение процедуры привлечения работника к материальной ответственности. Предъявление требований к работнику через суд возможно только в порядке, установленном Законом о банкротстве. Ранее возбужденное исполнительное производство приостанавливается, вводится мораторий на исполнение денежных обязательств, проводится реструктуризация долгов. На этом этапе работодателю надо будет вовремя заявить о своих требованиях для включения в реестр требования кредиторов. Это даст возможность участвовать в собраниях кредиторов и влиять на принятие решений в рамках процедуры банкротства, а также повысит шансы на получение денежных средств от банкрота. Впрочем, окончательное решение о целесообразности ввязываться в "банкротные" процедуры принимается в зависимости от суммы ущерба, причиненного работником. Работодателю надо будет готовиться к достаточно длительному ожиданию возврата долга.
В связи с этим работодателю стоит при решении вопроса о прекращении трудового договора с руководителем или привлечении работника к материальной ответственности обращать внимание и на сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑