Все о трудовом праве
  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Разделы:
Последние новости:

26.12.2019

Законопроект разработан в целях поддержки членов многодетных семей, получающих пенсии по потере кормильца или инвалидности в размере меньшем, чем установленная субъектом Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера в целом по региону в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

подробнее
28.11.2019

Разработка изменений в главу 52 Трудового кодекса РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, была продиктована ростом преступлений, в т.ч. тяжких и особо тяжких составов, совершаемых именно педагогическими работниками, относящимися к звену  среднего и высшего образования. Увеличивается количество уголовных дел, возбужденных в отношении преподавателей, жертвами которых становятся учащиеся школ, появляются уголовные дела в отношении преподавателей ВУЗов. 

подробнее
01.10.2019

При рассмотрении исковых заявлений от детей-сирот, которым служба занятости населения вынуждена отказывать в регистрации в качестве безработных с выплатой пособия в размере среднего заработка по региону проживания, в связи с тем, что  до обращения в службу занятости у них была трудовая деятельность и они не впервые ищущие работу, судебная практика встает на сторону детей-сирот, что расходится с требованиями Закона о занятости населения (ст.34, 34.1).

подробнее
Все статьи > Иные вопросы > О некоторых аспектах правового регулирования социальных гарантий, предоставляемых профессорско-преподавательскому составу вузов Минобороны России (Савин И.Г.)

О некоторых аспектах правового регулирования социальных гарантий, предоставляемых профессорско-преподавательскому составу вузов Минобороны России (Савин И.Г.)

Дата размещения статьи: 13.02.2016

О некоторых аспектах правового регулирования социальных гарантий, предоставляемых профессорско-преподавательскому составу вузов Минобороны России (Савин И.Г.)

В России идет процесс формирования и развития подходов, принципов, механизмов, методов и моделей государственного и общественного управления и самоуправления на основе правовой и рыночной экономики. В условиях развернутого процесса модернизации возрастают роль и значение всестороннего обеспечения устойчивой национальной безопасности и повышения уровня системного, интегрированного цивилизованного развития общества и образования.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (далее - Закон об образовании) целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования. Одна из основных задач правового регулирования отношений в сфере военного образования - определение правового положения участников отношений в этой сфере.

Вынесенная в заголовок статьи тема частично исследовалась автором в публикации 2011 г. <1>, однако в связи с принятием Закона об образовании и внесением в связи с этим изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие указанные правоотношения, есть необходимость более глубокого исследования вопроса.

--------------------------------

<1> Савин И.Г. Правовые основы осуществления педагогической деятельности гражданским персоналом вуза Минобороны России // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 5. С. 101 - 105. 

Прежде всего определимся с используемыми в статье понятиями.

1. Вузы. Примечание к п. 1 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации <2>, определяет, что для краткости федеральные государственные военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования Минобороны России будут именоваться военно-учебными заведениями или вузами.--------------------------------

<2> Приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 15 сентября 2014 г. N 670. 

2. Профессорско-преподавательский состав. Как известно, Закон об образовании определил общее понятие "педагогический работник" <3>. Однако ст. ст. 49 и 50 указанного Закона выделяют из педагогических работников как отдельную категорию, занимающуюся образовательной деятельностью в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, профессорско-преподавательский состав.

--------------------------------

<3> Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Закона об образовании). 

3. Социальные гарантии. В русском языке слово "гарантия" означает обеспечение, ручательство <4>. Большая советская энциклопедия трактует "гарантии" как материальные, духовные и юридические условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными законодательством правами и свободами <5>.

--------------------------------

<4> Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935. С. 541.

<5> Большая советская энциклопедия. Т. 6. 3-е изд. М., 1971. С. 118. 

Несмотря на широкое применение термина "социальные гарантии" в нормативных правовых актах различного уровня, на настоящий момент в законодательстве отсутствует его обобщающее определение; содержатся лишь перечни социальных гарантий, предоставляемых отдельным категориям граждан. Понятие "социальные гарантии" было введено Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ вместо понятий "льготы" и "гарантии". Анализ понятия "социальные гарантии" проведен Л.В. Серегиной <6>, которая на основе анализа законодательства и научной литературы сформулировала следующие важные признаки социальных гарантий:

1. Призваны обеспечить реализацию прав граждан на получение социальной защиты, в том числе поддержание достойного уровня жизни при наступлении социальных рисков, и доступ к ценностям цивилизованного общества.

--------------------------------

<6> Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журн. рос. права. 2011. N 2. С. 73 - 81. 

2. Устанавливают пределы возможностей индивида претендовать на получение социальных благ при наступлении определенных обстоятельств, в частности в случае объективной невозможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи, невозможности пользоваться наравне с другими лицами ценностями цивилизованного общества.

3. Призваны обеспечить по крайней мере минимальный уровень жизнедеятельности всем членам общества и создать равные стартовые возможности для самореализации и удовлетворения своих потребностей.

4. Предоставляются с учетом экономических, политических условий, финансовых возможностей государства или лица, предоставляющего их.

По мнению О.А. Снежко, "социальные гарантии представляют собой часть общих гарантий прав и свобод, которые призваны обеспечить реализацию социальных прав (права на пенсию, права на социальное обеспечение и обслуживание, права на получение социальных пособий, права на охрану здоровья и др.). По своей сути социальные гарантии должны балансировать на тонкой грани между обеспечением интересов государства и его граждан" <7>.

--------------------------------

<7> Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7. 

Рассмотрим социальные гарантии лица профессорско-преподавательского состава вузов Минобороны России, занимающих гражданские должности. Проанализировав содержание гл. 52 ТК РФ, регулирующей особенности труда педагогических работников, в том числе профессорско-преподавательского состава, можно прийти к выводу, что установленные для рассматриваемой категории ограничения (например, ст. 331 ТК РФ (право на занятие педагогической деятельностью), ст. 332 (особенности заключения и прекращения трудового договора с лицами профессорско-преподавательского состава), ст. 336 (дополнительные основания прекращения трудового договора) и др.) компенсируются установленными этой же главой социальными гарантиями, такими как сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 333 ТК РФ); ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск (ст. 334); длительный отпуск (ст. 335).

Социальные гарантии лицам профессорско-преподавательского состава закреплены в специальном Законе (ст. 47 Закона об образовании):

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

6) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Раскроем перечисленные выше права и социальные гарантии.

1. Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

Как уже указывалось выше, ст. 333 ТК РФ устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (нормальная продолжительность - 40 часов (ст. 91 ТК РФ)).

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

К особенностям осуществления трудовой деятельности лицами профессорско-преподавательского состава относится установление верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников <8>. При этом, согласно внесенным изменениям, теперь этот верхний предел устанавливается не Правительством Российской Федерации (в типовом положении об образовательном учреждении соответствующего типа и вида <9>), а Министерством образования и науки Российской Федерации <10>. Министерством образования и науки Российской Федерации верхний предел учебной нагрузки для ППС установлен в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году <11>.

--------------------------------

<8> Часть 3 ст. 333 ТК РФ.

<9> Например, ранее устанавливался в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71.

<10> Подпункт 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466.

<11> Пункт 7.1.2 приложения N 2 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" от 22 декабря 2014 г. N 1601. 

Учебная нагрузка включает в себя учебную (преподавательскую) работу. При этом в соответствии с п. 52 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры <12> учебные занятия по образовательным программам проводятся в форме контактной работы обучающихся с преподавателем и в форме самостоятельной работы обучающихся. Именно контактная работа является основой для определения учебной нагрузки преподавателя вуза. Согласно п. 54 вышеуказанного Порядка контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий, включает в себя занятия лекционного типа, и (или) занятия семинарского типа, и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся. При необходимости контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем.

--------------------------------

<12> Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1367. 

Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.

В соответствии с п. 57 указанного Порядка минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем, а также максимальный объем занятий лекционного и семинарского типов при организации образовательного процесса по образовательной программе устанавливаются локальным нормативным актом организации.

Закон об образовании (ст. 81) делегирует Минобороны России право устанавливать особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны страны.

В связи с изложенным издан Приказ Министра обороны Российской Федерации "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 15 сентября 2014 г. N 670, утвердивший Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, в целом совпадающий с рассмотренным выше Порядком организации и осуществления образовательной деятельности, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1367.

Что же касается регулирования учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вуза Минобороны России, то на настоящий момент оно продолжает осуществляться в соответствии с положениями Приказа Министра обороны Российской Федерации 2005 г. N 319 "Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации" <13>.

--------------------------------

<13> См. подробнее: Савин И.Г. Правовые основы осуществления педагогической деятельности гражданским персоналом вуза Минобороны России // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 5. С. 101 - 105. 

В соответствии со ст. 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск педагогических работников вузов является удлиненным и составляет 56 суток <14>.

--------------------------------

<14> Постановление Правительства Российской Федерации "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" от 14 мая 2015 г. N 466. 

Согласно ст. 335 ТК РФ педагогические работники не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого ранее определялись учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, а в связи с принятием Закона об образовании и соответствующими изменениями, внесенными в ТК РФ, в настоящий момент определяются Министерством образования и науки Российской Федерации <15>.

--------------------------------

<15> Приказ Минобразования России "Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года" от 7 декабря 2000 г. N 3570. 

Закон об образовании установил право лиц профессорско-преподавательского состава на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Ранее действовавший Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 определял этот срок не реже чем один раз в пять лет (ч. 5 ст. 55 указанного Закона).

В принятом Законе об образовании отсутствуют:

1) ранее установленное ч. 8 ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 <16> право лиц профессорско-преподавательского состава федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования на выплату ежемесячной денежной компенсации в размере 150 руб. в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями;

2) ранее установленные ч. 5 ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ <17> надбавки научно-педагогическим работникам высших учебных заведений в размере:

- 40% за должность доцента;

- 60% за должность профессора;

- 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;

- 7000 руб. за ученую степень доктора наук.

--------------------------------

<16> Признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

<17> Признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. 

1. Размер окладов значительно увеличился.

При этом необходимо отметить, что реального снижения доходов лиц профессорско-преподавательского состава не произошло. Так, проведя сравнительный анализ размера должностных окладов отдельных должностей профессорско-преподавательского состава вузов Минобороны России согласно ранее действовавшему приказу (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555) и действующему в настоящее время приказу (Приказ Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255), можно прийти к следующим выводам: 

Должность

Приказ N 555 (старый)

Приказ N 255 (новый)

Разница

Заведующий кафедрой (в соответствии с Приказом N 255 оклад зависит от наличия ученой степени и ученого звания)

14 600

от 37 590 до 26 090

от 22 990 до 11 490

Профессор, имеющий ученое звание профессора и ученую степень доктора наук

13 250

34 400

21 150

Доцент, имеющий ученое звание доцента и ученую степень кандидата наук

10 550

26 290

15 740

Старший преподаватель, имеющий ученую степень кандидата наук

9 760

15 710

5 950

Преподаватель, имеющий ученую степень кандидата наук

8 420

14 010

5 590

2. Ранее действовавшие надбавки (за должность профессора, доцента, кандидата и доктора наук) включены в оклады (указанные в таблице размеры окладов из Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. N 255). 

Заведующий кафедрой:

 

имеющий ученое звание профессора (доцента) и ученую степень доктора наук или только ученую степень доктора наук

37 180

имеющий ученое звание профессора и ученую степень кандидата наук

32 960

имеющий ученое звание профессора

29 790

имеющий ученое звание доцента и ученую степень кандидата наук или только ученую степень кандидата наук

29 260

имеющий ученое звание доцента

26 090

Профессор:

 

имеющий ученое звание профессора и ученую степень доктора наук

34 440

имеющий ученое звание доцента и ученую степень доктора наук или только ученую степень доктора наук

32 510

имеющий ученое звание профессора (или доцента) и ученую степень кандидата наук

28 290

имеющий ученое звание профессора или доцента

25 130

имеющий ученую степень кандидата наук

24 740

Доцент:

 

имеющий ученое звание доцента (или профессора) и ученую степень доктора наук

26 290

имеющий ученую степень доктора наук

24 880

имеющий ученое звание доцента (или профессора) и ученую степень кандидата наук

22 070

имеющий ученую степень кандидата наук

20 660

имеющий ученое звание профессора или доцента

17 500

не имеющий ученого звания доцента или ученой степени кандидата наук

15 120

Старший преподаватель:

 

имеющий ученую степень доктора наук

19 930

имеющий ученую степень кандидата наук

15 710

не имеющий ученой степени кандидата наук

10 180

Ассистент, преподаватель:

 

имеющий ученую степень доктора наук

18 230

имеющий ученую степень кандидата наук

14 010

не имеющий ученой степени кандидата наук

8 750

 

Рассмотрев аспекты правового регулирования социальных гарантий, предоставляемых профессорско-преподавательскому составу вузов Минобороны России, можно сделать следующие выводы:

1. Социальные гарантии лицам профессорско-преподавательского состава (в том числе осуществляющим свою деятельность в вузах Минобороны России) обусловлены наличием в нормативных правовых актах (прежде всего в ТК РФ) ограничений, установленных для указанной категории работников.

2. Изменения, внесенные в действующее законодательство в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, принципиально не повлияли на социальные гарантии лицам профессорско-преподавательского состава, однако изменился субъект правового регулирования большинства установленных социальных гарантий. Им выступает Министерство образования и науки Российской Федерации.

3. Отмена действовавших ранее надбавок для работников из числа профессорско-преподавательского состава, имевших ученую степень и ученое звание, не привела к ухудшению материального положения лиц профессорско-преподавательского состава вузов Минобороны России, так как исключение надбавок из законодательных актов было компенсировано сопоставимым увеличением размеров установленных должностных окладов.

В настоящей статье были рассмотрены лишь отдельные аспекты правового регулирования социальных гарантий, предоставляемых лицам профессорско-преподавательского состава вузов Минобороны России. Дальнейшее исследование данной темы предполагает системное рассмотрение трудовых прав и социальных гарантий лиц указанной категории.

 

Библиографический список:

1. Савин И.Г. Правовые основы осуществления педагогической деятельности гражданским персоналом вуза Минобороны России [Текст] // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2011. N 5.
2. Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация [Текст] // Журнал российского права. 2011. N 2.
3. Снежко О.А. Конституционные основы социальной защиты граждан [Текст] // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 7.

Трудовой договор и трудовые отношения © 2015 - 2020. Все права защищены
↑