Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > Стационарные рабочие места (Ульянов В.)

Стационарные рабочие места (Ульянов В.)

Дата размещения статьи: 10.02.2016

Стационарные рабочие места (Ульянов В.)

В целях проведения налогового контроля организация при создании обособленного подразделения подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения данного подразделения. Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях (форма N С-09-3-1, приведена в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@) должно быть направлено в налоговый орган в течение одного месяца после его создания. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании указанного сообщения.

В случае если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении (форма 1-6-Учет, приведена в Приложении 4 к Приказу ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@), представляемом в налоговый орган по месту ее нахождения (п. п. 1 и 4 ст. 83, пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Примечание. Создание стационарных рабочих мест в организации в большинстве случаев влечет за собой возникновение ряда дополнительных обязанностей. И связано это с тем, что оборудованное стационарное рабочее место налоговики практически всегда рассматривают как создание нового обособленного подразделения налогоплательщика.

Приказом ФНС России от 09.06.2009 N ММ-7-6/318@ утверждены Форматы представления сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 23 НК РФ, в электронном виде. В этом документе, в частности, установлены элементы, которые должны обязательно содержаться в файле электронного обмена, и элементы, которые могут отсутствовать.
Пунктом 1 ст. 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ. Исходя из буквального толкования этой нормы привлечение к ответственности связано с нарушением налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, а не сообщения.
ФНС России в Письме от 27.02.2014 N СА-4-14/3404 указала, что за непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, предусмотренных пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ, организация подлежит привлечению к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. За непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ, согласно указанной норме предусмотрены штрафные санкции в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Примечание. Определить однозначно, создано ли стационарное рабочее место, не всякий раз возможно. Непризнание же стационарного рабочего места в случае его действительного существования может негативно отразиться для организации-налогоплательщика и страхователя.

При этом налоговики напомнили о необходимости исполнения рассматриваемой обязанности и в случае, если обособленное подразделение организации расположено на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту своего нахождения, поскольку НК РФ не предусмотрено такое освобождение.
Аналогичная позиция была изложена Минфином России несколько ранее, в Письме от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946.
За непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф в соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб.
Создание обособленного подразделения несколько изменяет порядок уплаты некоторых налогов.
Так, для налогоплательщиков - российских организаций, имеющих обособленные подразделения, изменяется порядок уплаты сумм авансовых платежей, а также сумм налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ. Их перечисление производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Данная доля прибыли исчисляется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта РФ. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ. О принятом решении организация уведомляет налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений данного субъекта РФ (п. п. 1 и 2 ст. 288 НК РФ).
Как известно, российские организации, от которых или в результате отношений с которыми плательщик налога на доходы физических лиц получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму НДФЛ. Такие организации признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 226 НК РФ). Удерживать начисленную сумму налога налоговые агенты обязаны непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
На налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по договорам, заключенным с этими обособленными подразделениями (абз. 2 и 3 п. 7 ст. 226 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах").
Налоговые агенты обязаны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов. Такие сведения представляются по форме 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@) не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 230 НК РФ).
В отношении доходов, выплаченных работникам обособленных подразделений, а также физическим лицам, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, справки 2-НДФЛ представляются по месту учета этих подразделений (Письма Минфина России от 07.08.2012 N 03-04-06/3-222, от 05.04.2012 N 03-04-06/8-103).
При образовании обособленного подразделения может возникнуть обязанность регистрации страхователя в территориальных отделениях ФСС РФ и ПФР по месту нахождения подразделения. И случается это, если данное подразделение имеет отдельные баланс, расчетный счет и начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц (приведен в Приложении 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 959н), п. 1 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (приведен в Приложении к Постановлению Правления ПФР от 13.10.2008 N 296п)).

Признаки обособленного подразделения

Термин "стационарное рабочее место" законодатель использовал при расшифровке понятия "обособленное подразделение организации". Расшифровка же институтов, понятий и терминов, используемых в НК РФ и иных актах законодательства о налогах и сборах, дается в п. 2 ст. 11 НК РФ. Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
В гражданском законодательстве законодатель обошелся без использования упомянутого термина при уточнении понятия "обособленные подразделения". При этом данная в ГК РФ расшифровка более конкретна и не вызывает дополнительных вопросов. Обособленными подразделениями организации признаются представительства и филиалы. Под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы этого лица и осуществляет их защиту. Филиалом же является обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения юридического лица и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. При этом как представительства, так и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица (ст. 55 ГК РФ).
Расшифровку понятию "рабочее место" НК РФ не дает. Поэтому в силу нормы п. 1 ст. 11 НК РФ, которой установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, для расшифровки этого понятия необходимо обратиться к ТК РФ.
Рабочим местом согласно ст. 209 ТК РФ признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Следовательно, понятие "рабочее место" непосредственно связано с понятиями "работник" и "работодатель". Законодатель их также не расшифровал в НК РФ. Поэтому вновь обращаемся к нормам Трудового кодекса РФ.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работником признается физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодателем же может быть в том числе и юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. ст. 16, 20 ТК РФ).
Следовательно, под обособленным подразделением, на наш взгляд, следует понимать территориально обособленное структурное подразделение с оборудованными стационарными рабочими местами, где сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры, осуществляют возложенные на них трудовые обязанности.
Понятие "обособленное подразделение" расшифровывает и Росстат в Указаниях по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" (форма N 1-предприятие приведена в Приложении N 1 к Приказу Росстата от 15.07.2015 N 320). Данную форму за 2015 г. юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций) должны представить территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу до 1 апреля текущего года.
В этих Указаниях использован и термин "стационарные рабочие места". Так, в разд. 9 этой формы необходимо приводить сведения о головном подразделении организации и ее территориально обособленных подразделениях. Обособленным подразделением организации при этом признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п. 88 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации", утв. Приказом Росстата от 09.12.2014 N 691).
Как было сказано выше, признаком обособленного подразделения является наличие оборудованных стационарных рабочих мест. С момента введения части первой НК РФ довольно продолжительное время в частных ответах работниками налоговой службы неоднократно приводилось, что это условие может считаться выполненным при наличии не менее двух рабочих мест или при выполнении одним сотрудником работы более чем по одной специальности, квалификации или должности. Такое суждение вытекало из дословного прочтения упомянутой нормы п. 2 ст. 11 НК РФ. Однако судьи ФАС Московского округа посчитали, что из смысла этой статьи вытекает возможность признания обособленным подразделением такового, в котором создано хотя бы одно рабочее место (Постановления ФАС Московского округа от 10.10.2002 N КА-А40/6733-02, от 23.01.2003 N КА-А41/9052-02). После чего и налоговики стали высказываться аналогично. МНС России в Письме от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 констатировано, что одним из критериев обособленного подразделения значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это определение поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. В определении словосочетание "рабочее место" употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.
Исходя из вышеизложенного основные признаки стационарного рабочего места следующие:
- наличие трудовых отношений между работником и работодателем;
- нахождение работника в этом месте (либо необходимость прибытия) в соответствии со служебными обязанностями;
- нахождение указанного места под контролем работодателя;
- указанное место создается на срок более одного месяца.
Руководство Минфина России в Письме от 21.04.2008 N 03-02-07/2-73 указало, что в правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается созданием обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.
Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому эта организация осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.
В Письме Минфина России от 03.07.2013 N 03-03-06/1/25485 при этом уточнено, что обособленное подразделение признается таковым вне зависимости:
- от формы организации работы;
- от конкретных работников, выполняющих определенную работу;
- от срока нахождения конкретного работника на стационарном рабочем месте.
В Письме же от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211 финансисты констатировали, что без наличия хотя бы одного стационарного рабочего места, которое прямо или косвенно находится под контролем организации, основания для постановки ее на налоговый учет по месту деятельности, не влекущей создание стационарного рабочего места, отсутствуют.
Под территориальной обособленностью, на взгляд судей ФАС Северо-Кавказского округа, подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А).
По мнению же судей ФАС Западно-Сибирского округа, для квалификации действий организации через обособленное подразделение необходимо установить наличие следующих обстоятельств: территориальной обособленности и факта выполнения трудовых обязанностей работниками организации в месте расположения обособленного подразделения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2010 N А75-430/2010).
Территориальная же обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличным от адреса организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 N 03-02-07/1/47702). Указав в Письме Минфина России от 08.07.2013 N 03-02-07/1/26374, что в соответствии с законодательством РФ места нахождения организации, ее обособленных подразделений определяются через соответствующие адреса, чиновники заключили, что в случае, когда место нахождения подразделения территориально не обособлено от места нахождения организации, в отношении его отсутствуют признаки обособленного подразделения организации.

При работе:

- в командировке

Служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ст. 166 ТК РФ).
Если организация направляет своих сотрудников в служебную командировку для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанности по постановке на учет по месту выполнения работ не возникает (Письма Минфина России от 25.12.2009 N 03-02-07/1-572 и от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176). И однозначно не создается обособленное подразделение, если продолжительность работ в командировке в одном населенном пункте составляет не более одного месяца (Письмо Минфина России от 10.07.2008 N 03-02-07/1-271).
Понятие стационарности, по мнению судей ФАС Северо-Кавказского округа, не связано с правами на недвижимость, а определяется сроком, на который создано рабочее место. При этом норма права не придает правового значения форме организации работ (в данном случае - командировки), сроку нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте, месту приема на работу и выплаты заработной платы. При этом признана не соответствующей положениям ст. 11 НК РФ позиция нижестоящих судов, исходивших из того, что создание стационарного рабочего места возможно лишь в случае наличия у организации права собственности, права пользования (например, на основании договора аренды) помещением, в котором такое рабочее место создается (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2012 N А32-4519/2011).
Не столь уж редко организация в соответствии с заключенным договором обязуется в качестве исполнителя выполнить комплекс работ по сервисному обслуживанию (техническому и авторскому надзору) и обеспечению штатной эксплуатации оборудования. Местом выполнения работ является территория заказчика, на которой установлено рассматриваемое оборудование. Причем оно находится вне места нахождения организации в субъектах РФ.
В соответствии с условиями контракта представители исполнителя (командированные сотрудники) обеспечиваются необходимыми для выполнения работ техникой, транспортными средствами и подъемными механизмами, энергетическим и паросиловым оборудованием, штатной эксплуатационной документацией, служебными и складскими помещениями и мастерскими, штатными агрегатами, измерительной аппаратурой, приспособлениями и средствами связи и другими услугами. Организация при этом не заключает никаких договоров аренды для исполнения возложенных на нее обязанностей.
В трудовых договорах, заключенных между организациями и работниками, исполняющими работы по сервисному обслуживанию, указано, что они приняты на работу в организацию по месту ее расположения, а непосредственным местом исполнения трудовой функции работника является месторасположение оборудования. Сотрудники для выполнения работ направляются в командировки.
Процитировав в Письме от 02.08.2013 N 03-02-07/1/31001 нормы ст. ст. 57 и 209 ТК РФ, а также п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 83 НК РФ, Минфин России напомнил налогоплательщику о возможности его обращения в соответствии с п. 9 ст. 83 НК РФ в налоговый орган с соответствующими документами. Налоговый же орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации принимает решение, исходя из представленных организацией документов, на основании которых она осуществляет соответствующую деятельность.
Отвечая на вопрос об определении наличия обязанности подавать сообщение о создании обособленного подразделения при направлении работников в командировки, руководство ФНС России, проанализировав вышеприведенные нормы ст. ст. 16, 20, 57 ТК РФ, п. 2 ст. 11 и п. 9 ст. 83 НК РФ, рекомендовало организации представить в налоговый орган по месту нахождения (либо по месту осуществления деятельности) документы, на основании которых осуществляется деятельность вне ее места нахождения, в том числе и трудовые договоры, для решения вопроса о наличии (отсутствии) возникновения обязанности подавать сообщение о создании обособленного подразделения (Письмо ФНС России от 15.05.2014 N СА-4-14/9323).

- с разъездным характером

Под разъездным характером работы понимается работа сотрудников, при выполнении которой осуществляются регулярные служебные поездки в пределах определенной территории, при наличии возможности ежедневного возвращения к месту жительства. В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных определенным сроком, работа, связанная с разъездами, носит постоянный характер. Не редкость при этом заключение трудовых договоров с работниками для разъездной работы в других городах либо субъектах РФ.
При осуществлении деятельности, имеющей разъездной характер, без создания стационарного рабочего места, обладающего признаками обособленного подразделения, указанного в п. 2 ст. 11 НК РФ, основания для постановки на учет организации в налоговом органе по месту осуществления указанной деятельности не возникает (Письма Минфина России от 24.05.2013 N 03-02-07/1/18634, от 01.03.2012 N 03-02-07/1-50).
Вопрос о наличии либо об отсутствии обособленного подразделения организации чиновники предлагают решать, исходя:
- из содержания понятия "обособленное подразделение организации", указанного в п. 2 ст. 11 НК РФ;
- с учетом договора, заключаемого между организацией и работниками, выполняющими конкретную работу;
- а также фактического характера отношений между организацией и этими работниками и других обстоятельств осуществления организацией соответствующей деятельности вне места ее нахождения.
В определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных признаков обособленного подразделения организации, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ.

- дистанционно

В последнее время работодателями нередко заключаются трудовые договоры о дистанционной работе. Напомним, что дистанционной работой согласно ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ является выполнение определенной трудовой функции:
- вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности);
- вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, -
при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет.
Минфин России в Письмах от 26.03.2014 N 03-02-07/1/13157, от 19.07.2013 N 03-03-06/1/28350, от 17.07.2013 N 03-02-07/1/27861 констатировал, что в определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных признаков обособленного подразделения организации, указанных в п. 2 ст. 11 НК РФ.
В случае же возникновения у налогоплательщика затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе решение на основе представленных им сведений в соответствии с п. 9 ст. 83 НК РФ принимается налоговым органом.
Исходя из этого, финансисты рекомендовали налогоплательщику обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации или налоговый орган по месту осуществления деятельности организации. И им будет принято решение исходя из представленных организацией документов о выполнении ее работниками дистанционной работы.
По прошествии времени в Письме от 01.12.2014 N 03-04-06/61300 Минфин России высказался более определенно. Поскольку дистанционная работа осуществляется вне какого-либо подразделения работодателя и вне стационарного рабочего места, то признаков наличия обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации не имеется.

- надомников

Надомниками согласно ст. 310 ТК РФ считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому. Обычно они используют материалы, предоставляемые работодателем. Инструменты и механизмы, необходимые для осуществления предписываемых работ, могут как предоставляться работодателем, так и приобретаться надомником за свой счет.
Работники налогового ведомства склоняются к тому, что при использовании надомного труда у организации все же возникает стационарное рабочее место вне территории нахождения головного подразделения. И это приводит к созданию обособленного подразделения, что, в свою очередь, обязывает организацию встать на учет в налоговом органе.
На надомников согласно упомянутой ст. 310 ТК РФ распространяются действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Рабочим же местом, как было сказано выше, признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно должно находиться под контролем работодателя. Статьями 24 и 25 Конституции РФ гарантируются неприкосновенность жилища и невмешательство в личную жизнь. Исходя из этого жилище надомного работника, где он осуществляет свою трудовую деятельность, не может находиться под контролем работодателя ни прямо, ни косвенно. С позиции трудового законодательства место деятельности надомника, на наш взгляд, не столь уж корректно признавать рабочим местом, созданным организацией, принявшей его на работу.
Хотя рабочее место у надомника действительно есть, однако оборудуется оно им самим. Работодатель лишь может обеспечить надомника оборудованием, инструментами и иными техническими средствами.
В середине нулевых годов Минфин России считал, что работа на дому происходит без оборудования этому лицу стационарного рабочего места и, соответственно, не может рассматриваться в качестве возникновения обособленного подразделения организации (Письмо Минфина России от 21.07.2005 N 03-01-10/6-334).
В дальнейшем же последовал:
- ответ в сослагательном наклонении - если организацией не создается стационарное рабочее место для выполнения трудовых функций ее работником, то никакой речи об обособленном подразделении идти не может (Письмо Минфина России от 24.05.2006 N 03-02-07/1-129);
- а затем и уход от ответа с указанием на то, что в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (Письма Минфина России от 18.03.2013 N 03-02-07/1/8192, от 07.06.2012 N 03-02-07/1-137).
Последний тезис звучит и в Письме ФНС России от 18.01.2011 N ПА-4-6/449. В этом же Письме, а также в Письме Минфина России от 12.10.2012 N 03-02-07/1-252 при этом упомянута со ссылкой на п. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ возможность использования жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности проживающими в нем гражданами.
Судьи ФАС Московского округа, сославшись на приведенное Письмо Минфина России N 03-02-07/1-129, констатировали, что место выполнения трудовой функции надомника не признается обособленным подразделением и у организации отсутствует обязанность вставать на учет в соответствующем налоговом органе.
При этом судьи подтвердили возможность использования жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (Постановление ФАС Московского округа от 03.12.2010 N КА-А40/15062-10).
Как видим, рабочее место надомника не является обособленным подразделением, так как указанное место работодатель не создает, ему оно не принадлежит и не подконтрольно. В то же время возможно возникновение трений с налоговыми органами.

- вахтовым методом

Вахтовый метод - это особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания (ч. 1 ст. 297 ТК РФ). Такой метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также при осуществлении иной производственной деятельности (ч. 2 ст. 297 ТК РФ).
Работа при этом организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а межвахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства (п. 1.1 Основных положений о вахтовом методе организации работ, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82).
По общему правилу продолжительность вахты работника не должна превышать один месяц. Причем вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха. Однако в исключительных случаях срок вахты может быть увеличен до трех месяцев. Но такое решение в обязательном порядке согласовывается работодателем с профсоюзным комитетом (ст. 299 ТК РФ).
Местом работы при вахтовом методе считаются объекты (участки), на которых осуществляется непосредственная трудовая деятельность.
Финансисты неоднократно разъясняли, что форма организации работ (вахтовый метод или какой-либо иной), а также срок нахождения конкретного работника на созданном стационарном рабочем месте не имеют правового значения для образования обособленного подразделения (Письма Минфина России от 12.10.2012 N 03-02-07/1-249, от 05.08.2011 N 03-02-07/1-279). Данный тезис не вызывает сомнений и у судей (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.11.2006 N Ф08-6161/2006-2552А).
Если работы с использованием вахтового метода проводятся в срок, превышающий один месяц, то в данном случае осуществление организацией деятельности по месту проведения указанных работ подпадает под определение обособленного подразделения. Следовательно, у организации возникает обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения организации (Письмо ФНС России от 19.01.2012 N ПА-4-6/604@).
Если же рассматриваемые работы имеют еще и передвижной характер, то налоговым органом может быть принято решение о постановке организации на учет по первоначальному месту нахождения обособленного подразделения без учета последующего изменения его места нахождения на территории одного субъекта РФ (Письмо Минфина России от 12.10.2012 N 03-02-07/1-250).

- по договору аутстаффинга

Не столь уж редко организация заключает с другой организацией договор аутстаффинга и осуществляет деятельность по предоставлению данной организации (принимающей стороне) персонала.
Порядок осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) по договору аутстаффинга определяется вступившей в силу с начала текущего года ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (п. 2 ст. 1, ст. 7 Федерального закона от 05.05.1914 N 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Согласно этой норме осуществлением деятельности по предоставлению труда работников (персонала) признается направление временно работодателем (направляющей стороной) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющемуся работодателем данных работников (принимающей стороне), для выполнения данными работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны.
Исходя из этого осуществление деятельности по предоставлению труда работников не приводит к образованию обособленного подразделения, поскольку у направляющей стороны не возникают рабочие места по месту нахождения принимающей стороны в связи с тем, что места работы указанных работников находятся под контролем принимающей стороны, а не работодателя. Рабочим же местом, как было сказано выше, признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Следовательно, у организации не возникнет обязанность по постановке на налоговый учет обособленного подразделения по месту нахождения принимающей стороны.
Отметим, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) с 2016 г. вправе (п. 3 ст. 18.1 Закона N 1032-1):
- частные агентства занятости - юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- другие юридические лица, в том числе иностранные юридические лица и их аффилированные лица (за исключением физических лиц), на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законом, в случаях, если работники с их согласия направляются временно:
к юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне;
юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества;
юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной.
В иных случаях заключение договора аутстаффинга (осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала)) является неправомерным.

- по подряду

Ведение работ по договору строительного подряда также, на взгляд фискалов, приводит к образованию обособленного подразделения. По договору строительного подряда организацией-подрядчиком ведутся работы по возведению или ремонту зданий или сооружений на определенной территории. В этом случае возводимая вещь (недвижимое имущество) находится под контролем подрядчика, как и рабочие места его работников, которые осуществляют здесь свою деятельность. В силу того что для договора подряда существенным условием являются сроки выполнения работ (п. 1 ст. 740 ГК РФ), вопрос определения продолжительности ведения деятельности организацией по месту их осуществления у контролеров не должен вызывать затруднений. Сроки их проведения указаны в договоре подряда. Исходя из них и предлагается определять обязанность постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения или ее отсутствие. Если сроки работ по договору подряда установлены более чем на 1 месяц, то такая обязанность возникает.
Арбитражные суды, рассматривая дела по образованию обособленного подразделения при проведении подрядных работ, исходят из условий заключенного договора.
Так, судьи ФАС Центрального округа согласились с налогоплательщиком, который считал, что при проведении им подрядных работ стационарные рабочие места им не создаются, поскольку:
- работы производились на неподконтрольной ему территории с предусмотренной договорами подряда обязанностью заказчика оформлять наряды-допуски на проведение работ, с использованием переносных мобильных инструментов и механизмов;
- отсутствовали собственные или арендуемые помещения в месте выполнения работ;
- выполнение работ в соответствии с гражданским законодательством на объекте, принадлежащем заказчику, являлось способом исполнения обязанностей по договору подряда.
При этом обществом было представлено экспертное заключение областного управления труда и занятости населения о том, что рабочие места, за исключением рабочих мест административно-технического персонала, не являются стационарными (Постановление ФАС Центрального округа от 11.06.2014 N А64-5181/2013).
Судьи АС Северо-Кавказского округа при рассмотрении дела установили, что:
- организация в соответствии с договорами подряда собственными силами (без привлечения субподрядчика) выполняла работы на объекте заказчика, что подтверждено приказами о командировках сотрудников, командировочными удостоверениями, путевыми листами;
- срок исполнения каждого из договоров - более одного месяца;
- строительно-монтажные работы выполнялись командированными работниками общества на охраняемой территории заказчика, что подтверждено письмами о допуске;
- по условиям договоров перечень, объемы и порядок выполнения работ определялись самим заказчиком по техническому заданию, проекту и смете, предоставленным обществу заказчиком;
- надзор за ходом и очередностью выполнения работ, их объемами и качеством осуществлял заказчик;
- электро- и водоснабжение обеспечивал заказчик, бытовые помещения, необходимые для персонала, непосредственно выполняющего работы, также предоставлял заказчик;
- подрядчик не имел права пользования земельными участками или объектами недвижимости на территории выполнения строительно-монтажных работ;
- строительная площадка организации не передавалась, акт приема-передачи не подписывался;
- сроки направления работников общества в командировку не превышали месяца, отметки о прибытии к месту командировки и выбытии осуществлял заказчик.
Исходя из этого, судьи пришли к выводу, что принцип стационарности рабочего места не соблюдался, поскольку у подрядчика при выполнении работ по строительству постоянно менялись место осуществления работ и объекты, вследствие чего отсутствуют основания для вывода о создании обществом обособленного подразделения. Направление же обществом своих работников для выполнения подрядных работ на территории заказчика (командировку) нельзя рассматривать в качестве создания обособленного подразделения. Проведение с работниками инструктажа по соблюдению техники безопасности, создание бытовых помещений на строительной площадке обязательно в рамках исполнения требований об охране труда осуществляется независимо от наличия стационарных рабочих мест (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.12.2014 по делу N А63-18443/2012).
Судьи же АС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 10.02.2015 по делу N А81-26/2014 поддержали налоговиков, которые посчитали, что при проведении подрядных работ у организации по месту их ведения были образованы стационарные рабочие места, что повлекло за собой образование обособленного подразделения.
Аргументы для этого судьи нашли в условиях договора подряда и в нормативных актах в области проектирования и строительства. В обязанности подрядчика (организации, занимающейся строительством) входит возведение на строительной площадке временных сооружений, необходимых для хранения материалов, приобъектных складов. В связи с чем подрядной организацией были заключены договоры аренды земельных участков для размещения базы для производственной деятельности, строительных материалов, вагонов-домов, оборудования и техники сроком на три года. По условиям этих договоров организация была обязана осуществить присоединение электроснабжения и установить приборы учета. Организация оплачивала аренду и электроэнергию.
Не образуются стационарные рабочие места, когда с исполнителями - физическими лицами организация заключает гражданско-правовые договоры - договоры подряда, возмездного оказания услуг, выполнения работ. В данном случае термины, заимствуемые из ТК РФ, - "рабочее место", "работодатель" и "работник" - не используются, даже если заказчик обеспечивает исполнителя необходимым инструментом, оборудованием, помещением для выполнения работ. Единственная опасность для организации состоит в том, что суд может признать заключенный гражданско-правовой договор фактически трудовым в силу ст. 11 ТК РФ. Однако налоговый орган вправе только подать иск в суд по этому поводу, а не принять решение о переквалификации договора самостоятельно.
Как видим, в большинстве приведенных случаев ситуация по определению оборудования стационарных рабочих мест складывается неоднозначно. Вероятность же того, что налоговые органы расценят приведенные виды деятельности организации как приводящие к созданию обособленного подразделения, достаточно велика. Организация, избирая тот или иной вариант действий, должна учитывать все последствия принятия решения, в том числе и неблагоприятные.
И здесь налогоплательщику может помочь неоднократно упоминаемая выше норма п. 9 ст. 83 НК РФ: для решения вопроса о постановке на учет в налоговых органах организации следует обратиться в ИФНС России по месту своего нахождения или месту образования стационарного рабочего места, представив соответствующие данные.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑