Законопроект направлен на расширение перечня лиц, имеющих преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников, с целью недопущения увольнения работников предпенсионного возраста.
Законопроект направлен на защиту трудовых прав членов многодетных семей. Конкретизируются права таких работников на оформление ежегодного оплачиваемого отпуска по своему желанию в удобное для них время, а также гарантии, установленные ст. 259 ТК РФ. Помимо этого устанавливаются гарантии при сокращении штатов для матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до четырнадцати лет.
Законопроект направлен на предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии по старости медицинским работникам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в медицинских организациях других, помимо государственной и муниципальной системы здравоохранения организационно-правовых форм, при условии осуществления такими лицами медицинской помощи в рамках ОМС.
Дата размещения статьи: 13.02.2016
В России идет процесс формирования и развития подходов, принципов, механизмов, методов и моделей государственного и общественного управления и самоуправления на основе правовой и рыночной экономики. В условиях развернутого процесса модернизации возрастают роль и значение всестороннего обеспечения устойчивой национальной безопасности и повышения уровня системного, интегрированного цивилизованного развития общества и образования.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее - Закон об образовании) целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. Одна из основных задач правового регулирования отношений в сфере военного образования - определение правового положения участников отношений в этой сфере.
Вынесенная в заголовок статьи тема частично исследовалась автором в публикации 2011 г. <1>, однако в связи с принятием Закона об образовании и внесением в связи с этим изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие указанные правоотношения, есть необходимость более глубокого исследования вопроса.
--------------------------------
<1> Савин И.Г. Правовые основы осуществления педагогической деятельности гражданским персоналом вуза Минобороны России // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 5. С. 101 - 105.
Прежде всего определимся с используемыми в статье понятиями.
1. Вузы. Примечание к п. 1 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации <2>, определяет, что для краткости федеральные государственные военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования Минобороны России будут именоваться военно-учебными заведениями или вузами.--------------------------------
<2> Приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 15 сентября 2014 г. N 670.
2. Профессорско-преподавательский состав. Как известно, Закон об образовании определил общее понятие "педагогический работник" <3>. Однако ст. ст. 49 и 50 указанного Закона выделяют из педагогических работников как отдельную категорию, занимающуюся образовательной деятельностью в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, профессорско-преподавательский состав.
--------------------------------
<3> Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Закона об образовании).
3. Социальные гарантии. В русском языке слово "гарантия" означает обеспечение, ручательство <4>. Большая советская энциклопедия трактует "гарантии" как материальные, духовные и юридические условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными законодательством правами и свободами <5>.
--------------------------------
<4> Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935. С. 541.
<5> Большая советская энциклопедия. Т. 6. 3-е изд. М., 1971. С. 118.
Несмотря на широкое применение термина "социальные гарантии" в нормативных правовых актах различного уровня, на настоящий момент в законодательстве отсутствует его обобщающее определение; содержатся лишь перечни социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан. Понятие "социальные гарантии" было введено Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ вместо понятий "льготы" и "гарантии". Анализ понятия "социальные гарантии" проведен Л.В. Серегиной <6>, которая на основе анализа законодательства и научной литературы сформулировала следующие важные признаки социальных гарантий:
1. Призваны обеспечить реализацию прав граждан на получение социальной защиты, в том числе поддержание достойного уровня жизни при наступлении социальных рисков, и доступ к ценностям цивилизованного общества.
--------------------------------
<6> Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журн. рос. права. 2011. N 2. С. 73 - 81.
2. Устанавливают пределы возможностей индивида претендовать на получение социальных благ при наступлении определенных обстоятельств, в частности в случае объективной невозможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи, невозможности пользоваться наравне с другими лицами ценностями цивилизованного общества.
3. Призваны обеспечить по крайней мере минимальный уровень жизнедеятельности всем членам общества и создать равные стартовые возможности для самореализации и удовлетворения своих потребностей.
4. Предоставляются с учетом экономических, политических условий, финансовых возможностей государства или лица, предоставляющего их.
По мнению О.А. Снежко, "социальные гарантии представляют собой часть общих гарантий прав и свобод, которые призваны обеспечить реализацию социальных прав (права на пенсию, права на социальное обеспечение и обслуживание, права на получение социальных пособий, права на охрану здоровья и др.). По своей сути социальные гарантии должны балансировать на тонкой грани между обеспечением интересов государства и его граждан" <7>.
--------------------------------
<7> Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.
Рассмотрим социальные гарантии лица профессорско-преподавательского состава вузов Минобороны России, занимающих гражданские должности. Проанализировав содержание гл. 52 ТК РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, в том числе профессорско-преподавательского состава, можно прийти к выводу, что установленные для рассматриваемой категории ограничения (например, ст. 331 ТК РФ (право на занятие педагогической деятельностью), ст. 332 (особенности заключения и прекращения трудового договора с лицами профессорско-преподавательского состава), ст. 336 (дополнительные основания прекращения трудового договора) и др.) компенсируются установленными этой же главой социальными гарантиями, такими как сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 333 ТК РФ); ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334); длительный отпуск (ст. 335).
Социальные гарантии лицам профессорско-преподавательского состава закреплены в специальном Законе (ст. 47 Закона об образовании):
1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
5) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
6) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Раскроем перечисленные выше права и социальные гарантии.
1. Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.
Как уже указывалось выше, ст. 333 ТК РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (нормальная продолжительность - 40 часов (ст. 91 ТК РФ)).
В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.
К особенностям осуществления трудовой деятельности лицами профессорско-преподавательского состава относится установление верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников <8>. При этом, согласно внесенным изменениям, теперь этот верхний предел устанавливается не Правительством Российской Федерации (в типовом положении об образовательном учреждении соответствующего типа и вида <9>), а Министерством образования и науки Российской Федерации <10>. Министерством образования и науки Российской Федерации верхний предел учебной нагрузки для ППС установлен в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году <11>.
--------------------------------
<8> Часть 3 ст. 333 ТК РФ.
<9> Например, ранее устанавливался в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71.
<10> Подпункт 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466.
<11> Пункт 7.1.2 приложения N 2 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" от 22 декабря 2014 г. N 1601.
Учебная нагрузка включает в себя учебную (преподавательскую) работу. При этом в соответствии с п. 52 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры <12> учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся. Именно контактная работа является основой для определения учебной нагрузки преподавателя вуза. Согласно п. 54 вышеуказанного Порядка контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) занятия семинарского типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся. При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.
--------------------------------
<12> Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1367.
Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.
В соответствии с п. 57 указанного Порядка минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе устанавливаются локальным нормативным актом организации.
Закон об образовании (ст. 81) делегирует Минобороны России право устанавливать особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны страны.
В связи с изложенным издан Приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 15 сентября 2014 г. N 670, утвердивший Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, в целом совпадающий с рассмотренным выше Порядком организации и осуществления образовательной деятельности, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1367.
Что же касается регулирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вуза Минобороны России, то на настоящий момент оно продолжает осуществляться в соответствии с положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации 2005 г. N 319 "Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации" <13>.
--------------------------------
<13> См. подробнее: Савин И.Г. Правовые основы осуществления педагогической деятельности гражданским персоналом вуза Минобороны России // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 5. С. 101 - 105.
В соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск педагогических работников вузов является удлиненным и составляет 56 суток <14>.
--------------------------------
<14> Постановление Правительства Российской Федерации "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" от 14 мая 2015 г. N 466.
Согласно ст. 335 ТК РФ педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого ранее определялись учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, а в связи с принятием Закона об образовании и соответствующими изменениями, внесенными в ТК РФ, в настоящий момент определяются Министерством образования и науки Российской Федерации <15>.
--------------------------------
<15> Приказ Минобразования России "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года" от 7 декабря 2000 г. N 3570.
Закон об образовании установил право лиц профессорско-преподавательского состава на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Ранее действовавший Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 определял этот срок не реже чем один раз в пять лет (ч. 5 ст. 55 указанного Закона).
В принятом Законе об образовании отсутствуют:
1) ранее установленное ч. 8 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 <16> право лиц профессорско-преподавательского состава федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выплату ежемесячной денежной компенсации в размере 150 руб. в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;
2) ранее установленные ч. 5 ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ <17> надбавки научно-педагогическим работникам высших учебных заведений в размере:
- 40% за должность доцента;
- 60% за должность профессора;
- 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;
- 7000 руб. за ученую степень доктора наук.
--------------------------------
<16> Признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
<17> Признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
1. Размер окладов значительно увеличился.
При этом необходимо отметить, что реального снижения доходов лиц профессорско-преподавательского состава не произошло. Так, проведя сравнительный анализ размера должностных окладов отдельных должностей профессорско-преподавательского состава вузов Минобороны России согласно ранее действовавшему приказу (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555) и действующему в настоящее время приказу (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255), можно прийти к следующим выводам:
Должность |
Приказ N 555 (старый) |
Приказ N 255 (новый) |
Разница |
Заведующий кафедрой (в соответствии с Приказом N 255 оклад зависит от наличия ученой степени и ученого звания) |
14 600 |
от 37 590 до 26 090 |
от 22 990 до 11 490 |
Профессор, имеющий ученое звание профессора и ученую степень доктора наук |
13 250 |
34 400 |
21 150 |
Доцент, имеющий ученое звание доцента и ученую степень кандидата наук |
10 550 |
26 290 |
15 740 |
Старший преподаватель, имеющий ученую степень кандидата наук |
9 760 |
15 710 |
5 950 |
Преподаватель, имеющий ученую степень кандидата наук |
8 420 |
14 010 |
5 590 |
2. Ранее действовавшие надбавки (за должность профессора, доцента, кандидата и доктора наук) включены в оклады (указанные в таблице размеры окладов из Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255).
Заведующий кафедрой: |
|
имеющий ученое звание профессора (доцента) и ученую степень доктора наук или только ученую степень доктора наук |
37 180 |
имеющий ученое звание профессора и ученую степень кандидата наук |
32 960 |
имеющий ученое звание профессора |
29 790 |
имеющий ученое звание доцента и ученую степень кандидата наук или только ученую степень кандидата наук |
29 260 |
имеющий ученое звание доцента |
26 090 |
Профессор: |
|
имеющий ученое звание профессора и ученую степень доктора наук |
34 440 |
имеющий ученое звание доцента и ученую степень доктора наук или только ученую степень доктора наук |
32 510 |
имеющий ученое звание профессора (или доцента) и ученую степень кандидата наук |
28 290 |
имеющий ученое звание профессора или доцента |
25 130 |
имеющий ученую степень кандидата наук |
24 740 |
Доцент: |
|
имеющий ученое звание доцента (или профессора) и ученую степень доктора наук |
26 290 |
имеющий ученую степень доктора наук |
24 880 |
имеющий ученое звание доцента (или профессора) и ученую степень кандидата наук |
22 070 |
имеющий ученую степень кандидата наук |
20 660 |
имеющий ученое звание профессора или доцента |
17 500 |
не имеющий ученого звания доцента или ученой степени кандидата наук |
15 120 |
Старший преподаватель: |
|
имеющий ученую степень доктора наук |
19 930 |
имеющий ученую степень кандидата наук |
15 710 |
не имеющий ученой степени кандидата наук |
10 180 |
Ассистент, преподаватель: |
|
имеющий ученую степень доктора наук |
18 230 |
имеющий ученую степень кандидата наук |
14 010 |
не имеющий ученой степени кандидата наук |
8 750 |
Рассмотрев аспекты правового регулирования социальных гарантий, предоставляемых профессорско-преподавательскому составу вузов Минобороны России, можно сделать следующие выводы:
1. Социальные гарантии лицам профессорско-преподавательского состава (в том числе осуществляющим свою деятельность в вузах Минобороны России) обусловлены наличием в нормативных правовых актах (прежде всего в ТК РФ) ограничений, установленных для указанной категории работников.
2. Изменения, внесенные в действующее законодательство в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, принципиально не повлияли на социальные гарантии лицам профессорско-преподавательского состава, однако изменился субъект правового регулирования большинства установленных социальных гарантий. Им выступает Министерство образования и науки Российской Федерации.
3. Отмена действовавших ранее надбавок для работников из числа профессорско-преподавательского состава, имевших ученую степень и ученое звание, не привела к ухудшению материального положения лиц профессорско-преподавательского состава вузов Минобороны России, так как исключение надбавок из законодательных актов было компенсировано сопоставимым увеличением размеров установленных должностных окладов.
В настоящей статье были рассмотрены лишь отдельные аспекты правового регулирования социальных гарантий, предоставляемых лицам профессорско-преподавательского состава вузов Минобороны России. Дальнейшее исследование данной темы предполагает системное рассмотрение трудовых прав и социальных гарантий лиц указанной категории.
Библиографический список:
1. Савин И.Г. Правовые основы осуществления педагогической деятельности гражданским персоналом вуза Минобороны России [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2011. N 5.
2. Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация [Текст] // Журнал российского права. 2011. N 2.
3. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан [Текст] // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.